L-ion аккумулятор и зарядка к нему своими руками.

Автор варп, 01 Июль 2012 в 05:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Iguana

Цитата: варп от 04 Фев. 2013 в 15:16...Важно - полевой транзистор подойдёт не любой , а только тот , который способен открываться начиная от 3-х вольт...Тип выше приводил , или к примеру -FDD8447...
Вот ещё один, в копилку, ;)
IRLML6244 - не дорогой ;)
VGS(th) - Gate Threshold Voltage - 0.5...0.9...1.1 V, 22 милиОма, до 6А, есть обратный диод...
"Лучше повеситься!" - сказала Windows увидев список задач

варп

#55
Iguana , спасибо за помощь...
Кстати о контроллерах от аккумуляторов сотовых телефонов - надо бы поизучать те полевики , которые там на плату ставят...Напряжиние затвор - исток у них по определению подходящее...., а вот любопытно - какой у них допустимый ток стока ? И  с каким они каналом - N или P?

TRO , я сегодня макет одной ячейки спаял ...Игрался с током 0,5 ампер , транзистор ключевой - KTA1273 , м/с - KIA7042.Последовательно ей в питание поставил резистор 100 Ом , при достижении на элементе 4,2 V , она скачком откючает заряд.Ничего сильно не греется...Очень доволен результатом...Питал , правда,ячейку от БП 6 Вольт...Завтра попробую питать импульсами с БП галогенки...
Имитировал конец заряда раз 100 , немного разряжая ячейку мощной лампочкой - ни одного сбоя....

Installer PRO

Цитата: варп от 05 Фев. 2013 в 12:34
Installer PRO , собственно  TRO всё правильно сказал , да и ты сам уже суть уловил...
Когда я учился в институте, полевиков еще не было. Были Лампы. А компьютером была машина под названием СМ-4 размером с комнату в квартире. Да и мхом мозги зарастать начали, и работа тоже силы отнимает. Спасибо Вам, [b-b]ВАРП[/b-b], [b-b]ТRО[/b-b], [b-b]IGUANA[/b-b], мозги прочистили. Кое что уже нарисовал. Дома состряпаю. По факту отпишусь. :run:

Накатался на электромобилях SMITH-Edison, Mitsubishi I-Miev, Chevrolet Volt, Nissan-Leaf, Mitsubishi Outlander PHEV, TESLA-s85 и  VOLVO V60 PHEV И даже на первом электрогрузовике Smith-Newton и элеквелике Lion-а. Спасип!

TRO

#57
Цитата: варп от 05 Фев. 2013 в 17:03
..Кстати о контроллерах от аккумуляторов сотовых телефонов - надо бы поизучать те полевики , которые там на плату ставят...Напряжиние затвор - исток у них по определению подходящее...., а вот любопытно - какой у них допустимый ток стока ? И  с каким они каналом - N или P?
...
Обычно в одном корпусе сразу два полевика, n-канальный и p-канальный (заряд-разряд).

А вторая микруха это их управлялка, монитор верхнего и нижнего напряжений, иногда и токовый предохранитель - сечёт когда на открытом мосфете напряжение подскочит и вырубает его чтобы не сгорел.

Я таких платок уже больше двух десятков насобирал, как доноры полевиков. Иногда покупаю на ебей акумы для мобилок по дешовке на разборку, банки пускаю как дополнительные на велосвет, резервное освещение и т.д. , а лишние платы на органы.

Кстати эти платы очень хороши для лиферных банок на разряд (подогрев стелек или перчаток например, зимой ведь кроме лифера особо ничего попользуешь), там как раз правильное щадящее напряжение отключения для лифера - 2.5в, а заряжаю уже зарядкой как положено - до 3.6.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО

варп

Installer PRO , вот и славно , рад был помочь...Вы сильно не горюйте - я , увы , тоже уже не мальчик... :exactly: За мозги сильно не переживайте - с нынешним интернетом , хрен сильно засохнешь...И коллеги всегда рядом - практически в соседней комнате... :-D
TRO , я тоже с этими платками много игрался , пока свой контроллер не придумал...Но с них всё началось...Я когда понял , как там чего булькает - вынул один контроллер , прицепил его к проводу зарядки , а во все фонарики запихал просто голые элементы , без контроллеров...Даташит на микруху месяца два искал...- непонятно было что искать , собственно - на ней сильно мало букв написано...

