Восстановление АКБ малыми токами по версии Branimir

Автор Branimir, 11 Окт. 2019 в 17:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Aleksandor

Цитата: mostmax от 20 Фев. 2025 в 05:58. В результате добился снижения тока до 0.16 % при 14.7 В и до 1.4% при 16.2В.
Похоже саморазряда нет,так что вероятность подвести к эталонным значениям большая.Продолжаете или закончили? Результат? И для полноты картины возраст подопытного,паспортные данные не мешало бы знать и его прошлую жизнь))

mostmax

#9307
Цитата: Aleksandor от 25 Фев. 2025 в 22:50Похоже саморазряда нет,так что вероятность подвести к эталонным значениям большая.Продолжаете или закончили? Результат? И для полноты картины возраст подопытного,паспортные данные не мешало бы знать и его прошлую жизнь))
Аккумулятор TAB EFB 105Aч, необслуживаемый. Эксплуатировался 2 года, в условиях, как выяснилось, хронического недозаряда, т.к. у автомобиля стоит датчик аккумулятора, который во время поездок периодически отключает заряд и напряжение на АКБ во время движения автомобиля снижалось до 12В (определил установкой вольтметра в прикуриватель). В самом начале эксплуатации (3 месяца после приобретения АКБ), явно один раз был случай замораживания АКБ, машина стояла на улице на морозе три дня, и не завелась. Есть следы раздутия крайних банок. Глазок был черный уже год как, явно низкая плотность электролита. Пару раз заряжал  АКБ до 14.8 В, заряд брался плохо.
В итоге АКБ стал плохо заводить Автомобиль . НРЦ 12.3В. При проведении КТЦ,  АКБ показал  примерно 15 процентов ёмкости. Проводил восстановление по методу Бранимира. Повторный КТЦ показал 45 процентов ёмкости. Продолжил восстановление. Глазок позеленел. Проводил эти действия:
Цитата: mostmax от 20 Фев. 2025 в 05:58Восстанавливаю свой аккумулятор по методу Бранимира. Упёрся в "потолок", когда вроде бы при 14.7В ток заряда снизился до 0.22% , но при 16.2В, ток не снижается ниже 1.8%. И это не менялось после 3-х циклов. Помог такой прием - при напряжении 14.7В и длительном (несколько часов) установившемся токе 0.22 % (и даже некотором росте до 0.23), кратковременно (на 15-20 мин) поднимал напряжение до 16В, после чего опять опускал до 14.7В. И так несколько раз, при длительной остановке падения тока. В результате добился снижения тока до 0.16 % при 14.7 В и до 1.4% при 16.2В.
НРЦ после отстоя стал 12,65В. После чего проверил уровень электролита (охлаждением, на просвет не видно), в двух крайних банках не хватало примерно по 100 мл, это уже с учетом объема ушедшего на раздутие, но пластины были в электролите, по минимуму, в остальных банках тоже была нехватка. Просверлил АКБ, долил дистиллированной воды до уровня самой наполненной банки. Заряжал несколько дней на 14,7В, периодически поднимая напряжение до 16 В, минут по 15-20, до стабилизации тока. Плотность не проверял, нечем. Пару раз за это время ставил АКБ на автомобиль для поездок.
На автомобиле поставил обманку, которая не даёт отключать заряд АКБ, напряжение генератора теперь постоянно держится 14-14.3 В.
В итоге, на АКБ добился снижения тока на 16,2 В до 1,2%. На 14,7В ток уже не снижается  ниже 0,16-0,17%, может просто терпения не хватало дождаться. Какое тут терпение может быть, когда за ночь ток снижается всего на 2-3 мА.
Интересно было наблюдать за снижением установившегося тока при периодических подьемах напряжения до 16В. По снижению тока понимаешь, что процесс десульфатаци все же идет. Пробовал побаночно замерять напряжение окунанием электродов в электролит, но ерунда получалась, т.к. не было повторяемости показаний.
После длительного  (2-е суток) заряда на 14.7, поставил АКБ на ночь, часов на 7, на 16,2В. Ток за ночь вырос с 1.2% до 1,5%. Утром поставил на 16.5В с ограничением  тока 3%, ток установился 2.7 % (насмотрелся в Ютубе аккумуляторщика Виктора, что электролит EFB аккумулятора, напряжением  16.2В, не перемешать). За три  часа, ток поднялся до ограничения (вместо снижения), напряжение снизилось до 16,46В. АКБ, на ощупь, нагрелся до градусов 38 (рука чуствовала тепло). Возможно этим кипячением на 16.5В только сделал хуже.
Поставил АКБ на автомобиль, на отстой и проверку НРЦ уже не было времени, мне нужно было уезжать. КТЦ, соответственно, больше  тоже не делал.
На все развлечения ушло примерно месяц .
Сейчас доступа к АКБ нет, т.к. я уехал на длительное время. Будет ездить на авто супруга. Смогу увидеть напряжение АКБ только по GSM сигнализации, когда автомобиль будет  выезжать с паркинга. На паркинге GSM не работает. Самому интересно что получилось в итоге .
Все делал в познавательно - развлекательных целях, т.к смирился, что АКБ "не жилец". Но может ещё и поживет. :-)

