avatar_diver52

LiMn2O4 Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации.

Автор diver52, 04 Май 2011 в 11:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

diver52

Еще раз напишу о более детальных тестах. Теперь ячейки можно сортировать для окончательного сбора в батарею. :)
Измерил реальную и точную емкость с помощью ваттметра при разряде пака на 10 аккамулов с 4,12 В до 3,00 В (почти точно отключал). Все находится во вложении.
Видно, что по-прежнему слабым звеном остается один пак - его емкость 2,11 Ач вместо 2,6 Ач. Итого 81,2% емкости. Учитываем, что заряжал я не до 4,2 В каждую ячейку, а до 4,12 В. А это еще минус 5-10% емкости. Т.е. с емкостью все ОК, но по любому из этого пака отбракую пару ячеек. Выстраивается четкая и наглядная картина по емкостям, причем старая табличка тоже пригодится, новые результаты почти совпадают - те же слабые элементы, что и были до этого.
Далее меня поразило то, что у аккамулов ОЧЕНЬ высокий КПД зарядки, они кушают сразу всю энергию от зарядника, и почти ничего не переводят в тепло. Заряжал уже нормальным зарядником на 5 А - наконец-то он пришел. :) Теперь только осталось спаять все ячейки в нужную конфигурацию - пока еще в раздумьях, что лучше 12P16S, 13P15S, 14P14S. Просто думаю, какая максималка будет, если ток ограничивать в 18...20 А. И просто нецелесообразно увеличивать напряжение, если скорость больше все равно не получится, учитывая ограничение по силе тока. Посоветуйте, плз, на чем остановиться. Даже думаю о конфигурации 12P16S, т.к. это позволит сразу отбраковать аж 8 ячеек или 4 соединенных ячейки. Да и в треугольник рамы все убирается просто в притык.
МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

илс

Цитата: diver52 от 22 Май 2011 в 10:16
Просто думаю, какая максималка будет, если ток ограничивать в 18...20 А. И просто нецелесообразно увеличивать напряжение, если скорость больше все равно не получится, учитывая ограничение по силе тока. Посоветуйте, плз, на чем остановиться. Даже думаю о конфигурации 12P16S, т.к. это позволит сразу отбраковать аж 8 ячеек или 4 соединенных ячейки. Да и в треугольник рамы все убирается просто в притык.
Касательно напряжения, все зависит от ваших предпочтений, по максимальной скорости и пробегу. Понятно, что эти показатели обратно пропорциональны.
С другой стороны, контроллер Инфинеон с помощью 3- поз. переключателя позволяет гибко настраивать этот баланс, поэтому мой совет однозначен - отдававать приоритет/скорости напряжению.
В этом случае, на коротких поездках  - 50-60км/ч при полном газе, и соотв. увеличение средней скорости.
Нужен пробег - переключаемся в эконом режим и "тошним" неспеша:)
С низковольтным паком у вас исчезает первая опция :bs:

Я не просчитывал макс. ток для каждого элемента в указанных выше конфигурациях, но утверждение, что "нецелесообразно увеличивать напряжение, если скорость больше все равно не получится" не совсем верно, т.к. при ограничении контроллером тока на уровне 18-20А, любое последующее увеличение напряжения будет приводить к росту макс. скорости, с поправкой на рост сопротивления воздуха :bs:   

diver52

Спасибо. Тогда все же остановлюсь на конфигурации 13P15S или 14P14S. Т.е. теоретически получается, если грамотно расположиться на веле, чтобы воздух меньше мешал, то можно достичь максималки даже при ограничении тока в 18-20 А? Можно реальные цифры из практики? Какой ток потребляется при скорости 40, 50, 60 км/час? Не из теоретического калькулятора, а на деле, если правильно располагаться по ветру и при небольшом весе - у меня он всего 52 кг.
МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

илс

На 20А не проверял, у меня без всяких ограничений ток выше 30-35А не поднимается,... вес 90кг, рост 180, с учетом высокого руля - особо не пригнешься:)
Тем не менее, при 60В, максимальная скорость примерно 57км/ч, при 72В - 65км/ч, при 100В - 80км/ч, при 105В - 82,7 км/ч :)

diver52

Спасибо. :) Тогда остановлюсь на 14P14S, как в начале и задумывал. А там на практике всегда можно выбрать режим.
МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

