Воблинг, расколбас, "колесо вихляет на скорости". Что такое, как бороться.

Автор Varn, 15 Авг. 2018 в 14:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Varn

Всем привет! Решил запилить данную тему, т.к. регулярно появляются вопросы об этом явлении и далеко не всегда на эти вопросы дают развернутый ответ.

Причины/триггеры
Типовой случай выглядит как-то так: "Учусь ездить, уже получается, набираю 20/30 км/ч и колесо под ногами начинает колбасить/кидать вправо-влево/мотылять" и т.д. и т.п.
Воблинг происходит из-за неуверенности в текущей ситуации. Эта неуверенность может появляться из-за целого ряда причин:

  • Скорость
  • Накачка больше привычной
  • Новое колесо
  • В целом непривычная ситуация(покрытие, выезд на дорогу и т.п.)
  • Испуг(кинувшаяся собака и т.п.)
Ключевой момент это неуверенность. Это происходит не из-за колеса, это происходит из-за того что райдер перенервничал - и из-за этого слишком напряг ноги, как бы пытаясь "удержать колесо" больше обычного.

Почему это происходит?
Когда мы едем на колесе, в норме, мы давим и на правую и на левую педаль с одинаковой силой. Именно это и является камнем преткновения при обучении - научиться "балансировать". В норме, при расслабленных ногах мы давим на педали одинаково и все хорошо - колесо просто едет вперед.
Когда ноги напрягаются удержать этот момент гораздо сложнее, так как мы этому не обучены и мы теряем эту балансировку. Одна нога начинает давить на свою педаль сильнее, колесо дергается в эту сторону. Пытаясь исправить это инстиктивно жмем другой ногой на педаль, и колесо дергается уже туда. Пытаясь исправить это мы снова жмем первоначальной ногой на свою педаль и так далее. Итог - колесо "колбасит", кидая вправо-влево.

Как бороться?
Хорошая новость в том что ничего сложного в том чтобы побороть воблинг нет. Надо просто привыкнуть к той ситуации в которой происходит воблинг, оттренировать ее. В случае расколбаса на новой высокой скорости - плавно сбросить скорость до комфортной, также плавно попробовать снова набрать. Повторять пока воблинг не перестанет появляться :-) Это может получится не сразу за один день, но получится. Тоже самое в случае с новым колесом, сильной накачкой, плиткой вместо асфальта и всего такого. Несколько дней - и происходит привыкание.

Формировать привычку правильнее постепенно и плавно.
Скорость - не стоит поднимать скорость сразу на 10-15 км/ч. Лучше идити постепенными шагами по +5км/ч, можно и по +3. У меня уходило примерно 2-3 дня на каждые +5км/ч.
Накачка - также, не стоит поднимать давление с 1 атмосферы сразу до 3. В таком случае может возникнуть ощущение что вообще на колесе разучился кататься :-) Можно постепенно повышать, прибавляя по 0,5 атм, например.
Новое колесо - для первоначального привыкания можно чуть снизить накачку и/или скорость, может даже ниже привычных значений на старом.
В случае с внезапным испугом сделать особо ничего не получится, остается только сбрасывать скорость и успокаиваться :-)

Одно из самых коварных, имхо - это расколбас на проезжей части. У меня такое несколько раз было, когда первые разы выезжал на ПЧ с присутствующими там авто. Просто волновался из-за этого, начинался расколбас, из-за этого еще больше волновался и т.д. Тут тоже особо вариантов нет - только привыкать и успокаиваться.

P.S. Есть еще одна причина расколбаса, гораздо более редкая и никак не зависящей от неровностей - неправильно надетая покрышка. Вот в этом случае(и в нем единственном!) от райдера действительно ничего не зависит - воблинг просто будет, на любой скорости выше пешеходной. При этом он будет не совсем похож на "обычный" воблинг - колесо будет дергаться ровно каждый оборот, и, соответственно, чем выше скорость тем чаще и сильнее это "биение" будет происходить. Решается перебортировкой покрышки.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

zenbooster

ИМХО, это всё от недостатка опыта и еще не отросших нужных мышц. С опытом, если тебя кто нибудь напугает (неожиданно бибикнет, гавкнет, БУкнет, рявкнет), просто дёрнешься и поедешь дальше без расколбаса. Я тут недавно ехал по утрамбованному полю, и толи наехал на что то, в общем получился смачный расколбас. Просто расслабился, и ноги сами всё сделали.
23300+ км; ~72 кг
13.03.2017 KS-14B; 3778 км. Продано; 07.02.2019 MCM5; 84v; 800wh; 4222 км. -> 04.05.2020 custom shell 16" (14x3.0); 2500+ км. Продано;
18.01.2021 MSP HT (б/у, 3161 км) IRC SN26 шерманка; 12900+ км.

