avatar_Alex_Soroka

Эксплуатация свинцовых аккумуляторов: вопросы и ответы

Автор Alex_Soroka, 08 Июнь 2010 в 10:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Vitaly535

Цитата: Alex_Soroka от 20 Апр. 2011 в 12:20

от 15мл в банку - подобного "обрушения" быть не могло. Причина в чем-то другом.

Может, дело в том, что я его зарядил зарядкой vanson BC-2612T и в упс поставил, и стал его разряжать большой нагрузкой (~130 Вт). А надо было постепенно его емкость "разрабатывать": зарядный ток до 1,5 А и разрядный до 2 А (вычитал на этом форуме). И после 3-4 циклов емкость восстанавливается.
У моего ЗУ ток 0,6 А, а вот разряжать надо было через 5 Вт лампочку, а я на акк такую мощу подал... Но в любом случае, после первой зарядки ПК продержался 6,5 минут от долитого акка. При последующих циклах заряд-разряд время работы ПК только снижалось.
 
Цитироватьесли просто АКБ оставить в покое на ночь-сутки, померяв напряжение до и после такого отстоя - оно как меняется ?
Падает, с 13,8 до 13,3-13,2 за ночь
Цитировать
Немного расчетов. я вот вообще не понимаю как у них проектируют УПСы... 7ач аккум ставят в 500ВА УПС - это значит что потребление от АКБ со 100% КПД: 500/12=41.6А !!!  :shok:
Ладно - при таком токе он усядется до 10В сразу, т.е. ток будет еще выше, но 7Ач аккум ВООБЩЕ НЕ РАССЧИТАН НА ТАКИЕ ТОКИ !!!
Он рассчитан на токи до 7А (1С) и то при этом он быстро потеряет емкость и срок жизни.

Ваш случай: 130Вт = 130ВА --- 130/12=10.8А - только очень свежий АКБ 7Ач отдаст такой ток в течении десятков минут !?
Смотрел в сети тесты 800 VA ups - под полной нагрузкой держат 1 минуту при новых батареях. Я свой ибп под полной нагрузкой не проверял, прога мониторинга показывает нагрузку 27% при работе в Word: 600 ВА=360Вт*0,27=97,2 + потери. Вот у меня и получалось 6,5 минут автономной работы.

Цитировать15мл - не может так плескаться...
визуально вы электролит видите сверху ? если нет - то это не электролит плещется а какая-то проблема внутри...

У вас 7Ач аккум - у меня в руках таких побывало десятками - там никаких чудес нет. При высыхании они дают на ХХ под 13.5В (даже после отстоя) .
Доливка воды приводит их к 12.65--12.7В (это нормально!) но при этом в реакцию вступают те области которые ранее были сухие, и где тупо накопились сульфаты.
Надо выкачивать эту емкость назад.

НО: если он в УПСе уже проработал 3-4 года БЕЗ ДОЛИВОК то там может быть "вспучивания" либо превращенные в труху (+) пластины, ну и если эксплуатация была на боку или вверх ногами - то и "отгоревшие" перемычки-токосьемы.
Переливаться внутри ничего не должно! там просто нет места для свободного "плескания" 15мл в каждой банке !!!
Визуально не вижу, но верх пластин влажный. Когда заряжал первый раз после доливки и отстоя, не замотал акк скотчем, и крышки с банок по очереди вылетали. Из нескольких банок вышло пару капель жидкости, кислой на вкус. Если даже 1 мл воды не впитается в маты, он может перетекать по банке? Свободное пространство вроде есть вверху банки.

Насчет раскачивания емкости бывших сухими участков: лучше долитый акк первое время заряжать малыми токами и малыми токами разряжать?

Alex_Soroka

Цитата: Leka от 20 Апр. 2011 в 14:33
Цитата: Vitaly535 от 19 Апр. 2011 в 21:30
Это плохо, когда верх пластин сухой, а если аккум переворачиваешь, то слышно как вода в банках переливается? 
Вода может плескаться, если Вы ее заливали просто сверху, а не шприцом в стекломаты. Либо аккуму не нужно было столько воды.
Проблема может быть в просевшей какой-то банке, которая бысто разряжается, и получается ощущение потери емкости всем акком. Поиск сводится к сверлению дырочек для доступа к перемычкам между банками и контролем разряда по каждой банке. Где-то выше описывалось.

Вот тут с фото:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,1950.540.html

ЦитироватьПри просевшей банке как раз и будет сильно проявляться эффект снижения емкости от КТЦ к КТЦ. Выход - лечить больную.

