Вопросы "Чайника"

Автор stuxy, 05 Авг. 2011 в 02:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Медведь СПб

Где-то раньше читал , что старые "советские велики делали из хром-молибденовой стали ?! Себе перед трайка варил из такого велосипеда-варится очень хорошо простым пост. током , электроды ано-4.

schemer

К сожалению папка "upload" не работает, попробую так.
Это не мои высказывания, материал взят с сайта, который видимо на данный момент больше не существует.
________________________________________
Алюминий
________________________________________
Алюминий быстро утвердил свои позиции в рамах велосипедов таких фирм, как Trek, Cannondale, Mongoose, Klein и других топовых производителей. Новые технологии, появившиеся сравнительно недавно, снизили себистоимость алюминия и позволили ему соперничать по цене с хроммолибденом. Ставшей притчей во язытцах сорт алюминия под гордым названием 6061-T6, стал ныне стандартным материалом в производстве рам. Частично это произошло от того, что этот материал легко варится и при этом сравнительно прочен.
Самодельщики могут найти работу с алюминием вызовом, так как варить его нужно TIG- или MIG-сварками, и варить намного сложнее, чем варить хромоль или углеродистую сталь теми же сварками. К тому же, в месте сварки 6061 T6 теряет половину своей прочности. И, следовательно, для возвращения всей прочности потребуется послесварочная термообработка.
Серия 6061 - в основном сплав алюминия с магнием и кремнием. Есть еще мелочевка, типа меди, цинка и титана - всего в состав материала включено 4% добавок. Серия 6061 делится по сортам по характеру термообработки. Основные сорта - это T0, T4 и T6. Сорта, процессы и модули прочности сведены в таблице ниже:
Temper   Process   Предел прочности
при растяжении (МПа)   Предел текучести (МПа)
T0   отожженный алюминий   124   55
T4   естественно состаренный   241   145
T6   искусственно состаренный   310   276
1 Мпа = 145,04 PSI
Алюминий - это материал, легко поддающийся обработке. В зависимости от диаметра и толщины стенки, алюминиевые трубы могут быть легко согнуты при помощи обычного канального трубогиба. Так как алюминий сравнительно мягок, он с легкостью пилится, сверлится и шкурится.
Просто для поддержания топика - я еще рассматривал алюминиевый сплав серии 7075. В этом типе алюминия много цинка, что делает сплав невероятно прочным и жестким. Но он очень плохо варится, что ограничивает область его применения фрезерованными деталями или клеенными рамами.
________________________________________
Хром-молибден (Хромоль)
________________________________________
Я вовсе не обладаюширокими познаниями или массой опыта в конструировании хромолевых рам. Я понимаю, что это экстремально прочный и твердый материал, идеально подходящий для конструирования рам. Отношение прочности к весу у 4130 (наиболее часто всречающийся материал) хроммолибдена больше, чем у 6061 T6 алюма. Это утверждение должно заставить вас заинтересоваться, почему же алюминиевые рамы в своем большинстве легче, чем их хромолевые аналоги. Наибольший плюс у хромоля - дешевизна по отношению к другим топовым материалам.
Из-за добавок, входящих в состав 4130 хромоля, материал может быть сварен только TIG или MIG сварками, или ли же спаян. Основные добавки, использованные в сплаве - это хром и молибден. Удивительно, но в этом супер прочном материале их только 2,3%.
Обозначение "4130" означает сплав и содержание углерода. "41" обозначает тип сплава и кличество, а "30" - содержание углерода в сотых долях процента.
Как и алюминий, хромоль имеет разные свойства при разной термообработке, однако я еще не до конца разобрался с этим. Например, у меня был велосипед целиком из хромоля. Предел прочности при растяжении и предел текучести резко менялись, если материал был "нормализован" или "закален в воде и отпущен". Варианты - в таблице:
Temper   Предел прочности
при растяжении (МПА)   Предел текучести (МПа)
Отоженная сталь   551   344
Нормализованная   620   483
Закаленная в воде и отпущенная   882   779
Термообработка нужна ПОСЛЕ сварки. Если хромолевая рама не термообработана после сварки, то места, по которым проводилась сварка, будут отожжены или нормализованы. Не забывайте, что прочность цепи определяется самым слабым звеном. Если рама из хроммолибдена после сварки не проходит термообработку, то она, в сущности, ослабляется и этот недостаток встречается практически у всех рамостроителей (кто ничего не смыслит в материаловедении), игнорирующих этот важный момент. Пайка латунью или серебросодержащими припоями вместо сварки позволит избежать ослабления.
________________________________________
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