Cyberpapa

Цитата: Vsevolod от 25 Фев. 2025 в 13:42В процессе жизни АКБ по тем или иным причинам весь сульфат не преобразуется и остается в виде отложений.
Вы правы, убрать весь сульфат из пластин невозможно, даже при очень длительном заряде. Производители АКБ рекомендуют какую-то стратегию заряда, но на самом деле она не разлагает все образовавшиеся сульфаты, это некий компромисс между количеством остаточных сульфатов и временем заряда.

Цитата: Vsevolod от 25 Фев. 2025 в 13:42Про зарядку малым током из разряженного состояния предположил не может ли быть она просто более эффективна при заряде с целью освобождения от "ненормальных" сульфатов.
Не знаю, не проводил сравнительных тестов. Однако, если приходит в гости очень сильно разряженная батарея, долго простоявшая при РЦ - первый заряд провожу малым током 0,02 С. Если подать большой ток - в некоторых местах пластины начинается десульфатация, плотность тока в этом месте увеличивается, происходит нагрев, что значительно ускоряет растворение сульфатов. В результате получается маленький десульфатированный участок, через который идет почти весь ток, а другим участкам пластины достаются крохи, посему они десульфатируются очень долго.
Когда-то пытался воскресить подобную AGM батарею, накинул большой ток, банка начала греться, что очень было похоже на КЗ. Вскрыл, визуально не нашел точки КЗ, изъял пластины из банки, поместил их в полиэтиленовый пакет, продолжил заряд. В одной точке пластины начался нагрев, однако через стекломат никогда не прорастают дендриты и соединиться пластины не могут, т.е. образование КЗ невозможно. Аккуратненько отогнул пластину, заглянул под стекломат - на пластине образовалось десульфатированное место величиной с горошину, через которое проходил почти весь ток заряда и нагревал это место так, что трудно было удержать на нем палец с обратной стороны пластины.

Цитата: Vsevolod от 25 Фев. 2025 в 13:42Правильно ли я понимаю, проблема как раз в том, что отложения появились именно на сепараторах и в реакции уже не участвуют со всеми вытекающими? Но возможно что то еще можно выжать из АМ, если она так же сульфатирована. 
Вы правы сульфаты на сепараторе не участвуют в реакции, но это не беда. Беда в том, что сульфаты отложившиеся на сепараторе забивают поры, через которые проходят ионы обеспечивающие ток, что увеличивает сопротивление аккумулятора.