варп

#59
TRO , один Вы у меня остался собеседник ... Не знаю с кем  ещё, ещё одной радостью поделиться  ...Сегодня доводил до ума контроллер параллельной баллансировки для комбинированной последовательно-параллельной зарядки ( схема на 3-ем листе, см.44-тый пост)  - добавил светодиод с резистором с питания на выход KIA..., но главное - из любопытства , припаял конденсатор 10 нФ между входом и выходом KIA ..., и случилось чудо - в самом конце зарядки , когда наряжение на элементе уже близко к 4,2 вольта , светодиод начал моргать ( а он призван показывать , что силовой ключ включен ) , сначала часто - где-то раз в секунду, а затем , всё реже и реже...Пошло пол часа - уже моргает раз в пять секунд ..., напряжение на элементе - 4,2 Вольта .Сижу жду , скоро,  поидее - совсем погаснет...О такой индикации я даже не мечтал...
P.S. ...руки чешутся это вариант зарядки в металле воплотить ..., но у меня их уже четыре...., зачем мне пятый ? :laugh:

Iguana

Цитата: варп от 07 Фев. 2013 в 15:56...Сегодня доводил до ума контроллер параллельной баллансировки для комбинированной последовательно-параллельной зарядки ( схема на 3-ем листе, см.44-тый пост)  - добавил светодиод с резистором с питания на выход KIA..., но главное - из любопытства , припаял конденсатор 10 нФ между входом и выходом KIA ..., и случилось чудо - в самом конце зарядки , когда наряжение на элементе уже близко к 4,2 вольта , светодиод начал моргать ( а он призван показывать , что силовой ключ включен ) , сначала часто - где-то раз в секунду, а затем , всё реже и реже...Пошло пол часа - уже моргает раз в пять секунд ..., напряжение на элементе - 4,2 Вольта .Сижу жду , скоро,  поидее - совсем погаснет...О такой индикации я даже не мечтал...
Вообще-то, для лития "импульсный режим" (особенно в конце заряда) - не очень хорошо. Напряжение, конце заряда, должно быть стабилизированным  :exactly:
т. е. в идеале светодиод должен плавно тухнуть ;)
В конце заряда основная зарядка автоматически отключается или продолжает работать?
"Лучше повеситься!" - сказала Windows увидев список задач

варп

#61
Iguana , честно сказать , рассуждая при импульсный режим зарядки можно много копий сломать - что - то осознанное про вредно или не вредно могут только разработчики аккумулятора сказать. Импульный контроллер построен так , что как только напряжение при зарядке начинает превышать положенные 4,2 вольта , зарядный ток прерывается ...Формально мы не выходим за допустимые нормы....А СРЕДНИЙ ток зарядки реально плавно снижается , сам посуди - допустим при 4,15 вольт на элементе ,импульс тока по длительности 1 мкс , затем 5мкс - пауза....По мере зарядки импульс тока 0,5 мкc , пауза - 10мкс....При почти 4,2 вольта мы на осцилографе можем увидеть - 0,1 мкс импульс тока , 100мкс - пауза...Прикинь средний ток - он уже практически равен нулю....
* ...в конце заряда , основная ( последовательная ) зарядка продолжает работать , но влияния на заряд НЕ ОКАЗЫВАЕТ , тк мы умышленно сделали выходное напряжение на ней НИЖЕ , чем максимальное напряжение на аккумуляторе...Подтягивание напряжения батареи до максимума происходит от параллельных балансиров , которые после окончания зарядки отключатся сами....

