avatar_spb-e

Как нужно собирать батарейки

Автор spb-e, 10 Дек. 2016 в 15:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Толкунов

Цитата: LeoDron от 05 Май 2019 в 01:27
На 0.5 мм не нашёл :-)
Ну 0,5 мм провод витой пары, например.

Ruslan72

Всем доброго дня!
Подскажите пожалуйста нормально ли будет работать батарея, если я спаяю ее так как на фото? элементы LiFePo4 32700 6,2а



илс

[user]Ruslan72[/user], вполне нормально...почему нет?  :-)

Ruslan72

 author=илс  почему нет?
Я сам собирал только один раз батарею и она была прямоугольной формы. А тут понадобилась батарея не стандартной формы, вот и решил спросить перед тем как собрать. А то вдруг чего не так.

илс

[user]Ruslan72[/user], в идеальной батарее,  форма не важна, важно содержание оптимальное распределение токов.
Которое оч. сильно зависит системы токосъёма.
На вашем рисунке эти точки не указаны, поэтому ... творите дальше, не забывайте про этот момент.  :hello:

Ruslan72

Цитата: илс от 05 Май 2019 в 14:04Которое оч. сильно зависит системы токосъёма.

Именно по этому я и задаю этот вопрос :-)
Хочу сделать вот так
думаете нормально будет?

Птица Говорун

Подскажите пожайлуста как  правильно подключить в паралель два аккумулятора один 10а/ч второй 17а/ч оба 36в?Спасибо.
Мотор BAFANG   FM G020.500.D 10

MoRoman

Цитата: Птица Говорун от 05 Май 2019 в 19:33
Подскажите пожайлуста как  правильно подключить в паралель два аккумулятора один 10а/ч второй 17а/ч оба 36в?Спасибо.
Выровнять по напряжению и подключить. Есть условие - должны быть симметричные BMS

LeoDron

https://electrotransport.ru/index.php?topic=27431.0
Цитата: Птица Говорун от 05 Май 2019 в 19:33
Подскажите пожайлуста как  правильно подключить в паралель два аккумулятора один 10а/ч второй 17а/ч оба 36в?Спасибо.

Цитата: MoRoman от 05 Май 2019 в 20:14
Выровнять по напряжению и подключить. Есть условие - должны быть симметричные BMS
+100
Или хотя-бы одна из BMS должна быть симметричной https://electrotransport.ru/index.php?topic=27431.0

«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Veligord

#1989
Всем привет!

Я собираю батарею 13s9p для своего электровелосипеда и столкнулся с проблемой, что у моих аккумуляторов есть разбег по емкости (+- 300мА) и внутреннему сопротивлению.
Мне товарищ [user]LeoDron[/user], посоветовал, что в таком случае для сборки батареи лучше всего отсортировать аккумуляторы так, чтобы в каждой параллели было примерно равные емкости и произведение емкости на внутреннее сопротивление. Делать в Excel мне показалось это очень долго, поэтому я написал программу, которая это делает. Она умеет сортировать аккумуляторы, как только по емкости, так и по емкости и произведению емкости на внутреннее сопротивление. Вот, решил с вами ей поделиться:

https://yadi.sk/d/1f1EjWtpy3kgUA

Для работы программы у вас должен быть установлен .NET Framework 4.5 и выше.

Для программы нужно подготовить файл csv с содержимым вида:

номер аккумулятора;емкость (в мА);внутреннее сопротивление (мОм)

или, если вы хотите отсортировать параллели только по емкости, то такого вида:

номер аккумулятора;емкость (в мА)

В архиве приложил примеры обоих файлов.

В программе советую менять только первые два параметра: Количество элементов в параллели и количество параллелей. Остальные параметры подобраны мной экспериментально, так, чтобы получить наилучший результат.

Скриншоты:

Спойлер



LeoDron

[user]Veligord[/user], похвально. Загрузил - работает по ёмкости отлично, а по произведению не так. Не суммы произведений в в параллелях должны быть близкими, а сами произведения в каждой параллели должны быть близкими.
После работы скину тебе в экселе, как это я вижу.
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Veligord

#1991
Хорошо. Я тебя не очень понял, что ты имеешь в виду под:
ЦитироватьНе суммы произведений в параллелях должны быть близкими, а сами произведения в каждой параллели должны быть близкими.
Или ты имеешь ввиду, что у всех элементов параллели значение произведения емкости на внутреннее сопротивление должно быть максимально близким?
А внутренние сопротивления самих параллелей (сумма сопротивлений всех элементов в параллели) тоже должны быть максимально близки?