К сожалению сульфатация не самая большая беда, самая большая беда, от которой умирает подавляющее кол-во АКБ - коррозия решеток положительных пластин.
При эксплуатации АКБ и даже при РЦ - ионы кислорода проходят к свинцовым решеткам, их окисляют, в результате чего свинец превращается в оксид свинца (при РЦ), в диоксид свинца (при заряде). Т.е. со временем хорошо проводящий ток свинец убывает, решетки становятся тоньше, их сопротивление увеличивается. Площадь поверхности решеток тоже снижается, что увеличивает сопротивление перехода решетка - коррозионный слой - ПАМ. Помимо сего ухудшается связь между агломератами ПАМ, что тоже увеличивает Rвн аккумулятора. Можно снизить сопротивление ПАМ, можно снизить сопротивление коррозионного слоя, для этого требуются большие токи заряда и низкое сопротивление решеток. Все упирается в решетки, которые невозможно восстановить никаким методом. Из оксида и диоксида свинца невозможно сделать свинец. Т.е. при таком дефекте можно годами десульфатировать батарею, но получать только ухудшение параметров, т.к. при десульфатации скорость коррозии увеличивается.   

mostmax

Цитата: mostmax от 26 Фев. 2025 в 09:04После длительного  (2-е суток) заряда на 14.7, поставил АКБ на ночь, часов на 7, на 16,2В. Ток за ночь вырос с 1.2% до 1,5%.
Не очень понятен физический процесс в результате которого происходит рост тока. Нагрев электролита?

Cyberpapa

Цитата: mostmax от 26 Фев. 2025 в 14:28Не очень понятен физический процесс в результате которого происходит рост тока. Нагрев электролита?
Обычный нагрев электролита увеличивает скорость реакций. Т.е. в режиме СV ток увеличивается. В режиме СС снижается напряжение.

Aleksandor

Цитата: mostmax от 26 Фев. 2025 в 14:28Не очень понятен физический процесс в результате которого происходит рост тока. Нагрев электролита?
Скорее причина в его перемешивании

Aleksandor

Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 14:48. Т.е. в режиме СV ток увеличивается. В режиме СС снижается напряжение.
А не наоборот разве??? :bw:

Aleksandor

Чаще всего после перемешивания на 16,2 и возврата к 14,7 наблюдал на какое то время повышение тока на 100 миллиампер,а спустя какое то время его спад на прежний уровень(до перемешивания),а затем и ниже.Почему то всегда считал причиной повышения перемешивание.

Cyberpapa

Цитата: Aleksandor от 26 Фев. 2025 в 18:14А не наоборот разве??? :bw:
Не наоборот. Я все правильно написал.

Цитата: Aleksandor от 26 Фев. 2025 в 18:31Чаще всего после перемешивания на 16,2 и возврата к 14,7 наблюдал на какое то время повышение тока на 100 миллиампер,а спустя какое то время его спад на прежний уровень(до перемешивания),а затем и ниже.
При воздействии 16,2 В электролит нагревается, скорость электрохимических реакций возрастает. Когда возвращаетесь к CV 14,7 В - электролит не успевает остыть, посему ток относительно предыдущего воздействия 14,7 В увеличивается на 100 мА. Спустя какое-то время электролит остывает, скорость реакция замедляется и ток снижается до прежнего или ниже. Большее снижение тока происходит из-за уменьшения расслоения электролита.

Aleksandor

Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 19:36При воздействии 16,2 В электролит нагревается, скорость электрохимических реакций возрастает. Когда возвращаетесь к CV 14,7 В - электролит не успевает остыть, посему ток относительно предыдущего воздействия 14,7 В увеличивается на 100 мА. Спустя какое-то время электролит остывает, скорость реакция замедляется и ток снижается до прежнего или ниже. Большее снижение тока происходит из-за уменьшения расслоения электролита.
А как тогда обьяснить что так же бывает незначительное повышение тока при механическом(покачивании)перемешивании элетролита на основном заряде при достижении 14,7 и тока близкого к эталонному?.Речь идет о 190 а/ч тюменце.

