коммутация батарей для рекуперации

Автор xoid, 24 Июнь 2008 в 15:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

xoid

есть какие-то разработанные методики или переключатели для параллельной перекоммутации батарей для рекуперации? То есть должно быть три положения: батареи включены последовательно, батареи отключены от мотора полностью, батареи подключены к мотору параллельно.

PS Электронику и контроллеры пожалуйста обсуждайте в другом месте , здесь это объявляю оффттопиком.
Нужен механический самодельный (или на основе пакетного переключателя) коммутатор.

Alex_Soroka

Цитата: xoid от 24 Июнь 2008 в 15:59
есть какие-то разработанные методики или переключатели для параллельной перекоммутации батарей для рекуперации? То есть должно быть три положения: батареи включены последовательно, батареи отключены от мотора полностью, батареи подключены к мотору параллельно.

PS Электронику и контроллеры пожалуйста обсуждайте в другом месте , здесь это объявляю оффттопиком.
Нужен механический самодельный (или на основе пакетного переключателя) коммутатор.

без простой электроники вы все равно проблему не решите...

То что я себе на велосипед буду делать: схема трехфазного выпрямителя ("классика" жанра) и к ней надо проверить включение - на первое время обычное реле, которое от ручки "тормоз" будет включать 3-х ф мостик на АКБ, а там далее подумаю и поставлю мощных полевиков.

переключение акуумов на параллель - просто нарисуйте себе схем на реле - но там придется ставить многоконтактные реле - а автомобильных на 12В - таких нет :( ...

Overrider

Цитата: Alex_Soroka от 25 Июнь 2008 в 10:13
Цитата: xoid от 24 Июнь 2008 в 15:59
есть какие-то разработанные методики или переключатели для параллельной перекоммутации батарей для рекуперации? То есть должно быть три положения: батареи включены последовательно, батареи отключены от мотора полностью, батареи подключены к мотору параллельно.

PS Электронику и контроллеры пожалуйста обсуждайте в другом месте , здесь это объявляю оффттопиком.
Нужен механический самодельный (или на основе пакетного переключателя) коммутатор.

без простой электроники вы все равно проблему не решите...

То что я себе на велосипед буду делать: схема трехфазного выпрямителя ("классика" жанра) и к ней надо проверить включение - на первое время обычное реле, которое от ручки "тормоз" будет включать 3-х ф мостик на АКБ, а там далее подумаю и поставлю мощных полевиков.

переключение акуумов на параллель - просто нарисуйте себе схем на реле - но там придется ставить многоконтактные реле - а автомобильных на 12В - таких нет :( ...
Алекс, как нарисуете схемку - выложите пожалуйста. Боюсь я сам не соображу как полевики правильно применить...
хочу попробовать использовать йонисторы, они в терраэлектронике относительно дешёвыё

xoid

я все-таки полагаю следует сделать механический включатель с контактами. Низкие потери и дешевле.

i

Цитата: xoid от 25 Июнь 2008 в 13:42
...Низкие потери и дешевле.
Оба утверждения - не факт.
Есть полевики с сопротивлением открытого канала 0,007 ом (IRFB4310). У контактов сопротивление доли ома, плюс искрение и коррозия.
Дешевле - это когда станки в зоне досягаемости и сам на них работаешь.

Контактор механический сделать можно, но это будет не "лучше и дешевле".

И ещё. "Прыжок" с 48 или 36 вольт на 12в даст мощный ток, рывок торможения, прыжок с велосипеда.

Overrider

Цитата: i от 25 Июнь 2008 в 15:02
Цитата: xoid от 25 Июнь 2008 в 13:42
...Низкие потери и дешевле.
Оба утверждения - не факт.
Есть полевики с сопротивлением открытого канала 0,007 ом (IRFB4310). У контактов сопротивление доли ома, плюс искрение и коррозия.
+1
В моём представлении схема выглядит так. Только перед ней надо ставить ШИМ-ограничитель тока, дабы не улететь с велика и не сжечь аккумуляторы. Релюшек может быть (и собственно будет) несколько, потому как мне, например, не встречались релюшки на 8 групп переключающих контактов.

