avatar_diver52

LiMn2O4 Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации.

Автор diver52, 04 Май 2011 в 11:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zedmen

Спасибо за понимания и моей проблемы в прошлом с аккумой. Я тоже не хотел на месяц оставаться без электровела. Но пришлось остаться и пересесть на общественный транспорт.
Увы но по другому никак. Машину из принципа не покупаю. Есть с кем доехать если очень надо. Да и такси дешевле выходит чем обслуживание собственного авто.
По делу:
Очень интересно описали. Замечу один важный фактор, разбаланс уже у меня наблюдался до возгорания аккума и на нем не было целлогов, продаван их мне не воткнул в собранный аккум и пришлось учится всему самому.
Огромное спасибо коллегам с этого сайта за полученные знания.
Кстати не могу вам сказать тек ли литий до возгорания, так как аккум мой был запечатан очень плотно в бесчисленное количество слоев скотча и изоленты.
Но как понял из еще двух случаев выхода из строя литий марганцевых аккум, серьезная проблема возникает при сильном разбалансе аккумы не в пределах нормы. Как следствие балансировки они уже не поддаются и при попытках сбалансированность блоки банок, возвращаются к предыдущим параметрам. И это уже верный признак убитых банок.
Так как при разряде всех блоков банок, возникает следующее. Те которые меньшей емкости отдают тот же ток как и другие в начале, но потом емкость у них падает быстрее других.
Как пример можно сделать цепь последовательно соединенных свинцовых кирпичиков к примеру на 7.5 Ач, на 12 вольт но в цепь воткнуть 4.5 Ач. Итог блок который меньше по емкости разрядится более других и будит страдать от чрезмерного разряда.
Все таки, советую вам купите балансир. Он всегда вам пригодится не только для текущему аккуму.
Тем более вы в Москве, думаю проще достать там хоть и дороже чем с хоббикинга но все же.
Им уже и померите все банки на емкость. Без него вам будит очень затруднительно что либо исправить.
Если есть польза от моих постов то буду очень рад вам помочь. :-)
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

mevial

Я смотрю тут народ уже марганец на прочность проверяет? Эффект будет самый стандартный, один элемент на одном из циклов сделает внутреннюю казу и утянет за собой остальные элементы банки, степень нагрева при данном происшествии будет зависеть от уровня заряда банки. Притом я даже не знаю какая банка умрёт быстрее, больная или здоровая. При заряде вы доводя до "номинального" напряжения батарею перезаряжаете здоровые банки, при разряде, особенно на 1.2кВт при всего-то 12Ач вы переразряжаете больную банку, а общее напряжение не ниже "номинального" потому что здоровые ещё и не думали приближаться к разряду. Вобщем если вы не будете прислушиваться к людям с опытом, а у Zedmen'а личный опыт именно в транспорте, то повторите его эксперимент в точности, но уже с бóльшими потерями, чем если бы вы разобрали батарею сразу.
PS: ещё раз повторю, напряжение середины заряда абсолютно не отражает степень сбалансированности. Это касается не только железофосфата, как думают некоторые, а любых литиевых батарей с низким внутренним сопротивлением. Если на всех 3.94, то это означает только одно, вам нужно продолжать заряжать аккумулятор.
PPS: Давно пора объединить все литиевые темы, по крайней мере в плане неисправностей, они идентичны, отличаются только предельные токи и напряжения.

Artyom

#290
Да мне что-то пока не хочется его заряжать - вонищща ещё та :)

Я бы лучше попробовал выключить подозрительный триплет для начала. Но никак не могу найти описние, как это сделать. Я тут виделся с alayf78, он сказал, что просто перемычки в BMS будет недостаточно, нужно будет перекоммуировать так, чтобы целые триплеты шли подряд. Я пока не понимаю, как. Кроме того, нужно ведь ещё понизить напряжение зарядки ведь будет.

Я готов, когда всё пойму, сделаю и проверю, выложить в FAQ общую методику исключения неисправных элементов.

Но пока вот очень хочется попасть завтра на парад, и очень не хочется украсить его своим феерверком. Как же быть?

UPD
ЦитироватьПри заряде вы доводя до "номинального" напряжения батарею перезаряжаете здоровые банки
Подождите, а как же BMS? Она куда смотреть будет?

mevial

Цитата: Artyom от 19 Май 2012 в 21:32
Да мне что-то пока не хочется его заряжать - вонищща ещё та :)

Я бы лучше попробовал выключить подозрительный триплет для начала. Но никак не могу найти описние, как это сделать. Я тут виделся с alayf78, он сказал, что просто перемычки в BMS будет недостаточно, нужно будет перекоммуировать так, чтобы целые триплеты шли подряд. Я пока не понимаю, как. Кроме того, нужно ведь ещё понизить напряжение зарядки ведь будет.

