Электротранспорт

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск    

Новости:

Страницы: 1Вниз

Автор Тема: Изготовление печатных плат  (Прочитано 21310 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

i

  • Гость
Изготовление печатных плат
« : 03 Ноя 2007 в 13:14 »
Любому самодельщику рано или поздно приходиться изготавливать печатные платы для реализации своих идей или повторения разработок других самодельщиков. Проблема старая, способов разработано много.
В последнее время получил распространение способ изготовление печатных плат с помощью лазерного принтера и утюга. Способ простой и действенный, надо быть только аккуратным и терпеливым. Он удобен для изготовления единичных плат.
Для мелкосерийного (2-10 шт) удобно использовать фотоспособ, но тут потребуются дополнительные приспособления и химия.
Если надо сделать более 10-20 плат, лично я предпочитаю заказать изготовление на заводе, это получается и быстрее и дешевле, как ни пародоксально это звучит.
Рисование печаток ресфедером стало проблематично, из-за наличия деталей для поверхностного монтажа с мелким шагом, (хотя есть мастера способные справится и с этой проблемой).

При любом способе изготовления, печатку нужно прежде всего "развести", т.е. переложить принципиальную схему в монтажную. Это можно сделать карандашом на миллиметровой бумаге или на компьютере. В последнем случае нужно выбрать программу. Их много, от простых до профессиональных (PCAD, OrCAD, и даже AutoCAD). Есть умельцы которые рисуют печатки и в Paint. В принципе подойдет любой графический редактор. Вопрос только в том, насколько удобно  в нем рисовать печатки (и сколько времени уйдет на освоение самого инструмента).
На мой взгляд оптимально использовать программу Sprint Layout. Программа проста как Paint, есть библиотека стандартных деталей, которую можно расширять, можно рисовать двухсторонние платы с паяльной маской, печатать результаты на лазерном принтере или в формате, удобном для заказа на заводе, а можно послать файл на форум для коллег.
Если вы умеете разводить печатки на миллиметровке, то программу, вы, считай уже освоили, только вам будет удобнее и проще. Кстати, программу не нужно инсталлировать, достаточно просто положить ее на диск и можно сразу использовать.
Язык интерфейса русский, правда справка на немецком, но ведь можно и спросить у форумчан.

hemz

Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #1 : 12 Дек 2007 в 13:58 »
Можно просто резать платы.Требует только физической силы в руках.Никакой химии.
Берешь обломок ножовочного полотна и шкрябаешь.Только надо несколько плату перерисовать на широкие дорожки и узкие прорези между ними.
В пределах плат небольшой сложности это самый простой и быстрый способ.
Как пример:замена потрохов в китайском телефоне-трубке настенном на конструкцию с отечественными деталями .Трассировка схемы,изготовление платы и монтаж компонентов,далее небольшая отладка занимает всего один день.Непосредственно вырезка -- около часа.

PASHASV

  • Администратор
  • Начинающий
  • *
  • Репутация:
    +10/-0
  • :
    0
    0
  • Сообщений: 72
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #2 : 09 Янв 2008 в 13:07 »
С удовольствием пользуюсь "лазерно-утюжным" способом, но и в нём есть нюансы.
1. Печатайте на глянцевой бумаге. Подходят прайс-листы, страничку "женских" журналов.
2. Утюг ставьте на ** (две точки). Акуратно проглаживайте края.
3. Толщина линий меньше 1,0 мм не рекомендуется.
4. Между проглаживаемой платой и утюгом проложите лист обычной бумаги.
5. После "прилипания" рисунка к фольгированному стеклотекстолиту нанесите наждачной бумагой царапины на бумагу, с которой переводите, легче будет размачивать.
6. Размачивание делайте в тёплой воде (+25...30С). Размокшую бумагу не отрывайте, а скатывайте с платы.
7. Правьте толстой иглой (я это делаю заточеным надфилем), "пробелы" можно затушевывать перманентным маркером.