Alex_Soroka

Цитата: i от 25 Июнь 2008 в 15:02
И ещё. "Прыжок" с 48 или 36 вольт на 12в даст мощный ток, рывок торможения, прыжок с велосипеда.

не уверен :) я коротил все три контакта колеса и пытался его вращать - оно вращается, и с хорошим проскальзыванием, хоть и туго.
К тому-же не обязательно сразу прыгать на 12В - я планирую "не прыгать" а просто через 3-х ф выпрямитель подавать на АКБ - там получиться если ЭДС колеса выше ЭДС АКБ - то будет зарядка, а если ниже - то ничего не будет :)

...если совсем правильно делать - то надо ставить контроллер, который из людой ЭДС на колесе будет делать "норму" для заряда АКБ - это если честно - пока лень делать :) - там подводный камней много - главный из которых - степень торможения - это ведь не авто - силу нажатия померять нечем :( ...

а по картинке уважаемого i - там всего 6 реле автомобильных с одной группой переключающих контактов - и будет работать - но мне схемка не нравиться :(
во-первых я реле не люблю в 21 веке :) а во-вторых - не уверен про 12В...

i

Вообще-то я пытался изобразить механический контактор. Типа повернул - один тип замыкания, повернул - второй.
Ну это не важно.
На счет "прыжка". Я получал этот эффект когда на ХХ руками крутил педали (для измерения эдс). Контроллер был подключен (я его использовал как 3х-фазный мост). Датчики движка и аккумулятор не подключал.
Так вот, когда я добрался до скорости около 30км/ч, контроллеру вздумалось "порулить" ключами.... "я подумал ученья идут". Сильный рывок, колесо резко встало, отдача пошла в руки.... не понравилось. Хорошо, что энергия была запасена только в инерции крутящегося колеса, транзисторы выжили и руки не поломало.

Ток с генератора надо "сливать" аккуратно, однако.

Павел

Схема переключения АКБ с 48 на 12в для рекуперации. Можно по аналогии и с 36 на 12в сделать.

mihalich

Цитата: xoid от 24 Июнь 2008 в 15:59
То есть должно быть три положения: батареи включены последовательно, батареи отключены от мотора полностью, батареи подключены к мотору параллельно.

........Вообще то, можно переключать батарею с паралельно на последовательно
одним контактом и двумя диодами.

Vitaliy

Цитата: Павел от 06 Окт. 2008 в 21:14
Схема переключения АКБ с 48 на 12в для рекуперации. Можно по аналогии и с 36 на 12в сделать.


А вот резисторы по 0.01 Ом это наверно для ограничения тока во время  переключения транзисторов H и L и прохождения переходных процессов в них ?
Насколько сигнал ENABLE (V2) должен быть сдвинут относительно сигнала управления V1 ?
И V6 это трехфазный выпрямитель надо пологать?  :bw:

Vitaliy

Цитата: mihalich от 06 Окт. 2008 в 22:19
Цитата: xoid от 24 Июнь 2008 в 15:59
То есть должно быть три положения: батареи включены последовательно, батареи отключены от мотора полностью, батареи подключены к мотору параллельно.

........Вообще то, можно переключать батарею с паралельно на последовательно
одним контактом и двумя диодами.
Речь идет о максимально-эффективном способе (в плане КПД) рекуперации энергии. Так зачем диодами и обгорающими контактами в реле греть воздух и тем самым повышать вероятность поломки схемы управления...  :bk: ,

Alex_Soroka

Цитата: Павел от 06 Окт. 2008 в 21:14
Схема переключения АКБ с 48 на 12в для рекуперации. Можно по аналогии и с 36 на 12в сделать.

Павел, вы все верно нарисовали НО:
1) полевики будут давать падение напряжения, а значит будут греться, причем пропорционально току.
2) "на кристалл" полевика(и пусть там что хотят пишут) можно подавать не более 50А тока а то отгорит нафиг...
3) ЦЕНА ВОПРОСА - полевики + мощный радиатор...

