avatar_qxov

LiFePO4 Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации. Часть 2.

Автор qxov, 09 Фев. 2012 в 13:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

TRO

Цитата: alayf78 от 19 Апр. 2016 в 23:41
Где фоточки сгоревших гаражей от лифера? :-D 

это как минимум вброс,....

Ну тогда притензии к [user]se[/user], это его фотку спаленного гаражика с батареей лифера(с его слов) я видел.
Ссылочка.
https://electrotransport.ru/index.php?topic=29071.msg644366#msg644366

та самая фотка.


Я из пальца инфу не высасываю, за что купил за то и продаю.
Уж чем, чем, а привирательствами не страдаю.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

СТЛ


Антон300

#2432
[user]m1011[/user],"" По мере систематического недозаряда и деградации ячеек у них растет саморазряд и процесс деградации ускоряется.""      Прошу пояснить-насколько я понял лифер  лучше недозаряжать.Ваше утверждение меня смущает.

СТЛ

#2433
Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 06:48
[user]m1011[/user],"" По мере систематического недозаряда и деградации ячеек у них растет саморазряд и процесс деградации ускоряется.""      Прошу пояснить-насколько я понял лифер  лучше недозаряжать.Ваше утверждение меня смущает.
Вот здесь по подробнее тоже интересно : из всей сборки 20шт кроме двух элементов ушедшие в ноль (дозарядка отдельно з/у от телефона 5.4V 2.6A  не момогло воскрешить) был пакет хоть и не отличающийся по напряжению в 3.2V, но по мультиметру  4А в отличие от остальных от 8 до 13.5 А .Удалось отдельно ещё дозарядить до 7ампер ( при подключении пакета с 3.2V  к з/у показывал напряжение 3.8 ( с нагрузкой так скажу), отключил когда дошло до 4.2-4.3 - при отключении зарядного показания по мультиметру были  3.75V ,которые в течении пару минут доходили до 3,3V почему отдельно от БМС получается клучшить показания ячейки.  Здесь дело в неисправности БМС или деградации ячеек ?

m1011

#2434
Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 06:48
[user]m1011[/user],"" По мере систематического недозаряда и деградации ячеек у них растет саморазряд и процесс деградации ускоряется.""      Прошу пояснить-насколько я понял лифер  лучше недозаряжать.Ваше утверждение меня смущает.

Для каждого АКБ существуют границы допустимых напряжений в пределах которых АКБ работает долго и не разрушается см. таблицу из инструкции к заряднику. Нормальные модельные зарядники имеют возможность контролировать напряжения и токи с высокой точностью до сотых вольта.
Кроме этого эти границы можно корректировать из меню прибора.
Так вот если допускать возмможность выхода напряжения за указанные в таблице рамки то АКБ портится очень быстро.
Кроме этого каждый эленмент имеет свои индивидуальные заводские рекомендации их можно найти обычно на сайте поизводителя и настроить зарыдку под эти параметры.
Важно если границы использования несколько сузить то АКБ будет служить значительно больше циклов чем гарантирует изготовитель.

Я при использовании Лиферов настраиваю напряжение разряда под нагрузкой 2.85-2.95в рекомендовано 2.0в
При заряде отсечку ставлю 3.60в по моим банкам допустимо заводом до 3.80в.(на 3.60 в и выставлена схема балансировки которая укладывает напряжение по банкам в этот номинал с точностью до 0.01в)
При этих параметрах все мои 24 ячейки отдают в нагрузку номинальную емкость на токах проверенно до 30а.

Так так зарядка идет всегда под управлением умной зарядки с высокоточным контролем именно на клемах самих ячеек то и возможности испортить АКБ перезарядом полностью отсутствует как бы долго не шел поцесс балансировки.
При разряде до допустимых 2.9в тоже никаких проблем с АКБ не будет надо только после использования его сразу зарядить а не хранить разряженным.

Также надо иметь ввиду тем кто пользуется готовыми сборками с БМС на время длительного хранения необходимо БМС отключать либо как можно чаще контролировать и и балансировать батарею тк БМС хоть небольшой ток а потребляет и при этом не всегда равномерно по элементам.
Если батарея сильно разбалансирована те более чем на 5-6% то крайне желательно повести отдельный подзаряд по элементам иначе процесс балансировки в штатном режиме может не закончится ни когда.
Так при разболансировки в 25% минимальное время балансировки может превышать 30часов.
По опыту 5% рабалансировка без предварительной подтяжки обычно занимает 5-6 часов.