Iguana

Цитата: варп от 07 Фев. 2013 в 18:55
Iguana , честно сказать , рассуждая при импульсный режим зарядки можно много копий сломать - что - то осознанное про вредно или не вредно могут только разработчики аккумулятора сказать. Импульный контроллер построен так , что как только напряжение при зарядке начинает превышать положенные 4,2 вольта , зарядный ток прерывается ...Формально мы не выходим за допустимые нормы....А СРЕДНИЙ ток зарядки реально плавно снижается , сам посуди - допустим при 4,15 вольт на элементе ,импульс тока по длительности 1 мкс , затем 5мкс - пауза....По мере зарядки импульс тока 0,5 мкc , пауза - 10мкс....При почти 4,2 вольта мы на осцилографе можем увидеть - 0,1 мкс импульс тока , 100мкс - пауза...Прикинь средний ток - он уже практически равен нулю....
Неужели ты видишь моргание светодиода при 1 мкC импульс и 5 мкС пауза  :bravo:
Лан - проехали... Я не о том...
"Рассуждая про импульсный режим зарядка можно много копий сломать" - не надо ничего ломать  :kidding:
Я не о импульсном (ключевом) режиме стабилизации говорил, а о том, что: "1 Сек заряжаем, потом на 5 Сек перестали, а потом на 1 Сек опять заряжаем" для лития вредно, особенно в конце заряда.
В идеале, литий в конце заряда надо выдержать, при стабильном напряжении, до падения тока до 0.01С-0.005С.
В любом случае - МОЛОДЕЦ!!  :bravo:
"Лучше повеситься!" - сказала Windows увидев список задач

варп

#63
Iguana , у этого контроллера , если любопытно , ноги вот отсюда растут -
https://electrotransport.ru/index.php/topic,14284.0.html
..." моргательный " конденсатор можно и не ставить - дело вкуса ...., тогда светодиод действительно плавно затухает ( но там , всё рано  импульсы в конце зарядки , но с большой частотой)...Копья ломать не будем - пусть каждый решает сам - кому чего вредно...Я им пользовался несколько месяцев ...., отказываться не планирую...Поживём - увидим..
За добрые слова - низкий поклон... :exactly:

Iguana

Цитата: варп от 08 Фев. 2013 в 13:11
Iguana , у этого контроллера , если любопытно , ноги вот отсюда растут -
https://electrotransport.ru/index.php/topic,14284.0.html
Я читал всю тему  ;-)
И многие которые ты создал  :drink:
У меня, к сожалению, нет столько свободного времени  :ah: и, практически, всё свободное врем уходит на др. хобби  ;-)
Цитата: варп от 08 Фев. 2013 в 13:11
..." моргательный " конденсатор можно и не ставить - дело вкуса ...., тогда светодиод действительно плавно затухает ( но там , всё рано  импульсы в конце зарядки , но с большой частотой)...Копья ломать не будем - пусть каждый решает сам - кому чего вредно...Я им пользовался несколько месяцев ...., отказываться не планирую...Поживём - увидим...
Увидим ;) за одно и статистику накопим ;)
"Лучше повеситься!" - сказала Windows увидев список задач

варп

#65
Iguana , это участникам обсуждений надо спасибо сказать..., если бы не они , многие из тем закончились не начавшись....
А инфа новая валится как из мешка ..., может писателя какого-нибудь нанять ? А то я уже писать не успеваю...И всё такое вааажное.... :laugh:
Не горюй...Это не мы выбираем хобби , а , скорей - оно вибирает нас....

варп

#66
Наконец появилось время разобраться с ещё одной серией микросхем для RESET.Это микросхемы серии PST фирмы  Mitsumi Electronics, Corp.Они иденьтичны по форме и содержанию тем, которые рассматривались выше , но имеют разную и непривычную маркировку , котороя первое время сбивает с толку .К примеру - Т7043..., ну, тут очевидно , что они имеют порог 4,3 Вольта...А вот у м/с с маркировкой Т600D ,T529D,T591D-T595D ,напряжение срабатывания определяется последней буквой...У 591-595 , различно лишь время задержки срабатывания.Перечисленные выше проверены лично и вполне пригодны к использованию в контороллере...

