И мой электроник

Автор dmmos, 27 Март 2008 в 17:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

aL75

Цитата: dmmos от 01 Апр. 2008 в 11:14
К сожалению, на сайте опечатка. Колеса - как обычно, 10 дюймов. Дорожный просвет маленький. Но в Москве, уверен, ничего лучшего сейчас не найти. на hulong остались только 600-вт модели, всего две штуки. На других сайтах лучшее, что есть - это din-07, типа киловаттник. Я ездил его смотреть - полное г... - передняя подвеска - рычажная (!!!), передние тормоза - барабанные (!!!). Диски колесные - штамповка! Двигатель - ну не знаю, как там насчет киловатта, но он меньше по размерам, чем мой 800 Вт. А у меня: гидравлические дисковые передние тормоза, литые диски, хороший мотор, телескопический передний аморт. Качество сборки очень недурственное.
Тоже МК под 10"... Коллеги, приходилось ли кому видеть электроскутеры с МК>500Вт на больших колесах, к примеру 16", или вживую, или в каталогах? Они вообще в природе существуют? 
dmmos, если нетрудно, замерьте плиз размеры собственно мотора(диаметр и ширину), интересно сравнить со своим 500Вт.

aL75

Цитата: dmmos от 02 Апр. 2008 в 15:19
Итак, я измерил скорость своего электроника с помощью GPS. Оказалось, китайский спидометр врет на 33%. Таким образом, по прямой максимальная скорость на свежих аккумах составила чуть более 40. С небольшой горочки бежит 50...55.
Еще родилась такая идея: подключить амперметр к аккуму, ехать по ровной дороге и измерять также скорость по GPS. Снять значения тока для всех установившихся скоростей, от минимальной до максимальной, с шагом 1...2 км/час. Потом делим скорость на ток, и получаем относительную величину, пропорциональную максимальному пробегу на данной скорости. Т.е. сколько километров пробежит скутер, израсходовав 1 ампер-час энергии. Есть подозрение, что у этого графика будет максимум, примерно соответствующий максимуму КПД двигателя. И вторая идея: в конструкцию своего контроллера внести кнопочку "круиз контроль", которая будет автоматически поддерживать найденную скорость, что обеспечит максимально возможный пробег скутера на одной зарядке. Единственное, что этот эксперимент не учитывает - зависимость емкости аккумулятора от разрядного тока. Но это тоже можно учесть, надо только где-то нарыть соответствующие кривые разряда для китайских свинцовых аккумов.
А пробег сколько получили, одометр тоже "тюнингованный"? :) 40кмч - вполне себе средняя скорость для таких аппаратов... Немного, правда,  смущает разница "горизонтальной" и скоростью с горки, на эту самую горку с какой скоростью заезжаете?
Кстати, за показания амперметра при максимальной и нескольких промежуточных скоростях был бы весьма признателен. Если верить докам производителя, то КПД МК близок к максимальному во второй половине мощностей.

В тоже время потери на трение и сопротивление воздуха растут пропорционально кубу скорости... По моим ощущениям, "экономичная" скорость находится на уровне 30кмч. Зависимость емкости аккумулятора от разрядного тока достаточно сильная, при часовом разряде с них можно снять примерно половину емкости. Подобие даташита на китайские АКБ закинул в файловый архив https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=view;id=8

dmmos

ЦитироватьА пробег сколько получили, одометр тоже "тюнингованный"? :) 40кмч - вполне себе средняя скорость для таких аппаратов... Немного, правда,  смущает разница "горизонтальной" и скоростью с горки, на эту самую горку с какой скоростью заезжаете?
Одометр не проверил, но навскидку врет на те же 30...50%. В горку он едет по ЖПС где-то 35.

ЦитироватьКстати, за показания амперметра при максимальной и нескольких промежуточных скоростях был бы весьма признателен. Если верить докам производителя, то КПД МК близок к максимальному во второй половине мощностей.