Fisher

Добрый день, уважаемые участники. Мне нужен ваш совет по поводу аккумулятора.  :) Начну издалека и по порядку:
В прошлом году использовал для питания лодочного электромотора стартерный аккумулятор с машины (100А, RC182min), и вроде мне это дело понравилось.
Обзавелся специально для лодки таким же (фото ниже), но б\у, дабы не насиловать автомобильный. Сразу попробовал его разрядить\зарядить, чтобы прикинуть что от него осталось (и этот, и тот что на машине оба 2006г).
Вот как выглядел первый разряд (авто лампа 55\60Вт, обе спирали сразу около 9А):
Начальное напряжение 12,8
Время   -  Вольт под нагрузкой
11:50      12,2
12:04      12,4
13:16      12,3
14:15      12,1
16:28      11,7
17:04      11,3
17:12      11,1
17:22      10,7
17:26      10,6
17:27      10,5  - тут нагрузку снял, после отстоя напряжение поднялось до   11,8   
Общее время разрядки - 5:37, Утром напряжение   12,2. Зарядил его до полной зарядкой Кулон 715Д (14,1В   и 5,5А)

Посчитав что около 50А в нем есть, решил что на первое время хватит. Но простоял он 2-3 месяца в офисе на подоконнике (не сезон, вода в реке твердая, не поплаваешь :)) и что-то с ним случилось. Два цикла разряд\заряд говорят что емкость уже немногим выше 30А:

Второй разряд: (начальное напряжение 12,7)
Время   -  Вольт под нагрузкой
12:25      12,3
14:05      12,1
14:33      12,01
15:11      11,72
15:39      9,57 (секунд за 20 упало с предыдущего 10,8) сразу отключил, напряжение поднялось до 12,01. Время разряда 3:14, включил зарядку (14,2В и 4А) и залил 32,9а за 21 час по показаниям того же Кулона.

Третий разряд почти такой же, только залить удалось и того меньше, 26А за 20 часов.

Теплым аккум никогда не становился при заряде, кипения\бурления тоже не слышно. Вскрыть посмотреть пока не решился, т.к. крышка припаяна по всему периметру.      

Вопрос: он совсем помер от старости, или это я его добил? Выкинуть или есть шанс оживить? (оторвать таки крышку, померить плотность, долить и т.д.)
Таскать 25-30 кг с 25А внутри как то глупо...

Зы. Спасибо всем кто дочитал до конца, если такие имеются. :bq:

Leka

Цитировать15:39      9,57 (секунд за 20 упало с предыдущего 10,8) сразу отключил, напряжение поднялось до 12,01
Если после снятия нагрузки напряжение на батарейке относительно быстро (до минуты) поднимается до уровня 12в и выше, это говорит, что на самом деле у вас не весь акк разрядился, а только в одной-двух банках закончилась энергия. Сорока приводил наглядный пример (табличку) как ограничивает общую емкость просадка самого слабого элемента. Очень похоже по симптомам на Ваш случай. Ищите слабую банку и лечите ее в первую очередь, до 80% поднять есть шансы. Общий КТЦ мало эффективен, так что смело вскрывайте.

Fisher

Цитата: Leka от 21 Апр. 2011 в 19:21
Ищите слабую банку и лечите ее в первую очередь, до 80% поднять есть шансы. Общий КТЦ мало эффективен, так что смело вскрывайте.

Спасибо за совет, завтра попробую вскрыть. На данном форуме еще не полностью освоился, поэтому буду благодарен за наводку где почитать про лечение конкретно взятой банки. Я так полагаю надо засверлиться в перемычки между банками?

METAL

Цитата: Fisher от 21 Апр. 2011 в 20:59
Цитата: Leka от 21 Апр. 2011 в 19:21
Ищите слабую банку и лечите ее в первую очередь, до 80% поднять есть шансы. Общий КТЦ мало эффективен, так что смело вскрывайте.

Спасибо за совет, завтра попробую вскрыть. На данном форуме еще не полностью освоился, поэтому буду благодарен за наводку где почитать про лечение конкретно взятой банки. Я так полагаю надо засверлиться в перемычки между банками?

