avatar_grue

Самодельный автомобиль

Автор grue, 26 Апр. 2022 в 17:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

grue

Возникла идея создать модель автомобиля для самостоятельного использования и продажи другим людям. Исходные требования к проекту были примерно такие:
- Простота, надежность и ремонтопригодность конструкции (все-таки производится в гараже).
- Соблюдение общих российских требований к автомобилям (светотехника, Евро 5) и требований к самодельным автомобилям (4,7 метра длины, 1,8 метра ширины, 50 л. с. на тонну массы).
- Проходимость, достаточная для движения по городу (включая сугробы и грунтовки).
- Скорость, достаточная для езды по автомагистрали (80 км/ч).
- Удобство при управлении, ремонте и заправке с инвалидной коляски.
- Достаточность расходных материалов и топлива из обычных российских автомагазинов и АЗС (не электромобиль).
- Себестоимость в пределах 700000 рублей.
Автомобилей, удовлетворяющих таким требованиям, на рынке я не встретил. Нашел только упоротый Kenguru EV и пару совсем уж внедорожных вариантов вроде Ripchair 3.0. Также существует большое количество прототипов, не дошедших до серийного производства и единичных самоделок из мотоблоков. Я же собираюсь спроектировать дешевый бензиновый автомобиль с минимальной для российского города проходимостью.

Текущие решения по проекту:

=== ФОРМА ===
- Автомобиль состоит из трех сцепленных между собой сегментов. Как паровозик.
- Передний сегмент является квадратной кабиной, 2 метра длиной, 1,5 высотой и 1 шириной.
- Средний сегмент выглядит как буква П, обрамляет передний сзади и содержит передние колеса.
- Задний сегмент имеет высоту около 80 см, ширину около 130 и длину около 50. Содержит все основные детали и задние колеса.
- Передний сегмент опускается и поднимается вверх-вниз. Когда машина едет, кабина находится в 15-20 см над землей. Когда машина припаркована, кабина опускается на землю.
- Задний сегмент имеет две степени свободы относительно среднего: машина сгибается пополам (как ДТ-10) и наклоняет заднюю ось относительно передней для езды по ямам.

=== ПРИВОД ===
- Колеса приводятся в движение электромоторами (active wheel).
- Задние колеса активны всегда и приводятся в действие BLDC-моторами.
- Передние колеса активны только на малых скоростях (до 10 км/ч) и приводятся в действие шаговыми моторами. На больших скоростях они автоматически размыкаются сцеплениями.

=== ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ===
- Будет установлен двигатель LIFAN KP460. Без дополнительного бака.
- К нему, напрямую, специальным кусочком стали, будет подключен генератор LINZ Electric E1C11M B.
- Бортовая электроника работает от AC220, DC24, DC12 и DC5.
- Низковольтное электричество производится блоками питания Mean Well RPS-160-5, Mean Well RPS-300-12 и Mean Well RPS-500-24.
- Аккумулятора нет, все приборы питаются только при заведенном двигателе.
- Для проводки используются нарезанные на кусочки кабели Rexant 11-7073. Попки-вилки в генератор, попки-дырки в салон, остальное для соединения узлов.

=== РАМА ===
- Рама сварена из толстостенных стальных трубок небольшого диаметра и полностью покрыта полимочевиной.
- Двигатель и генератор намертво приварены к специальным горизонтальным платформам в заднем сегменте автомобиля.
- Около двигателя расположены воздухозаборник (сбоку, 3D-печать) и выхлопная труба с крышечкой от дождя (наверху). Катализатора нет.
- Под ними пластиковая вставка, напечатанная на 3D-принтере, со всей электроникой и стыками проводов внутри.

=== КУЗОВ ===
- Передний и средний сегменты соединяются четырьмя линейными подшипниками, задний и средний одним вращательным.
- Руление и подъем кабины осуществляются линейными актуаторами Moteck MK35-24G-30B-0350-J00-110000 и Moteck ID10-48-05-B-305-LT-IP65.
- Дверь одна, спереди. Открывается в сторону и запирается механическим ключом.
- Капот в заднем сегменте, открывается назад, запирается механическим ключом.

