Тангаж, крен и рысканье электровелосипеда

Автор tmkt, 05 Нояб. 2014 в 22:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

tmkt

Сегодня дальше экспериментировал с ездой "без рук" в т.ч. в горку с педаляжем на скорости под 60кмч :) шатается, но прямолинейное движение сохраняет. По моему верный признак что рулевую дальше мучить смысла нету - она итак  :wow:

А вот адские уводы вбок по прежнему остаются :( Редко правда. Мне уже интересно даже когда и как сильно швырнет в следующий раз  %-)

мои байки: 1) лайток редукторник 250Вт (пик до 900Вт), 20-30кг, скорость до 70км/ч; 2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (пик до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч; 3) розовый телепортатор, задний МК qs273 4кВт (пик до 21 кВт), под 100кг, скорость до 130км/ч; 4) хардтейл, миникрошка, до 11кВт, до 100км/ч

илс

Судя по всему, на очередных неровностях, какие-то вектора суммируются и возникает увод заднего от прямолинейного движения.
Думаю, надо минимизировать вероятность появления таких векторов.
Как вариант, поездить с пустым багажником (батарею в рюкзак) и опять прислушиваться к ощущениям при прямолинейном движении.  :exactly:

tmkt

Цитата: илс от 24 Нояб. 2014 в 21:10
Судя по всему, на очередных неровностях, какие-то вектора суммируются и возникает увод заднего от прямолинейного движения.
Думаю, надо минимизировать вероятность появления таких векторов.
Как вариант, поездить с пустым багажником (батарею в рюкзак) и опять прислушиваться к ощущениям при прямолинейном движении.  :exactly:

кстати уводы последнее время зачастили
бывало что и не во всякую поездку проявляется

а последние дни - несколько раз за поездку!

связываю это либо с новым коротким выносом, либо что вероятнее - колеса естественным образом подсдули до <3атм., надо бы подкачать до 4х :)
мои байки: 1) лайток редукторник 250Вт (пик до 900Вт), 20-30кг, скорость до 70км/ч; 2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (пик до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч; 3) розовый телепортатор, задний МК qs273 4кВт (пик до 21 кВт), под 100кг, скорость до 130км/ч; 4) хардтейл, миникрошка, до 11кВт, до 100км/ч

edw123

Цитата: tmkt от 24 Нояб. 2014 в 21:33
либо что вероятнее - колеса естественным образом подсдули до <3атм., надо бы подкачать до 4х :)
У меня, к примеру, больше 2атм никогда не накачано, так что едва ли в давлении дело...

tmkt

Цитата: edw123 от 24 Нояб. 2014 в 22:38
Цитата: tmkt от 24 Нояб. 2014 в 21:33
либо что вероятнее - колеса естественным образом подсдули до <3атм., надо бы подкачать до 4х :)
У меня, к примеру, больше 2атм никогда не накачано, так что едва ли в давлении дело...

я подозреваю, тут комплекс причин, и давление может стать "последней каплей", в дополнение например к хреновой раме и грузу на багажнике :)

2атм как-то маловато, чревато плохим накатом и проколами. И оправдано разве что в тех случаях когда предстоит ездить по грязи или снежной каше...
мои байки: 1) лайток редукторник 250Вт (пик до 900Вт), 20-30кг, скорость до 70км/ч; 2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (пик до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч; 3) розовый телепортатор, задний МК qs273 4кВт (пик до 21 кВт), под 100кг, скорость до 130км/ч; 4) хардтейл, миникрошка, до 11кВт, до 100км/ч

илс

А что может быть хренового в стандартной алюраме ригида?
Конечно, она на ваши скорости не оч. рассчитана.
Но вы, (еще) не ездили на раздолбанных 2-х подвесах. Вот там, с торсионной жесткостью, все оч. печально.
Что проявляется, почти на любой скорости.  ;-)

tmkt

Цитата: илс от 25 Нояб. 2014 в 00:37
А что может быть хренового в стандартной алюраме ригида?
Конечно, она на ваши скорости не оч. рассчитана.
Но вы, (еще) не ездили на раздолбанных 2-х подвесах. Вот там, с торсионной жесткостью, все оч. печально.
Что проявляется, почти на любой скорости.  ;-)