по ремонту/эксплуатации читайте тут- https://electrotransport.ru/index.php/topic,2103.0.html  тут- https://electrotransport.ru/index.php/topic,1950.0.html ну и можно тут- https://electrotransport.ru/index.php/topic,6013.0.html
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

METAL

В свою очередь и я кое что напишу- собрал таки микро-ЗУ про, а на днях отец притащил китайский квадр, так он полу разобранный и без аккума, собрать то мы его собрали, а акб покупать- пока свободных денег нет. сгонял в гараж и припер акб 6мтс9 наш, российский, 2007г. в гараже валяется с 2008г(не нужен был), напряжение на клеммах 0.12В(было :D), попробовал разбудить его при помощи кз- не помогло- тока 0А, так что даже полчаса под кз не дали ничего, микро-зу естесственно его не видет, так что я подал на него 24В переменки 50Гц(не говорите что я варвар :bt:) на 5-6мин. теперь на клеммах стало напряжение около 3.5В,при кз мультиметр показывает 18мА, потом поставил на заряд кипятильником через моргалку(частота примерно 0.5Гц), так заряда при этом был 25-27мА, но это в обед, сейчас пришел с работы- на акб 5.4В, ток кз теперь держит в районе 35-37мА, ток заряда приблизился к 100мА. :D

Продолжать мучать кролика, чисто ради эксперимента? :br:
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Vitaly535

Хотелось бы быстро определить плохую банку, чтобы не сверлить все. Вот интересная методика от Alex_Soroka:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,2103.36.html
Ответ #42
02 Февраль 2011, 14:59:58

Состояние банок АКБ можно легко проверить.
Методика такая:
Сделайте "щуп" из куска тонкого провода-припоя длиной порядка 10-15см. Один конец вольтметра подключаем к "минусу" АКБ
а второй - к "палочке припоя" и палочку аккуратно макаем в электролит в каждой банке - замеряя напряжение. (при
отключенном ЗУ !!!) Чтобы не закоротить к пластинам - конец палочки можно обмотать микрофиброй или стеклотканью -
проницаемость по электролиту это не изменит а вот возможный КЗ к пластинам уберет.
Т.е. первая (от минуса) банка меряется во второй "пробке" т.е. опуская щуп во вторую банку мы меряем на самом деле напругу
в первой банке + "небольшая дельта" в сотые вольта("электролитный контакт").
"небольшая дельта" - нас мало интересует - а вот напряжение банок - ОЧЕНЬ.
Что мы ищем ? мы ищем КЗ банку или переполюсовку.
каждая полностью заряженная банка должна выдавать 2.116 Вольта. Разряженная банка = 2В ровно или чуть ниже.
Ищем банку в которой ЯВНО напруга ниже или выше нормы в 2.11В (хорошо-бы записать на бумажку все ваши показания
вольтметра).
Потом включаем ЗУ на заряд малым (2-4А) током, и меряем опять "в банках" - записываем и сравниваем.
Если в каких-то банках(банке) "очень много" (т.е. более 2.11В) то это кандидат на размышления.
Переполюсованная банка выглядит как "очень низкое напряжение" (0.4--1.8В) или вообще "обратная полярность". При "заряде"
она будет показывать растущее напряжение.
КЗ банка выдает "ноль" напряжения как в режиме ХХ так и в режиме "зарядное подключено".
сделайте пожалуйста такую проверку.

Vitaly535

#962
Не вытерпел до утра – нашел-таки плохие банки.
Обмотал провод-припой ватой, смочил в серной кислоте, подключил, как написано в сообщении выше, и давай в банки тыкать.
После полной разрядки до 10,8 В на лампу 5 Вт напруга быстро восстановилась на АКБ до 12,7 В. При таком напряжении и провел замеры (от минуса): 2,23 -> 4,34 -> 6,46 -> 8,58 -> 10,7 -> 12,72.
Под подозрением оказались первая (2,23) и последняя (2,02) банки от минуса.
Затем продержал под нагрузкой (лампа 5 Вт) 5 минут и быстро замерил банки:
1,76 -> 3,72 -> 5,71 -> 7,71 -> 9,74 -> 10,95.
Значит, первая и последние банки просели менее 1,8 В.
Попробую «полечить» их.

Бигхорн

Цитата: METAL от 21 Апр. 2011 в 21:13
В свою очередь и я кое что напишу- собрал таки микро-ЗУ про, а на днях отец притащил китайский квадр, так он полу разобранный и без аккума, собрать то мы его собрали, а акб покупать- пока свободных денег нет. сгонял в гараж и припер акб 6мтс9 наш, российский, 2007г. в гараже валяется с 2008г(не нужен был), напряжение на клеммах 0.12В(было :D), попробовал разбудить его при помощи кз- не помогло- тока 0А, так что даже полчаса под кз не дали ничего, микро-зу естесственно его не видет, так что я подал на него 24В переменки 50Гц(не говорите что я варвар :bt:) на 5-6мин.

