Создание электромотоцикла

Автор Kalyan, 28 Авг. 2022 в 07:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Kalyan

Цитата: Statik от 30 Авг. 2022 в 11:14минимум 20 кВт.ч
Мне только по городу и передвигаться, поэтому и моторколесо выбрал в 10квт, если собрать батарею 86в и 120а/ч то мне вполне хватит этого

Добавлено 30 Авг. 2022 в 13:01

Да и я не понял, это форум в помощи постройки электротранспорта или в отговаривании? :laugh: :laugh: :laugh:
Я прекрасно понимаю что в современных реалиях построить электричку с большим запасом хода, чтоб в соседнее село на дискотеку ездить, это почти нереально, а город за час объехать чисто по кайфу это норм

edw123

Цитата: Kalyan от 30 Авг. 2022 в 12:58
Да и я не понял, это форум в помощи постройки электротранспорта или в отговаривании? :laugh:
А просто не все себе хорошо представляют, во что реально выльется их задумка. :pardon: На Форуме много было похожих (и непохожих) идей и многие завершились "совсем не так".
Так что это не отговаривание, а спускание на землю. И намек - отнестись более критично и расчетливо, опираясь на опыт сделанных (и не сделанных) тут конструкций. :exactly:

Magnitarus

Цитата: Kalyan от 30 Авг. 2022 в 12:58это форум
а я бы не отговаривал, для себя понял, что как хобби это круто и интересно, заодно освоил много нового, сварку в частности, паять нормально хоть научился и тд... опыт классный. Опять же, раму проектировал, освоил CAD моделлинг, 3д печать, обработку, потом работу с эпоксидкой и полиэфиркой, всего не перечислить. Если воспринимать это как хобби, как процесс - то я всеми руками за, горячо поддерживаю и одобряю. Если надо сделать к дате, к сезону, точно в срок, только за такой-то бюджет - то нет, без вариантов вообще
ютуб канал electrotravelling

Kalyan

Цитата: Magnitarus от 30 Авг. 2022 в 13:25Если воспринимать это как хобби
Я работаю в металлообработке, хорошо владею болгаркой и сваркой, имею опыт в стекломате и эпоксидке, щас Токарку изучаю.
Поэтому прекрасно понимаю объем работы и вложение средств, но хочу электричку :)
Понимаю что по мощностям и ходовым качествам будет в районе обычного скутера

Добавлено 31 Авг. 2022 в 05:03

Цитата: Magnitarus от 30 Авг. 2022 в 13:25горячо поддерживаю и одобряю
Моральная поддержка это прекрасно :)
Мнеб больше подсказок, может где АКБ дешевле продают, может б/у рынок качественный есть. Может где моторы продают по РФ или б/у рынок их есть.
Вот чего ожидаю

Kalyan

Цитата: Magnitarus от 30 Авг. 2022 в 13:25сделать к дате, к сезону
Если начать сейчас, получать помощь от вас и подсказки, заниматься этим после работы, то к сезону успеть можно реально

Kalyan

Есть опыт уже, только в инжектировании карбюраторного мотоцикла на ЭБУ secu3. Ездит не хуже чем на карбе, я доволен. Хоть и есть форум, но информацию по крупинкам собираешь, тупо вереча в неистовом поиске проводишь

Magnitarus

#24
Цитата: Kalyan от 31 Авг. 2022 в 04:59Я работаю в металлообработке
может получиться хороший проект!
по комплектухе нет однозначных решений, я сам постоянно ищу если нужно что-то, но по моторам и контроллерам - алик норм вариант, вот те ссылки что вы кидали - годится. QS Motor из брендов, они же Sia Ecosys, вот тут перечислены их официальные магазины на алике https://endless-sphere.com/forums/viewtopic.php?f=31&t=65972&sid=7593545f222f0380a2bfc8c69a2ffd92, соответственно в этих офиц магазах QS Motors есть и наборы, с контроллером и тд, там уже просто смотреть где дешевле по доставке, ловить бонусы, акции..