Aleksandor

Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 19:36- электролит не успевает остыть, посему ток относительно предыдущего воздействия 14,7 В увеличивается на 100 мА
Повышения температуры на аккумах не замечал,хотя это можно обьяснить большой массой ,поэтому считал что ток повышается по причине уменьшения плотности электролита в нижних слоях,плюсом рост при ручном перемешивании добавлял уверенности в этом.

mostmax

Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 19:36При воздействии 16,2 В электролит нагревается, скорость электрохимических реакций возрастает. Когда возвращаетесь к CV 14,7 В - электролит не успевает остыть, посему ток относительно предыдущего воздействия 14,7 В увеличивается на 100 мА. Спустя какое-то время электролит остывает, скорость реакция замедляется и ток снижается до прежнего или ниже. Большее снижение тока происходит из-за уменьшения расслоения электролита.
Как вам другой вариант объяснения причин этого процесса?
При зарядке на 14,7В происходит разложение сульфатов в порах обмазки пластин и повышение плотности электролита там же, в порах, и как следствие снижение тока заряда.
Затем, при повышении напряжения до 16.2В, происходит газовыделение и замещение электролита высокой плотности в порах на электролит низкой плотности. Что в последствии, при снижении напряжения заряда до 14.7В, приводит к повышенному, относительно предыдущего воздействия 14.7В, току.

Cyberpapa

Цитата: Aleksandor от 26 Фев. 2025 в 20:35А как тогда обьяснить что так же бывает незначительное повышение тока при механическом(покачивании)перемешивании элетролита на основном заряде при достижении 14,7 и тока близкого к эталонному?
Уточню, такое происходит всегда при передвижении электролита относительно пластин. Не знаю истинную причину сего явления, возможно при движении электролита с пластин "смываются" присоседившиеся пузырьки газов, возможно разрушается слой Гуи, который быстро восстанавливается когда движение электролита прекращается.

Цитата: Aleksandor от 26 Фев. 2025 в 20:55Повышения температуры на аккумах не замечал.
Чтобы заметить небольшое увеличение температуры - установите в пробочное отверстие обычный термометр. В моем логгере имеется датчик температуры, посему вижу как меняется температура в процессе заряда.



Cyberpapa

#9319
Цитата: mostmax от 26 Фев. 2025 в 21:08При зарядке на 14,7В происходит разложение сульфатов в порах обмазки пластин и повышение плотности электролита там же, в порах, и как следствие снижение тока заряда.
Логично, однако при заряде плотность электролита в порах на ~ 10 % выше чем в приэлектродном пространстве, посему снижение тока будет мизерным.
Цитата: mostmax от 26 Фев. 2025 в 21:08Затем, при повышении напряжения до 16.2В, происходит газовыделение и замещение электролита высокой плотности в порах на электролит низкой плотности. Что в последствии, при снижении напряжения заряда до 14.7В, приводит к повышенному, относительно предыдущего воздействия 14.7В, току.
Предположим Вы правы, как объясните, что через небольшой промежуток времени ток снижался до предыдущего значения ? Электролит с большой плотностью каким-то образом затекает в поры ?
Замечу, электролит перемешивают после полного заряда пластин, т.е. остаточное кол-во сульфатов очень мало. Если ваше предположение верно - при следующем перемешивании электролита ток не должен увеличиваться. Проверьте ради интереса. Также попробуйте дождаться устаканивания тока при CV 14,7 В, после чего нагрейте батарею и посмотрите как изменится ток.

В данной теме публиковал эксперимент - при температуре 25-26°С на полностью заряженную батарею подавал ток 0,02 С, напряжение устаканилось на примерно 16 В и много часов не менялось. После чего погрузил батарею в холодную воду со льдом, напряжение поднялось почти на 1 В, т.е. до примерно 17 В. В сообщении опубликованы графики логгера. 

