avatar_Alex_Soroka

Записки аккумуляторщика (восстановление АКБ "для тяжелой техники")

Автор Alex_Soroka, 25 Май 2020 в 14:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Winter4x4

Цитата: Alex_Soroka от 10 Фев. 2021 в 16:48Надо бы послушать стетоскопом - не кипят-ли ?
слушал, заглядывал камерой - ничего подобного. по поводу "твердого" геля - перед заливкой потыкал палочкой - не твердый, что-то вроде мармелада. кроме того, после доливки где видел и мог дотянуться - "помял" куски геля пластиковой палочкой, как бы разбивая на более мелкие кусочки, получилось что-то вроде кашицы. по поводу разбаланса - думаю над этим, как бы замерять.. пока только могу сказать, что на обеих батареях  (6-тивольтовые последовательно) НРЦ после отстоя суточного - одинаково, сколько не помню, мерял еще летом.

Alex_Soroka

Разбираем итальянский аккумулятор Fiamm - что внутри?

"Пластины наших батарей изготовлены по современной технологии Expanded Metal Technology", - заявлено у известного бренда автомобильных батарей Fiamm.  "Эта технология используется для придания превосходной механической прочности положительным и отрицательным пластинам" , пишет итальянский производитель на своем сайте. https://www.fiamm.com/en/europe/mobility/technologies/expanded-metal/

В основе Expanded Metal Technology лежит метод просечки свинцовой ленты с последующей ее растяжкой. Производители делают очень длинную решетку, на которую затем наносят намазку и лишь затем режут, получая готовые пластины для аккумуляторов. В сравнении с изготовлением кованных или литых пластин, производство таких решеток дает выигрыш во времени и себестоимости. Однако  есть и огромный минус - это отсутствие рамки жесткости

У 99% брендов авто аккумуляторов такие вот сеточки, без рамок
Идея думаю была у них в том, что намазка должна давать необходимую прочность :)
В итоге у двухлетних аккумуляторов заряжать то нечего - все отломано. (смотрите на фото).


Итак сегодня на "операционном столе" аккумулятор итальянского бренда Fiamm возрастом два года.
Модель Fiamm Diamond емкостью 45 ач.
Корпус батареи  выполнен из прочного пластика с мощными ребрами жесткости, как и у отличных японских и корейских батарей.  Есть глазок-индикатор заряда батареи, что удобно для большинства пользователей.  Очень понравилась  мягкая приятная на ощупь ручка для переноса аккумулятора.  B-)
Место соединения терминала батареи с пластиком крышки корпуса сделано очень надежно - пожалуй даже лучше чем у Varta. Через такое соединение просочиться кислоте к клеммам (соляной налет) просто невозможно.

Но вот пластины выглядят очень печально.  И плюсовые и минусовые пластины аккумулятора Fiamm это именно "Expanded Metal Technology", а простым языком "сетка рабица", которая к тому же не имеет никакой рамки.  :-(
За два года эксплуатации плюсовая хлипкая пластина-"сеточка" сломалась в нескольких местах.
У Fiamm в пластиковые конверты-сепараторы упакованы отрицательные пластины аккумулятора, а положительные оставлены голыми.  :bn: Это нечто новое в "технологиях"...
При попытке снять намазку ножиком (для того чтобы сфотографировать саму пластину) от совсем легких прикосновений пластина рассыпалась окончательно  :facepalm:

Alex_Soroka

Разбираем аккумулятор Medalist - вскрытие и осмотр
слежу за корейскими аккумуляторами Medalist последние 5 лет внимательно.
Наряду с другим южнокорейский брендом Rocket  это пожалуй самые надежные и долгоживущие батареи из представленных на рынке Украины. 
Производство аккумуляторов в Южной Корее создали японские специалисты, что подразумевает качество на высоком уровне.  Само название (бренд) "Medalist" придумали американцы для продажи продукции в странах СНГ. Затем права на бренд на территории России выкупила большая автозапчастная компания. Так появились слухи что аккумуляторы Медалист делают в России.  На самом деле, их производили и производят в Южной Корее. :hello:
Десять лет назад Медалисты выпускал завод Delcor. Компания-владелец бренда делала крупный заказ на эти батареи, но естественно, с наклейками Medalist.  По такому принципу, например, работает корпорация Bosch Siemens - заказывает батареи на заводах Varta и с полок магазинов продает батареи Варта с наклейками своего бренда "Bosch".