4) зачем все это если переключение АКБ нам не нужно производить "на лету" ? :) контактор в этом случае не такое уж плохое решение, хоть и прошлого века :) ...

Павел

#13
Цитата: Alex_Soroka от 07 Окт. 2008 в 09:43
Цитата: Павел от 06 Окт. 2008 в 21:14
Схема переключения АКБ с 48 на 12в для рекуперации. Можно по аналогии и с 36 на 12в сделать.

Павел, вы все верно нарисовали НО:
1) полевики будут давать падение напряжения, а значит будут греться, причем пропорционально току.
2) "на кристалл" полевика(и пусть там что хотят пишут) можно подавать не более 50А тока а то отгорит нафиг...
3) ЦЕНА ВОПРОСА - полевики + мощный радиатор...

4) зачем все это если переключение АКБ нам не нужно производить "на лету" ? :) контактор в этом случае не такое уж плохое решение, хоть и прошлого века :) ...

1) падение напряжения будет, но у полевиков оно НАМНОГО меньше чем у реле.
2) а кто собирается подавать 50А тока? Это не троллейбус.
3)
IRF2807, N-канал 75В 82А, ТО220                                31.00 р.
IRF4905, P кан -55В -64А, ТО220                                30.00 р.
оптроны дешевле.  www.platan.ru
13 мОм * (10А)^2 = 1.3Вт   =>  радиатор не нужен

4) как раз переключать надо "на лету"! Нажал на тормоз - АКБ переключились, ШИМ (на схеме не показан) начал сливать напругу с выпрямителя в АКБ, причем ток пропорционален углу поворота ручки тормоза, но ограничен макс. током заряда АКБ (примерно 3А*4шт. = 12А). Ну и естественно для зарядки можно использовать т.к. по-моему зарядку на 12В проще найти.


Павел

Цитата: mihalich от 06 Окт. 2008 в 22:19
Цитата: xoid от 24 Июнь 2008 в 15:59
То есть должно быть три положения: батареи включены последовательно, батареи отключены от мотора полностью, батареи подключены к мотору параллельно.

........Вообще то, можно переключать батарею с паралельно на последовательно
одним контактом и двумя диодами.
На диодах будет падение напряжения.
Мощность:    0,6В * 2шт * 10А = 12Вт. как-то надо рассеивать, и потом КПД...
А контакты хуже полевиков комутируют (у контактов большое сопротивление)

Павел

Цитата: Vitaliy от 07 Окт. 2008 в 02:15
Цитата: Павел от 06 Окт. 2008 в 21:14
Схема переключения АКБ с 48 на 12в для рекуперации. Можно по аналогии и с 36 на 12в сделать.


А вот резисторы по 0.01 Ом это наверно для ограничения тока во время  переключения транзисторов H и L и прохождения переходных процессов в них ?
Насколько сигнал ENABLE (V2) должен быть сдвинут относительно сигнала управления V1 ?
И V6 это трехфазный выпрямитель надо пологать?  :bw:
Схему делал в MicroCap7.
Резисторы по 0.01 Ом просто так, просто 1-й и 4-й АКБ в паралель встают с одним транзистором, а остальные с двумя, и начинают больше других жрать. В реальности будет внутреннее сопротивление АКБ, которое и уравняет токи заряда.
V1 - сигнал включения в параллель (12в, заряд)
V2 - сигнал включения последовательно (48в, разряд)
Сдвига в несколько милисекунд вполне достаточно.
V6 - батарея напряжением 36в типа имитация электродвигателя, резюк 3 ома вместо ШИМ-регулятора тока, но они здесь чисто для моделирования работы системы переключения.

Эдисон

Цитата: xoid от 24 Июнь 2008 в 15:59
есть какие-то разработанные методики или переключатели для параллельной перекоммутации батарей для рекуперации? То есть должно быть три положения: батареи включены последовательно, батареи отключены от мотора полностью, батареи подключены к мотору параллельно.