Evg

Сегодня ночью по плитке в первый словил поймал воблу, что аж колесо слегка упало. Плитка местами немного просела/перекосилась. а неровностей, как на асфальте, не видно. Уже несколько раз ездил по тому месту и было в общем-то нормально. А сегодня словил и борюсь с психологическим барьером. Теперь чувство опасности на любой плитке)) В целом, если чувствую начало расколбаса, снижаю скорость и начинаю немного маневрировать влево-вправо... вроде как неконтрлируемые колебания привожу к контролируемым
Начал с миника+, KS18L носорог

Varn

Цитата: zenbooster от 22 Авг. 2018 в 16:44
ИМХО, это всё от недостатка опыта и еще не отросших нужных мышц. С опытом, если тебя кто нибудь напугает (неожиданно бибикнет, гавкнет, БУкнет, рявкнет), просто дёрнешься и поедешь дальше без расколбаса. Я тут недавно ехал по утрамбованному полю, и толи наехал на что то, в общем получился смачный расколбас. Просто расслабился, и ноги сами всё сделали.
Испуг - смотря как сильно испугался и насколько продолжительно. Чаще всего да, просто дернулся и поехал дальше спокойно.
Я ж вовсе не утверждаю, что воблинг обязательно произойдет, если случится что-то из причин которые я перечислил. Просто это самые частые причины, по которым он происходит.
Недостаток опыта - да, соглашусь. Перед всеми причинами которые я описал вполне можно поставить эти два слова - "Недостаток опыта езды на скорости", "Недостаток опыта езды на при высокой накачке", "Недостаток опыта езды на на новом колесе" и т.п.
А вот с нетренированными ногами не согласен. Как и с вариантом если вдруг ты имеешь ввиду недостаток опыта езды на колесе в принципе. Люди ездят по несколько тысяч км, а потом меняют колесо/накачку/скорость езды и вдруг ловят воблинг. Это именно из-за неуверенности при данных конкретных условиях, из-за недостатка опыта езды именно в этих условиях.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

dmarvic

Воблинг - это чисто физическое явление, присущее многим колесным системам, которым свойственно попадать в автоколебания при определенных условиях. У моноколес тоже есть условия, в которых можно вызвать воблинг без всякого испуга, например поставить стопы несколько назад по сравнению с обычной постановкой и разогнаться до 30кмч где-то.
KS-16S v1 16x3", KS-18XL

B.Shooter

наездил 100+ километров на 1.8 атмосферах (вес 50 кг). Решил подкачать до 2.5. Итог -через 15 метров расколбас на скорости километров 10, и я с него пробежкой слетел %-) Колесо куборем вперед меня,эх жалко корпус покоцался  :facepalm:
KS-14M

Varn

Цитата: dmarvic от 29 Авг. 2018 в 11:28
Воблинг - это чисто физическое явление, присущее многим колесным системам, которым свойственно попадать в автоколебания при определенных условиях. У моноколес тоже есть условия, в которых можно вызвать воблинг без всякого испуга, например поставить стопы несколько назад по сравнению с обычной постановкой и разогнаться до 30кмч где-то.
И из-за чего эти колебания возникают? Из-за разного давления ног, и мы снова возвращаемся к тому о чем писал я - "неуверенность в текущей ситуации из-за недостатка опыта". Вполне можно поставить ноги сильно по-другому чем обычно, и при этом никакого воблинга не поймать. В случае колеса воблинг возникает не в колесной системе, а в системе "колесо-райдер". И всегда зависит именно от райдера, т.к. никакого управления наклоном вправо-влево в самом колесе нет.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800

x-500

Помогите советом.
Последняя поездка показала что довольно часто возникает расколбас в горизонтальной плоскости. Приэтом задняя часть колеса вибрирует влево-вправо, это сложно успокоить зажав колесо ногами коленками. Сначала думал что это изза неправильной постановки ног на педали, когда обе стоят чуть больше вперед или не одинаково одна больше вперед другая позади. Вродебы когда обе стоят ровно посередине колеса такого не было замечено. Но оказалось что и прихорошо/удобно поставленных ногах это тоже иногда возникает.
Думаю что это не проблема горизонта, где потеря происходит колебаниями вверх-вниз в продольной вертикальной плоскости. Эта же болтанка хвоста напоминает гдето тут в теме описанную болтанку хвоста вертолета, и связано это с настройками добротности аппарата.
Вродебы это замечается на невысокой скорости и на поверхности с неровным покрытием, ямами, гле быстро не разогнаться. Как только хорошая дорога и можно ускориться, то расколбас уходит.
Собственно вопрос, кто с этим сталкивался, это нормальное явление, обычное для в8? И что с этим делать? Посоветуйте. Спасибо.