=== ОТДЕЛКА ===
- Рама обтянута кевларом, вместо кузова.
- На полу кабины, вокруг окон, вокруг двери и вокруг капота расположены кусочки резины (уплотнители).
- Кабина утеплена изоляцией.
- Салон обшит изнутри брезентом.
- Стекол 4. Все плоские и вертикальные. Заднее, боковые и переднее (в двери). В боковом левом прямоугольная дырка с маленьким стеклом внутри (чтобы открывать).
- Сзади кабины есть шкафчик для багажа и пассажирское сиденье из ДСП, изоляции и брезента.
- Еще на дверь надо эмблемку на 3D-принтере напечатать.

=== ПЕРЕДНИЕ КОЛЕСА ===
- Моторы 110HS201-8004, управляются драйверами Yako YKD2822M.
- Сцепления из двух дисков с вставками из фрикционного материала. Сжимаются и разжимаются актуаторами Moteck MK45-24K3-57-050-1100001.
- Редукторы самодельные, из двух шестерней, понижающие, поворачивают на 90 градусов.
- Ступицы тоже самодельные.
- Колеса на штампованных дисках, R12.

=== ЗАДНИЕ КОЛЕСА ===
- Моторы Golden Motor HPM3000B, управляются драйверами WS-3950.
- Ступицы и моторы соединенны понижающей ременной передачей.
- Колеса такие же как передние и расположены ровно за ними.

=== МЕЛКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА ===
- Все фары светодиодные, 12 и 24 вольта.
- Дворник один, на лобовом стекле.
- В салоне две розетки, печка из домашней 220-батареи и светодиод для освещения.
- Есть клаксон.
- Ключи чисто механические. Отпирают дверь и капот.

=== СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ===
- Корпус приборной панели напечатан на 3D-принтере и вмонтирован в дверь.
- Под корпусом ардуинка.
- Управление движением осуществляется двумя рычагами.
- Ручки рычагов управляют поворотниками.
- На рычагах есть кнопки экстренного торможения и управления клаксоном.
- Управление дворником и светотехникой осуществляется тумблерами.
- Есть цифровой дисплей для вывода всей информации.
- Есть датчики напряжения и силы тока выходящего с генератора, датчик уровня топлива в двигателе и датчик температуры под капотом.

Итоговая расчетная стоимость: 550000-600000 рублей (включая найм сварщика и аренду гаража).
Итоговая расчетная масса: 250-300 кг. Еще коляска 100. И я 80. И огнетушитель/домкрат/etc 40.

Собственно, вопросы:
1) Легко ли управлять машиной, которая вместо рулевой тяги складывается пополам? Играть в шашечки не опасно?
2) Не возникнет ли проблем из-за отсутствия амортизаторов в явном виде?
3) Технологию "передние колеса сильные, задние быстрые" уже кто-то применял? У современных Tesla, вроде, все колеса BLDC, поэтому они даже не могут залезть в горку на трассе.
4) Подходят ли двигатель и генератор друг к другу?
5) Хватит ли сил чтобы "дернуть ниточку" двигателя при старте? Ведь к двигателю напрямую подключен генератор, и его тоже надо прокрутить. Может добавить кастомное сцепление из крупного болта, чтобы двигатель заводился вхолостую?
6) Выдержат ли розетки? Написано, что они держат 16A/250V.
7) Приваривать двигатель и генератор намертво к раме, когда нет амортизаторов -- это ок?
8 ) Купить толстую пластину фрикционного материала, вырезать из нее кружочки и сдавливать их, когда надо, линейным актуатором -- это хорошее сцепление? Не сломается?
9) Ременная передача между моторами и ступицами -- ок?
10) Предохранители куда-нибудь не нужны?
11) Оцените максимальную скорость на ровном асфальте. Сотня будет?

Как-то так. Хочу определиться с электроникой и после этого начать рисовать чертежи. Пока список такой:

LIFAN KP460                                        - 1 шт.

LINZ Electric E1C11M B                            - 1 шт.

Golden Motor HPM3000B                              - 2 шт.
110HS201-8004                                      - 2 шт.

WS-3950                                            - 2 шт.
Yako YKD2822M                                      - 2 шт.