По батарейкам - не брать на алиэкспрессе, а вот где брать - большой вопрос. У проверенных перекупов. Как проверенных? Тоже большой вопрос. Либо вычитывать здесь на форуме, либо по смежным темам - кто давно занимается литием на авито, в темах по перепаковке батарей для электромобилей и тд. Из типов химии самая лучшая это Li NMC, есть в форм факторе "пакеты", "призматики" и классические ячейки, по типу 21700. Выбирать что лучше пойдет в раму. По сборке самое удобное это призматики, они бывают большой емкости, соответственно меньше соединений между банками, проще сборка. Из брендов хороши CATL, LG Chem, так же можно рассмотреть Calb.

На форуме есть свидетели лифера (элементы LiFePo4, литий железо фосфат, ЛЖФ), а так же свидетели Литий иона (Li NMC  в частности). Это две религии. Каждый яро топит за свою. ЛЖФ считается негорючим, либо малогорючим. Пожаробезопасность, все дела. Но иногда он горит, зависит где купить. Из недостатков большой вес ячеек и низкое напряжение, то есть чтоб набрать к примеру те же 72 вольта надо уже не 20 ячеек, а гораздо больше.

Литий ион горюч, сильно горюч. Есть случаи бабаха, выгорания квартир и тд. Много тем на форуме. Но у него самые лучшие показатели удельной плотности энергии на кг веса.

Есть так же свидетели литий-титаната. Он пожаробезопасен, но так же как лифер имеет низкую удельную плотность энергии. Грубо говоря, на ту же емкость титаната нужно чуть ли не в 2 раза больше чем Li NMC, но зато титанат можно заряжать и разряжать на морозе и он может отдавать нереально большие токи.

Еще нужна BMS, то есть балансир на батарейку. Есть Ant BMS (алиэкспресс, офиц магаз https://aliexpress.ru/store/2856009?spm=a2g39.clients_home.store_button.1.8cd24aa6Khj7r3
и есть еще активные бмс, по типу такой https://aliexpress.ru/item/4000151477995.html?mp=1&sku_id=12000023318966392&spm=a2g2w.cart.0.0.28da4aa6pOXRsE

и еще нужен будет зарядник, исходя опять же из напряжения батареи. Зарядник лучше с регулировкой по току и напряжению, чтоб например заряжать небольшими токами, когда нет спешки. Есть зарядники - заводские решения, на том же алике, есть - переделанные из серверных блоков питания. Про них есть и на форуме инфа, а где купить - надо искать, опять же - авито, форум, перекупы.

и провода еще нужны. Силовые и под слаботочку. Лучше всего провода в силиконовой изоляции, с маркировкой AWG. Они так же рассчитываются от силы тока. Их преимущество что они не дубеют на морозе, Покупать на алике или у перекупов.  Разъемы - либо герметичные автомобильные, на местных авторынках, либо по типу XT - XT90, XT60 - алиэкспресс.

В целом, алгоритм действий я вижу такой:
1. Определиться с мощностью мотора, требуемой скоростью и напряжением
2. По параметрам мотора подобрать контроллер. Если покупать набором, там соответственно уже подобрано
3. По выбранному напряжению (например 72в, 84в, 96в, 144в) подобрать БМС, тк они бывают на разное кол-во ячеек. Считать ко-во ячеек по средней точке, то есть 3.6 (либо 3.7в)
например сборка 20S, то есть 20 последовательных ячеек это 20 х 3.7 = 74в. Так же БМС бывают на разный ток. Ориентироваться по параметрам контроллера мотора, если контроллер на 400А к примеру, то БМС должно быть не меньше, а лучше и больше по амперам. Надо помнить, что амперы могут быть китайские, "пиковые", "кратковременные на пару секунд и тд", поэтому лучше хоть с небольшим, но с запасом
4. Собрать батарею, исходя из расчетного напряжения и емкости. Напряжение - это последовательно соединенные ячейки, емкость - параллельно подключенные ячейки. Например сборка 20S4P, это 20 последовательных ячеек и 4 таких параллели.
5. По форме батареи спроектировать раму. А не наоборот. То есть раму строить вокруг батареи.
Ну и собственно всё. Собрать раму, собрать батарею, поставить батарею в раму, собрать всю проводку, всю слаботочку, фары, поворотники, стопы. Слаботочку повесить на DC-DC понижающий преобразователь с вашего напряжения до 12В. Его купить на али. Еще реле нужно для поворотников. Подключить все к приборке, если заказан комплект с ней. Настроить БМС, настроить контроллер. Все подключить, проверить и кататься
ютуб канал electrotravelling