Я готов, когда всё пойму, сделаю и проверю, выложить в FAQ общую методику исключения неисправных элементов.

Но пока вот очень хочется попасть завтра на парад, и очень не хочется украсить его своим феерверком. Как же быть?
Исключить - это отрезать ленты идущие к другим триплетам(их 2 насколько я припоминаю ваш аккумулятор), вынуть триплет и спаять между собой торчащие обрезки ленты. БМС при этой операции должна отсутствовать, балансирные провода надо перепаивать все идущие после этого триплета. Глядя на вашу батарею я вам не завидую, по сути надо разбирать всё до ячеек, чтобы провернуть такую операцию(по крайней мере в неисправной половине).
PS: Фейерверк вы вряд ли устроите, батарея не та, максимум дымовую завесу. Но эксплуатация такой батареи однозначно противопоказана. Сочувствую вам, могу посоветовать покрутить педали.
Спойлер
Я вот тоже решил сменить подшипники в МК. В виду катастрофического отсутствия времени уже неделю езжу на работу на педалях, восстанавливаю физическую форму. Польза опять же. А ещё амортизатор на электричке перебрать... это ещё на неделю, если не придётся на ебее заказывать ремкомплект, а то и в пару месяцев может вылиться.

Artyom

#292
Т.е. BMS я на время операции отпаиваю? Потом смещаю балансирные провода   от ближайшего края (вроде бы 12-й триплет я подозреваю в измене).  Балансирных проводов у меня 12-ть (что логично при 13s), т.е. фактически я перепаиваю 12-й провод на место 11-го. А дальше - закорачиваю 12-ю площадку на БМС сразу с полюсом?

Зарядку я свою разобрал. Плата оттуда не вынимается (ну т.е. придётся попотеть - загнана в специальные пазы очень плотно), но, хвала GM, с торца стоят 2 напрашивающихся подстроечника. Покрутил первый попавшийся - согнал напряжение до 53В. Но это упор, до 50.4 необходимых не получается. Покрутил второй - без изменений. Подумал, что зря может быть крутил - вдруг это напряжение отечки или ещё чего. Как бы так теперь проверить?

UPD Кстати, нашёл хорошую картинку, на которой можно показывать:

mevial

Цитата: Artyom от 19 Май 2012 в 22:25
Т.е. BMS я на время операции отпаиваю? Потом смещаю балансирные провода   от ближайшего края (вроде бы 12-й триплет я подозреваю в измене).  Балансирных проводов у меня 12-ть (что логично при 13s), т.е. фактически я перепаиваю 12-й провод на место 11-го. А дальше - закорачиваю 12-ю площадку на БМС сразу с полюсом?

Зарядку я свою разобрал. Плата оттуда не вынимается (ну т.е. придётся попотеть - загнана в специальные пазы очень плотно), но, хвала GM, с торца стоят 2 напрашивающихся подстроечника. Покрутил первый попавшийся - согнал напряжение до 53В. Но это упор, до 50.4 необходимых не получается. Покрутил второй - без изменений. Подумал, что зря может быть крутил - вдруг это напряжение отечки или ещё чего. Как бы так теперь проверить?

UPD Кстати, нашёл хорошую картинку, на которой можно показывать:

Картинка не очень хорошая, но описали всё правильно, 12й триплет вырезается полностью, после 11го впаивается 13й, но балансирный провод к нему от 12го будет идти.
По зарядке - значит резистор надо всё-таки менять для расширения диапазона напряжений, надо глянуть номинал на используемых ногах(вряд ли он делителем стоит) при максимальном и при минимальном напряжении. А 2й резистор - либо гистерезис, либо ток. Лучше оставить как с завода.

Artyom

#294
Плату сумел вынуть - она потайным болтом за радиатор была к корпусу притянута.

Промерял работу подстроечника, от 0 до 840 Ом гоняет, составил пропорцию и впаял последовательно 560Ом, чтобы с запасом. Всё равно не угадал - зависимость не прямая, так что согнал до 50.3В, а хотел 49.8В, чтобы, значит, щадяще ячейкам было. Ну да ладно.

Принялся за батарею.

После сегодняшний 35 км с заездом на велопарад, да в недоразряженном состоянии, батарея рубилась уже под любой нагрузкой. По вскрытии обнаружил на плохом триплете 3.15 на фоне 3.63 остальных. "Ну всё, гадёныш, приехали", - подумал я.

UPD Перепаял. Из любопытства проверил без перемычки - вольтметр напряжение видит, нагрузка никакая не работает. Поставил перемычку - всё ок. Стоит заряжается сейчас.