Moteck MK35-24G-30B-0350-J00-110000                - 1 шт.
Moteck ID10-48-05-B-305-LT-IP65                    - 1 шт.
Moteck MK45-24K3-57-050-1100001                    - 2 шт.

Mean Well RPS-500-24                              - 1 шт.
Mean Well RPS-300-12                              - 1 шт.
Mean Well RPS-160-5                                - 1 шт.

Fristom FT-130 COF LED                            - 2 шт.
Fristom FT-223 LED                                - 2 шт.
Fristom FT-074 C LED                              - 2 шт.
Fristom FT-190 LED M38                            - 1 шт.
Fristom FT-300 LED                                - 2 шт.
Fristom FT-225 LED                                - 4 шт.
Fristom FT-047 B LED                              - 1 шт.
CarProfi CP-BL-24 Flood C06                        - 2 шт.
CarProfi CP-BL-24 Spot C06                        - 2 шт.
CarProfi FOGCP                                    - 2 шт.

TMC 00012A                                        - 1 шт.
TMC 00901                                          - 1 шт.
TMC 00013                                          - 1 шт.
TMC 00016                                          - 1 шт.

Airline AHR-24P-05                                - 1 шт.

Aeg WKL 503 S                                      - 1 шт.

Rexant 11-7073                                    - 2 шт.

Allegro MicroSystems ACS770ECB-200U-PSF-T          - 2 шт.
LEM LV-25P                                        - 2 шт.
KUS 00157949                                      - 1 шт.
Heraeus 32207690                                  - 1 шт.

Arduino MEGA 2560                                  - 1 шт.
3.2 MEGA TFT 480x320                              - 1 шт.
3362P-1-103LF                                      - 2 шт.
Тактовая кнопка 12x12x6 мм                        - 2 шт.
Rexant 36-5520                                    - 2 шт.
Rexant 36-4330                                    - несколько
STD20NF20                                          - несколько
С5-35В-7,5 220Ом                                  - несколько
С5-35В-7,5 10кОм                                  - несколько

Картинка (пробел удалить):
ht tps://ibb.co/QCZpsRs
Не знаю, почему мне не дает загрузить картинку напрямую.

solo207

Коллега, тема, просто замечательная и, главное, очень оригинальная.
Вам удачи.
Буду постоянно отслеживать любое движение.

stels

Первое сообщение можно перевести на русский язык так:
https://youtu.be/1bAGuhUBDYA
Великие умы обсуждают идеи, обычные — события, а мелкие — других людей.

edw123

Цитата: stels от 26 Апр. 2022 в 22:20
Первое сообщение можно перевести на русский язык так:
Ну а вдруг? B-)

grue

Решил начать чертежи с салона. Определялся с габаритами. Высота салона от пола до потолка должна быть такой, чтобы коляска с водителем могла стоять на полу и водитель не упирался головой в потолок. Например, высота багажника УАЗ Патриот -- 113 см. И я на своей коляске Caterwil GTS 4WD влажу туда только с наклоненной головой. Думаю, при 125 см я бы влазил свободно. Вообще, высота сиденья большинства колясок составляет от 45 до 65 см. У электрических больше, чем у механических. Так что 135 см высоты мне хватило бы для езды на любой коляске. Но я, как бы, прототип мелкосерийной модели делаю, а не только машинку для себя. Поэтому, я поднатужился, представил, что я Одзен Непоколебимая и намерил высоту салона в 160 см. К счастью, на центр тяжести это не влияет, а думать об аэродинамике в российских условиях странно. Ширина салона и ширина дверного проема -- 85 см. Этого тоже с запасом хватит для большинства колясок, у моей, например, 65.
Высоту нижнего края окон от пола я решил брать 70 см для лобового и 80 см для остальных. Если больше -- будет слишком большая слепая зона. Если меньше -- при езде в стекла будут лететь камни. И попа между стеклами будет. Толщину задней, боковых стен, пола и потолка я взял 2 см. Толщину двери -- 7 см (в ней будет много электроники).
Блок с кнопками и рычагами будет прикручен к двери на двух талрепах для регулировки. В длину салон будет состоять из 150 см пустого пространства (пол покрыт резиной) и 35 см деревянного блока сзади. Этого хватит для всех колясок типа "стул на четырех колесиках". Для скутеров/шестиколесной механической ебанины можно просто не ставить деревянный блок.
Сам блок будет из 12 досок ДСП 16 мм обшитых брезентом. Будет включать в себя шкафчик для насоса/домкрата/прочего редкоиспользуемого инструмента с замочком из брезентового шнурка, корзинку для сумки и маленькое кресло с двухточечным ремнем. По себестоимости должно быть меньше 10 к, с учетом найма столяра. Начал рисовать эту деревяшку в T-FLEX CAD (нет, я не пидор, виндой раз 5 в год пользуюсь). Ночью дорисую и выложу картинку.
ЦитироватьНу а вдруг? B-)
А кто-то сомневался?!