mostmax

#9320
Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 21:55Логично, однако при заряде плотность электролита в порах на ~ 10 % выше чем в приэлектродном пространстве, посему снижение тока будет мизерным. Предположим Вы правы, как объясните, что через небольшой промежуток времени ток снижался до предыдущего значения ? Электролит с большой плотностью каким-то образом затекает в поры ?
Не, не затекает обратно, а продолжается растворение сульфатов в порах, в них опять повышается плотность электролита и в результате снижается ток.
Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 21:55Замечу, электролит перемешивают после полного заряда пластин, т.е. остаточное кол-во сульфатов очень мало. Если ваше предположение верно - при следующем перемешивании электролита ток не должен увеличиваться.
Где-то встречал, что полностью, сульфаты в порах, не растворяются никогда. Но понятно, что этот процесс конечен. Как раз может этим и объясняется, что к какому-то моменту, даже после кипячения, на 14,7 ток перестает снижаться ниже какой то величины.
Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 21:55В данной теме публиковал эксперимент - при температуре 25-26°С на полностью заряженную батарею подавал ток 0,02 С, напряжение устаканилось на примерно 16 В и много часов не менялось. После чего погрузил батарею в холодную воду со льдом, напряжение поднялось почти на 1 В, т.е. до примерно 17 В. В сообщении опубликованы графики логгера.
По нагреву понятно, очень интересный эксперимент. Но, тогда получается, что если не дать нагреться АКБ при кипячении, или после кипячения остудить АКБ, то и повышения тока при возврате на 14,7 В не будет? Не пробовал, может так и есть.

Aleksandor

Цитата: Cyberpapa от 26 Фев. 2025 в 13:48. В результате получается маленький десульфатированный участок, через который идет почти весь ток, а другим участкам пластины достаются крохи, посему они десульфатируются очень долго.
Помимо нагрева как еще себя проявляла эта банка,что было с напряжением,плотностью,током,пробовали ли заряжать ее индивидуально или доступа к ней не было?

Cyberpapa

Цитата: mostmax от 27 Фев. 2025 в 04:36Где-то встречал, что полностью, сульфаты в порах, не растворяются никогда. Но понятно, что этот процесс конечен.
Курил диссертацию, в ней аккумулятор заряжали в течении 6 месяцев, после чего разобрали, промыли пластины в течении недели, в пластинах обнаружили сульфаты. Есс-но мизерное кол-во не влияющее на параметры аккумулятора.

Цитата: mostmax от 27 Фев. 2025 в 04:36Как раз может этим и объясняется, что к какому-то моменту, даже после кипячения, на 14,7 ток перестает снижаться ниже какой то величины.
Именно так. При заряде ток расходуется на : 1) преобразование ионов в АМ, 2) электролиз воды, 3) компенсацию саморазряда.
Когда пластины заряжены - в порах пластин отсутствуют ионы свинца, посему нечего преобразовывать в АМ и ток снижается.
Конечно же ток компенсирующий саморазряд зависит от конструкции АКБ и ее состояния. В какой-то диссертации, для наименьшей коррозии решеток и компенсации саморазряда, рекомендовали поддерживать ток 16 мкА/Ач. Т.е. для 60 Ач батареи - 0,000016 * 60 ≈ 1 мА. 

Цитата: mostmax от 27 Фев. 2025 в 04:36По нагреву понятно, очень интересный эксперимент. Но, тогда получается, что если не дать нагреться АКБ при кипячении, или после кипячения остудить АКБ, то и повышения тока при возврате на 14,7 В не будет?
Именно так. Даже ненадолго ток должен немного снизиться т.к. после 16 В зарядятся паразитные емкости, которые будут отдавать свой заряд при переходе на 14,7 В. 
Навряд ли получится при CV 16 В не дать электролиту нагреться.

Cyberpapa

Цитата: Aleksandor от 27 Фев. 2025 в 06:54Помимо нагрева как еще себя проявляла эта банка,что было с напряжением,плотностью,током,пробовали ли заряжать ее индивидуально или доступа к ней не было?
Банка была изъята из корпуса. Чтобы стекломаты не высыхали - обернул несколькими слоями пленки, сдавил резиночками, есс-но герметичность отсутствовала и терялась влага. Сжимал пластины наблюдая за изменением Rвн, электролит выдавливался из стекломатов и частенько вытекал из-под пленки, приходилось доливать воду, что снижало плотность электролита. Дело было давно, в то время не умел брать пробы электролита из стекломатов и не имел рефрактометра, посему не знал плотность электролита. Мало что помню о этом аккумуляторе, но точно помню увеличенный ток заряда при буферном напряжении, возможно это связано с низкой плотностью электролита.
Где-то на форуме описывал сей эксперимент с фотографиями, но сейчас, после изменения движка форума, найти нереально.