Kalyan

Цитата: Magnitarus от 31 Авг. 2022 в 06:03алгоритм
Не просто спасибо, а СПАСИБИЩЕ!
Еслиб знал тебя лично, то обнял, подробнее рассказать уже некуда, только еслиб уже готовый вариант прикатил:)
Опустим создание рамы, есть какие то затыки по электрике? Там же какие-то настройки мотора есть

Magnitarus

[user]Kalyan[/user], да без проблем) я сам вначале много форума читал и все спрашивал, люди помогали, пришло время и мне помочь))
По электрике - в целом нет. Сам по себе мотор настроек не имеет, он прост как веник. От мотора идет 3 силовых провода, они обычно по цветам различаются, по таким же цветам идет маркировка на контроллере, не перепутать. Еще с мотора идут 2 коннектора с датчиками холла, один основной, второй дублирующий, на случай если основные холлы вдруг сгорят. Плюс в коннекторе с холлами есть контакт на термодатчик, он сообщит контроллеру если мотор перегрелся.

Все настройки - это как правило контроллер. Тот же Келли настраивается через приложение, софт обычно китаец присылает при покупке, либо я думаю можно форумом найти или поиском, там еще зависит от версий контроллера, например у меня уже старье, на более свежие и софт посвежее.

и вторые настройки это балансир батарейки - БМС, там так же все настраивается через приложение. Как подключать БМС - инструкция будет на алике, в том лоте, где будете покупать, ну либо можно запросить у китайца. По Ant BMS есть темка на форуме, там свои спецы уже сидят. По Келли кстати тоже. Еще не лишним будет глянуть ютьюб, материалов не много, но основное есть, по настройке контроллера и по бмс точно есть.

ну а так, вроде все. Еще приборка наверное, если она заводская, комплектная с контроллером, то она к нему подрубается, может там что поднастроить

Самое основное - максимально качественно собрать батарею. Это будет зависеть от форм-фактора ячеек. Например пакеты очень нежные, тк у них нет твердой оболочки, боятся вибраций, деформаций и тд. Плюс надо думать как их соединять, в идеале - точечная сварка, но не у всех она есть, пайка не вариант, тк там один контакт алюминий, а второй - никелированная медь. Я например делаю болтовое соединение пакетов, а скрепляю их по периметру силиконовым герметиком, он и от вибраций хорошо и склеивает монолитно, потом далее корпус из листового текстолита например, или есть умельцы, кто фрезерует части корпуса из алюминия, или сваркой алюминия (Штольц из Хабаровского гаража, на ютьюбе https://t.me/khabdiy)

Если будут выбраны призматики, по типу таких https://www.avito.ru/sankt-peterburg/orgtehnika_i_rashodniki/li-nmc_70ah_2429404222, то они бывают как со шпилькой под болт уже, так и просто с клеммами под точечную сварку. Еще бывают с отверстием с резьбой под болт (либо это уже народ сам сверлит, тут я не уверен), во всяком случае со шпилькой конечно удобнее всего, потому что все что нужно, это закрепить ячейки между собой и соединить шпильки шинками на гайки. Но и минус в том, что это соединение занимает больше места, требует более тщательной изоляции если сборка из параллелей ячеек, чтоб ничего нигде не терло и не давило, иначе бахнет. Вообще к сборке батареи надо подходить так, как будто ячейки это взрыв-пакеты небольшие, делать все максимально тщательно.

Если ячейки будут классические банки (18650, 21700 и тд) - их надо варить точечной сваркой, паять не рекомендуется, из-за возможного перегрева, хотя люди паяют и ездят. Опять же, если где внутри сборки произойдет отвал пайки, придется разбирать 100500 ячеек и все чинить, иначе на ближайшем заряде может вся сборка бахнуть, хотя БМС должна отработать и показать такой сбой в линии.

Да, еще отдельная и самая наверное главная тема это гидроизоляция. Электричество с водой очень плохо дружит. Гидроизолировать нужно всё - все стыки, соединения, разъемы, места пайки проводов. Я вот сколько уже собирал себе этой проводки, а чуть что пропустишь, туда обязательно набьется вода во время ливня, или конденсат с ночи, а потом контакты окисляются и что-то начинает глючить, хорошо если это слаботочка, а если что-то в батарее.. это недопустимо. Поэтому максимальная гидроизоляция. Когда кажется, что все уже гидроизолировано хоть с головой погружайся - берем и все гидроизолируем вторым слоем. Потом третьим, и то я бы сказал, потом четвертым))
ютуб канал electrotravelling

Kalyan

#27
Цитата: Magnitarus от 31 Авг. 2022 в 07:12Если будут выбраны призматики
Вот на опыте, что посоветуешь из АКБ?