ReSharVladimir

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • ***
  • Репутация:
    +75/-0
  • :
    356
    446
  • Сообщений: 3053
  • Москва(ЮЗАО), м."Университет"
  • Езжу на электросамокате и очень им доволен!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Курсинговые машины
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #3 : 18 Авг 2009 в 09:13 »
Для травления печатных плат в домашних условиях можно использовать медный купорос и обычную поваренную соль. (Медный купорос продается в хоз. магазинах для обработки растений от паразитов.)
Процесс выглядит примерно так: берем использованный пакет из-под молока (чистый и вымытый внутри), вырезаем из него ванночку. В идеале ванночка должна быть чуть больше размера печатной платы. Для этого можно просто обрезанный край молочного пакета согнуть "коробочкой" и скрепить обычными канцелярскими скрепками. Далее насыпаем в получившуюся ванночку 2 части поваренной соли и 1 часть медного купороса, перемешиваем и заливаем водой из чайника температурой примерно 70-90 град. Снова перемешиваем до растворения кристаллов. Если на дне останется немного нерастворенного вещества - не страшно. Пока эта "адская смесь" не остыла, помещаем туда подготовленную печатную плату, с привязанным к ней отрезком изолированного провода, чтобы было удобно ее потом извлекать. За этот же провод в процессе плату в растворе можно слегка потряхивать. Примерно через 10-20минут извлекаем вытравленную плату и промываем водой.
Ванночку не жалко выбросить, но можно промыть и использовать повторно.

Кто хочет делать - находит средства, кто не хочет - ищет оправдание. (С.П.Королев)
Качественные электросамокаты, мотор-колеса для самокатов, велосипедов и мотоциклов продаются тут.
http://elsamokat.narod.ru/

Shake

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +5/-0
  • :
    4
    11
  • Сообщений: 187
  • Россия, М.О., Жел-дор
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #4 : 18 Авг 2009 в 11:36 »
растворяю персульфотамонием, платы под SMD делал 4 шт. не больше, работают, служат как часы и всё методом лазерного принтера и утюга (аккуратнее не все принтеры на это способны), не забывайте на платы защиту наносить

din-7 (изменения Infineon 24fet, LiFePo4 28S A123 20AH основная + 24S дополнительная, МК пока родное) + вел Ашан Rigid (жесткий) (Infineon 12fet, LiFePo4 24S A123 20AH МК новое серое 1000W GY) + вел Ашан Full suspension (двухподвесный) (контроллер от din-7, 7 котлет 14S 10AH, МК редукторное 250W)

ReSharVladimir

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • ***
  • Репутация:
    +75/-0
  • :
    356
    446
  • Сообщений: 3053
  • Москва(ЮЗАО), м."Университет"
  • Езжу на электросамокате и очень им доволен!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Курсинговые машины
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #5 : 18 Авг 2009 в 11:44 »
растворяю персульфотамонием
Во времена СССР напряжно было с хим.реактивами, а поваренная соль и медный купорос были общедоступны.
Когда в школе учился, травил платы электролизом. Даже установку специальную собрал. Та еще песня... :D

Кто хочет делать - находит средства, кто не хочет - ищет оправдание. (С.П.Королев)
Качественные электросамокаты, мотор-колеса для самокатов, велосипедов и мотоциклов продаются тут.
http://elsamokat.narod.ru/

Дмитрий 13

Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #6 : 04 Сен 2009 в 14:41 »
Всем здравствуйте.  :bv:Хочу поделится своим способом изготовления печатных плат. Работая в фирме по изготовлению наружной рекламы, мне пришла идея использовать режущий плотер для получения изображения наносимого на фальгированный материал. (Режущие плотеры - созданы для резки векторных изображений на клеяшейся пленке ПВХ). В каждом городе имеются агенства по изготовлению наружки, а они предоставляют свои услуги по нарезке пленки. Немного поэксперементировал, результаты получились отличные. Минимальная ширина проводника которую без проблем прорезает плотер 0,5 мм. Изображение для резки готовится в программе CorelDraw , радиолюбители часто выкладывают изображения печатных плат в этом формате вместе с разработками в интернет, так, что проблем с нарезкой не будет. Полный материал с фотографиями и подробным описание изготовления можно скачать по ссылке http://depositfiles.com/files/ql1o81en0 . Если возникнут вопросы рад буду ответить. :)

Alex_Soroka

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +280/-65
  • :
    1095
    1254
  • Сообщений: 7394
  • Киев
  • Основатель секты ЗУС :-)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Адаптивная зарядка АКБ
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #7 : 15 Окт 2009 в 12:25 »
Для маленьких плат - меньше размеров СД-диска - думаю стоит попробовать еще более простой способ :)
есть у нас так называемые струйные принтеры, которые могут печатать на СД...
так вот похоже что их чернила не будут смываться водой, а значит палты можно очень точно печатать :)

Сам я не пробовал - принтера такого нет - но если у кого есть такой принтер - попробуйте и расскажите - я прав или нет...

