avatar_Lexxre

Натрий-ионный аккумулятор (Na-ion)

Автор Lexxre, 08 Июнь 2019 в 18:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

kuznechov119m

  Немного практики , сейчас заряжал  батарею скутера  в режиме кадмия (больший ток  можно выбрать) Ячейки  1300 mAh  4s1p  ,вроде  постоянно контролировал  и зараза прозевал забыв про батарею . Когда отключал уже было 16.5  вольт , сейчас на разряд поставил . Пока не понятно как это скажется , но по крайней мере не разорвало элементы , по нагреву корпус еле тёплый . В конце разряда вскрою корпус посмотрю  как сами ячейки выглядят , пока только до 15.1 вольт  током 0.5с  разрядил слито 115 mA.
Вот эти ячейки -

Serge2871

Цитата: Ross от Вчера в 20:40Ну не в этом суть. Я хочу знать на каком
  Стартерное применение меня не так уж интересует, мне именно тяговое.

Ну впринципе, чем больше максимальный ток, тем лучше отдача на номинале. Меньше внутренних потерь.

Russell_The_Crow

Цитата: Ross от Вчера в 20:40А контакты и корпуса похожие.

Я хочу знать на каком токе элемент отдает заявленную емкость.
И в каком диапазоне напряжений ее можно снять

А ещё заряд очень интересен, какая то асимметрия- на батареи заявляется заряд до 1С а разряд до 3С например на призматические.

Контакты и корпуса не имеют ничего общего с типом химии, которая тут другая.

"Все есть в интернете" или почти все, если попытаться найти.
Вот вам поведение натрия в формфакторе 18650. Там даже сильнее выражен перекос относительно ёмкости (1,3 Ач) и токоотдачи (20C). И ничего, в основном все соответствует даташиту.

https://mysku.club/blog/aliexpress/102013.html

По жёлтым и синим фугасам такого материала с ходу не нашел, но вы и сами в состоянии проделать нечто похожее, просто купив по единице одного и второго. Единственное, для тяговых, мне кажется, лучше подойдут ячейки в формате призм. Это те, что на 75 и 230 Ач. Стоят тоже не конских денег, чтобы по одной взять для тестов и убедиться на практике, что конкретно для вас лучше.

А по поводу перекоса относительно токов заряда, здесь ничего нового нет. Уж если привели вначале в пример литий, так у него поведение в этом плане ничуть не лучше, вам ли не знать. Но опять же практика важнее теории и стоит ли трястись над количеством циклов, если для их сохранности придется использовать минимум возможностей аккумулятора?

kuznechov119m

#1137
Разряд сделан до 8 вольт от 16.5 вольт , слито  1267 mAh  током 0.8 ампер . По этим ячейкам на странице 14 есть данные  с тремя  КТЦ в морозилке . Заряд правда до 15.4 вольт был , но около 1 Ач до 8 вольт отдавали замороженные .
 Вот разрезал армированный скотч , под крышкой балансировочный кабель . Подключил  для проверки напряжения минут десять после разряда прошло , результат разбега видно . Никаких балансиров в батарее не было ,  крутил летом стартер Хонда Дио 27 .
 Завтра балансировку при заряде сделаю и посмотрю  сколько затем до 8 вольт отдаст .

kuznechov119m

Заряд в режиме лифер с балансировкой ячеек , скрины напряжения с которого уже ровно пошли и к концу заряда . Потом  до 15.4 вольт дозаряжу  Кулоном 715d  , но по принимаемому заряду не похоже что  16.5 вольт как то навредило натрию . Разрядные данные потом предоставлю , синим  это  конец заряда 934 mAh  до 14.4 вольт получилось .

Russell_The_Crow

Цитата: Serge2871 от Вчера в 21:03Имеет смысл вскрыть, проверить состояние ячеек и балансировку. Ну и сфоткать нутрянку заодно :-)

Эх, не хотел этим заниматься раньше времени (пока полностью не закончу с заменой), но ваши слова по итогу стали пророческими.

Дело в том, что после снятия с авто обнаружил внутри мотонатрия какой-то посторонний звук. При потряхивании батареи в корпусе слышалось отчётливое перекатывание небольшого предмета. Это в равной степени мог быть как шарик припоя (по факту он и оказался), так и отвалившийся SMD элемент (отпаявшийся из-за перегрева и/или плохой пайки). И то, и другое было потенциально опасно, поэтому все же решил вскрыть.

Корпус открылся достаточно легко, стоило лишь хорошенько поддеть лезвием ножа со всех сторон. Держалось все это дело на нескольких каплях клея, то есть никакой герметичностью здесь и не пахнет, зато разбирать легко, это да. Внутри оказалась 4S3P сборка из элементов формата 18650, ёмкостью 1,3 Ач каждый, подключенная через плату BMS. Это во многом объясняет столь малые цифры CCA - почти один в один максимальные 20C, не находите? Честно говоря, не ожидал такого, рассчитывая увидеть там те же заказанные (но ещё не полученные) ячейки 32700. Реальность же оказалась намного прозаичнее, а общая ёмкость наряду с цифрами CCA слегка преувеличенной (по номиналу 3,9 Ач). Но это не самое печальное, вот, мягко говоря, посредственная пайка куда хуже и, как следствие, отваливающиеся куски припоя.