Magnitarus

Сам я использую пакеты, вот такие https://www.avito.ru/nizhniy_novgorod/velosipedy/lg_li-nmc_60ah_3.7v_2264415674?slocation=653240, но так сложилось исторически, сейчас я бы использовал призматики, выше емкость на ячейку, проще сборка
если что, того продавца что в объявлении рекомендовать не могу, не имел с ним дела, просто быстрый пример в поиске

Цитата: Kalyan от 31 Авг. 2022 в 11:15завод лиотех
надо смотреть, может и норм они как раз, все меняется и литий сейчас проще достать, возможно это подходящий вариант
ютуб канал electrotravelling

edw123

Цитата: Kalyan от 31 Авг. 2022 в 04:59
Понимаю что по мощностям и ходовым качествам будет в районе обычного скутера
Если не переутяжелите. И на скутерах маленькие колеса - это динамику повышает при той же мощности, да и вариатор там тоже здорово помогает.
По батареям предложений очень много, по моторам меньше, но тоже достаточно. Хотя бы ЛиФорс.

Kalyan

Цитата: edw123 от 31 Авг. 2022 в 11:57скутера
Если не переутяжелите
Вот поэтому выбор пал на моторколесо 10-12квт. Если переутяжелю, то будет запас по мощности, нежели еслиб выбрал 8квт

Добавлено 31 Авг 2022 в 12:29

Цитата: Magnitarus от 31 Авг. 2022 в 11:35сейчас я бы использовал призматики,
Да, я в их сторону смотрю, они в монтаже проще, большие ёмкости имеются и имеют оболочку тверже, хоть и размер увеличивается соответственно
Допустим даже вот эти https://m.avito.ru/voronezh/velosipedy/nmc_prizmatiki_catl_116ach_2482802988?context=H4sIAAAAAAAA_0q0MrSqLrYytFKqULIutjI2tFJKLi8rNC4xTq7ILigrqSixSKvIMMzKqjAzyTDJL0sqV7KuBQQAAP__HOF5sTUAAAA
Катл фирма, хоть и Китай,но говорят норм

Kalyan

Цитата: edw123 от 31 Авг. 2022 в 11:57Хотя бы ЛиФорс.
Я понимаю, что сделаю хорошо и на заводе, но 250к за акум это обдиралово

Magnitarus

Цитата: Kalyan от 31 Авг. 2022 в 12:27Катл фирма
дада, Катл топ, я их перечисляю там выше, где много инфы написал
ютуб канал electrotravelling

edw123

Цитата: Kalyan от 31 Авг. 2022 в 12:35
Я понимаю, что сделаю хорошо и на заводе, но 250к за акум это обдиралово
Это странный подход по 2м причинам: 1 - ну не берите, не заставляют, 2 - во многих случаях цена вполне оправдана в том смысле, что не взята с потолка. Потому как дешевка на потоке действительно стоит копейки, а работа в мелком объёме с подбором качественных компонентов - на порядок дороже. Обычное же дело. Ну выберите свой уровень, благо их есть сейчас не мало. Или соберите сами, считая свою работу и оборудование бесплатными. B-)

PaYAlnik

Цитата: Magnitarus от 31 Авг. 2022 в 06:03400А
При таких токах об XT разъемах и думать не стоит. Минимум QS10, либо набирать из модулей Anderson PowerPole.

Kalyan

Цитата: edw123 от 31 Авг. 2022 в 13:25соберите сами
Да, так и получается, что делая тоже самое из тех же компонентов получается дешевле, не учитывая свой труд. А так в цене готового АКБ и зарплаты и аренда и в карман денег ещё положить

Добавлено 31 Авг. 2022 в 14:40

Цитата: PaYAlnik от 31 Авг. 2022 в 14:26
При таких токах об XT разъемах и думать не стоит. Минимум QS10, либо набирать из модулей Anderson PowerPole.
А зачем разъем? Яж могу сразу с АКБ протянуть провода на контроллер