Из забавного - отпаивал плюс батареи от БМС, чтобы обесточить её, коротнул жалом плюс с земляной ногой ближайшего мосфета. Даже "мама" сказать не успел - нога испарилась. Пришлось припаять ему новую потом. Была б другая нога, искал бы я сейчас мосфет.

Спасибо всем сочувствовавшим - реально это ад какой-то был вынимать их оттуда. Даже палец раскровил об остатки сварки.


И я вот знаете ещё что подумал - у меня там место ещё под один, 14-й триплет. Может сразу 6 банок заказать и немного поднять напряжение потом?

mevial

Цитата: Artyom от 20 Май 2012 в 21:21
И я вот знаете ещё что подумал - у меня там место ещё под один, 14-й триплет. Может сразу 6 банок заказать и немного поднять напряжение потом?
БМС тоже менять придётся, а так почему бы и нет. Но у зарядника надо будет после поднятия напряжения чуть снизить ток, чтобы не перегрузить трансформатор и высоковольтные транзисторы.

Artyom

Первый цикл заряда, первая поездка - полёт нормальный. Максималка упала, конечно, на пару км. Дальнобойность ещё не проверял.

Менять BMS это конечно интересно. Но я ещё вот подумал вот про что-то такое: http://www.dealextreme.com/p/charge-discharge-protective-circuit-board-for-rechargeable-li-ion-batteries-17-4mm-1-9mm-26112?item=4

У нас же типа супер-балансирующая химия, так что достаточно защитить батарею от предельных параметров? :)

mevial

Цитата: Artyom от 21 Май 2012 в 12:41
Первый цикл заряда, первая поездка - полёт нормальный. Максималка упала, конечно, на пару км. Дальнобойность ещё не проверял.

Менять BMS это конечно интересно. Но я ещё вот подумал вот про что-то такое: http://www.dealextreme.com/p/charge-discharge-protective-circuit-board-for-rechargeable-li-ion-batteries-17-4mm-1-9mm-26112?item=4

У нас же типа супер-балансирующая химия, так что достаточно защитить батарею от предельных параметров? :)
Дальнобойность выросла, в виду меньшего сопротивления воздуха. :)
Про платки защиты можете забыть, во-первых ваша штатная нагрузка покажется ей коротким замыканием, во-вторых самобалансирующаяся химия работает при полном заряде и вообще самобалансировка вредна.

Artyom

#298
Это намёк на то, что я похудел от нервов? :)

В спецификации платки - 10A на разряд. И то жалуются, что не отсекает - резисторы стоят не те, на больший лимит :) Максимум что я видел пока на CA - это 28А, на три банки как раз. Но тут ветка принадлежит людям, которые годами вообще без БМС ездят! )

zedmen

#299
Что верно то верно, успешно езжу но не годами 23 мая будит 5-ть месяцев без балансировки и езды на одних целлогах, без БМС. И пока как я понял в этой ветке на текущей химии я один такой. У других людей которых здесь нет, но про них говорят, есть уже БМС.
Но с другой стороны при малейшем серьезном разбалансе аккума, поправить всегда смогу балансиром.
Пока максимальный разбаланс  был около 0.06 вольт на один блок банок или восьмиплет (8-мь банок в блоке), как не назови смысл ясен.
На счет якобы перезаряда аккума и его балансировки, это через чур написали.
Зарядка идет до 41.3 вольт и далее нет, при достижении этого придела все банки выравниваются. Перегрева нет, аккум холодный, так что версии того, что якобы часть лишнего электричества уходит в тепло и банки как бы выравниваются можно отсеять.
Заметил один главный фактор, что при умеренной езде в среднем темпе, при нагрузке в 15-20 А на аккум, все банки тоже имеют свойство выравниваться по напряжению.
А на счет вышеописанного, ну я не скажу действительно ли это марганцовка.
Вы бы привели бы хоть какие то данные на него по характеристикам и фото с компании его производящей.
Вот кстати с Канадского форума инфа про них, не помню кидал или нет я её:
http://endless-sphere.com/forums/viewtopic.php?f=14&t=19192&p=279947
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

