Электромотор для лодки

Автор sputnic1436, 29 Июль 2012 в 20:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Mex

#360
Цитата: Сергей М от 31 Авг. 2016 в 09:12
может поспрашать старого хозяина? позвонить ему  или уже нет такой возможности?
попытаюсь еще.
Цитата: Андрей Фомин от 31 Авг. 2016 в 09:11
У Вас мощности для водоизмещающего режима с избытком и то, что я на видео посмотрел - переходный режим. Самый неудачный в смысле расходования энергии. Вся Ваша мощность уходит на создание кормовой поперечной волны. Мотор Ваш получился меньше штатных 4 л.с. Винт "тяжеловат", но тщательно подобранный добавит скорости совсем немного, хотя дальность хода возрастёт. На глиссирование лодка не выйдет. Мощность нужна будет в Вашем случае как раз около 5 кВт на пике и постоянная, для поддержания режима глиссирования на волне не менее 3 кВт. Батарею Вам верно рекомендовали разместить в носу. Вы, на мой выпуклый морской взгляд, уже нашли предельные режимы для вашего моторчика. Смысла ток увеличивать нет вообще, оставайтесь на 27-30. Но экономичная скорость для Вас как раз около 7 км/ч и 15 Ампер примерно...
вы с ходу все поняли, это говорит о вашей компетентности, не оскорбляя других участников не в коем случае.
я хочу нагрузить контроллер, который специально для этого покупался, этот борт не пик этого мотора, хочу сначала использовать весь потенциал контроллера, а далее уже видно будет куда его ставить.
мне кажется длинная килевая надувнушка , близко к 4м, даст возможность идти в водоизмещающем режиме с много пассажирами на борту при всей красе контроллера. в принципе это важнее чем в одного глиссировать имхо.

Андрей Фомин

#361
Если Вам на пике удастся снять хотя бы 3 кВт, то шанс приблизиться к глиссированию велик. Сместив батарею и себя к носу лодки. Жаль, форма днища нерациональна, имеет низкий КПД, если можно выразиться таким образом. Самое правильное днище в нашем маломощном случае имеет отношение длины к ширине примерно как 1:4 и изогнуто-килеватые обводы (поперечное сечение: незначительная в 4-5 градусов килеватость с отгибом скулы вниз). Такие корпуса строили в годы, когда мощности моторов были малы, а хотелось "летать". По гладкой воде - отлично. По волне - жёсткие удары... Однако я "летал" в своё время со скоростями, близкими к 35 км/час на самодельной лодке из фанеры по проекту "Акула" и с мотором "Ветерок 8" по морю, по волне. Чертежи тут: http://www.motolodka.ru/shark.htm
Вот ещё полезный чертёж очень эффективной лодки под электромотор, чтобы, обладая ограниченной мощностью, глиссировать уверенно: http://www.barque.ru/projects/1965/speed_walking_and_tourist_motorboats_mustang


Mex

Андрей Фомин, вы прям как я думаете, в том смысле что я хотел глиссер на 3 киловатта, но пока не получается.
если и не получится , то я хотя бы контроллер нагружу и мотор будет готов куда угодно встать с этим контроллером.
акумы гады дают дополнительный вес.
я в одно время , спорил со Старков Александр, по поводу днища, оказывается самоуверенно, нюансов много.

Андрей Фомин

Цитата: Mex от 31 Авг. 2016 в 09:56
Андрей Фомин, вы прям как я думаете, в том смысле что я хотел глиссер на 3 киловатта, но пока не получается.
если и не получится , то я хотя бы контроллер нагружу и мотор будет готов куда угодно встать с этим контроллером.
акумы гады дают дополнительный вес.
я в одно время , спорил со Старков Александр, по поводу днища, оказывается самоуверенно, нюансов много.
Опыт. Большой опыт. И в постройке лодок, и в путешествиях на них. Ну и образование профильное вроде как тоже, того, помогает... ;-) Пытаться мчаться под электромоторм, приспособив его на имеющуюся лодку - не самый лучший путь.
Самый разумный путь - тот, что прошли наши деды, имея хоть и моторы внутреннего сгорания, но с мощностями в 2, 5, 8, 10, 12 л.с... У нас то же самое. Только что технологии постройки сменились немного и материалы появились современные... Фантастически полезный архив журнала "Катера и яхты": http://www.barque.ru

chek

У меня случилось интересное наблюдение месяц назад:
На моей лодке стоят два электромотора с максимальным током 48 А и напряжением 12 В.
Суть наблюдения в том, что идя на одном моторе с 20-тью А потребления получается скорость меньше, чем на двух моторах с таким же общим током потребления :bn: :bw: с одним мотором 20 А это 4 км/час с двумя 4.5 км/час, то есть заметненько.
На 40 А потребления с одним и двумя моторами эта разница ещё более заметна, но тут можно объяснить ростом КПД, так как КПД моторчика на максимуме оставляет желать лучшего, но вот на 20-ти А мне не понятно, от куда берётся заметная на глаз  разница.... :facepalm:
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Mex