PST591 50ms PST594 400ms
PST592 100ms PST595 800ms
PST593 200ms
C : 4.5V typ. H: 3.1V typ.
D : 4.2V typ. I : 2.9V typ.
E : 3.9V typ. J : 2.7V typ.
F : 3.6V typ. K : 2.5V typ.
G : 3.3V typ.

Applications
1. Reset circuits in microcomputers, CPUs and MPUs
2. Logic circuit reset circuits.
3. Battery voltage check circuits.
4. Back-up power supply switching circuits.
5. Level detection circuits.
6. Mechanical reset circuits

Применение резисторного делителя , для подстройки напряжения срабатывания , или контроля более высокого напряжения , оказывается , не возбраняется.В некоторых даташитах можно найти рекомендации по его расчёту.
Практика показала , что реальный разброс порогов не очень велик , и пляшет в диапазоне 4,18-4,22 Вольта ...Но это не беда - те , у которых порог ниже , легко подогнать резисторным делителем... , а про те , у которых порог выше , вообще , разговор особый....
Если применить микросхему с порогом ровно 4,2 Вольта , контроллер , при достижении этого напряжения при зарядке начнёт сильно ограничивать зарядный ток , а реальное напряжение на элементе будет чуть ниже этого порога...Было бы логично выбрать м/с с поргом чуть выше чем 4,2 Вольта...
Сам не определился ещё , но всё больше склоняюсь к мысли , что наибольший вред аккумулятору ( моменты , когда ему реально очень тяжело ) причиняют именно заряд и разряд большими токами , а не эта суета с копечными порогами и мизерными токами в конце зарядки...

P.S.  Возможно использование HIGH-PRECISION VOLTAGE DETECTOR   S-807 Series    Seiko Instruments Inc. Но надо быть внимательным - там возможно три варианта выходного каскада , и про это лучше  даташит посмотреть....                                                 

варп

#67
Это плата параллельных балластеров на шесть секций , для комбинированного последовательно-параллельного ЗУ.Все детали распаяны планарно , со стороны печатных проводников с зазором 2-3 мм , кроме транзистора и микросхемы - они прижаты к плате.Широкая полоса меди может служить теплоотводом для тразисторов , но большой необходимости в этом нет - температура транзисторов не повышается выше 30-ти градусов даже без радиаторов.Предусмотрена возможность установки резисторов для подстройки порогов , " моргательного " конденсатора и светодиода ( это удобно при настройке , но при установке в корпус , светодиоды просятся на переднюю панель...).

Installer PRO

Цитата: варп от 04 Фев. 2013 в 08:11
Напомню , как выглядет контроллер в
Прикупил на рынке десяток KIA7042. Ни одна не заработала. И даташит пересматривал, и перепаял все. Ниччо. Вам случайно не попадались трупики?  у моих по даташиту 1 нога- +пит, 2 нога - общий, 3 нога - вывод ОК. Я их просто так включал, со светодиодом в нагрузке.  Светодиод с резюком слабо светится. Закоротка 2 и 3 ноги заставляют светодиод гореть ярче( оно и понятно - минус появился). Может мои микросхемы надо как то включить по-другому? Или надо сделать вывод, что вся партия битая? /:-)

Накатался на электромобилях SMITH-Edison, Mitsubishi I-Miev, Chevrolet Volt, Nissan-Leaf, Mitsubishi Outlander PHEV, TESLA-s85 и  VOLVO V60 PHEV И даже на первом электрогрузовике Smith-Newton и элеквелике Lion-а. Спасип!