Далее замерил каждый блок из трёх параллельно соединённых элементов и увидел приличный разброс: 3,340 В - 3,525 В - 3,199 В - 3,209 В при общем напряжении 13,27 В. Эта же картина сохранилась до момента постановки на зарядку, то есть спустя десяток часов после первых замеров. Иными словами балансировка не работала, по крайней мере, в режиме ожидания. Через какое-то время нахождения на зарядке (15,5 В) напряжение на элементах наконец стало выравниваться. И образовавшийся поначалу ещё больший перекос (пара элементов быстро, но недалеко ушла за 4,1 В, другая не дотянула и до 3,7 В) начал постепенно уменьшаться. То есть балансировка все же работает, очень медленно и только при зарядке, но все же.

Повторные замеры CCA ещё не делал, подожду до вечера, может, BMS отбалансирует элементы получше. Заодно проверю, влияет ли подключение через плату на размер полученных цифр. Для этого сделаю два вида замеров -
до платы и после, потом уже буду ставить на авто, ждать охлаждения и пробовать завести мотор.

Evlagor

Хихец :-D ... и сколько такое поделие стоило?
Na-Ion 60ah

Russell_The_Crow

Уже неоднократно писал, ~2200. Дешевле, чем брать ячейки по отдельности (что интересно, сейчас адекватных цен, меньше чем на два десятка не нашел). И намного быстрее, что было гораздо важнее на тот момент (доставили за пару дней с Озона).

Serge2871

Цитата: Russell_The_Crow от Сегодня в 15:40... BMS отбалансирует элементы получше.
Не отбалансирует. Это просто аварийная отключалка. Как на шуриках..
Балансир если есть, то это 4 одинаковых канала транзистор +резистор. И кстати, такие штуки работают по ограничению максимального напряжения. То есть в авто бессмысленны. Выкинуть нафиг эту ерунду и вкорячить емкостной.

Evlagor

Цитата: Russell_The_Crow от Сегодня в 16:24Уже неоднократно писал, ~2200. Дешевле, чем брать ячейки по отдельности (что интересно, сейчас адекватных цен, меньше чем на два десятка не нашел). И намного быстрее, что было гораздо важнее на тот момент (доставили за пару дней с Озона).
За три месяца убился?
Na-Ion 60ah

Russell_The_Crow

Даташит говорит об обратном, да и текущая ситуация это только подтверждает. После нескольких часов на зарядке картина следующая (только что мерил): 3,750 (было за 4,1) - 4,089 (аналогично за 4,1) - 3,838 (было менее 3,7) - 3,846 (тоже не дотягивало до 3,7). Может работает не совсем корректно, по схожим платам есть отзывы о неисправных конденсаторах, нужно будет проверить. Но исследования оставлю на потом, сейчас батарея нужна, пусть даже в таком состоянии (все равно генератор много не даст).

Russell_The_Crow

Цитата: Evlagor от Сегодня в 16:35За три месяца убился?

Где такое нашли? Батарея жива, мотор пускает, просто похолодало и для запуска нужен больший ток. Все ещё планирую использовать как заглушку, потом закончу с заменой и поменяю. А может, продолжу мучать зимой, посмотрим...

kuznechov119m

Цитата: Russell_The_Crow от Сегодня в 16:24Уже неоднократно писал, ~2200. Дешевле, чем брать ячейки по отдельности
Грубо говоря корпус и плата защиты практически в эту стоимость вошли . Ячейки откровенное фуфло китайцы суют , если такой разбег заимели  . Вот например реальные 4500 mAh  и цена во что это вылилось . Сваривал  и проводки припаял сам , отсек в Сузуки Чойнори герметичен и вместителен . Запаса по ёмкости  и для пуска стартера с лихвой , никаких плат и балансиров  .
Всего лишь холдеры дополнились и малость  армированного скотча , собрал и использовал . Никакой дополнительной балансировки не было , снял на зиму со скутера . Напряжение  по ячейкам 3.59 3.59 3.60 3.60 , скутером частенько пользовались .   

kuznechov119m

Вот кстати они же , даже дешевле сейчас https://aliexpress.ru/item/1005007772476657.html

kuznechov119m

И до кучи добавил замер внутреннего сопротивления сборки , сравните со своим  готовым 

Evlagor

Цитата: Russell_The_Crow от Сегодня в 16:46Где такое нашли?
Плата балансира- март месяц. Плюс доставка-сборка.
Na-Ion 60ah

Russell_The_Crow

Фуфло не фуфло, а под такое применение явно не рассчитаны, им стартер мотоцикла питать, какие уж там нагрузки.

А по вашим ссылкам элементы все ещё недешевые (даже по нижней), я почти по такой цене жёлтые фугасы в свое время брал на Озоне. При этом те же 32700 мне обошлись и вовсе рублей в 800 (4 штуки с заявленными 5 Ач), но сейчас таких цен нет, да и тогда приходилось ловить. Все равно едут они наземным транспортом, при всей своей безопасности это все ещё категория аккумуляторы со всеми вытекающими...



Цитата: Evlagor от Сегодня в 18:18Плата балансира- март месяц. Плюс доставка-сборка.

Я про смерть...

Evlagor

Цитата: kuznechov119m от Сегодня в 17:55Сваривал  и проводки припаял сам
Чем варил-паял?... я пропустил может. Все-таки высокотоковые игрушки.
Na-Ion 60ah