grue

Картинки:
https://ibb.co/f0L8Tqm
https://ibb.co/vPYQs7n
https://ibb.co/sQDwRMP
https://ibb.co/72LWhfx
https://ibb.co/dGyjjZH
Тут не обозначены ручки, петли, болты, брезент для обтяжки и ремень безопасности. С ними буду разбираться в полевых условиях.

Lcruser

А не проще вот так?:

www.habr.com/en/company/itelma/blog/515278/
или

www.zen.yandex.ru/media/id/5d159e1cc4c34e00ad7a7b4f/zetta-novyi-rossiiskii-elektromobil-5d2318b562be8800ae9e8a2e
V1. Super Soco. TVL Mini мопед/снегоход. Электросерф. EVkvadro offroad.

grue

ЦитироватьА не проще вот так?
Первый -- Kenguru EV, я о нем в ОП-посте писал. Он, кстати, больше миллиона стоит, если в рублях считать.
Второй -- грантоедство.

Я как-бы делаю РОССИЙСКИЙ автомобиль (формально, трактор)! Отсюда требования:
- Заправка бензином или дизелем.
- Полный привод.
- Высокий клиренс.
- Большая тяга.
- Никаких аккумуляторов.
- Возможность ремонтировать молотком.

PaYAlnik

Затея полезная, но подход... не сказать, что шизофренический, но полнейший хаос мыслей и глубокое незнание техники налицо. Стройку дома с выбора дверных ручек обычно не начинают.

grue

Цитироватьхаос мыслей и глубокое незнание техники
В чем выражается?
ЦитироватьСтройку дома с выбора дверных ручек обычно не начинают.
Выбором дверных ручек (хотя бы примерным), обычно, занимаются задолго до начала стройки. А то потом "ой, кажется денег на 20% больше плана ушло, и лампочек я три вида поставил, хотя можно было два...". В моем случае "продумать дверные ручки" критически важно для упрощения конструкции. Конкретно тот деревянный блок, который я ночью нарисовал, определяет габариты кабины. А их важно знать перед проектированием рамы.

SMILE1

Цитата: grue от 28 Апр. 2022 в 08:33Я как-бы делаю РОССИЙСКИЙ автомобиль (формально, трактор)!
Скептицизм форума вполне понятен. Вы просто не первый кто собирается построить самодельный автомобиль.
В том числе и та Панда, которая по вашей версии - грантоедство, (хотя это и не так).
Цитата: grue от 28 Апр. 2022 в 10:49
А то потом "ой,
Как автомобилю, так и "формально трактору" нужны неформальные госномера для движения по дорогам общего пользования. Вы где их собираетесь получать??
Non credo quia absurdum

vladk

евро5 без катализатора и при этом не электромобиль- гарантированая нобелевка! Эм-велосипедист уже обгрыз все локти))
когда я предложил оксане она презрительно ушла
промолвив что 肏 стыдно по этим страшным временам