До сего времени по опыту все убитые ячейки что я видел были испорчены сильным переразрядом и длительным хранением(больше суток достаточно) в таком виде. Ячеек убитых пере зарядом(пере зарядом) при использовании готовых комплектов а так же в коммерческой продукции не встречал. хотя это возможно если использовать для заряда не годные или испорченные зарядники.
Поэтому и рекомендации носят указанный выше характер.


PS Если пользуетесь готовой батареей с БМС то надо хотя бы проверить напряжения или покупать у известных контор где уже все проверено другими.
Но даже при использовании проверенными устройствами включение головы и проверку конкретного девайса ни кто не отменял.
Мурена3+Хантер32, фловер33t+микота45, лифер45+60+2х50, ШИМ контроллер по схеме от LICC доработанный на 12в.

FobOrgan

Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 06:48
Прошу пояснить-насколько я понял лифер  лучше недозаряжать.Ваше утверждение меня смущает.
Антон, не страдайте излишне, если не превышать 3.60-3.65В, то абсолютно ничего с вашим лифером не произойдёт и не надо мучиться с перестройкой балансиров на 3.5. Нижнее напряжение гуманное 2.5В, но обычно то получается как, стоит БМС с отсечкой на 2В, и отключается в конце заряда, а без нагрузки напряжение восстанавливается до 2.5-2.7В. Есть БМС под лифер с порогами 2.5В-3.7В. А вот те что с отключением на 3.8-3.9В я бы использовать не рекомендовал. Но тут есть нюанс, то что написано на сайте продавца может оказаться не совсем правдой и лучше пороги проверить практически.
Могу вам дать ссылку на БМС которую брал 16S, там пороги 2.75В-3.65В, балансиры начинают работать с 3.45В. Симметричная, ток до 30А.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

m1011

#2436
Цитата: СТЛ от 20 Апр. 2016 в 08:19
Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 06:48
[user]m1011[/user],"" По мере систематического недозаряда и деградации ячеек у них растет саморазряд и процесс деградации ускоряется.""      Прошу пояснить-насколько я понял лифер  лучше недозаряжать.Ваше утверждение меня смущает.
Вот здесь по подробнее тоже интересно : из всей сборки 20шт кроме двух элементов ушедшие в ноль (дозарядка отдельно з/у от телефона 5.4V 2.6A  не момогло воскрешить) был пакет хоть и не отличающийся по напряжению в 3.2V, но по мультиметру  4А в отличие от остальных от 8 до 13.5 А .Удалось отдельно ещё дозарядить до 7ампер ( при подключении пакета с 3.2V  к з/у показывал напряжение 3.8 ( с нагрузкой так скажу), отключил когда дошло до 4.2-4.3 - при отключении зарядного показания по мультиметру были  3.75V ,которые в течении пару минут доходили до 3,3V почему отдельно от БМС получается воскрешать ячейки.  Здесь дело в неисправности БМС или деградации ячеек ?

Ка показывает опыт многолетнего общения с различными литиевыми АКБ ячейки пролежавшие при сильно заниженном и нулевом напряжении можно поднять даже сбалансировать но добиться от них хоть каких то работоспособных характеристик уже не возможно. У них сильно возрастает вн сопротивление и саморазряд. Химия деградирует.
Поэтому необходимо педантично следить за состоянием батарей тем или иным способом но важно сохранять напряжение на элементах в заданных производителем диапазонах. Иначе трупп.
https://electrotransport.ru/index.php?topic=15813.msg287321#msg287321
https://electrotransport.ru/index.php?topic=11875.msg291344#msg291344
https://electrotransport.ru/index.php?topic=15813.msg287181#msg287181
приводится график балансировки водно как сложен алгоритм балансировки правильного цифрового зарядника.
Мурена3+Хантер32, фловер33t+микота45, лифер45+60+2х50, ШИМ контроллер по схеме от LICC доработанный на 12в.

m1011

Цитата: TRO от 20 Апр. 2016 в 01:26
Цитата: alayf78 от 19 Апр. 2016 в 23:41
Где фоточки сгоревших гаражей от лифера? :-D 

это как минимум вброс,....