В 2020 году  аккумуляторы Medalist производит завод в Южной Корее Bost Holdihgs.  http://bost.kr/eng/battery/introduction.php

Согласно информации от импортера Medalist в Украине, возвратов по гарантии меньше 1%.  Для многих брендов акб цифра в 3% считается хорошей  :hello: На сегодня, я уверен, не пострадал от некачественного Медалиста. В нашей практике были обращения с подозрением на поломку аккумулятора - но в итоге выяснялось, что проблемы или в генераторе, или в стартере, или в большой утечке тока.
На сайте производителя есть техническое описание особенностей устройства аккумулятора и такая картинка.

Сегодняшний "Медалист" это южнокорейский Bost.  Хорошо это или не очень?  Наше мнение - хорошо. Пластины кованые, крепкий корпус, индикатор уровня заряда...

Чтобы убедится, что описание на сайте производителя соответствует действительности, взяли двухлетний Медалист и распилили его. Первое, что понравилось - довольно толстые и прочные стенки корпуса батареи. В дальнейшем при распиле обнаружили, что внутри на стенках корпуса находятся ребра жесткости, также служащие для поддержки пластин.  Пластины в самом деле оказались коваными "Punched Grid" с рамкой по периметру. 
"Плюсовые" пластины завернуты в плотные конверты из микрофибры с напылением металлического цвета с внутренней стороны. (Про  микрофибру упоминается на сайте производителя).  Подобная технология напомнила  батареи EFB, в которых паста положительных пластин укреплена тканью или специальной бумагой.

Очень понравилась, как проходят через крышку корпуса токовыводы - целых 5 пластиковых уплотнительных колец затрудняют возможность парам кислоты пробиваться наружу в микротрещинки между свинцом токовыводов и пластиком корпуса (когда происходит подобная неприятность - клеммы оказываются покрытыми белой солью).
Также строение терминалов отличается от большинства производителей.

При распиле выяснилось, что традиционно минусовые пластины упакованы в специальные пластиковые конверты-сепараторы.  Кроме того края сепараторов дополнительно проклеены герметиком.

В крышке аккумулятора присутствует лабиринт, дающий возможность выходить лишнему пару при перегреве батареи и не дающий выливаться электролиту при ее наклоне. Обнаружили искрогаситель, служащий барьером для огня. Если пары испарений работающей батареи загорятся снаружи, то огонь не сможет попасть внутрь.



Alex_Soroka

Вскрытие "штатной Varta", сравнение с Varta Blue Dynamic (Bosch S4)

"вскрытие" двух популярных АКБ:  автомобильного аккумулятора Varta, который идет в заводской комплектации на автомобили и отличается весьма неплохой живучестью (к слову, Варта является поставщиком аккумуляторных батарей практически для всех автозаводов, кроме японских и корейских). 
Также вскрыли батарею Bosch S4  (кто не знает, это Varta Blue Dynamic, но c наклейками для своего дилера Bosch Siemens).    Оба аккумулятора уже вполне отслужили свой срок на авто.


Заводская Varta 1J0 915 105 AC  имеет характеристики 60Ah 480 A (En), 
магазинная -  Varta Blue Dynamic (Bosch S4) аналогичная 60Ah 540 A (En).
Согласно характеристикам, указанным на этикетке, лучше вторая.  Но на самом деле "штатная" тяжелее на 2 кг. 
Пластик заводской даже пилился труднее  B-)

У обоих аккумуляторов положительные пластины кованые - вартовская фирменная штамповка "power frame" с рамкой жесткости по периметру. Но у заводской Варта плюсовые пластины заметно толще и намазка, несмотря на возраст батареи, на них сохранилась (очевидно держатся в сотах с более широкими стенками проще).
У батареи которую Варта предлагает в торговых сетях все хуже...  :-(
Плюсовые пластины очень-очень тонкие, а намазки на ней не обнаружили - осыпалась. Плюсовые пластины упакованы в обычные пластиковые конверты-сепараторы.

Отрицательны пластины изготовлены методом просечки и растяжки и не имеют уже рамки жесткости по периметру, впрочем, как и собственного конверта сепаратора. Варта в конверты упаковывает только плюсовые пластины.
И снова пластины штатной Varta толще и прочнее, чем магазинной.


Пластик корпуса штатной батареи также почти в два раза толще, чем у магазинной.
Ребра жесткости боковой стенки очень маленькие у обеих, поэтому бока у них практически всегда вздутые  :-( .
У заводской Varta есть пробки и доступ к банкам, а у магазинной они отсутствуют. Также "заводской" аккумулятор снабжен глазком-индикатором уровня заряда.
Выход терминала через пластиковую крышку корпуса реализован через 3 кольца у заводской и всего лишь через 2 у магазинной (чем больше таких колец, тем сложнее электролиту просачиваться наружу и оставлять затем белую соль на клеммах, так раздражающую владельцев).