Объясни поподробней, я тогда доработаю программу.

Жду Excel-файл, может мне тогда будет более понятно.

LeoDron

#1992
Цитата: Veligord от 08 Май 2019 в 16:24
Хорошо. Я тебя не очень понял, что ты имеешь в виду под:Или ты имеешь ввиду, что у всех элементов параллели значение произведения емкости на внутреннее сопротивление должно быть максимально близким?
А внутренние сопротивления самих параллелей (сумма сопротивлений всех элементов в параллели) тоже должны быть максимально близки?

Объясни поподробней, я тогда доработаю программу.

Жду Excel-файл, может мне тогда будет более понятно.
Два комментария по поводу программы. 1- Она считает 9S 13P вне зависимости от вводных.  А тебе нужно 13S 9P
2- сопротивление параллели считается как сумма сопротивлений элементов в параллели, а должно быть 1/R = sum(1/Ri)
Но проблема не в этом.
Ввёл твои данные в Эксель, отсортировал из по произведению (mVh), разбросал в параллели  (отмечены разным цветом:

Сразу получился небольшой разброс по ёмкости (Delta) +20/-18 mAh.
Но стал сильно сомневаться, что эта концепция правильная для твоего набора элементов. Да, мы получили минимальные токи перетекания внутри параллели, но сопротивление ячеек сильно увеличивается от Р1 (4 мОм) до Р13 (9 мОм).
Для первой Р1 и последней Р13 параллели посчитал тепловыделение (колонка Р)  на элементах при общем токе 9А.
И получается, что слабые элементы (с высоким сопротивлением, Р13) будут греться в два раза сильнее  :-( А нам нужно наоборот -  разгрузить слабые элементы (высокоомные) паралеля их с сильными (низкоомными).
Для такого большого разброса по сопротивлению и произведению на емкость, критерий должен быть другой.
Возможно даже не учитывать произведение (токи перетекания), а группировать элементы так, чтобы тепловыделение на всех элементах батареи было-бы близким :bw:
Как это запрограммировать - пока не знаю, давайте сначала обсудим/выработаем  концепцию.
Коллеги, прошу помощи Форума  :bravo:
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

LeoDron

[user]Veligord[/user], я думаю, что в твоём случае намного проще будет не принимать во внимание токи перетекания  (произведение), а учитывать только сопротивление элементов. Я бы смешал элементы с параллелей Р1 и Р13, Р2 и Р12, Р3 и Р11 и тд в соотношении примерно 50/50 стремясь получить максимально близкую емкость.
Это думаю самое простое, хотя и не самое оптимальное решение, которое требует намного более сложной оптимизации, учитывающей нагрузку на элементы и их нагрев за счёт токов перетекания.
С другой стороны, принимая во внимание твой энтузиазм в этом вопросе и опыт программирования :wow:, было-бы хорошо закрыть этот вопрос окончательно.
Если решишься на это, то очень советую почитать статью о расчете токов перетекания
https://electrotransport.ru/go.php?url=aHR0cDovL3NjaWVuY2Uuc3BiLnJ1L2ZpbGVzL0l6dmV0aXlhVEkvMjAxMS8xMS9BcnRpY2xlcy8yNC9maWxlcy9hc3NldHMvZG93bmxvYWRzL3B1YmxpY2F0aW9uLnBkZg==,  ссылкой на которую любезно поделился [user]TRO[/user]
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

Veligord

[user]LeoDron[/user], спасибо за тест программы.
ЦитироватьДва комментария по поводу программы. 1- Она считает 9S 13P вне зависимости от вводных.  А тебе нужно 13S 9P
2- сопротивление параллели считается как сумма сопротивлений элементов в параллели, а должно быть 1/R = sum(1/Ri)
Это поправлю - просто я думал из записи 13S 9P, что в параллели должно быть 13 элементов. Сопротивление тоже исправлю.
Можешь подсказать, по какому принципу ты подбирал элементы с одинаковыми токами перетекания? Чтобы я учел это в программе. Статью обязательно прочитаю, спасибо.

И как можно посчитать тепловыделение на элементе?

Цитироватья думаю, что в твоём случае намного проще будет не принимать во внимание токи перетекания  (произведение), а учитывать только сопротивление элементов.
Что ты имеешь ввиду?

LeoDron

[user]Veligord[/user],
Цитата: Veligord от 09 Май 2019 в 23:14
[user]LeoDron[/user], спасибо за тест программы.Это поправлю - просто я думал из записи 13S 9P, что в параллели должно быть 13 элементов. Сопротивление тоже исправлю.
Можешь подсказать, по какому принципу ты подбирал элементы с одинаковыми токами перетекания? Чтобы я учел это в программе. Статью обязательно прочитаю, спасибо.