Ну тогда притензии к [user]se[/user], это его фотку спаленного гаражика с батареей лифера(с его слов) я видел.
Ссылочка.
https://electrotransport.ru/index.php?topic=29071.msg644366#msg644366

та самая фотка.


Я из пальца инфу не высасываю, за что купил за то и продаю.
Уж чем, чем, а привирательствами не страдаю.

Проблемы возгорания не от химии литиевых батарей а от нарушения требований элементарного противопожарного правила. Также можно спалить любым нагревательным прибором и АКБ тут не причем. Может быть КЗ или другие неисправности электропроводки, нужна экспертиза.

Для липолек и лионов существуют защитные пакеты также можно использовать любые не горючие ящики для гарантии безопасности зарядки при невозможности контроля человеком.
По данным много численных тестов реально лифер заставить загореться не получилось даже при его разрушении внешним фактором.
Мурена3+Хантер32, фловер33t+микота45, лифер45+60+2х50, ШИМ контроллер по схеме от LICC доработанный на 12в.

Антон300

[user]m1011[/user],""" Важно если границы использования несколько сузить то АКБ будет служить значительно больше циклов чем гарантирует изготовитель."""    Вот это мне по нраву!! Вопрос только в количественном "сужении границ использования" 3.6 вольта-это ж практически 100  процентная заряженность лифера .Нельзя ли еще малость "сузить границу"? :-) В конце заряда напряжение с 3.6В до 3.65В всего за несколько секунд поднимается.

TRO

#2439
[user]Антон300[/user], 3.6в если заряжать модельной зарядкой. А с БМС и простым зарядником какие то из ячеек полюбому долетят аж до 3.9в на котором БМС отсечет зарядку, потом напряжение сползет на них до 3.6в и снова пинок до 3.9в, и так пока все слабаки не подтянутся.
Чтобы этого избежать пришлось допиливать и БМС и зарядку. Процитирую себя из другой темы:
Спойлер
Цитата: TRO от 02 Март 2016 в 23:48
Я в свое время тоже понаблюдал как на одной - двух ячейках напряжение доходит до 3.9в когда из балансирных светодиодов загорается всего парочка, и зарядка переходит в режим икотки поддерживая 3.9в на шустрых ячейках, и поскольку это может происходить достаточно долго, то эти шустрые ячейки кипятятся и рано или поздно должны надутся первыми. Не зря все таки китайцы лепят в зарядки дополнительные платки которые вырубают зарядки при снижении зарядного тока, это приводит к легкому систематическому недозаряду но бережет банки. Многие выкорчевывают эти платки. Я же в свою зарядку поставил токовое реле (на катушку автомобильного реле намотано несколько витков выходного провода, подбирается) и кнопку включения (временно выкорачивающую контакты реле). В итоге когда БМС вырубает батарею, то реле отключается и зарядка больше сама не включится(только кнопкой), но поскольку паралельно контактам реле стоит еще и резистор около 50 Ом, то батарея продолжает добиватся слабым током который ниже балансировочного, в итоге после выключения реле балансировка продолжается но медленно, а убежавшие ячейки быстренько сползают до безопасного балансировочного напряжения 3,6в.

В мощной батарее с мощной быстрой зарядкой я пошел еще дальше, и припаял на балансировочные резисторы по оптопаре, выходы оптопар запаралелил и вывел двумя проводками в зарядку, теперь балансирные светодиоды только мигнуть успевают. А балансировку я деляю изредка слабенькой карманной зарядкой, которую при желании можно сажать праралельно с мощной.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

Антон300

[user]TRO[/user], раз так .даром мне эта БМС не нужна.....    3.9 вольт!!!