Новые способы зарядки и восстановления свинцовых аккумуляторов:
http://adopt-zu.soroka.org.ua/index.html

snoag

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +117/-30
  • :
    36
    116
  • Сообщений: 1558
  • Екатеринбург
  • Оффлайн Оффлайн
    • Электро-байк клуб "Электровелосипеды ЕКБ"
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #8 : 15 Окт 2009 в 14:49 »
Интересно ,вот я работаю на лазерном гравере. По сути выжигаю любые поверхности. Может как то можно применить? Обычно я беру черный пластик 2,8мм с напылением , допустим, серебрянного цвета 0,3мм  и просто выжигаю, снимаю серебрянный цвет, получается табличка.

"Рас-стояние: версты, мили..." BMC 500Вт c железными шестеренками (скоро выложу звук на видео) + липо 2р14s (10Ач)

Alex_Soroka

  • Старожил
  • *****
  • Репутация:
    +280/-65
  • :
    1095
    1254
  • Сообщений: 7394
  • Киев
  • Основатель секты ЗУС :-)
  • Оффлайн Оффлайн
    • Адаптивная зарядка АКБ
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #9 : 15 Окт 2009 в 15:08 »
Интересно ,вот я работаю на лазерном гравере. По сути выжигаю любые поверхности. Может как то можно применить? Обычно я беру черный пластик 2,8мм с напылением , допустим, серебрянного цвета 0,3мм  и просто выжигаю, снимаю серебрянный цвет, получается табличка.

делов-то :) положите кусочек печатной платы на стол и проверьте - если фольгу выжгет (перережет) - то плату очень просто сделает.
Принцип тот-же...
можно от старой какой-то электроники поиграться - прорежет дорожки или нет - просто "прямоугольник" дайте в задание лазеру и подложите "плату" дорожками вверх.

на эксимерном лазере я проверял - режет!

Новые способы зарядки и восстановления свинцовых аккумуляторов:
http://adopt-zu.soroka.org.ua/index.html

Alex_Brooy

  • Неравнодушный
  • **
  • Репутация:
    +13/-0
  • :
    0
    2
  • Сообщений: 248
  • Ukraine, Винница
  • http://electricmobile.org.ua/forum/
  • Оффлайн Оффлайн
    • Электромобили своими руками.
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #10 : 18 Окт 2009 в 12:28 »
никаких струйных технологий. Размокает, я пробовал.
Только лазер. Вот еще идея с плоттером итнересная. Но опять же, вопрос по цене - я не в курсе.
У меня когда-то на одной из работ делали следующим образом.
Брали простой А4, и на него наклеивали бумагу от факса. Факсовую бумагу обрамляли за края А4, и клеили уже на обратной стороне А4. Получается, что факсовая "обнимала" А4 с торцов. Мелованная сторона должна быть обращена к печатной стороне принтера. Из пикада (была еще версия 4.5) переносили в корел. Из корелла печатали уже на факсовой бумажке. Утюжили вместе с А4. Потом А4 сдирается, оставляя только факсовую бумажку. Дальше идем под кран с теплой водой, и потехоньку стираем пальцами факс. Остаются чернила. Травили хлорным железом. Быстрее получалось, чем купоросом.

Igor777

Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #11 : 29 Ноя 2009 в 17:07 »
Для травления печатных плат в домашних условиях можно использовать медный купорос и обычную поваренную соль.

Добавлю только что раствор травит очень медленно (до 24 час.) и его для скорости приходится подогревать. Гораздо быстрее и удобнее травить этим раствором без подогрева, но зато с наложением постоянного электрического тока с плотностью порядка 0.5-1 А/дм. Плюс на плату, катод лучше всего свинцовый или графитовый. Плата вытравливается минут за 40. Вдобавок раствор регенерируется и его можно использовать годами. Только воду подливать.
      А печатать в лазерном принтере для ЛУТ лучше всего на защитной бумажке оторванной от самоклеющейся бумаги. Она продается в любом писчебумажном магазине. Защитный слой на этой бумажке отлично держит тонер, а после прикатывания утюгом бумага отстает  от платы без всяких отмачиваний.