И как можно посчитать тепловыделение на элементе?
Что ты имеешь ввиду?
Равенство произведения сопротивления на емкость и определяет отсутствие токов перетекания. А вот чтобы посчитать токи перетекания нужно знать значение поляризационного, сопротивления Rp, которое меняется со временем  :-(.  Как ты менял сопротивление? Как ac. или dc.? Скорее всего как ас - сопротивление под переменный током (импеданс)
В первом приближении Rp=Rdc-Rac.
Чтобы хоть немного упростить расчеты токов перетекатия (Ip) нужно сделать ряд упрощений, предположить что емкость и разрядные кривые для всех элементов идентичные, и принять какое-то значение для Rp (Rdc).
Вообще странно, что новые, пусть и китайские, элементы имеют такой огромный разброс по сопротивлению. Скажи, какие элементы купил и где? Чтобы коллеги это место обходили :pardon:

Предлагаю производить оптимизацию батареи по минимизации тепловыделения (P) слабых элементов. Но, тогда кроме обычного нагрева за счёт «батарейного» тока Р=I^2*Rdc, нужно будет учитывать также дополнительное тепловыделение за счёт токов перетекания.
Все решается решается, даже в экселе, но хотел
Цитата: LeoDron от 08 Май 2019 в 18:35давайте сначала обсудим/выработаем  концепцию.
Коллеги, прошу помощи Форума 
Поддержки не услышал. Но и понятно - лучше нормальные элементы взять, чем с этим всем морочится  :exactly:

ПС. Не исключаю, что после огромной работы решение будет близкое к тому что я предложил
Цитата: LeoDron от 08 Май 2019 в 19:49Я бы смешал элементы с параллелей Р1 и Р13, Р2 и Р12, Р3 и Р11 и тд в соотношении примерно 50/50 стремясь получить максимально близкую емкость.
«Конёк Горбунoк»-Колёса: 16"; Single speed: 48/12T; 2MК (YOUE,250W,8Т); Kонтролёры: 2xКТ 14A; Батарея:36В/27Ач; Вес: ~150 кг; Макс. ск. : 28 км/ч
Симулятор: https://www.ebikes.ca/tools/simulator.html?bopen=true&motor_b=MG01_STD&motor=MG01_STD&batt=B3614_PF&batt_b=B3614_PF&autothrot=false&cont=cust_14_50_0.1_V&cont_b=cust_14_50_0.1_V&mass=150&mass_b=150&hp=0&hp_b=0&throt=100&grade=&grade_b=0&k_b=1&throt_b=100&whee&wheel_b=16i&wheel=16i&add=true&blue=Lbs

илс

ЦитироватьПоддержки не услышал. Но и понятно - лучше нормальные элементы взять, чем с этим всем морочится  :exactly:
Разумеется - лучше. Т.к. если новые цилиндрики имеют такой разбег. то что с ними будет через месяц? Через год?
Скорее всего, все эти замеренные параметры изменятся непредсказуемым образом, и все усилия по подбору окажутся напрасными.
Понимаю, что вопрос цены для многих - ключевой. Но она сильно зависит от количества.

Лично я езжу на сравнительно легких и компактных батарейках, максимум из 65 штук. Периодически, меряю разбег в конце разряда и остаточную емкость (у Санио), оч. доволен результатом.
При сборе, ничего не подбирал, навскидку померял импеданс, увидел разбег в пару миллиом. Списал это на погрешности замера.  ;-D


Veligord

#1997
ЦитироватьКак ты менял сопротивление? Как ac. или dc.? Скорее всего как ас - сопротивление под переменный током (импеданс)
Я его измерял с помощью зарядного китайского устройства litokala li-500. Точность там скорее сильно примерная.

ЦитироватьЯ бы смешал элементы с параллелей Р1 и Р13, Р2 и Р12, Р3 и Р11 и тд в соотношении примерно 50/50 стремясь получить максимально близкую емкость.
Скорей всего действительно придется так сделать.

Я рассчитываю снимать с батареи максимум 10А. Надеюсь, что при этом она не будет очень сильно греться

ЦитироватьВообще странно, что новые, пусть и китайские, элементы имеют такой огромный разброс по сопротивлению. Скажи, какие элементы купил и где? Чтобы коллеги это место обходил
Брал здесь:
https://ru.aliexpress.com/item/40-100-US18650VTC7-3-7-3300-18650/32872362006.html