Продолжать мучать кролика, чисто ради эксперимента? :br:

Про переменку мой маразматичный мозг понимать отказывается, хотя постоянкой 24 и 36 бывало, будил спящих кроликов.
Моё предположение что безстекломатная электролитная АКБ не отдышится. Там по всей логике классическая сульфатация с дендритами. Аминь кролику.

Бигхорн

Цитата: Fisher от 21 Апр. 2011 в 20:59
Цитата: Leka от 21 Апр. 2011 в 19:21
Ищите слабую банку и лечите ее в первую очередь, до 80% поднять есть шансы. Общий КТЦ мало эффективен, так что смело вскрывайте.

Спасибо за совет, завтра попробую вскрыть. На данном форуме еще не полностью освоился, поэтому буду благодарен за наводку где почитать про лечение конкретно взятой банки. Я так полагаю надо засверлиться в перемычки между банками?
Надежда есть, но она у меня в похожем случае не оправдалась. Похоже на труднообратимую сульфатацию.


Fisher

Цитата: Fisher от 21 Апр. 2011 в 20:59
Цитата: Leka от 21 Апр. 2011 в 19:21
Ищите слабую банку и лечите ее в первую очередь, до 80% поднять есть шансы. Общий КТЦ мало эффективен, так что смело вскрывайте.

Спасибо за совет, завтра попробую вскрыть. На данном форуме еще не полностью освоился, поэтому буду благодарен за наводку где почитать про лечение конкретно взятой банки. Я так полагаю надо засверлиться в перемычки между банками?

Вскрыл. Жижа во всех банках примерно на одном уровне, пластины покрыты (их не видно :)). Плотность по банкам (от -к+):  1,23; 1,24; 1,24; 1,24; 1,24; 1,22. Это при температуре в офисе около 25гр. При такой температуре поправка к показаниям ведь  +3 или даже 4 ?
Напряжение кстати до сих пор 13,16 показывает.  :bu:

Бигхорн

Высокое напряжение, быстрый заряд и быстрый разряд- это стопудовые признаки застарелой сульфатации.

Alex_Soroka

Цитата: Бигхорн от 22 Апр. 2011 в 13:38
Высокое напряжение, быстрый заряд и быстрый разряд- это стопудовые признаки застарелой сульфатации.

сразу говорю: "кипятильником" вы этот аккум не вытянете...
стройте "моргалку" или еще что-то и пробуйте - это если не собираетесь моё ЗУ покупать :) ...

Fisher

Цитата: Бигхорн от 22 Апр. 2011 в 13:38
Высокое напряжение, быстрый заряд и быстрый разряд- это стопудовые признаки застарелой сульфатации.
Ну заряд я бы не назвал таким уж быстрым, часов 10 я думаю он гонит до установленного порога по напряжению.

Цитата: Alex_Soroka от 22 Апр. 2011 в 13:41сразу говорю: "кипятильником" вы этот аккум не вытянете...
стройте "моргалку" или еще что-то и пробуйте - это если не собираетесь моё ЗУ покупать :) ...

Поскольку с электричеством и паяльником я не очень дружу, для меня что-то построить будет сложно. Озвучьте пожалуйста стоимость готового устройства. :)

METAL

Продолжаю эксперимент- вчера в 23:30 вырубил моргалку и пошел спать(не очень то приятно всю ноч слушать щелканье релюхи :be:), утром(примерно в 6:00) снова подключил и умотал на работу, сейчас зашел посмотреть что с "кроликом". :ah: Так на нем уже ХХ= 9В, ток заряда принимает около 250мА, на ток кз не проверял. Думаю рано еще делать выводы- выбросить или "пилить дальше". :af:


Цитата: Alex_Soroka от 22 Апр. 2011 в 11:41
Кто-бы сел и сделал "Букварик" из ссылок на посты разных тем с краткими описаниями ?

Это Вы серьезно? Меня лично Ваши ФАКи полностью устраивают- все вполне доходчиво расписано(если читать не по диагонали). Спору нет- букв много, но человек, реально желающий научиться [b-b]ПРАВИЛЬНО[/b-b] эксплуатировать СК акб не должен пожалеть несколько часов личного времени на изучение хотя бы одной темы-"Свинцовые аккумуляторы. Эксплуатация: Правда и вымыслы." :bv:
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

METAL

Ув. Fisher, в могралке сложного ничего нет, соберет любой дилетант(типа меня :D), а по ЗУ Александра- ему в личку или на мыло. ;)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)