PS Электронику и контроллеры пожалуйста обсуждайте в другом месте , здесь это объявляю оффттопиком.
Нужен механический самодельный (или на основе пакетного переключателя) коммутатор.
Похожее механическое переключение на болгарских электрокарах образца 80-х годов (1.положение - две пол-батареи паралельно 2. две пол-батареи последовательно через сопротивление 3. две пол-батареи напрямую 4........к сожалению не знаю.) . Контроллер состоит из 10Амперных  микровыключателей в единном блоке и управляется педалью "газа".

Alex_Soroka

Цитата: Павел от 07 Окт. 2008 в 13:43

IRF2807, N-канал 75В 82А, ТО220                                31.00 р.
IRF4905, P кан -55В -64А, ТО220                                30.00 р.
13 мОм * (10А)^2 = 1.3Вт   =>  радиатор не нужен

Павел :) мы с вами про разные вещи говорим :)
я вообще-то говорил про электромобильный привод - там токи 100-300А с АКБ бывают, там как раз полевики как переключатели не сильно пойдут - греться будут сильно... А вы приводите пример на 10А :) 10А - это разве что лампочки светить :)

Если вы для эл.велосипеда писали - то тоже 10А маловато будет - там 7-10А это режим равномерной езды, а старт-стопы до 50-70А(поправьте меня) при 36-48В питания.


Цитировать4) как раз переключать надо "на лету"! Нажал на тормоз - АКБ переключились, ШИМ (на схеме не показан) начал сливать напругу с выпрямителя в АКБ, причем [b-b]ток пропорционален углу поворота ручки тормоза[/b-b], но ограничен макс. током заряда АКБ (примерно 3А*4шт. = 12А). Ну и естественно для зарядки можно использовать т.к. по-моему зарядку на 12В проще найти.

выделенное синим - как понимать ? :) на велосипеде вообще-то ручка не поворачивается - там тормоз рукой делается - тянуть рычаг... приделать туда потенциометр - задача весьма непростая...

В электромобиле - ножной тормоз, но "угол поворота" педали - весьма мал (10-20град) а вам надо успеть до срабатывания гидравлики, т.е. реально всего в 10град. уместить все то что вы написали в п.4 :)  и для этого спец контроллер разрабатывать придется - чтобы "от угла поворота" делать регулировку "слива тока в АКБ"... а потом все это подстраивать и программировать под конкретную машину...

Павел

Цитата: Alex_Soroka от 07 Окт. 2008 в 19:48
Цитата: Павел от 07 Окт. 2008 в 13:43

IRF2807, N-канал 75В 82А, ТО220                                31.00 р.
IRF4905, P кан -55В -64А, ТО220                                30.00 р.
13 мОм * (10А)^2 = 1.3Вт   =>  радиатор не нужен

Павел :) мы с вами про разные вещи говорим :)
я вообще-то говорил про электромобильный привод - там токи 100-300А с АКБ бывают, там как раз полевики как переключатели не сильно пойдут - греться будут сильно... А вы приводите пример на 10А :) 10А - это разве что лампочки светить :)

Если вы для эл.велосипеда писали - то тоже 10А маловато будет - там 7-10А это режим равномерной езды, а старт-стопы до 50-70А(поправьте меня) при 36-48В питания.


Цитировать4) как раз переключать надо "на лету"! Нажал на тормоз - АКБ переключились, ШИМ (на схеме не показан) начал сливать напругу с выпрямителя в АКБ, причем [b-b]ток пропорционален углу поворота ручки тормоза[/b-b], но ограничен макс. током заряда АКБ (примерно 3А*4шт. = 12А). Ну и естественно для зарядки можно использовать т.к. по-моему зарядку на 12В проще найти.

выделенное синим - как понимать ? :) на велосипеде вообще-то ручка не поворачивается - там тормоз рукой делается - тянуть рычаг... приделать туда потенциометр - задача весьма непростая...

В электромобиле - ножной тормоз, но "угол поворота" педали - весьма мал (10-20град) а вам надо успеть до срабатывания гидравлики, т.е. реально всего в 10град. уместить все то что вы написали в п.4 :)  и для этого спец контроллер разрабатывать придется - чтобы "от угла поворота" делать регулировку "слива тока в АКБ"... а потом все это подстраивать и программировать под конкретную машину...

Да, я конечно про элвел писал. Как выделилось синим сам не знаю :bw:. А насчет 50А:  50А*48В = 2400 Вт ... многовато будет. Думаю что исп. мёртвый ход педали (ручки, рычага) тормоза можно, если постараться, например увеличить  этот мёртвый ход.

Кстати, про мощные ионисторы кто слышал? В инете есть описание Epcos, но где купить....

С переключением в эл.мобиле на полевиках буде посложнее, решение но наверно есть (троллейбусы и трамваи уже не счелкают релюхами)
А токовую нагрузку на полевики можно увеличить тупо путём запараллеливания.
IRFPS3810 100В 140А      250р.
А контроллер конечно нужно будет делать, но это не так сложно, я научился программировать AVR (www.gaw.ru).

Alex_Soroka

Цитата: Павел от 08 Окт. 2008 в 08:03
А насчет 50А:  50А*48В = 2400 Вт ... многовато будет. Думаю что исп. мёртвый ход педали (ручки, рычага) тормоза можно, если постараться, например увеличить  этот мёртвый ход.

1) у нас вообще-то не балерины :) а простой мужики за рулем :) и на дорогах трясет вообще-то... так что свободный ход" в 10мм нам и самим нужен :)

2) прочтите пожалуйста ветки:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,3.0.html

https://electrotransport.ru/index.php/topic,714.0.html

это будет вам ответом на "откуда 50А"...


ЦитироватьКстати, про мощные ионисторы кто слышал? В инете есть описание Epcos, но где купить....

я уже писал не раз - во-первых епкос перестал делать 1000Ф ионисторы, а во-вторых - цена одного на 2.5В под 100у.е. - батарея ионисторов получается в 4 раза дороже самой тяговой АКБ :( ...

ЦитироватьС переключением в эл.мобиле на полевиках буде посложнее, решение но наверно есть (троллейбусы и трамваи уже не счелкают релюхами)

новые троллейбусы - работают через ШИМ :) пррислушайтесь как будете ездить :)

ЦитироватьА токовую нагрузку на полевики можно увеличить тупо путём запараллеливания.
IRFPS3810 100В 140А      250р.

:) не более 50А "на кристалл" транзистора. Проверено жизнью - отгорают контакты :( если больше. И вообще в электротехнике принято 4-5А на мм2 сечения - посмотрите на ноги полевика - вам все ясно ? :)
да, импульсные режимы (согласно даташиту) он держит, но силовые схемы - там все не так просто и радостно. У нас есть ветка:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,875.0.html
так вот посмотрите как человек решал проблему силового привода (придется скачать ворд-файл с его сайта) - и сколько он пожег полевиков :(
...а вы тут на лихом коне - "да все просто!" :)

ЦитироватьА контроллер конечно нужно будет делать, но это не так сложно, я научился программировать AVR (www.gaw.ru).

как у вас все просто вжизни :) а разводка платы ? да так чтобы наводок силовых не было ? чтобы дорожки не горели ?
а компоновка ? а глюки в программах ? :)

NickZT

#20
Не ну а все таки кто нибудь делал/использовал механический переключатель режимов аккум батареи паралельно последовательно? (заряд/работа). Цель - едем при последовательном включении, ставим на зарядку- (зарядкой Версия3(ТОР)  :dance: :run:  :wow: ) паралельно. ну и по вольтметру на батарею - смотреть что просходит при последовательном включении.

chek

Я делал себе, когда у меня был свинец 48 В,  переключал с 48 В на 24 В , для того, чтобы можно было пользоваться зарядником и на 24 В и на 48 В, переключал обычным тумблером на токи до 10 или более Ампер. Тумблер установил прямо в корпус АКБ
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

ra6fnq

This message previously only contained one or more inline attachment references all of which are now invalid.
Евгений
http://fotki.yandex.ru/users/ra6fnq/
https://yadi.sk/d/8wi9CuXnvvFRh - инструкции на Bafangs

andymag2013

Когда ездил на свинце, разработал такую схему перекоммутации

Должен использоваться переключатель с двумя группами контактов, чтобы не было КЗ