ReSharVladimir

  • Глобальный модератор
  • Старожил
  • ***
  • Репутация:
    +75/-0
  • :
    356
    446
  • Сообщений: 3053
  • Москва(ЮЗАО), м."Университет"
  • Езжу на электросамокате и очень им доволен!
  • Оффлайн Оффлайн
    • Курсинговые машины
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #12 : 24 Янв 2010 в 10:32 »
Для травления печатных плат в домашних условиях можно использовать медный купорос и обычную поваренную соль.

Добавлю только что раствор травит очень медленно (до 24 час.) и его для скорости приходится подогревать. Гораздо быстрее и удобнее травить этим раствором без подогрева, но зато с наложением постоянного электрического тока с плотностью порядка 0.5-1 А/дм. Плюс на плату, катод лучше всего свинцовый или графитовый. Плата вытравливается минут за 40. Вдобавок раствор регенерируется и его можно использовать годами. Только воду подливать.
Как раз несколькими постами выше описывал, как травить платы в растворе поваренной соли и медного купороса за 10-20 минут. (Раствор должен быть концентрированный с осадком и температурой 70-90 град.) А электролизом можно травить и в растворе железного купороса. Только громоздкая установка получается и к розетке или аккумулятору привязанная. Перешел на медный купорос с солью и забыл об электролизе как о страшном сне. :)

Кто хочет делать - находит средства, кто не хочет - ищет оправдание. (С.П.Королев)
Качественные электросамокаты, мотор-колеса для самокатов, велосипедов и мотоциклов продаются тут.
http://elsamokat.narod.ru/

sykt

  • Ветеран электротранспорта
  • Старожил
  • ********
  • Репутация:
    +66/-0
  • :
    2
    27
  • Сообщений: 1948
  • Сыктывкар
  • Наша родина Советский Союз
  • Оффлайн Оффлайн
    • Популяризация технического творчества
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #13 : 24 Янв 2010 в 11:36 »
А почему хлорное железо не рассматривается. Травит быстро. Продается.
А медный купорос я не встречал лет 25 уже. Зачем дополнительные проблемы.

Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

avtohirurg

  • Мастер
  • Наш человек
  • ******
  • Репутация:
    +57/-0
  • :
    0
    15
  • Сообщений: 336
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #14 : 24 Янв 2010 в 11:57 »
Сейчас продаются  монтажные платы разных размеров (Митинский радиорынок Москва). Плата, показанная на фото стоит 50 руб. Плата размером 200х100, стоит 200 руб. Такую я купил для изготовления самодельного контроллера с защитой. Отверстия с шагом 2,5 мм, диаметром 1 мм, метализированны. Если нужно сделать только одно устройство, вполне заменяет печатную плату.

aL75

  • Администратор
  • Местный
  • *
  • Репутация:
    +65/-1
  • :
    0
    5
  • Сообщений: 521
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #15 : 25 Янв 2010 в 16:03 »
А почему хлорное железо не рассматривается. Травит быстро. Продается.
А медный купорос я не встречал лет 25 уже. Зачем дополнительные проблемы.
Медный купорос можно купить в любом хозмаге в составе т.н. "Бордосской смеси".

Ser

  • Наш человек
  • ***
  • Репутация:
    +5/-0
  • :
    30
    10
  • Сообщений: 350
  • Кишинёв, Тирасполь
  • Оффлайн Оффлайн
    • Награды
Re: Изготовление печатных плат
« Ответ #16 : 25 Янв 2010 в 21:35 »
Сейчас продаются  монтажные платы разных размеров (Митинский радиорынок Москва). ...  Если нужно сделать только одно устройство, вполне заменяет печатную плату.
И всё же изготовленная печатная плата под определённую схему выглядит лучше, не так уж и сложна в изготовлении, и по моему предпочтительнее для маломальски сложного устройства. Хотя и сложнее исправить ошибку, в случае допущения онной, но и пайка/сборка схемы легче. 
Как пример:
Первое фото - размер платы 12х18мм, толщина дорожек 0.4-0.5мм. Текст имеет толщину 0.1мм, но плохо держится, в некоторых местах фольга вытравилась, а потом и отклеилась после лужения. Качество удовлетворительное.
Второе и третье фото - действующая плата(фотосинхронизатор дополнительной вспышки), размеры чуть меньше батарейки кроны, изготовленна тем же методом(ЛУТ). На торчащий резистор не обращайте внимание, в последствии был заменён на SMD.

У нас на базаре продаётся хлорное железо, производства разных фирм - Россия. Не ужто в самой России его не найти?
« Последнее редактирование: 25 Янв 2010 в 22:10 от Ser »

Страницы: 1Вверх