Ну я не знаю, вдруг качество алюминия такое плохое или толщина трубок такая малая что раму гнет от малейших приложенных сил :(

Вообще, сейчас у меня на уме остаются только несколько вариантов, почему сохраняется проблема шатаний:

(в порядке возрастания, от маловероятного до наиболее вероятного)

1) Все еще существует какая-то скрытая проблема в рулевой, и временами вилка просто меняет, хоть и незначительно, угол от вертикали, т.е. создает крен
2) Руль может иметь скрытую трещину, которая очень редко проявляется. Тоже маловероятно т.к. шатал я его очень сильно. Временами там что-то постукивает но думаю это тросики друг об друга стукаются.
3) Заднее МК или переднее колесо с ушатанными подшипниками, временами скашивается также как в п.1 меняет угол установки. Не знаю возможно ли вообще такое, если люфт при шатании рукой не обнаруживается!
4) Рама искривлена, не соосна (маловероятно т.к. выше писали что в этом случае без рук ехать было бы невозможно).
5) Рама играет чрезмерно, не достаточная жесткость
6) Багажник играет чрезмерно, вместе с грузом
7) Слишком большой груз сзади, дисбаланс. На прошлом веле не чувствовалось т.к. иная геометрия рамы
мои байки: 1) лайток редукторник 250Вт (пик до 900Вт), 20-30кг, скорость до 70км/ч; 2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (пик до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч; 3) розовый телепортатор, задний МК qs273 4кВт (пик до 21 кВт), под 100кг, скорость до 130км/ч; 4) хардтейл, миникрошка, до 11кВт, до 100км/ч

илс

Цитировать3) Заднее МК или переднее колесо с ушатанными подшипниками, временами скашивается также как в п.1 меняет угол установки. Не знаю возможно ли вообще такое, если люфт при шатании рукой не обнаруживается!
Люфт подшипников во втулке переднего колеса выявляется суперпросто - активным покачиванием.
Скрытых люфтов там не бывает. Я никогда об этом нес слышал, по-крайне мере.
Люфт заднего - аналогично. Что немаловажно, это люфт трудно не заметить.
Во первых, (изношенный) подшипник начинает издавать оч. громкий шум.
В вторых, если на этот шум не обращать внимание, то люфт растет и вскоре приведет к перекосу и цеплянию магнитов ротора за  магнитопровод статора.  :exactly:

tmkt

Цитата: илс от 25 Нояб. 2014 в 02:10
Во первых, (изношенный) подшипник начинает издавать оч. громкий шум.
В вторых, если на этот шум не обращать внимание, то люфт растет и вскоре приведет к перекосу и цеплянию магнитов ротора за  магнитопровод статора.  :exactly:

Ого! Ну ладно буду шума ждать. А то у меня уже еще одна мысль появилась, по поводу "камушков", что это подшипник _иногда_ самозацепляется и создает помехи движению будто камушек попал  :pardon:
мои байки: 1) лайток редукторник 250Вт (пик до 900Вт), 20-30кг, скорость до 70км/ч; 2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (пик до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч; 3) розовый телепортатор, задний МК qs273 4кВт (пик до 21 кВт), под 100кг, скорость до 130км/ч; 4) хардтейл, миникрошка, до 11кВт, до 100км/ч

Lion

50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

DIVAS

#154
Цитата: tmkt от 25 Нояб. 2014 в 02:17
Ого! Ну ладно буду шума ждать. А то у меня уже еще одна мысль появилась, по поводу "камушков", что это подшипник _иногда_ самозацепляется и создает помехи движению будто камушек попал  :pardon:
Подшипники _иногда_ не "самозацепляются". Если уж подшипники "самозацепляется", то только один раз и навсегда.
У меня на китайской задней втулке "самозацепился" подшипник - дальше пришлось катить вел в сложенном состоянии на переднем колесе, т.к. задняя втулка получила разрушения, не совместимые с функциональностью.
При разборке выяснилось, что жестяной китайский сепаратор зажевало под шарики, после чего шариками порвало подшипниковую чашку втулки. В общем, подшипниковая часть втулки разрушена полностью. Этот подшипник уже точно больше не "самозацепится".
Если подшипники обычные радиальные, которые плотно насаживаются на ось и запрессовываются в крышки/втулку, то их при заклинивании проворачивает и начинает раздалбывать посадочное место. Если с таким долго ездить, то посадочное место будет разбито и менять подшипник будет бесполезно - нужно будет растачивать посадочное место на станке под следующий диаметр или просто выбросить всё изделие как неремонтопригодное.


[user]tmkt[/user], а Вы пробовали снять груз с багажника и проверить поведение вела без груза?
Я вижу, у Вас на видео сумки по бокам багажника сильно смещены назад, это может очень сильно влиять на курсовую устойчивость.

Есть простой тест на торсионную жёсткость рамы/багажника и влияние багажника с грузом. На небольшой скорости попробуйте быстрыми движениями сильно покачать руль за одну ручку вперёд-назад (типа руления вправо-влево, но за одну ручку), пытаясь поймать резонанс (2~10Гц), затем резко зафиксируйте руль двумя руками в положении прямо и посмотрите на поведение рамы. Если колебания рамы мгновенно угаснут и вел послушно поедет куда надо - то торсионная жёсткость удовлетворительная, а если вы почувствуете что рама ещё продолжила 1-2 колебания после фиксации руля, то с рамой/багажником у Вас проблемы. Если Вы ощутили больше 2-3 колебаний после фиксации руля, то у Вас с рамой/багажником _большие_ проблемы (при 10 кг груза за задней осью это абсолютно ожидаемо).

Груз на багажнике за задней осью и жёсткость рамы/багажника - это механический колебательный контур, наподобие пружины с грузом из школьного курса физики. Пружина достаточно жёсткая, самостоятельные колебания слабые и при единичных толчках не ощутимы.
Но процесс руления на велосипеде весь состоит из постоянных небольших колебаний с постоянно меняющейся частотой. Пока частота колебаний руления и багажника различаются, они не мешают друг другу и сами по себе малозаметны. А когда частоты сближаются и несколько колебаний руления и багажника почти совпадают по фазе, возникает резонанс и амплитуда колебаний многократно увеличивается, багажник раскачивается и рефлекторно амплитуда колебаний руления увеличивается, чтобы удержать курс и равновесие. Всё это происходит быстро, в течение 3-5 колебаний, и вызывает ощущение "швыряния" заднего колеса. Выход из этого резонанса только один и работает он тоже на уровне рефлексов - вцепиться в руль, изменить частоту колебаний руления и этим вывести систему из резонанса.

А чтобы этого резонанса не было, нужно увеличивать жёсткость всей конструкции и/или уменьшить/переместить груз, т.е. увеличить резонансную частоту колебательного контура "рама-багажник-груз" таким образом, чтобы увести её подальше от диапазона частот колебаний руления.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

clawham

Чёто как-то растянуло обсуждение :)

Я ездил и с перетянутой передней вилкой и с раздолбанным креплением руля и с недожатой передней вилкой...в результате или люфт руля(руль крутиш а едет всеравно прямо) или невозможность ехать без рук - как оставил так и едет а ты падаеш) или просто нормально едеш. никаких виляний это не дало!

А вот разболтанность сочленения заднего маятника и рамы мгновенно превратились в периодические вихляния и уводы в сторону. некритические но чувствительные. проверяется просто - береш рукой за сидение и впоперек рамы заднее колесо шатаеш за верх. если шатается - ремонтируй сочленение и будет тебе счастье. мне помогла фумлента. Как появятся деньги куплю новую раму :)

П.С. у меня передняя вилка от мопеда дельты. и нет родной оси - только велосипедная, она тоньше и потому как не зажимай но если руль вывернуть на 90 градусов и зажать передний тормоз то от рывков вперед-назад велосипедом колесо между рубашками ходит. это никак не влияет на управляемость.
1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

tmkt

Цитата: clawham от 25 Нояб. 2014 в 12:09

А вот разболтанность сочленения заднего маятника и рамы мгновенно превратились в периодические вихляния и уводы в сторону. некритические но чувствительные. проверяется просто - береш рукой за сидение и впоперек рамы заднее колесо шатаеш за верх. если шатается - ремонтируй сочленение и будет тебе счастье.

У меня нет амортизаторов, полностью жесткий велосипед - ригид  :exactly:
А вот шатать за колесо пробовал - шатается, но там еще неслабо спицы играют, хотя они 3мм и протянуты хорошо.

Добавлено 25 Нояб. 2014 в 23:15

Цитата: DIVAS от 25 Нояб. 2014 в 11:38

[user]tmkt[/user], а Вы пробовали снять груз с багажника и проверить поведение вела без груза?
Я вижу, у Вас на видео сумки по бокам багажника сильно смещены назад, это может очень сильно влиять на курсовую устойчивость.


Ездил поначалу с батареями в рюкзаке, и заднего мотора не было тяжелого, был легкий передний
но вот память что-то подводит :( не могу вспомнить были ли эти жуткие вихляния или нет. Вроде были !

Цитата: DIVAS от 25 Нояб. 2014 в 11:38
Есть простой тест на торсионную жёсткость рамы/багажника и влияние багажника с грузом. На небольшой скорости попробуйте быстрыми движениями сильно покачать руль за одну ручку вперёд-назад (типа руления вправо-влево, но за одну ручку), пытаясь поймать резонанс (2~10Гц), затем резко зафиксируйте руль двумя руками в положении прямо и посмотрите на поведение рамы. Если колебания рамы мгновенно угаснут и вел послушно поедет куда надо - то торсионная жёсткость удовлетворительная, а если вы почувствуете что рама ещё продолжила 1-2 колебания после фиксации руля, то с рамой/багажником у Вас проблемы. Если Вы ощутили больше 2-3 колебаний после фиксации руля, то у Вас с рамой/багажником _большие_ проблемы (при 10 кг груза за задней осью это абсолютно ожидаемо).

Попробую. Но я пока делал другой тест. На скорости 50+кмч резко дергаю руль в сторону - несколько колебаний очень резких это дает.
мои байки: 1) лайток редукторник 250Вт (пик до 900Вт), 20-30кг, скорость до 70км/ч; 2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (пик до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч; 3) розовый телепортатор, задний МК qs273 4кВт (пик до 21 кВт), под 100кг, скорость до 130км/ч; 4) хардтейл, миникрошка, до 11кВт, до 100км/ч

DIVAS

#157
Цитата: tmkt от 25 Нояб. 2014 в 23:13
но вот память что-то подводит :( не могу вспомнить были ли эти жуткие вихляния или нет. Вроде были !
А мне что-то подсказывает, что не может их там быть.

Ну нечему на ригиде так адово колебаться, кроме хлипкого багажника с тяжёлым грузом за осью.
И вдвойне нечему больше колся, если учесть что Вы уже все колёса по несколько раз поменяли. Если бы у Вас где-то была такая трещина в раме, что могла бы давать такие эффекты нестабильного поведения, то за этот месяц (Вы же не перестали ездить на нём?) рама бы уже пополам сломалась бы.

Единственное место ригида, которое может создавать разные проблемы с рысканием и рулением - это подклинивающая перетянутая рулевая. В езде с подклинивающей рулевой у меня опыт немалый уже - у меня на "Каме" она всегда либо клинит, либо люфтит, потому что дерьмовая.
С люфтящей рулевой хоть объездись - не даёт она никаких эффектов на рулении, потому что под нагрузкой ей некуда люфтить - она даже конкретно недотянутая прижата нагрузкой так что стоит стабильно. Разве что при торможении передним колесом угловая нагрузка на ось руля меняется на противоположную и получается толчок.
А с подклинивающей рулевой ездить просто стрёмно, потому что руль плохо слушается - небольшие слабые корректирующие подруливания он игнорирует, а силовое руление точным не бывает, потому что эти силовые рывки рулём как раз и приводят к рысканию. А хлипкий длинный багажник с тяжёлым грузом за осью многократно усиливает эффект - настолько, что может быть просто невозможно ездить.

А крен обычно бывает из-за смещения (зонтичности) колёс, их кривой установки или кривой рамы. Но рыскания и швыряния от кривизны рамы не бывает.

В общем, кроме груза и багажника, не вижу я других возможных причин рыскания и швыряния у ригида, даже у самого Ашанского.
Кстати, нежёстко закреплённый груз на руле или переднем багажнике даёт похожий эффект, только намного сильнее.

К тому же, если Вы ездили на этом ТС без груза на багажнике, вряд ли Вы могли не заметить эти проблемы. Рыскание и швыряние появились как раз после переноса батареи из рюкзака на багажник.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

tmkt

Цитата: DIVAS от 25 Нояб. 2014 в 23:52
Цитата: tmkt от 25 Нояб. 2014 в 23:13
но вот память что-то подводит :( не могу вспомнить были ли эти жуткие вихляния или нет. Вроде были !
А мне что-то подсказывает, что не может их там быть.

Ну нечему на ригиде так адово колся, кроме хлипкого багажника с тяжёлым грузом за осью.
И вдвойне нечему больше колся, если учесть что Вы уже все колёса по несколько раз поменяли.
...

К тому же, если Вы ездили на этом ТС без груза на багажнике, вряд ли Вы могли не заметить эти проблемы. Рыскание и швыряние появились как раз после переноса батареи из рюкзака на багажник.

Да, без груза на багажнике ездил, но это был тогда еще не ригид. Ригидом стал совсем недавно :)
Надо будет попробовать в рюкзаке батареи повозить. А еще вынос подлиннее обратно вернуть, что-то мне подсказывает что от короткого выноса только все ухудшилось.
мои байки: 1) лайток редукторник 250Вт (пик до 900Вт), 20-30кг, скорость до 70км/ч; 2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (пик до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч; 3) розовый телепортатор, задний МК qs273 4кВт (пик до 21 кВт), под 100кг, скорость до 130км/ч; 4) хардтейл, миникрошка, до 11кВт, до 100км/ч

zap

Цитата: edw123 от 24 Нояб. 2014 в 22:38
Цитата: tmkt от 24 Нояб. 2014 в 21:33
либо что вероятнее - колеса естественным образом подсдули до <3атм., надо бы подкачать до 4х :)
У меня, к примеру, больше 2атм никогда не накачано, так что едва ли в давлении дело...
Когда говорите о давлении, всегда уточняйте диаметр шин.
2.35" я тоже накачиваю на 2-3 атмосферы, а вот 1.9" до 4х атмосфер накачивают, а 1.5 так и вовсе до 7 %-).


Добавлено 27 Нояб. 2014 в 17:10

Цитата: clawham от 25 Нояб. 2014 в 12:09
Чёто как-то растянуло обсуждение :)
Тема имеет все шансы стать одной из суперпопулярных тем форума, наряду с "зацените мой новый джабахан" и "фото моего вела с заваленным горизонтом". Подумываю, не прикрепить ли тему.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

edw123

Цитата: zap от 27 Нояб. 2014 в 17:05
Когда говорите о давлении, всегда уточняйте диаметр шин.
2.35" я тоже накачиваю на 2-3 атмосферы, а вот 1.9" до 4х атмосфер накачивают, а 1.5 так и вовсе до 7 %-).
37-533 и ещё 40-406. Там ещё написано что-то типа max 2.0 bar

Lion

Цитата: Lion от 19 Нояб. 2014 в 00:14
Никогда не вытираю ноги.. все в идеале. Но у меня открытая масляная ванна и нормальные сальники с пыльниками

Таки не в идеале:



вот что обнаружилось между сальником и пыльником. Песок в чистом виде. Вилка начала сраться маслом на прошлой неделе, срочняком купил сальники на замену, и когда полез наблюл это...  В последний раз сальники менялись зимой 12...13 года, т.е. 2 года назад.
50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")