schemer

И продолжение.
И ещё раз. Это не мои высказывания, материал взят с сайта, который видимо на данный момент больше не существует.
ХРОММОЛИБДЕН против АЛЮМИНИЯ
________________________________________
В велосипедном сообществе очень много дебатов идет вокруг выбора между алюминием и хромолем. У каждого материала свои плюсы и минусы и я собираюсь развеять несколько неразвеянных мифов вокруг каждого материала.
Хромоль прочнее алюма
И да, и нет. Отношение прочности к весу у 4130 хроммолибдена больше, чем у 6061-T6 алюминия и примерно такое же, как у 7005-T6 (если не меньше). Хотя у 7075-T6 отношение прочности к весу уже лучше, чем у хроммолибдена.
Алюминиевые рамы трескаются чаще, чем стальные.
Абсолютно неверно. Прежде всего, алюминиевые рамы делались и делаются с прицелом в высший сегмент рынка. Когда-то, в период освоения алюминия, рамы действительно трескались, но сейчас производители освоили новые технологии работы с материалом, и уже хромоль сейчас встечается все чаще на велосипедах низкой ценовой категории. Очевидно, некачественные рамы мелкого ремесленника имеют больше шансов сломаться, чем качественные рамы крупного призводителя. Во-вторых, алюминиевые рамы в угоду моде делаются легче хромолевых, что тоже делает их подверженными к трещинам. Это и дает впечатление, что алюминий ломается легче. И, наконец, многие рамостроители не отпускают напряжения в своих хромолевых рамах после сварки, что ослабляет их. За прошедшие 20 лет многие алюмостроители (и я в том числе) дошли до использования тонкостенных труб увеличенного размера и косынок в конструкции, для увеличения жесткости алюминиевых рам (уменьшения изгибов). Главной причиной поломок является усталость, вызванная изгибом. Не в пример хроммолибдену, алюминий не так упруг и сломается из-за слишком больших для него изгибов. Если делать конструкцию рамы очень жесткой, то алюминий становится очень надежным материалом.
Алюминий широко распространен в самолетостроении. Если бы по своим физическим свойствам алюминий не превосходил бы сталь, то мы бы видели вокруг неалюминиевые самолеты, так ведь?.
Алюминиевые рамы не так долговечны, как стальные.
Теоретически, в этом что-то есть, но опыт велоиндустрии пока этого не подтвердил. Уж до массового производства велосипедов алюминий бы докатился тогда в последнюю очередь. Как бы то ни было, статистической информации для сравнения долговечности алюма и хромоля пока маловато. В теории, рама из алюминия серии 6061-T6 может неожиданно сломаться, так как алюминий со временем стареет и становится хрупким. Это старение может быть предотвращено термообработкой (дорогое предприятие). Также заметим, что и хромолевые рамы ржавеют, что тоже может привести к преждевременной поломке. В любом случае, за велосипедом нужно следить.
Ранние алюминиевые рамы строились вклеиванием труб в коронки. Такие рамы канули в Лету из-за их склонности к усталости и трещинам. К тому же, они делались из труб малого диаметра, в результате чего рамы получались нежесткими и легко "гуляющими". В настоящее время велосипеды по такой технологии почти не производятся. Обновленные технологии производства используют трубы увеличенного диаметра для увеличения жесткости и надежности рам. К тому же, такие рамы сейчас строятся из алюминиевого сплава 7075-T6. Некоторые ультралегкие рамы (за исключением композитных) сделаны именно из этого сплава. Хотя у сплава 7075-T6 отношение прочности к весу намного больше, чем у 6061-T6, семидесятка все-же хрупче и легче трескается.
Все эти факты только подтверждают, что надежность велосипедных рам напрямую зависит от качества конструкции и производственного процесса, а не от материала, из которого изготовлена рама.
Алюминий корродирует
Да. И хотя сплав 6061 хорошо сопротивляется коррозии, но если его погрузить в соленую воду, то рано или поздно он все-равно закорродирует. Как только алюминий появляется в кислородной среде, он тут же покрывается защитной пленкой оксида. И хотя этота пленка сильно мешает при любой сварке, она защищает алюминий от посторонних элементов. Для велосипедных рам эта пленка даже во благо, так как не позволяет коррозии проникать в структуру материала. Чего не скажешь о стали - если прохлопал начало ржавления, пиши пропало.
Алюминиевые рамы легче хроммолибденовых
Это не совсем так. Как уже было выяснено, отношение прочности к весу у 4130 хроммолибдена лучше, чем у алюминиевого сплава 6061-T6, но из целиком из хроммолибдена строится очень небольшой процент велосипедов. В основном хромолевые трубы соединяются на коронках из мягкой или углеродистой стали, идущей также на наконечники и мелкие трубки на раме. Во вторых, большинство 4130 рам не термообработано. Для того, чтобы предупредить развитие трещин в районе сварки, толщину труб увеличивают, что негативно сказывается на весе. В итоге хромолевые рамы и получается тяжелее алюминиевых. Только лучшие стальные рамы могут конкурировать по весу с алюминиевыми.
В конце-концов, только рамостроитель решает, сколько раме весить.
Факты из жизни Алюминия о Хроммолибдена
   Алюм дороже хромоля
   Хромоль стоит дешево (ненамного дороже углеродистой стали)
   Сварка алюма требует большей квалификации, чем сварка хромоля (welding), и алюминий не может быть спаян (brazing).
   Хромоль может быть сварен TIG- или MIG-сварками, но не может быть спаян ацетиленовой горелкой.
   Алюминий не корродирует, хромоль и углеродистые стали ржавеют.
   Хром-молибден трудно обрабатывать
   Алюминиевые трубы встречаются в более широком ассортименте по толщинам и диаметрам, чем хроммолибденовые
   Алюминий - очень надежный материал, все самолеты из алюминия, так что делайте выводы.


Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

aleks17121960

Самолеты строят из сплавов алюминия,сверхзвуковые-композиты и магниевые сплавы в большом количестве,титан также.Это не совсем те материалы,из которых строят алюминиевые рамы для великов. ;)А так материал интересный,+1.
Делай,что должен,и будь,что будет...

stuxy

А где можно купить хромолевые трубы в центральной России?

МВГ

Цитата: stuxy от 10 Авг. 2011 в 18:55
А где можно купить хромолевые трубы в центральной России?
По гостовской классификации это сталь 30ХМА, вот тонкостенные трубы из неё и ищите.

schemer

Цитата: stuxy от 10 Авг. 2011 в 18:55
А где можно купить хромолевые трубы в центральной России?

Один самодельщик в своих конструкциях применяет трубы от спинок древних железных кроватей http://www.velomobil.nm.ru/builders_corner/trailor/.  Кстати это тот самый сайт с которого взята информация об Алюминии и Хромоле. Он оказывается работает, но на данный момент переезжает. На нём очень много полезной информации.
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

пчеловод

господа специалисты, подскажите как с наименьшими затратами стандартный бензиновый мотороллер "Муравей" переделать под электротранспорт, для перевозки грузов по территории пасеки, скорости 10-15 км/час будет достаточно, пробег в день - 1-3 км, масса груза 50-150 кг. Есть солнечный модуль, которым сейчас заряжаем акккумуляторы, и бензогенераторы различной мощности.