m1011

#2441
Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 15:28
[user]m1011[/user],""" Важно если границы использования несколько сузить то АКБ будет служить значительно больше циклов чем гарантирует изготовитель."""    Вот это мне по нраву!! Вопрос только в количественном "сужении границ использования" 3.6 вольта-это ж практически 100  процентная заряженность лифера .Нельзя ли еще малость "сузить границу"? :-) В конце заряда напряжение с 3.6В до 3.65В всего за несколько секунд поднимается.
При наличии нормальной модельной зарядки границы легко подобрать экспериментально. Начинаете с несколько уменьшеного диапазона и делаете цикл заряд разряд. Зарядник показывает величину принятого и отданного заряда в А/Ч прикидываете устраивает ли это потом можно и несколько расширить эти границы.
По лиферам отданная энергия мало зависит от величины разрядного тока тк вн сопротивление этих АКБ мало.
Поэтому не обязательно иметь разрядник с большим током. диапазон можно от калибровать на одной банке это сэкономит время тк величина тока разряда определяется мощность рассеивания выбранной зарядки.
Посмотрите мои тесты по лиферам ссылки я приводил. Я подобрал параметры и получил отдачу от батареи ровно в 100% номинальной емкости. Расширив эти границы можно отжать ну процентов в 5-7 за сцет долговечности батареи. Производители готовых комплектов берут отбраковку с заниженными емкостями и вытягивают емкость за счет расширения границ в ущерб срока службы. Год на гарантию их устраивает дальше не их забота.
По выше изложенным причинам я изначально не стал брать БМС а купил хорошую модельную зарядку на все АКБ в купе ну несколько сигнальных устройств со звуковой индикацией дешовых для контроля в режиме разряда.
На лодке для контроля за остатком заряда использую ватт метр.
Это покрывает все потребности и при расширении количества АКБ нечего больше докупать не надо.
А по БМС вопрос постоянно возникает по точности настройке ну необходимость иметь под каждый АКБ.
Мурена3+Хантер32, фловер33t+микота45, лифер45+60+2х50, ШИМ контроллер по схеме от LICC доработанный на 12в.

Антон300

[user]m1011[/user], вот-вот и у меня нет доверия к БМС.Допустим.хорошая.БМС. все отлично работает.однако все это на электровелосипед установлено .все трясется и вибрирует.куча проводов к элементам идет.штепсельный разъем в плате и т.д.

m1011

Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 17:23
[user]m1011[/user], вот-вот и у меня нет доверия к БМС
Тогда смотрите вариант модельной зарядки на хобикинге выбор огромный и за вист от ваших потребностей по емкостям, токам и напряжениям.
Мурена3+Хантер32, фловер33t+микота45, лифер45+60+2х50, ШИМ контроллер по схеме от LICC доработанный на 12в.

TRO

Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 17:17
[user]TRO[/user], раз так .даром мне эта БМС не нужна.....    3.9 вольт!!!
Я чуствовал что вы так скажите.
Её стоит оставить хотя бы из за контроля за разрядом, этот момент нельзя оставлять на человеческий фактор.
А бережно заряжать каким то другим способам (типа модельной зарядки) она вам не помешает.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

FobOrgan

Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

Антон300

[user]FobOrgan[/user], Аюшки

Добавлено 20 Апр 2016 в 17:32:02

[user]TRO[/user], насчет разряда у меня проблемы нет- езжу фиксированное расстояние. в запасе достаточно ампер-часов

Добавлено 20 Апр 2016 в 17:35:00

[user]TRO[/user], а.еще до кучи в контроллере мотор колеса стоит отсечка по мин. напряжению

FobOrgan

Цитата: Антон300 от 20 Апр. 2016 в 17:30
[user]FobOrgan[/user], Аюшки
Вы читаете только то, что подтверждает ваш негатив по отношению к БМС и переразряду-переразряду. Говорю же есть БМС для лифера которые отключают заряд на 3.65В. Можете выставить зарядник, чтобы напряжение было 3.5В/элемент.
Я просто прошёл путь от балансиров-селлогов и даже сам делал немного хитроумную схему которая сбрасывает ток заряда при срабатывании первого балансира. И вот на основе этого геморройного опыта, на который были убиты десятки часов ответственно заявляю: все эти ухищрения по продлению жизни, причём лифера совсем не стоят потраченного времени и не дают особого результата.
Единственное что я сейчас делаю, т.к. аппарат заряжается дома, то слышно как работает вентилятор зарядки. Когда первый раз батарея отключается, то сразу вытаскиваю зарядку, чтобы как выразился TRO не было этих "пинков" до максимального напряжения и включаю зарядку через переходник-резистор (4 Ома), чтобы плавно дозарядить и отбалансировать. И то это делаю потому, что батарея склонна к разбалансировке.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет