avatar_Alex_Soroka

Эксплуатация свинцовых аккумуляторов: вопросы и ответы

Автор Alex_Soroka, 08 Июнь 2010 в 10:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex_Soroka

[b-b]Ветка эта создана для практических вопросов и ответов.[/b-b]

Чтобы не засорять основную информационную:
https://electrotransport.ru/index.php?topic=2103.new;topicseen#new

[b-b]Если вы хотите получить точный ответ то потрудитесь задать полный вопрос![/b-b]

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ в вопросе для тех кто в танке а также новичков, которые почему-то уверены что мы все тут сидим от огромного количества лишнего свободного времени ради того чтобы "быстро-быстро" им отвечать, потому что им влом "многабуков читать" ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ на ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ моменты в вопросах которые вы ДОЛЖНЫ указывать:

1) какой тип, марка, производитель, год выпуска или покупки, а также состояние АКБ, лучше ссылку на его данные и фото именно вашего АКБ, дабы не разводить флуд на пару страниц типа "а вот так выглядит?"

2) Что делали с АКБ ? как делали ? почему именно это и так делали ?

3) Каким зарядным пользовались("классика-кипятильник", "самоделка") ? Какие режимы применяли и что видели (напряжение? поведение АКБ и ЗУ?) За рекламу Орионов и Кулонов будет бан! Особенно это касается если у человека 1-2 сообщения с момента его регистрации на форуме.


Без указания всего этого получается "подземный стук" который мы тут должны как-то понять, а потом еще и дать "самый точный ответ".

...

ЦитироватьНаучите, как спрашивать советы по конкретному устройству, и чтобы при этом вы не сочли пост рекламой?

1) спрашивать советы по конкретным устройствам надо на форумах поддержки у производителей устройств!
Я-же буду просто вытирать и банить всех кто будет сюда лезть с рекламой "чудесных свойствах" кипятильников !
  :ireful:
Если есть какое-то ЗУ и аж горит спросить, то сначала всем искать ответы вот в этих темах:
https://electrotransport.ru/index.php?topic=5188.0
https://electrotransport.ru/index.php?topic=6169.0
https://electrotransport.ru/index.php?topic=11795.0

2) Здесь, в этой теме, спрашивают и говорят про аккумуляторы, и рассказывают о случаях которые НЕ СТАНДАРТНЫ. Потому что стандартные никому не интересны.

Стандартные вопросы:
1) я оставил машину с включенными подфарниками, аккум сел, что делать ?
Ответ: СРОЧНО ЗАРЯЖАТЬ !  А если там кальциевые АКБ то идти и покупать новый, ПОТОМУ ЧТО просадка до нуля (ниже 8в) ОСОБЕННО на морозе, приводит к тому что кальциевый АКБ уже не восстановить.

2) у меня короткие поездки, аккум стал плохо крутить...
Ответ: ЗАРЯДИТЬ, а еще лучше ПОДЗАРЯЖАТЬ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ.

3) машина мало ездит, стоит в гараже постоянно...
Ответ: Снимайте клемму с АКБ когда машина долго стоит, этим вы спасете АКБ от разряда.

Я надеюсь всё понятно ?

Alex_Soroka

Цитата: nicserg от 08 Июнь 2010 в 09:55
Цитата: Влад Мак от 07 Июнь 2010 в 18:00
Но, если у Вас заряд и так берёт (замерьте ёмкость до начала кипения), то можно и Вашей зарядкой.
А так , лучше "качалкой" лечить.
Заряд он берёт, но вот смущает, раньше при подходе к окончанию зарядки, ток начинал падать
это классическое поведение всех зарядников. CC/CU называется алгоритм.

Цитировать(напряжение выставляю 14,85В), а сейчас и кипит, а ток держится так как выставил.
и должно кипеть... :(
ток идет "не в тему" - просто электролиз воды происходит и нагрев. А также пузырьки выносят на поверхность куски оторванной активной массы...
я писал в ФАКах что начало газовыделения приходится в районе 14.22В и выше.

ЦитироватьПеред зарядкой померил плотность, в одной банке - ариометр не смог померить, поплавок не всплыл, а в других - 1,27. И когда набирал в ариометр, электролит какой-то потемневший с черными крупинками.
[b-b]поздравляю![/b-b] :(  вы докипятились...
черные крупинки - это оторванные пузырьками кипения куски активных намазок !
И если эта банка "не кипит" то значит она греется - т.е. крупинки успешно создали КЗ внутри этой банки :( ...и это уже не лечится...

...я вот одному удивляюсь: [b-b]НАХРЕНА Я ПИШУ ВСЕ ЭТИ СТАТЬИ О ТОМ КАК НЕЛЬЗЯ ЗАРЯЖАТЬ ???[/b-b]
...все равно находятся те кто УПОРНО подает 15В на аккум, ВИДИТ КИПЕНИЕ и потом искренне удивляется почему с его АКБ все становится еще хуже !

Идеальная зарядка АКБ - это когда за все время зарядки не всплывает наверх ни одного пузырька !

nicserg

Цитата: Alex_Soroka от 08 Июнь 2010 в 10:12
...все равно находятся те кто УПОРНО подает 15В на аккум, ВИДИТ КИПЕНИЕ и потом искренне удивляется почему с его АКБ все становится еще хуже !

Идеальная зарядка АКБ - это когда за все время зарядки не всплывает наверх ни одного пузырька !


Аккумулятор заряжался постоянным током 5,5А и напряжение на нём не поднялось выше 14,3В - на этом уровне и застабилизировалось и не падало, затем я отключил зарядку, через 7 часов померил плотность,  в одной банке 1,21, а во всех других 1,27 и уровень электролита упал. Добавил воды, плотность выровнилась 1,22 и поставил на зарядку уже током 3А на 10 часов. Во всех банках поднялась плотность до 1,27, а в одной осталось прежней -1,22.

А сейчас как писал, плотность в одной банке - ариометр не смог померить, поплавок не всплыл, а в других - 1,27 и электролит потемнел. Я заменил электролит и поставил на зарядку током 1А.

Alex_Soroka

#3
Цитата: nicserg от 08 Июнь 2010 в 14:01
Аккумулятор заряжался постоянным током 5,5А и напряжение на нём не поднялось выше 14,3В - на этом уровне и застабилизировалось и не падало, затем я отключил зарядку, через 7 часов померил плотность,  в одной банке 1,21, а во всех других 1,27 и уровень электролита упал
почему упал ? в процессе было газовыделение ?
...ни хрена себе "газовыделение", что приходится каждый раз доливать воду ! :(

Цитироватьпоставил на зарядку уже током 3А на 10 часов
а напряжение уже не контролируется ?
10 часов это много...

Цитироватьа в других - 1,27 и электролит потемнел
это очень плохо...
Цитировать. Я заменил электролит и поставил на зарядку током 1А.
ЗАЧЕМ ???  :shok:
и как "заменил" ? вы полностью убирали электролит из ЗАРЯЖЕННОГО АКБ ???

:ak: по-моему там уже труп...

TimLev

Из обяснительной медбрата:
"Кровь у пациента была какого-то не того цвета, поэтому я её слил через бедренную вену и потом залил в него свежей из холодильника. Пока возился, он таки успел скончаться, бедняга.."

Alex_Soroka

Цитата: TimLev от 08 Июнь 2010 в 20:32
Из обяснительной медбрата:
"Кровь у пациента была какого-то не того цвета, поэтому я её слил через бедренную вену и потом залил в него свежей из холодильника. Пока возился, он таки успел скончаться, бедняга.."

Сarambol как-то правильно писал про "процесс" происходящий с пластинами вытащенными из электролита... я так понял что тут одни писатели :(
и никто не обратил внимание на то что я тогда писал и что в результате видел Carambol...

а там идет ПОЛНАЯ разрядка с последующей невозможностью заряда...

nicserg

Цитата: Alex_Soroka от 08 Июнь 2010 в 18:11
Цитироватьпоставил на зарядку уже током 3А на 10 часов
а напряжение уже не контролируется ?
10 часов это много...
Ограничение напряжения выставлял на 14,85В, но через 10ч. заряда на аккумуляторе оно не поднялось выше 14,3В.

А какая может быть причина, что в одной банке, плотность не поднимается?

Alex_Soroka

Цитата: nicserg от 09 Июнь 2010 в 11:33
Ограничение напряжения выставлял на 14,85В, но через 10ч. заряда на аккумуляторе оно не поднялось выше 14,3В.
сто раз уже писал:
классические зарядки делают "стабильное напряжение" после "стабильного тока", таким образом при приближении к "пределу напряжения отсечки" ТОК ПАДАЕТ ДО МИЛИАМПЕР!!! соответственно, кривая заряда превращается в параболу, КОТОРАЯ НИКОГДА НЕ СРАВНЯЕТСЯ с "напряжением отсечки", но это НЕ ПОМЕШАЕТ АКБ тупо кипеть все эти 10 часов когда вы ждете "пока отключится"!   :bu:
А при разбалансе банок, которое есть всегда у "поношенного" АКБ - на некоторых из них будет напряжение гораздо выше "точки кипения" (2.37В на "банку") - что приведет к усугублению ситуации :(

ЦитироватьА какая может быть причина, что в одной банке, плотность не поднимается?
1) короткое замыкание внутри намазок-пластин.
2) пассивация (от кипячения либо примесей в нечистом электролите) "минус" пластин электродов.

Проверяется легко:
1) если при "классическом" способе зарядки до примерно 60% заряда, после предварительного разряда - в АКБ есть "холодные банки" - то эти холодные и есть кандидаты на КЗ...
2) если вы пользователь моей "умной ЗУ" то в режиме "АУТО" при заряде до 50-70% емкости нормальные банки будут холодными а "замкнутая" будет теплой или горячей (т.е. все наоборот).

...только вот если была "пассивация минусов" то мое ЗУ может помочь - а если там КЗ - то АКБ в мусорку :((

Влад Мак

Цитата: nicserg от 09 Июнь 2010 в 11:33
А какая может быть причина, что в одной банке, плотность не поднимается?
Возможно, у Вас произошёл обрыв токоотвода у этой банки.
Какое напряжение выдаёт акк под нагрузкой?
Если всё равно в утиль по причине КЗ между пластинами,
попробуйте ещё раз в этой банке поменять электролит.
Желательно с промежуточной промывкой дистиллированной водой.
А акк , из "породистых"?
А то может ему больше трёх лет и не прописывали?
Недавно разговаривал со знакомым.
У него акк уже 9 лет на авто .
Раз в год , он ему проводит КТЦ с малым током заряда-разряда.

Alex_Soroka

Цитата: Влад Мак от 09 Июнь 2010 в 12:23
Возможно, у Вас произошёл обрыв токоотвода у этой банки.
невозможно. У него "автомобильный" АКБ там токоотводы не отрываются. КЗ - пожалуйста, а вот "отрыв" маловероятен.

ЦитироватьЕсли всё равно в утиль по причине КЗ между пластинами,
попробуйте ещё раз в этой банке поменять электролит.
Желательно с промежуточной промывкой дистиллированной водой.
бессмысленный совет...
замена электролита - вообще смысла не имеет, потому что приводит к оголению пластин (и моментальные реакции гидроокиси свинца, о чем уже писалось) со смывом нестойких фракций намазок и большим риском образования множественных КЗ-мостиков.

Даже если в электролите "есть вредные примеси" то из губчатой намазки пластин вы их все равно не удалите промыванием "банки в сборе" - это надо полностью разбирать все пластины и т.д. и т.п....

nicserg

Цитата: Влад Мак от 09 Июнь 2010 в 12:23
Какое напряжение выдаёт акк под нагрузкой?
А акк , из "породистых"?
Под нагрузкой 11,7В, но при включении стартера падает ниже 7В.
Аккумулятор тюменский.

Данная банка работает, т.к. в ней происходит изменение плотности и при заряди и при разряди.  Единственное чувствуется что ёмкость в этой банке резко упала, т.к. при заряди в других банках плотность поднимается до 1,27, а в этой 1,22; а при разряде в ней падает ёмкость ниже того, что может померить ареометр.
А при КЗ в банке, я думаю ни какого бы изменения плотности не было. Или я не прав?

Влад Мак

Цитата: nicserg от 09 Июнь 2010 в 12:56
Цитата: Влад Мак от 09 Июнь 2010 в 12:23
Какое напряжение выдаёт акк под нагрузкой?
А акк , из "породистых"?
Под нагрузкой 11,7В, но при включении стартера падает ниже 7В.
Аккумулятор тюменский.

Данная банка работает, т.к. в ней происходит изменение плотности и при заряди и при разряди.  Единственное чувствуется что ёмкость в этой банке резко упала, т.к. при заряди в других банках плотность поднимается до 1,27, а в этой 1,22; а при разряде в ней падает ёмкость ниже того, что может померить ареометр.
А при КЗ в банке, я думаю ни какого бы изменения плотности не было. Или я не прав?
Тюменский , вроде , из чисто российских, неплохой.
Ну, если ак хоть как-то крутит, то обрыва токоотводов (во всяком случае , всех )- нет.
Что тут посоветовать.
Пару ктц с малым током. И выровнять плотность до нормы.
Недавно, решил препарировать пару стартерных акк.
Не знаю , сколько им лет от роду и в эксплуатации, а тем более , как их насиловали, но "патроха" оказались идентичными.
Отрицательные пластины, почти девствены, а положительные - или полностью разрушены или разваливаются от небольшого усилия.
Причём, положительные платины  в обоих акк были в пакетиках.
Это спасло от короткого замыкания, но не уберегло от разрушения.
Возможно, есть смысл в 2\3  ресурса делать переполюсовку, хотя пишут, что состав намазок - разный.
Опыт по "перековке" минусовых в плюсовые , я уже провёл (причём , казалось бы безнадёжно засульфатированных), а вот положительные - в отрицательные, только в рамках проекта акк Планте.
Но, там, изначально, использовался чистый свинец на обоих электродах.
(на одном фото , вид внутренностей пакета с остатками положительного электрода , а на другом - вид всего вытащенного из банки пакета отрицательных и положительных пластин. Видно, что у положительных - токководы - отвалились)

Alex_Soroka

Цитата: nicserg от 09 Июнь 2010 в 12:56
Под нагрузкой 11,7В, но при включении стартера падает ниже 7В.
...
Данная банка работает, т.к. в ней происходит изменение плотности и при заряди и при разряди
...
А при КЗ в банке, я думаю ни какого бы изменения плотности не было. Или я не прав?

был у меня недавно подобный АКБ.
одна из банок подкорочена.
Напряжение после заряда = 13.1В
после двое суток отстоя = 11.5В
...сразу после зарядки - любая нагрузка = 11.5В

"Полка" разряда = с 10.5В до 10.1В - все свои 70Ач отдает :) замахался его разряжать :)
Вот такие пироги бывают...

...а убили его на "напичканной электроникой" машине - прикурили пару раз...

Цитата: Влад Мак от 09 Июнь 2010 в 13:46
Отрицательные пластины, почти девствены, а положительные - или полностью разрушены или разваливаются от небольшого усилия.
типичная картина "постоянного малого подзаряда"  :ak:

ЦитироватьВозможно, есть смысл в 2\3  ресурса делать переполюсовку, хотя пишут, что состав намазок - разный.
современные АКБ нельзя !
в (-) пластинах сульфат бария (как "распушитель") и "органика". А в (+) оксид свинца.
при переполюсовке - (-) станет (+) и на оксиде свинца, как на мощном катализаторе, сначала "выгорит" вся "органика" а потом будет отравляющие реакции с сульфатом бария (изоморфизм кристаллов там сильно влияет). Так что в итоге получим пассиврованную и сильно нестойкую механически "бывшую (-) пластину" и подгулявшую (+)...
не надо переполюсовки! убьете АКБ!

Цитироватьа вот положительные - в отрицательные, только в рамках проекта акк Планте.
Но, там, изначально, использовался чистый свинец на обоих электродах.

[b-b]Планте это чистая Pb - PbO2 электрохим.система.[/b-b] В ней можно переполюсовку гонять - при нормальном обжатии пластин ничего с ней не случится.
А современные акки - то совсем другая песня... (-) и (+) сильно отличаются по составу за счет введения "распушителей" и "органики".

nicserg

Цитата: Alex_Soroka от 09 Июнь 2010 в 14:48
Цитата: nicserg от 09 Июнь 2010 в 12:56
Под нагрузкой 11,7В, но при включении стартера падает ниже 7В.
...
был у меня недавно подобный АКБ.
одна из банок подкорочена.
Напряжение после заряда = 13.1В
после двое суток отстоя = 11.5В
...сразу после зарядки - любая нагрузка = 11.5В
"Полка" разряда = с 10.5В до 10.1В - все свои 70Ач отдает :) замахался его разряжать :)
Вот такие пироги бывают...

Получилось каким-то образом продлить жизнь этому аккумулятору?

Alex_Pchelkin

1. Дано: разряженный под нагрузкой до 10.5В свинцово кислотный 12В аккумулятор. Плотность везде ниже 1.10
   Действие : зарядка классическим зарядным устройством "пост. ток 1/10C - пост. напряжение 14.2В". Ток упал то единиц сотых долей ампера. Ничего нигде естественно не кипит.
   Результат: плотность электролита растёт на 0.03 в сутки, и это при текущем зарядном токе например в 50мА. Понятно, что плотность растёт за счёт ранее полученного заряда большим током, но из-за медленной диффузии кислота долго выходит из пористой массы пластин.
   Вопрос: какой смысл в "умной" зарядке для исправного аккумулятора, который не нужно "восстанавливать", а только зарядить. О какой повышенной скорости заряда может идти речь, когда процесс заряда ограничивается обратной скоростью диффузии электролита - намазка->электролит.

2. "Знает" ли сульфат свинца на пластинах какое сейчас напряжение в его родной банке нахождения? Как это напряжение и время(период полуперехода/постоянная времени) влияет на переход из мелкопористого(легкорастворимого при заряде) в крупнозернистое(необратимое) состояние этого сульфата.
Почему есть запрет разряжать ниже 10В? Вероятно ответ в подстраховке от переполюсовки неодинаковых ячеек.
Почему надо периодически заряжать аккумулятор до 100%? Вероятно ответ в ограниченном времени возможности обратного растворения сульфата.
Измерение характеристик аккумулятора. Селекция способов заряда, разряда и восстановления. natrim.ru
Мои сообщения - утверждения и задачи без флуда.

Alex_Soroka

Цитата: nicserg от 10 Июнь 2010 в 09:44
Цитата: Alex_Soroka от 09 Июнь 2010 в 14:48
...
был у меня недавно подобный АКБ.
одна из банок подкорочена.
Напряжение после заряда = 13.1В
после двое суток отстоя = 11.5В
...сразу после зарядки - любая нагрузка = 11.5В
"Полка" разряда = с 10.5В до 10.1В - все свои 70Ач отдает :) замахался его разряжать :)
Вот такие пироги бывают...
Получилось каким-то образом продлить жизнь этому аккумулятору?
:) так он сейчас работает - стоит на автомобиле сейчас - дизель 1.8литра.
машинка не напичкана электроникой - потому "воплей" про то что в бортовой сети 11.5 а не 13В не возникает.
Мотор крутит, три теста нагрузочных по 30сек по "BOSCH тестеру АКБ" проходит...
...что еще надо автомобилисту ? :)

Alex_Soroka

Цитата: Alex_Pchelkin от 10 Июнь 2010 в 10:02
   Результат: плотность электролита растёт на 0.03 в сутки, и это при текущем зарядном токе например в 50мА. Понятно, что плотность растёт за счёт ранее полученного заряда большим током, но из-за медленной диффузии кислота долго выходит из пористой массы пластин.
Неужели ??? :) в учебнике прочитал или сам придумал ?

ЦитироватьВопрос: какой смысл в "умной" зарядке для исправного аккумулятора, который не нужно "восстанавливать", а только зарядить. О какой повышенной скорости заряда может идти речь, когда процесс заряда ограничивается обратной скоростью диффузии электролита - намазка->электролит.

[b-b]Пчелкин - не мели чушь и УЧИ МАТЧАСТЬ !!![/b-b] :)
второй раз повторяю: КЛАССИКОЙ ты НИКОГДА не увеличишь скорость заряда.
А раз ты меня лохотронщиком считаешь - то за знаниями иди в архивы.  :br:
а я могу заряжать свинцовый АКБ до 100% емкости за 1-1.5 часа.  :p
пусть тебе твои "умные преподы" расскажут как мне это удается.

Цитировать2. "Знает" ли сульфат свинца на пластинах какое сейчас напряжение в его родной банке нахождения? Как это напряжение и время(период полуперехода/постоянная времени) влияет на переход из мелкопористого(легкорастворимого при заряде) в крупнозернистое(необратимое) состояние этого сульфата.

...как все запущено...  :ak:

ЦитироватьПочему есть запрет разряжать ниже 10В?
Вот ты у нас классиков-преподов слушаешь - вот и ответь на этот простой вопрос :)
...а если правильно ответишь - то я еще расскажу что "за этой пропастью" происходит с АКБ...

ЦитироватьВероятно ответ в подстраховке от переполюсовки неодинаковых ячеек.
глупость...

ЦитироватьПочему надо периодически заряжать аккумулятор до 100%? Вероятно ответ в ограниченном времени возможности обратного растворения сульфата.
...эххх... :(
Пчелкин, а что ты еще полезного в жизни можешь делать ?
может тебе того - в науку электрохимию, не лезть ?
есть масса других интересных областей - та-же электроника...

Вот ребятам с нашего форума крайне интересные всякие устройства контроля батарей (свинцовых и литиевых), всякие приборы с ЖКИ для контрола пробега и прогнозирования его и т.п.
Может не надо впустую мучаться в поисках "открытий" не выходя за рамки "классического учебника" ? :)

nicserg

#17
Цитата: Alex_Soroka от 10 Июнь 2010 в 10:11
:) так он сейчас работает - стоит на автомобиле сейчас - дизель 1.8литра.
машинка не напичкана электроникой - потому "воплей" про то что в бортовой сети 11.5 а не 13В не возникает.
Мотор крутит, три теста нагрузочных по 30сек по "BOSCH тестеру АКБ" проходит...
...что еще надо автомобилисту ? :)
А у меня в аналогичной ситуации (машина совершенно не напичкана электроникой), но после зарядки аккумулятора и целого дня его использования, то через сутки стоянки отказывается крутить старетер, всё щёлкает, моргает и напряжение падает ниже 7В.