Цитата: chek от 31 Авг. 2016 в 14:55
У меня случилось интересное наблюдение месяц назад:
На моей лодке стоят два электромотора с максимальным током 48 А и напряжением 12 В.
Суть наблюдения в том, что идя на одном моторе с 20-тью А потребления получается скорость меньше, чем на двух моторах с таким же общим током потребления :bn: :bw: с одним мотором 20 А это 4 км/час с двумя 4.5 км/час, то есть заметненько.
На 40 А потребления с одним и двумя моторами эта разница ещё более заметна, но тут можно объяснить ростом КПД, так как КПД моторчика на максимуме оставляет желать лучшего, но вот на 20-ти А мне не понятно, от куда берётся заметная на глаз  разница.... :facepalm:
chek, поясните все эти токи с двумя параллельно включенными моторами ?

chek

Да, средний ток потребления что на одном моторе, что на двух я специально ставил одинаковый, то есть в первом случае 20 А на один мотор, во втором случае по 10 А на каждый из двух моторов.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Mex

chek, ну что тут можно увидеть... лодка больше чем предполагаемая для одного мотора, 2 мотора лучше со своей работой справляются чем один.
получается КПД моторов вы поднимаете за счет увеличения общей площади винтов.

chek

Да наверное всё таки из-за удвоения общей площади винтов . Не думал, что площадь может так сильно влиять.
Общий вес лодки  при этом испытании был не более 200 кг, причём если брал  в лодку ещё одного пассажира ( увеличивал вес) , то скорость практически не менялась.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Mex

Цитата: chek от 31 Авг. 2016 в 15:33
Да наверное всё таки из-за удвоения общей площади винтов . Не думал, что площадь может так сильно влиять.
Общий вес лодки  при этом испытании был не более 200 кг, причём если брал  в лодку ещё одного пассажира ( увеличивал вес) , то скорость практически не менялась.
это очень приличный вес, все сходится, один мотор не вывозит из-за проскальзывания винта, а 2 винта уже это компенсируют.

chek

не совсем сходится,
1. у меня винты с очень маленьким шагом,
2. каждый мотор по паспорту рассчитан на лодку весом  до 1200 кг. а не на 200 кг.... :bw:
моторчики такие:
http://motomarine.ru/catalog/electromotori/watersnake/podvesnoy_elektromotor_sxw54/
на фото видно , что шаг винта совсем небольшой, винт три лопасти , диаметр 240 мм.

Добавлено 31 Авг. 2016 в 16:56

И к стати писал выше, что при большей нагрузке на лодку, скорость практически не меняется...это я к проскальзыванию.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Mex

chek, другого обьяснения нет

chek

3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Андрей Фомин

#373
И это правда, именно такое объяснение - два винта имеют больший упор, скольжение обоих винтов меньше, чем одного. Упор на швартовах - больше вдвое. Моторы работают в щадящем режиме. В водоизмещающем режиме движения нагрузка практически не влияет на потребляемую мощность, т.к. вся энергия уходит на создание поперечных волн, а сопротивление трения корпуса незначительное на таких числах Фруда (скоростях относительно длины корпуса).
Цитата: chek от 31 Авг. 2016 в 16:52
не совсем сходится,
1. у меня винты с очень маленьким шагом,
2. каждый мотор по паспорту рассчитан на лодку весом  до 1200 кг. а не на 200 кг.... :bw:
моторчики такие:
http://motomarine.ru/catalog/electromotori/watersnake/podvesnoy_elektromotor_sxw54/
на фото видно , что шаг винта совсем небольшой, винт три лопасти , диаметр 240 мм.