Все обмеры произведу на выходных, тогда и отпишу. Пока скутер стоит в дальнем гараже. Кстати, спасибо за таблицу, но если можно, прокомментируйте ее, я не очень понял: там вроде обороты (rpm) почти одинаковы, около 700. Плюс фигурирует две мощности - P1 и P2. Что это вообще за таблица?

ЦитироватьВ тоже время потери на трение и сопротивление воздуха растут пропорционально кубу скорости...

Да, но это автоматически учитывается в суммарном КПД, потому что я буду производить измерения не на стенде, а в реальном движении. Под КПД я здесь понимаю сколько километров можно проехать на одном ампер-часе энергии, т.е. скорость разделить на ток.

ЦитироватьЗависимость емкости аккумулятора от разрядного тока достаточно сильная, при часовом разряде с них можно снять примерно половину емкости.

Надеюсь, у литий-фосфатных с этим дела обстоят получше. Недаром же они на ebay пишут, что на одном литий-фосфатном 20ач можно проехать до 100 км - наверное именно за счет неуменьшения емкости от разрядного тока.

aL75

ЦитироватьОдометр не проверил, но навскидку врет на те же 30...50%. В горку он едет по ЖПС где-то 35.
Интересно... Сильно смахивает на заниженный порог ограничения тока в контроллере.

ЦитироватьВсе обмеры произведу на выходных, тогда и отпишу. Пока скутер стоит в дальнем гараже. Кстати, спасибо за таблицу, но если можно, прокомментируйте ее, я не очень понял: там вроде обороты (rpm) почти одинаковы, около 700. Плюс фигурирует две мощности - P1 и P2. Что это вообще за таблица?
Ждемc! 
Таблица взята отсюда http://www.hulong.ru/catalog.php?id=5 . Похоже, это единственный источник хоть каких-то параметров МК.
:bw: Насколько понимаю, характеристики снимались на стационарном стенде при номинальном напряжении, при этом измерялись ток, напряжение, обороты и момент. Произведение первых двух значений - электрическая подводимая мощность Р1, обороты*момент - это механическая выходная моща Р2, Р2/Р1=КПД...   

ЦитироватьДа, но это автоматически учитывается в суммарном КПД, потому что я буду производить измерения не на стенде, а в реальном движении. Под КПД я здесь понимаю сколько километров можно проехать на одном ампер-часе энергии, т.е. скорость разделить на ток.
Попробуйте, конечно, коллегам наверняка будет небезинтересно ;) .

ЦитироватьНадеюсь, у литий-фосфатных с этим дела обстоят получше. Недаром же они на ebay пишут, что на одном литий-фосфатном 20ач можно проехать до 100 км - наверное именно за счет неуменьшения емкости от разрядного тока.
По крайней мере, нигде такая зависимость у литиевых АКБ не указывается...  Так что можно считать, что литиевая АКБ эквивалентна свинцовой минимум в полтора, а то и вдвое большей емкости!
Кстати, как говорил лучший друг советских физкультурников, "жить становится лучше, жить становится веселей" :D .
  http://cgi.ebay.com/48V-20AH-LiFePO4-battery-e-bike-bicycle_W0QQitemZ160225779257QQihZ006QQcategoryZ11332QQssPageNameZWDVWQQrdZ1QQcmdZViewItem
http://cgi.ebay.com/48V-30AH-LiFePO4-battery-e-bike-bicycle_W0QQitemZ160225747686QQihZ006QQcategoryZ11332QQssPageNameZWDVWQQrdZ1QQcmdZViewItem

g-max

а перевести можно? а то до компа доберусь не скоро. А в инглише ни бум бум
scootermag - разводилы

aL75

Переводить особо нечего, главное - цифирки  :)
Литий железофосфатные батареи
48V 20AH $389.99       
48V 30AH $499.99
Плюс доставка...

g-max

Но за эту сумму можно купить бензина для бензоскутера на...... 22000км  те на весь срок службы скутера!  смысла нет :( .
Вот еслиб на эл вел тогда смысл есть  он и 36в и емкость нужна 12 а\ч . А какой ресурс у них?
scootermag - разводилы

aL75

Заявлен ресурс 1000 циклов при 80% разряде, 10 лет срока службы, так что можно проехать на них до 50000-70000 км. На электровелосипед тоже имеются такие.
А ведь "зажигалке" кроме бензина, еще требуется масло, расходники надо менять - фильтр, ремень... ТО желательно еще проходить. Тоже ведь все дэнги :) .

dmmos

Цитата: aL75 от 03 Апр. 2008 в 17:42
Переводить особо нечего, главное - цифирки  :)
Литий железофосфатные батареи
48V 20AH $389.99       
48V 30AH $499.99
Плюс доставка...