NEUTRINO

Цитата: x-500 от 01 Сен. 2018 в 06:57
Помогите советом.
Последняя поездка показала что довольно часто возникает расколбас в горизонтальной плоскости. Приэтом задняя часть колеса вибрирует влево-вправо, это сложно успокоить зажав колесо ногами коленками.
Это так называемый вобблинг , в простонародье "вобла"  ;-D
Давление в покрышке подбери под себя , колесо ногами не сжимай , ноги на педалях должны стоять так , что бы при длительной езде не болели и не затекали , определи правильное положение... и всё будет норм...
Удачи!
BionX PL-500 , Yamaha EC-01 , Inmotion V8...  --> куплен у EcoDrift ...
KingSong KS-18L --> куплен у EcoDrift ...
Я на карте

iSpeed

Цитата: NEUTRINO от 01 Сен. 2018 в 08:46
Это так называемый вобблинг , в простонародье "вобла"  ;-D

Расколбас  :-P
Inmotion V8+ L4Rv2 (M50LT)

x-500

Цитата: iSpeed от 01 Сен. 2018 в 17:09
Расколбас  :-P
Сори, скорее резонанс.
Спасибо, учту советы. При неровностях приходится ехать на пружинящих полусогнутых ногах, у нас бОльшая часть таких волнистых тротуаров, не расслабиться и ноги пока устают без особой привычки.

iSpeed

Цитата: x-500 от 01 Сен. 2018 в 23:54
Сори, скорее резонанс.

Резонанс - это когда собственная частота колебаний совпадает с приложенной, в данном случае это так?
Inmotion V8+ L4Rv2 (M50LT)

x-500

Цитата: iSpeed от 02 Сен. 2018 в 08:14
Резонанс - это когда собственная частота колебаний совпадает с приложенной, в данном случае это так?
Да так, потому как попадая в резонанс, колебания нарастают до максимальных и это нарастание невозможно остановить, неуправляемое, и требуется применить большие усилия, изменить условия - зажать коленками, снизить скорость или остановиться или наоборот поддать скорости. Ты сам встречал такое явление с v8?
Тоесть по всем признакам это резонанс) или ты просто хотел придраться к термину?

iSpeed

Цитата: x-500 от 02 Сен. 2018 в 08:55
Ты сам встречал такое явление с v8?

Конечно, но ни разу из-за этого не падал - всегда удается погасить. У мотоциклистов это тоже распространенное явление.

ЦитироватьТоесть по всем признакам это резонанс) или ты просто хотел придраться к термину?

Сомневаюсь, что именно резонанс, но термин расколбас звучит куда лучше ;)
Inmotion V8+ L4Rv2 (M50LT)

NEUTRINO

[user]Varn[/user], Не соглашусь , установленная на колесе резина , с высоким в ней давлением , с бортиком в самом центре и получите вобблинг , уход колеса с траектории в повороте и плохо контролируемое управление , так-же расколбас при торможении с высоких скоростей , короче весь комплект радостей в одной покрышке...  :laugh:
BionX PL-500 , Yamaha EC-01 , Inmotion V8...  --> куплен у EcoDrift ...
KingSong KS-18L --> куплен у EcoDrift ...
Я на карте

x-500

Цитата: iSpeed от 02 Сен. 2018 в 10:31
Конечно, но ни разу из-за этого не падал - всегда удается погасить. У мотоциклистов это тоже распространенное явление.
я тоже пока от этого не падал, но явление не приятное и к тому же часто появляется, потому и решил посоветоваться с более опытными как это преодолеть.
Цитировать
Сомневаюсь, что именно резонанс, но термин расколбас звучит куда лучше ;)
если бы там не случался резонанс, то не было бы такого расколбаса))0
А так получается что накладываются какието условия для вибрации корпуса в разных плоскостях, потому оно в итоге выражается в такой болтанке.

LEE4ER

[user]x-500[/user], "колебания" идут от колеса и передаются всему остальному. Совпасть и резонировать они ни с чем не могут, т.к. источник один....  А иначе по такой логике, можно дойти до того, что это не мы отклоняясь изменяем горизонт и колесо едет, изменяет горизонт и мы с ним резонируем и отклоняемся))

а вообще про воблинг даже отдельная тема - Воблинг, расколбас, "колесо вихляет на скорости". Что такое, как бороться., которая даже специально закреплена
В общем я за порядок, но начинать с себя не вижу смысла :pardon:

Varn

[user]NEUTRINO[/user], не соглашусь, описываемое
Цитата: NEUTRINO от 02 Сен. 2018 в 12:06резина , с высоким в ней давлением , с бортиком в самом центре
имею, успешно юзаю, без всякого воблинга. Дело лишь в привычке.

Если интересно - колесо в подписи, шина дефолтная, как раз таки с "бортиком" посередине, давление сейчас - чуть больше 3 атм, может 3,5,  собираюсь поднимать и дальше.

Описываемые условия лишь являются дополнительными параметрами, к которым надо привыкать.
KS14C 340-->KS18S 840-->Gotway MsuperX 84v 1600--> Gotway Nikola 100v 1800