Состояние намазки и самих пластин в штатной 5-летней батарее оказалось НАМНОГО лучше, чем магазинной такого же возраста. Возможно намазка в заводской акб дополнительно укреплена специальной бумагой или тканью (к сожалению визуальным осмотром не выяснить).

По итогу получается, что вскрытие еще раз подтвердило тот факт,  о котором ходит много мифов в Сети - штатная заводская Varta и Varta (Bosch) которая продается в торговых сетях, это совершенно разные по качеству и как следствие, сроку службы батареи.  Возможно наши фотографии не передают разницы в толщине пластин, намазок, корпуса и разницу в весе  - но поверьте, она очень значительна.

К сожалению, штатную Varta можно купить лишь в официальных автоцентрах марки вашего автомобиля и стоит она в 2 -3 раза дороже магазинной.  :-(

Comdir

Medalist / Bost без пробок? Обслуживать без сверления не получится?

Alex_Soroka

#59
Цитата: Comdir от 01 Март 2021 в 19:02
Medalist / Bost без пробок? Обслуживать без сверления не получится?
на фото все видно - там "лабиринтные уплотнения", это значит пробок и в помине нет. Только сверлить-плавить и ставить потом пробки.
Причем сверлить не в сами "лабиринты" а сбоку.






(форум глючит - пишет что "это не изображение" но если открыть ссылку то картинки нормально показываются.)
Это фото "обратной стороны" стандартной крышки с лабиринтными уплотнениями (они по средней линии идут).
Типичная ошибка всех кто сверлит - сверлят посередине, "в лабиринт" и этим разрушают газоотвод из банок  :-(

Alex_Soroka

Довольно редкий случай. Сколько ни попадалось необслуживаемых, уровень в них был норм. А этот сухой, как песок в Сахаре. Зашло не меньше 3 л воды. Сейчас висит на Версия4(ТОР) заряжается.

Очень не хотелось портить внешний вид.
Поэтому сделал такое вот сверление - по краю.
Тут одну полосочку положу от края до края и будет стильно  ;-)


Ну и "суровые будни":

Акумы на фуре в два слоя.
Ездили выбирать из лома акумы перспективные, здоровья много надо чтобы это ворочать...

Alex_Soroka

Цитата: Alex_Soroka от 05 Март 2021 в 17:23
Довольно редкий случай. Сколько ни попадалось необслуживаемых, уровень в них был норм. А этот сухой, как песок в Сахаре. Зашло не меньше 3 л воды. Сейчас висит на Версия4(ТОР) заряжается.
Продолжение про него.

Много раз делал КТЦ, 12,2В какой то особенный рубеж. На 12,2 акум "моргает" на Версия4(ТОР) очень долго. Настолько долго, что выкачав до 30% ёмкости и если вольтаж все ещё 12,2 то разряд можно прекращать, ёмкость в порядке.
Отверстия просто запаиваем полоской пластика от другого АКБ, термофеном.


Ну, немного уродливо получилось, но не течёт и на выставку не поедет :) а поедет в тяжелую работу на автомобиль.

Ну и итог: уже два дня на СТО ждёт хозяина. Вольтаж в нем 13,13В после двух суток отстоя.  :wow:


СтэпАн

[user]Alex_Soroka[/user], а турецкий Медалист на ваших прилавках ещё не появился?

Alex_Soroka

Цитата: СтэпАн от 13 Март 2021 в 10:32
[user]Alex_Soroka[/user], а турецкий Медалист на ваших прилавках ещё не появился?
у нас полно своих брендов, т.е. того что делается в Украине.
16(!) производителей АКБ в стране, конкуренция.
Зачем нам возить из Турции ? :)
вот и не возят... по крайней мере я не видел на прилавках.

Alex_Soroka

Вот такие корпуса для сборки АКБ можно купить.




Крышка припаивается к корпусу, после вставки наборов пластин и запаивания перемычек.
Обратите внимание на маленькие  корпуса - где там "лабиринтные уплотнения" и пробки. И где "глазок".

WERAS

Купить одно,а греть надо крышку и корпус одновременно и чем собрались греть,с двумя утюгами?

Alex_Soroka

Цитата: WERAS от 23 Март 2021 в 12:42
Купить одно,а греть надо крышку и корпус одновременно и чем собрались греть,с двумя утюгами?
Вариантов есть два:
1) специальный ультразвуковой станок(УЗ), который прижимает крышку к корпусу и УЗ приваривает в месте стыка.
2) станок - двусторонний "утюг" со сложной формой выступов и канавок, который вставляется между крышкой и корпусом АКБ, разогревает одновременно и крышку и корпус, а потом "утюг" убирается в сторону, и идет сильно сжимание и оплавленные части свариваются.
Чем-то напоминает "утюг для сварки полипропиленовых труб". Принцип примерно такой-же - термическое размягчение а потом соединение-сжатие.