варп

#69
 Installer PRO , я огорчился , наверное , даже больше чем Вы... O_O
Вы первый , кого я знаю , кто предпринял первые шаги ...Цоколёвку Вы словами описали правильно...Микросхемы , которыми я пользуюсь , я не покупал - они все выпаяны из плат...Из штук 30-40 , которые прошли через мои руки , реально неисправных попалось отсилы одна-две...( на разные напряжения - от 2,7 до 4,5 Вольт ).Из 11-и микросхем  , впаянных в две моих зарядки , за четыре месяца их ежедневной эксплуатции , не вышла из строя ни одна...
Про "  вся партия битая? " - у купленных на рынке - вполне вероятно....то что там часто окровенный брак продают сомнений нет...Но за сообщение - спасибо ...Было бы разумо , для первых экспериментов , брать по 2-3 штуки на разные напряжения у разных продавцов ...Потенциометром ( или резисторным делителем ) подстраивать порог вполне реально , но брать потенциометр больше , чем 470 Ом нежелательно - можно сильно увеличить гистерезис ( но об этом позже , если будут вопросы ...). Из этих же соображений не стоит брать сильно низковольтные микросхемы - 2,1-2,7 вольт ...., лучше 3,9 вольт....
Installer PRO , не опускайте руки , запустите хоть один...Вы влюбитесь в него навсегда .
Успехов. Держите  в курсе....
P.S.....Чем Вы регулируете напряжение на микросхеме ? Потенциометром или регулируемым блоком питания?

P.S2.....Возможны случаи , когда увеличенный гистерезис может быть необходим , тогда применение высокомного потенциометра ( без фанатизма ) для регулировки порога - вполне оправдано...

Installer PRO

Цитата: варп от 14 Фев. 2013 в 09:10

P.S.....Чем Вы регулируете напряжение на микросхеме ? Потенциометром или регулируемым блоком питания?

P.S2.....Возможны случаи , когда увеличенный гистерезис может быть необходим , тогда применение высокомного потенциометра ( без фанатизма ) для регулировки порога - вполне оправдано...
У нас есть блок питания с регулировкой тока и напряжения INSTEK GPS-3303. Можно заранее задать ток и напругу, потом уже активировать выход. Машинка замечательная. Сегодня попробовал KIA7031 по Вашей схеме - все замечательно произошло. Параллельно поставил светодиод с токоограничивающим резистором и увидел прикол - при 3.2в загорается светодиод, при 3.1 и ниже отключается нагрузка. Ощущение, что выходной транзистор открывается не сразу весь, как в логике ТТЛ, а постепенно. Думаю попробовать поиграться с ногами 7042. Может, у них они перепутаны. Брал то их в одном и том же месте. А потенциометром управлять 7031 не хочется - как писал кто-то на форуме- будет постоянная разрядка аккумулятора на резистор.

Накатался на электромобилях SMITH-Edison, Mitsubishi I-Miev, Chevrolet Volt, Nissan-Leaf, Mitsubishi Outlander PHEV, TESLA-s85 и  VOLVO V60 PHEV И даже на первом электрогрузовике Smith-Newton и элеквелике Lion-а. Спасип!

варп

#71
Installer PRO, вот и славно...
* отключатся постепенно эта микросхема не может - там компаратор внутри ..., возможны только три варианта  - вкл , выкл и импульсы от минимума до максимума...Осцилографом посмотрите , что там творится ...- импульсы скорей всего....А происходит вот что - при влюченной большой нагрузке напряжение с БП чуть ниже , чем без нагрузки...При снижении напряжения при подключенной нагрузке до порога KIA  , KIA отлючает нагрузку , но при этом напряжение на выходе БП становиться чуть выше ..., м\с видит, что напряжение досаточно и  опять включает нагрузку ...Напряжение с БП проседает , м\с опять отключает нагрузку и т.д....
* ...про потенциометр - при зарядке , на ток потенциометра можно внимания не обращать...Если м\с использовать для отключения нагрузки с большим током ( Амперы ) , на миллиамперы потенциометра после отключения нагрузки , тоже ...( в разумное время ....- зачем оставлять подключенный контроль на недели без присмотра ? )


P.S. ...добавив один транзистор , можно заставить KIA отключить нагрузку сразу , без попыток повторного включения...