Тут надо быть аккуратным. У этого продавца пока маленькая история продаж. Всего две продажи аккумов, да и то возможно подставным людям. Я ему написал вопрос, если он лыко вяжет по-английски, возможно что-то прояснится.

dmmos

Итак, решил открыть новую тему, полностью посвященную моему скуту. Предыстория находится здесь:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,53.0.html
Сегодня целый день потратил на измерения. Выкладываю результаты.
Итак, меня спрашивали о размерах двигателя. В первом приближении, это цилиндр. Диаметр: 225мм; высота (отсчитывал от кромки обода) 56мм.
Измерял также сопротивления проводов (вместе с клеммами), последовательно соединяющих аккумуляторы. Суммарное сопротивление - 17мОм. Что не удивительно: провода сечением не более полутора мм2, клеммы не пропаяны. Это значит, что на этом деле будет рассеиваться до 10 Ватт! Сопротивление защитного автомата: 3мОм. Тоже не так уж мало: почти два Ватта рассеится.
Далее обмерялись обмотки двигателя с помощью измерителя иммитанса. Точки подключения прибора - вместо контроллера. Таким образом, измерялись две последовательно включенные обмотки. Схема замещения - последовательно индуктивность+сопротивление.
На частоте 100 Гц имеем: L=162 мкГн Rs=101 мОм.
На частоте 10 кГц имеем: L=142 мкГн Rs=1,7 Ом.
На частоте 100 кГц имеем: L=80 мкГн Rs=27 Ом.

dmmos

Далее, измерял потребляемый контроллером ток в зависимости от скорости движения. Идея и смысл были описаны в предыстории. Разгонялся на почти идеально ровном участке до установившейся скорости (быть может, на этом участке был ма-а-ленький уклон, но я всегда измерял в одном направлении), скорость контролировал по GPS, записывал ток потребления. Выглядело это забавно: на одной коленке у меня был примотан скотчем блокнот, на другой - GPS, сбоку разместился амперметр. Ручка в зубах :)
Все результаты занесены в excel- файл. Брать здесь:
<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=9" />Книга1.xls</a>
Комментарии. В файле четыре графика. График зависимости тока от скорости - тут все ясно. По этим же данным был построен график пробега на 1Ач затраченной энергии. Как мы видим, джентльмены, оптимальная скорость лежит в диапазоне 25...26 км/ч. Далее, по данным, выложенным здесь:
<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=8" />Deep Cycle Series.pdf</a>
Был построен график емкости типичного китайского аккумулятора (номинал 20Ач) в зависимости от разрядного тока. Затем этот график был аппроксимирован степенной функцией. И исходя из этой аппроксимации получены данные о емкости аккумулятора для всех точек моих измерений. После чего, найденную емкость осталось умножить на график пробега на 1Ач затраченной энергии. Итоговый график, таким образом, показывает сколько километров вы можете проехать на полном заряде по прямой, в зависимости от скорости движения.

dmmos

Ну и напоследок. Максимальный ток, потребляемый скутером, был зафиксирован в момент трогания с места, газ до предела. Этот ток равен 33А. Была более тщательно измерена погрешность спидометра. Она равна 38 процентов. Также погрешность одометра-20%.
Ток, потребляемый скутером при включенном зажигании без движения: 52мА. Такой результат достигнут благодаря доработке контроллера, описанной в предыстории.
Ток, потребляемый при включенном дальнем свете: 0,94А.
И самое вкусное на закуску. Оказывается, джентльмены, я был не прав, когда в предыстории утверждал, что нет рекуперации. Она есть, причем более чем ощутимая. Видимо, в момент выключения нижнего транзистора полумоста, запасенная в индуктивности обмотки энергия "отстреливает" через диоды полевиков, благо индуктивность оказалась весьма существенной. Максимальный зафиксированный ток рекуперации - около 10А, достигается при торможении со скорости 40 км/час. При снижении скорости до 10...15 км/час ток падает примерно до 2А. Точно померить трудно, так как скутер резко тормозит, нет установившегося режима.