diver52

Еще у меня появился вопрос. Насколько критично LiMn2O4 аккамулы чувствительны к перегреву? Я имею ввиду при пайке. Уже начал сегодня их собирать и компоновать в паки и потихоньку паять. Поступаю так - чуток зачищаю поверхность контакта у аккамула, затем наношу паяльную кислоту, и очень быстро паяльником на 65 Вт ляпаю припой, он равномерно пристает. И затем быстро подношу обслюняканный палец, чтобы место припоя скорее остыло, и не успело повредить аккамул.  :D Затем таким же образом паяю перемычку. Разумеется, эту процедуру делаю только для 16 аккамулов из 196. А так решил сделать так: разбил каждый пак из 10 пар пополам. Итого получил 20 паков из конфиги 5S2P. Затем 7 из них я соединю параллельно, т.е. получится 5S14P. Итого получу 3 сборки: 5S14P, 5S14P и 4S14P. В последнем случае как раз получается, что от 6 паков отрезаю пару аккамулов, и собираю 7-ой. Далее еще я выровнял емкость. Т.е. набирал все не от балды, а брал среднее арифметическое емкости, и подбирал наиболее удачный вариант. Т.е. емкости конфигов 5S14P, 5S14P и 4S14P примерно равны. С емкостью отдельных ячеек решил не заморачиваться. Как все закончу, а будет это не скоро, выложу фото получившейся батареи. :) Ибо это одна морока спаивать все вместе, склеивать элементы термоклеем и компоновать все. Наверное, на это уйдет больше всего времени.
МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

diver52

Поделюсь своими результатами и работой по сборке аккамулов в батарею. Уже замучился паять, олово уходит просто моментально. Спаял секцию из 14P4S, чтобы все поместилось в треугольник. До этого все паки были разъединенные, и соединялись при помощи термоклея, которого ушло тоже очень много - уже 15 клеевых стержней потратил. :) Между паками заложена тонкая 1...2 мм двухсторонняя липучка - на всякий случай, если вдруг какую-то ячейку замкнет, чтобы не поплавилась оболочка аккамулов, и КЗ не распространилось дальше. Да и проще скреплять было с ними. Потом лишь прошелся термоклеем и все. При пайке использовал жилы от провода ВВГ НГ на 1,5 мм2, причем брал по 2 жилы на контакт, чтобы по току был запас. Соединил все, как положено, все отлично. :) Вот только есть опасения, что во время пайки подложки у плюсовых контактов могли подплавиться, и со временем при тряске не дай бог что коротнет. Хотя вроде визуально все нормально, лишь чуток подплавилась сама оболочка аккамулов, до белой подложки в виде круга не дошло. Во время пайки очень боялся что-либо коротнуть, ибо понимал последствия. Вроде все обошлось. В общем, одна часть из трех полностью готова. Остались только две. Времени уходит на это очень много. Спасает то, что уже ячейки объединены в паки. Паять по одиночке я бы уже с ума сошел. В дальнейшем планирую между контактами пустить пластину очищенного от меди текстолита толщиной 1-2 мм (нашел такой в продаже), чтобы элементы не коротились между собой. Далее выведу контакты + и -, а также балансирные провода, чтобы можно было смотреть напряжения на ячейках в случае чего. Защищу питание предохранителем на 60 А и балансирные провода на всяк предохранителями по 2 А. Выкладываю весь фотоотчет на Ваш суд - буду благодарен любым замечаниям:




МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

closer_to_sky

Я, когда собирал свою батарею из ноутбучных элементов (кстати такие же как на твоём фото, даже маркировка и ёмкость такая же, но мои просто литиевые) решил, что удобнее разбить её на отдельные паки.
Получилось четыре "кубика" 3S5P. Их и конфигурировать удобно и подбирать максимально удобное расположение.
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

diver52

Согласен, что может и удобно, зато я бы замучился резать уже готовые пластинки и паять в новую конфигурацию. А по размерам у меня все и так подходит, правда, вся батарейка будет напоминать "лесенку" и места в притык под контроллер и сигналку хватает - видно на 1-ом фото. А в местах "лесенки" размещу релюшки, контакты, выключатели, замок зажигания и т.п. Плюс еще укреплю алюминиевыми уголками для снятия нагрузок при езде.
Кстати, а какая у тебя маркировка? И не выравнивается ли напряжение к концу заряда? А также почем они вышли? У меня просто на всех паках, соединенных в параллель, т.е. 36 В, напряжение на каждой банке индивидуально к концу заряда (4,12 В) расходилось не более, чем на 0,01 В. Может быть, в будущем, если потребуется, буду собирать дополнительную батарею для увеличения пробега на одном заряде без ущерба скорости.
МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

closer_to_sky

Здесь есть фото:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

Увы всё упаковано, тоже кстати с термоклеем.
Да склонность к самовыравниванию есть - если после зарядки дать отстоятся, то на всех будет 4.15-4.16 вольт.
Но у меня точно литий - добыты из литиевых батарей ноутбуков (достались занедорого семь новых Делловских).
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

diver52

Ясно. Ну просто я думаю, если маркировка одинаковая и есть склонность к самовыравниванию, то элементы у нас одинаковые. А внутреннее сопротивление не измерял? У меня выходит где-то 65...70 мОм. И еще интересует, почем они вышли по деньгам, если не секрет. И как долго служат, есть ли падение емкости? А также какая емкость одной ячейки?
P.S. Просто на моих паках изначально тоже было написано Li-Ion, но предназначались для переносного перфоратора, где токи потребления доходят до 5...10 С. А также на забугорных сайтах люди писали, что это LiMn2O4.
МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

closer_to_sky

7 аккумов по 8 элементов в каждом вышли около 100$.
Внутреннее не мерил.
Пока рано говорить о сроках - пару месяцев всего откатал.
Ёмкость одного элемента от 1900 до 2400 ма/ч.
Хорошо, что было время каждый перемерять и потом скомбинировать для более менее ровной итоговой ёмкости.
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