Вариант 1 очень дорогой, поэтому используют вариант 2.
Я такие станки(вариант 2) видел на аккумуляторном заводе SUPER TRUCK.

Alex_Soroka

Весна пришла  ;-)
у мотоциклистов начался сезон поездок, народ повытягивал свои байки и... обнаружил что АКБ вообще-то надо отключать на хранении и вообщето подзаряжать. Ну и началось паломничество к моим ЗУ  B-)

Вот сегодняшний пример:



Сам не ожидал таких параметров после заряда. :-)

Alex_Soroka

Люблю наши Банки :) (которые финансовые).
есть регламент? да! значит меняем АКБ в своих серверных по регламенту, а все что снято - отдаем в утиль, и плевать что там с АКБ.

Вот любуемся:


АКБ = 105 штук, 40Ач.
Но шансов мало, они 2008 года, пересохли так, что корпус втянулся внутрь и потрескался. Нашёл парочку с целым корпусом, побалуюсь  B-)
Аккумы с серверной,  там высохло все...  и могло намазки разрушить.  Смотреть надо... неспешно будем отбирать те что подают признаки жизни.

Alex_Soroka

#69
И на нашей улице праздник нарисовался  :-D
Принесли настоящие тяговые панцирные(!) АКБ со словами "можете восстановить? а то новые покупать очень дорого..."


попробуем  ;-)
Сепараторы в тяговых с по грузчика - это стеклоткань. (по внешнему виду).
Придётся разобрать и перебрать пластины.

Обычно это 48в батарея, там как всегда - 10-20% перезаряд, а часть банок просто в сульфатации и недозаряде. Управления и балансиров нет - вот и результат.
Я на выставке мерял такие батареи новые - там уже 0.05 вольта разброс сразу...  :-(
но хорошо что банки отдельные - можно легко понять что с ними и восстанавливать.
Вообще - тяговые батаери для погрузчиков их обслуживание - это Золотя Жила :) можно брать до 30% цена от новой батареи только за то что ты старую приведешь в норму.
Работа грязная, но там почистить, помыть, проверить электролит, подзарядить и выровнять емкость...

Разобрал одну банку, там какое то наглухо зацементированное гуано, помыл в дистилляте, все гуано ушло вместе с рассыпавшимися сепараторами... придется новые делать из стеклоткани.

Распиливаем банки, вынимаем на свет пластины:

На фото указано пальцем трудное место... Приходится разрезать посредине перемычку, ибо иначе невозможно разобрать пластины, все наглухо зацементированно разрушенными кусками намазок от постоянного кипячения,  и промыть не рассоединяя не получается...
Но таки разрезали:

там КЗ видно справа на "+" пластинах, очень на него похоже - кусок вышерблено на трубках "пятно"...  :-(
Ну и чистим - собираем - заряжаем...

А вот эти уже промыты и стоят на заряд-разряд-заряд.


Очень мощные, под вилкой еле-еле стрелка дрогнет, токи огромные держат не моргнув глазом :)

Ну и главный вопрос - как разбирать и как потом собирать.
Вот смотрим фото:

разрезается сверху панелька-крышка пластиковая (см.фото) и по кругу отрезается верхняя крышка от черного материала корпуса.
Потом вытаскивается весь блок пластин из банки (слить электролит не забудьте ! и разрядить банку !)
а потом промывается в дистилляте (его много надо) и разделяются блоки + и - пластин (фото выше).

Alex_Soroka

Простые решения из доступных компонентов, бывают надежнее и долговечнее "китайским нагрузкам".  :-)

Для постоянных КТЦ необходимы "магазины нагрузок", большой мощности, которые смогли бы легко рассеивать 20-50Ампер тока.
Было собрано из старых запасов советских керамических резисторов изделие (см. фото) которое отлично работает и имеет хорошую стабильность. Ну а если еще приделать вентиляторы обдува, то можно работать неделями не выключаясь :) ...хотя оно и так часами может работать без расплавления, просто на естественной конвекции воздуха.

Используется не только для 12в АКБ но и для 24-48в сборок. Цифры на передней панели это сопротивление, которое включается впаралель, каждый тумблер коммутирует часть сопротивлений сборки.

Иван77

[user]Alex_Soroka[/user], столько резисторов, мощщь! Жаль амперметра не нашлось.
Ездю и ездю.