g-max

ГИГАНТ! еще было бы интересно замерить показания в зависимости от нагрузки (вес) и езды в горку. Интересно было бы провести такие  исследования на эл веле
scootermag - разводилы

aL75

Цитата: dmmos от 06 Апр. 2008 в 01:15
Итак, решил открыть новую тему, полностью посвященную моему скуту. Предыстория находится здесь:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,53.0.html
Сегодня целый день потратил на измерения. Выкладываю результаты.
Итак, меня спрашивали о размерах двигателя. В первом приближении, это цилиндр. Диаметр: 225мм; высота (отсчитывал от кромки обода) 56мм.....
Однозначно, МОНСТЕР!!! Работа тянет как минимум на монографию :af:. За размеры сенькс отдельный... У меня МК поменьше будет - диаметр около 180мм, высота 50мм, но характеристики примерно одинаковы, похоже.
Всю силовую проводку желательно сделать проводом минимум 2.5 , а лучше 4мм2, экономят китаезы на этом деле...   
ЦитироватьВыглядело это забавно: на одной коленке у меня был примотан скотчем блокнот, на другой - GPS, сбоку разместился амперметр. Ручка в зубах
Что поделать, наука требует жертв :) .
ЦитироватьВ файле четыре графика. График зависимости тока от скорости - тут все ясно.
У меня весьма похоже - около 10А на 30кмч, 20А при 40кмч... В утверждении экономичной скорости тоже не сильно соврал :) ...   
ЦитироватьНу и напоследок. Максимальный ток, потребляемый скутером, был зафиксирован в момент трогания с места, газ до предела. Этот ток равен 33А. Была более тщательно измерена погрешность спидометра. Она равна 38 процентов.
Ограничение тока настроено нормально... А какое значение указано на самом контроллере?


dmmos

ЦитироватьВсю силовую проводку желательно сделать проводом минимум 2.5 , а лучше 4мм2, экономят китаезы на этом деле...   

Я сначала тоже так думал. Но сегодня разобрал МК, с целью дальнейших исследований. Оказалось, что из 100 мОм сопротивления между двумя фазами, провода вносят лишь 20мОм. Остальное - обмотка. Это очень мало в сравнении с тем геморроем, в который выливается замена проводов: ведь надо же еще подобрать провод с тонкой изоляцией, иначе он просто не влезет в отверстие оси колеса. Либо паять, обрезав стандартные провода рядом с выходом из МК. Я принял решение поступить проще: укорочу провода, проложив их по кратчайшему пути от МК до контроллера (с запасом на ход амортизаторов). В итоге, получу где-нить мОм 10, а на это уже можно наплевать - меньше процента от мощности будет отъедать.
Кстати, призываю всех измерять сопротивление обмоток - информация полезная. У меня есть подозрение, что мой движок может выдавать гораздо больше 800 Вт. Интересно сравнить сопротивление его обмоток с менее мощными движками.

ЦитироватьОграничение тока настроено нормально... А какое значение указано на самом контроллере?

На самом контроллере написано 31А.

Сегодня, отъехав от дома км около 10, встал. Оказалось: искрил контакт в колодке, подводящей сильноточные 48В к контроллеру. Поджал, поехал дальше. Но окончательно утвердился в мысли: надо купить винтовой клеммник, и все сильноточные провода к контроллеру (земля, 48В, три фазы) закрутить под винт. И надежно, и потерь меньше.

А еще сегодня у меня потекла тормозуха, видимо, из-под поршня главного тормозного цилиндра. Матерю китайцев... интересно, эта хрень есть в продаже от надежного производителя?