mevial

Цитата: zedmen от 21 Май 2012 в 14:57
Что верно то верно, успешно езжу но не годами 23 мая будит 5-ть месяцев без балансировки и езды на одних целлогах, без БМС. И пока как я понял в этой ветке на текущей химии я один такой. У других людей которых здесь нет, но про них говорят, есть уже БМС.
Но с другой стороны при малейшем серьезном разбалансе аккума, поправить всегда смогу балансиром.
Пока максимальный разбаланс  был около 0.06 вольт на один блок банок или восьмиплет (8-мь банок в блоке), как не назови смысл ясен.
На счет якобы перезаряда аккума и его балансировки, это через чур написали.
Зарядка идет до 41.3 вольт и далее нет, при достижении этого придела все банки выравниваются. Перегрева нет, аккум холодный, так что версии того, что якобы часть лишнего электричества уходит в тепло и банки как бы выравниваются можно отсеять.
Заметил один главный фактор, что при умеренной езде в среднем темпе, при нагрузке в 15-20 А на аккум, все банки тоже имеют свойство выравниваться по напряжению.
А на счет вышеописанного, ну я не скажу действительно ли это марганцовка.
Вы бы привели бы хоть какие то данные на него по характеристикам и фото с компании его производящей.
Вот кстати с Канадского форума инфа про них, не помню кидал или нет я её:
http://endless-sphere.com/forums/viewtopic.php?f=14&t=19192&p=279947
То что вы описали - не самобалансировка, а просто хорошо подобранный комплект, у меня БМС на железофосфате имеется, но она отдыхает, по крайней мере при ежедневной эксплуатации, просто батарея сама не разбегается. А самобалансировка, это как раз когда у вас батарея к концу заряда разбежавшаяся, а ещё через пару часиков на зарядке сползается. Разбег батареи к концу разряда не является тем разбегом, для которого нужна балансировка(вам наверное тоже по ушам поездили любители БМС с переносом заряда, которые аргументируют нулевым разбегом к концу разряда и не думают о неравномерном износе батарей), и восстанавливается простой зарядкой.

Artyom

Ну так и до этого же ещё ездили, и горя не знали, если бы не несчастный случай.

Это марганец 100%, т.к. это штатная батарея Golden Motor, есть подтверждение от них и многочисленные обсуждения и т.п.

Другое дело, что они от него уже отказались "по причине нестабильности таких батарей" в пользу LiFePo и даже банок запасных у них не купить. Да и я так понимаю, в принципе производство таких банок прекращено :(

zedmen

Да никто по ушам мне не ездил, основываюсь на своих наблюдениях за тем как ведет себя аккумулятор, слежу всегда по целлогам за ним.
Сейчас глянул на аккум в конце разряда есть маленький разбаланс, но тоже в приделах нормы, около 0.03 вольт на блок, разве это много ? Аккум кстати стоит уже 8-мь часов без нагрузки.
Считаю что данная химия хороша и без БМС. Если нет то жду примеров, такой же химии но с БМС.
Хотя еще рано судить, времени прошло мало по эксплуатации.
Так что о неравномерности разряда можно и не говорить в моем случае. Нагрузка распределяется равномерно.
На счет того что нет, банок у них, что де жаль..очень жаль.
Меняйте аккум на другой, а этот делайте меньше по вольтажу или емкости
Лучше снизить вольтаж на мой взгляд, чем уменьшать общую емкость.
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

Artyom

Я, если внимательно вчитаться, уже с ним всё сделал что хотел :)

А банки найду, как-то это не по мне - $400 туда, $400 сюда...

zedmen

#304
Цитата: Artyom от 21 Май 2012 в 16:00
Я, если внимательно вчитаться, уже с ним всё сделал что хотел :)

А банки найду, как-то это не по мне - $400 туда, $400 сюда...
Ну что же желаю удачи вам, а деньги это дело наживное.
Ну может не совсем внимательно прочитал, уж извините меня  :kidding:
Я вот к примеру тоже буду переходить на что то другое. После того как сдохнет текущий аккум. Но думаю надо бы заранее закупится, что бы потом не остатся без транспорта в неподходящий момент времени.
Скорее всего вот на это: 
http://a123rc.com/goods-101-++Nano-Phosphate+LiFePO4+Original+A123+ANR26650M1A+Cell.html

Как я понял отличная химия. Списывался с человеком который на них уже ездит больше года и абсолютно счастлив и доволен ими.
Решил перейти на них, так как хочу поднять емкость и вольтаж до 50 вольт, и до 15 Ач.
40 вольт, 10 Ач маловато мне, всего 20 км, на полной тяге.
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

mevial

Цитата: zedmen от 21 Май 2012 в 15:52
Да никто по ушам мне не ездил, основываюсь на своих наблюдениях за тем как ведет себя аккумулятор, слежу всегда по целлогам за ним.
Сейчас глянул на аккум в конце разряда есть маленький разбаланс, но тоже в приделах нормы, около 0.03 вольт на блок, разве это много ? Аккум кстати стоит уже 8-мь часов без нагрузки.
Считаю что данная химия хороша и без БМС. Если нет то жду примеров, такой же химии но с БМС.
А у меня лифер так работает, а у AndreyM и Fas_r7 липоли так же живут, так что не уникальна химия в данной ситуации ни капельки. Ещё раз повторю, вы не используете свойство самобалансировки(и правильно делаете). :)