Алекссей

Добрый вечер. я прально вас понял, что эти аккумы при разряде,немного разбегаются по напряжению,причём чем больше разряд,тем больше разбежка,а когда заряжаешь,то приходят к одному значению??Выходит что балансир всё таки не нужен??
Infenion 6fet, LiPo 18S2P, 50+ км/ч

closer_to_sky

То, что у них называется "самобалансировкой" на мой взгляд просто побочный эффект - аккум физически не может принять в себя повышенное напряжение.
Мой за циклов 20 заряда особо не разбежались, да и в ноутах они например стоят без балансира.
А разбег при разрядке наблюдается у всех аккумов.
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

diver52

Алекссей
Балансир не нужен.  :) Аккамулы сами выравниваются в процессе заряда.

closer_to_sky
Цена вообще у тебя отличная вышла. Учитывая емкость, элементы у нас абсолютно разные. А самобалансировка думаю хоть и побочный эффект, зато очень полезный. Но в целом в плане КПД зарядки до 4,1 В выходит очень неплохой результат, аккамулы вбирают в себя почти всю емкость от зарядника, и не греются.

Сегодня наконец-то все собрал в итоговую батарею.  :) В процессе пайки случайно пару раз замкнул провода.  :D Слава богу, все обошлось весьма приличной искрой и все. Напряжение после этого не снизилось, т.к. замкнул на время не более 0,1 сек. Подключил все это к МК, перевернутый кверх ногами вел при старте аж подпрыгнул.  :D Скорость на ХХ сразу достигла 60 км/час при токопотреблении 1,46 А. Теперь просто уверен, что 45 км/час я из вела выжму. К сожалению, протестить на разряд и конечное напряжение на каждой сборке не удалось, т.к. у меня всего то 2 шт. 500 Вт 220 В ламп от прожектора. Параллельное соединение дало ток разряда всего 2 А - прикинул, что разряжать буду 7-8 часов, и решил отложить все на завтра. К тому же, подключил еще в параллель прожекторным лампам 4 шт. галогенок по 12 В 35 Вт, одна из них сдохла, а магаз уже закрылся. :( Электрочайника в доме нет, поэтому завтра докуплю еще пару-тройку прожекторных ламп, и все полностью протестирую.
МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

diver52

#51
Ура, сборка удалась.  :) Наконец-то я все протестил и очень удивился.  :) В итоге получилось, что при разряде с напряжения 57,6 В до 42,9 В (или на элементе с 4,115 В до 3,065 В) итоговая емкость пака получилась 850 Вт*ч или 16,6 А*ч (1,185 Ач средняя емкость на элементе). :) Причем по мере разряда напряжение держалось ну очень близко. Например, при 3,6 В на элементе разбег составил всего +/- 0,01 В. А в самом конце напряжение на двух слабых сборках оказалось 3,00 В (на этом все и отключил) и на сильной - 3,12 В. В общем, я получил то, что хотел. Хотя так и не понял, как все удалось выровнять до такой степени. :) Аккумуляторами очень доволен, сейчас осталось лишь вновь зарядить до 57,6 В, и проверить напряжение.

P.S. К концу эксперимента сжег плату из текстолита, которая лежала под 4-мя галогенками на 12 В 50 Вт и одной 6 В 55 Вт, и периодически дымила под нагревом галогенок.  :D :bj: Еще до кучи две лампы от прожектора в параллель стояли. Итого ток в начале теста был 7 А, и в конце 6 А.

МК mxus up 1,6 кВт, макс. 52 км/час, пробег 36 км

Д. Засядько

Я прошу прощения, но при чём здесь LiMn2O4 в названии темы?

По моему, ваши аккумуляторы сделаны по  совсем другой технологии.
Вот что написано на сайте самсунга: http://www.samsungsdi.com/battery/cylindrical-INR18650-13P.jsp

INR18650-13P
I   -  ion (литий-ионный акк.)
N - материал катода. Никель, что ли.
R - round - круглой (цилиндрической) формы
16 - диаметр 16 мм
650 - длина 650 мм

13 - ёмкость 1300 мАч
Р - не знаю что такое.

В примечании написано NCA.  Скорее всего, это означает "Никель-кобальт-алюминий". Так что никакого марганца, а тем более LiMn2O4 там, скорей всего нет.


closer_to_sky

Но они и не литиевые, утверждаю это как владелец литиевой батареи и таких же банок.
Ёмкость у лития выше, токи ниже, а разбег при разрядке намного больше.
Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980