Creator

#33
Цитата: dmmos от 06 Апр. 2008 в 01:15
Итак, решил открыть новую тему, полностью посвященную моему скуту. Предыстория находится здесь:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,53.0.html
Сегодня целый день потратил на измерения. Выкладываю результаты.
Итак, меня спрашивали о размерах двигателя. В первом приближении, это цилиндр. Диаметр: 225мм; высота (отсчитывал от кромки обода) 56мм.
Измерял также сопротивления проводов (вместе с клеммами), последовательно соединяющих аккумуляторы. Суммарное сопротивление - 17мОм. Что не удивительно: провода сечением не более полутора мм2, клеммы не пропаяны. Это значит, что на этом деле будет рассеиваться до 10 Ватт! Сопротивление защитного автомата: 3мОм. Тоже не так уж мало: почти два Ватта рассеится.
Далее обмерялись обмотки двигателя с помощью измерителя иммитанса. Точки подключения прибора - вместо контроллера. Таким образом, измерялись две последовательно включенные обмотки. Схема замещения - последовательно индуктивность+сопротивление.
На частоте 100 Гц имеем: L=162 мкГн Rs=101 мОм.
На частоте 10 кГц имеем: L=142 мкГн Rs=1,7 Ом.
На частоте 100 кГц имеем: L=80 мкГн Rs=27 Ом.

а как свою тему хотите назвать?
чтобы объединить

все свои наработки в одной теме?
Электромобиль будущее, электровелосипед рулит

dmmos

Цитироватьа как свою тему хотите назвать?
чтобы объединить все свои наработки в одной теме?
На самом деле, без разницы. Можно оставить текущее название.

dmmos

Пока не доходят руки, чтобы завершить собственный контроллер, решил все же отремонтировать сгоревший китайский. В последний раз у меня вылетели не только транзисторы, но и контроллер MC33035. Поскольку в корпусе SOIC в России его практически невозможно купить, пришлось сделать платку под микросхему в корпусе DIP. Ну а коль уж делать платку... заодно дополнил ее всякими вкусностями и полезностями, а именно:
1. Поставил мощные драйверы полевиков, поскольку MC33035 слишком медленно переключает мощные IRFB4310.
2. В родном контроллере неудачно реализовано рекуперативное торможение - близкая к единице скважность тормозящих импульсов на затворах нижних плеч приводит к слишком большим токам торможения - по моим оценкам до 100А, этот ток течет через диоды полевиков верхнего плеча, на которых в сумме рассеивается около 100Ватт. А поскольку теплопроводность майлара не слишком высока, транзисторы неизбежно перегреваются и выходят из строя. От перегрева. Не от пробоя по напряжению, как тут писал один умник, ибо современные полевики все имеют большую Avalanche Energy (если умник знает что это такое), а также цепь питания шунтирована конденсаторами с малой индуктивностью.
Для решения этой проблемы я добавил цепь, генерирующую импульсы торможения с плавным уменьшением скважности от 4 до примерно 1,2 с возможностью настроить эти параметры, а, следовательно, и ток торможения. Переделка же штатных средств контроллера, реализующих эту функцию, слишком сложна - там это реализовано программно на микроконтроллере. Я же сформировал импульсы с помощью интегратора, PWM-контроллера и еще нескольких хитростей.
Платку пришлось припаять с помощью двух десятков проводов к родной плате контроллера. В итоге, контроллер заработал с первого включения, стал гораздо меньше греться, плавно нарастает сила торможения (а не рывком, как раньше). Проехал уже несколько десятков километров, терзал скутер в самых жестких условиях, забирался в самые крутые горки, спускаясь с них, длительно рекуперативно тормозил - все отлично, нагрев не превышал 50 градусов при температуре воздуха 25.
Прикладываю схему и фото платки. У меня после изготовления осталось еще три таких, если кому надо - могу недорого продать и проконсультировать по вопросам наладки.

<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=19" />MC33035-schematic.pdf</a>
<a href="https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile;id=20" />DSCF0357.JPG</a>