grue

ЦитироватьКак автомобилю, так и "формально трактору" нужны неформальные госномера для движения по дорогам общего пользования. Вы где их собираетесь получать??
Я читал про это, и вроде, для самодельного трактора получить номера сильно проще, чем для самодельного автомобиля. Обычно, когда, например, сильно переваривают кузов какого-нибудь внедорожника для личных целей, регистрируют его именно как трактор и проблем не возникает (читал истории). В гостехнадзоре это, вроде, делается...
А вообще, я это сразу после постройки вряд ли буду делать. Хочу этот прототип протестировать, продать, и строить второй, с учетом ошибок. Серийная модель, так сказать. А куда я его продам еще не известно, может в деревню, где документы не нужны, может вообще в Беларусь/Казахстан, тогда регистрировать надо покупателю. (Но рамочки под номера я повешу :ah:)
Цитироватьхотя это и не так
Я, прям, представляю, как ее собирали:
- смотри, я кузов сделал!
- почему он без пластиковых треугольников?
- бля, задние колеса, кажись, забыл... ну ниче, щас шлакоблоки в салон впихну.
- надо обклеить пластиковыми треугольниками!
- как думаешь, пологий одинарный грузолюк, или крутой двойной (вдвое чаще ломающийся) сделать?
- НАДА ЗАЛЕПИТЬ СТЕКЛО ПЛАСТИКОВЫМ КВАДРАТОМ!!
- еще не хватает ярких ручек и ремня, они, конечно, сильно портят функционал, но чиновники на выставке сразу поймут, что машина для инвалидов.
- НАДА СТЕЛКЛЫ МОКСИМАЛЬНО ИЗОГНУТЬ!!!1!
- ты разбил наш последний амортизатор... ладно, похуй...
Цитироватьевро5 без катализатора
ПРОТОТИП!!! ДЛЯ ТЕСТОВ!!! Если захочу номера, или покупатель попросит, конечно поставлю, это не долго.

PaYAlnik

Цитата: grue от 28 Апр. 2022 в 10:49В чем выражается?
- в идее разгонять тележку на ломающейся раме и без какой-либо амортизации до 80 км/ч;
- идею рулить на таких скоростях тихоходными актуаторами я вынесу отдельным пунктом (вместе с первым, они вообще тянут на номинацию на премию им. тов. Дарвина);
- в желании применить шаговые двигатели в качестве тяговых;
...
да почти половину пунктов из первого поста сюда переписать можно.

Идею можно реализовать, если ограничить скорость до 25...30 км/ч и либо взять колесики побольше, либо забыть о сугробах.

grue

Цитироватьв идее разгонять тележку на ломающейся раме и без какой-либо амортизации до 80 км/ч
Во-первых, экипированный вес меньше полутонны, во-вторых есть "имитация амортизации" -- вращательный подшипник между средним и задним сегментами. Я читал как люди на легковушках без амортизаторов тысячи км ездили -- и ниче.
Цитироватьтихоходными актуаторами
60 мм/с. Машина согнется на 5 градусов за секунду. Я дрифтовать на скорости не собираюсь, а в шашечки поиграть -- хватит.
Цитироватьшаговые двигатели в качестве тяговых
Крутящий момент большой (там еще и редукторы), управляемость хорошая -- все ок... До 20+ оборотов в секунду они не разгонятся -- отключатся от колес сцеплениями автоматически.
Цитироватьо сугробах
Посмотри еще раз картинку из первого поста. Клиренс больше радиуса колес. Сугробы, это, если что, сантиметров 10-15.

PaYAlnik

Цитата: grue от 28 Апр. 2022 в 12:02вращательный подшипник между средним и задним сегментами
горизонтальная ось - способ избежать диагонального вывешивания, к амортизации она вообще никакого отношения не имеет.

Амбиций, я смотрю, вагон, а вот знаний... почитай, и нет почти.

grue

Цитироватьгоризонтальная ось - способ избежать диагонального вывешивания, к амортизации она вообще никакого отношения не имеет
Если не дергать на полной скорости ручник (которого у меня нет), то это одно и тоже. Амортизация нужна, только когда на асфальте наехал на яму/кочку, чтобы опустить/поднять колесо. Подшипник с этим тоже справится.

SMILE1

Цитата: grue от 28 Апр. 2022 в 11:38
ЦитироватьВы где их (номера) собираетесь получать??
...  рамочки под номера я повешу
Идея -огонь.   :wow: :wow:
Только тогда и покупатель, по такой методе, будет предлагать расчет урожаем... будущим.
Цитата: grue от 28 Апр. 2022 в 11:38Я, прям, представляю, как ее собирали:
- смотри, я кузов сделал!
....
Ну это вы пока только представляете. А мы уже знаем:
https://electrotransport.ru/index.php?topic=45494.0#topmsg
и это две большие разницы.
Non credo quia absurdum