Добавлено 31 Авг. 2016 в 16:56

И к стати писал выше, что при большей нагрузке на лодку, скорость практически не меняется...это я к проскальзыванию.
Всё сходится. Выше я уже пояснял, что в водоизмещающем режиме для движения лодки в тонну весом достаточно 0,8- 1,2 кВт (чтобы уверенно и на волне с ветром перемещаться). Причём 800 кг или 1200 кг не изменится практически максимальная скорость. А вот для глиссирующей лодки удельная мощность нужна уже никак не менее 1 кВт на 30 кг веса...
Вот пример расхода топлива и мощности на типичной морской моторной яхте, имеющей максимальную скорость как раз в районе горба сопротивления:
... "Расход топлива для яхты с двигателем 435 л.с.
менее 1 литра дизельного топлива на 1 морскую милю на скорости 7 узлов,
около 1.6 л. на 1 морскую милю - на 9 узлах,
около 4 л. на 1 морскую милю - на 15 узлах."
Уж не упоминая про мощность :
"....10уз. (190л.с.), до 18уз. (435л.с.)..."
Т.е. скорость в 1,5 раза больше - мощность в 2,3 раза, а расход аж в 4 раза больше, при том что пароход один и тот же. Ну а уж при 18 уз видно просто постеснялись говорить про расход.
Так что выбирайте расчётные режимы движения правильно. 1 узел = 1 морской миле в час или 1852 м/ч

Старков Александр

МЕХ вот бы твой моторчик да на мой ЭлФинн... (для справки снята копия с глиссирующей яхты класса *финн* )

Андрей Фомин

Цитата: Старков Александр от 31 Авг. 2016 в 22:05
МЕХ вот бы твой моторчик да на мой ЭлФинн... (для справки снята копия с глиссирующей яхты класса *финн* )
Финн - отличная, очень ходкая лодка и, вполне может получиться, что моторчик потребует винта с несколько большим шагом: под вёслами (переоборудовал один Финн старенький под развозную шлюпку) я легко разгонял пустую лодку до переходного режима в пять-шесть гребков. Полагаю, отличнейший вариант переоборудования под электроход: достаточной высоты надводный борт, почти плоское с подъёмом в корму днище, достаточная вместимость и малая зависимость от нагрузки - что один, что три человека, разницы практически не будет в скорости.

Андрей Фомин

#376
Полагаю, эти ссылки будут крайне полезны всем любителям движения на электротяге по воде. Чтобы ставить перед собой реальные задачи и не ошибиться в выборе корпуса и мощности двигателя.
1. Гидродинамические режимы движения и соответствующие им типы обводов: http://www.barque.ru/shipbuilding/1963/hydrodynamic_driving_modes ;
2. Элементы обводов глиссирующих судов и их значение:  http://www.barque.ru/shipbuilding/1963/elements_contours_planing_vessels_and_their_meaning ;
3. Влияние ширины, водоизмещения и центровки: http://www.barque.ru/shipbuilding/1963/influence_of_width_and_center_of_gravity_displacement ;
4. Выбор типа обводов, определение сопротивления, мощности и скорости: http://www.barque.ru/shipbuilding/1963/selecting_contours_determining_resistance_capacity_and_speed
5. Расчет основных элементов катерных гребных винтов: http://www.barque.ru/shipbuilding/1963/calculation_of_basic_elements_boat_propellers

Там, в статьях, пояснения со схемами, картинками и графиками.
Это - прекрасный глиссер под мотор от 5 до 10 кВт и нагрузку 1-3 человека (с учётом веса батарей): http://www.barque.ru/projects/1965/speed_walking_and_tourist_motorboats_mustang
Это - ещё один прекрасный глиссер под мотор от 5 кВт до 10 кВт и нагрузку 1-3 человека (с учётом веса батарей): http://www.barque.ru/projects/1963/powerboat_shark (такую я строил и выглядит она реально гораздо изящнее, чем на фотках в статье, а уж ходит и управляется - просто великолепно.)
Это для рискнувших встать "на крыло" парней двухместная лодка под мотор 8-10 кВт и скоростью под 50 км/ч: http://www.barque.ru/projects/1964/powerboat_on_underwater_wings
Или лодка-одиночка для любителя погонять до 50 км/ч под мотором 5-10 кВт: http://www.barque.ru/projects/1967/gidrokart_pygmy_building_itself
Вот отличная водоизмещающая лодка под мотор 2,5 - 5 кВт и нагрузку до 6 человек (с учётом веса батарей и если строить из стеклопластика. Или шпона, что сделает корпус ещё легче):  http://www.barque.ru/projects/1967/siberian_powerboat_trickle

Mex

#377
Цитата: Старков Александр от 31 Авг. 2016 в 22:05
МЕХ вот бы твой моторчик да на мой ЭлФинн...
O_O щас, это мой мотор  :-P не государственный, я сам его красил  :work:
я не поверю что вы мой моторчик оцениваете как удачный, а для мощности до полутора киловатт можно найти совсем не дорогие заводские моторы. яб на вашем месте не колебался не на секунду и прикупил бы контроллер простенький и моторчик слабенький, потому как мне кажется глиссер вам не нужен и чрезмерно большая мощность будет транжирить энергию в переходном режиме.