эСИМ - правовые вопросы

Автор Gr, 26 Сен. 2023 в 16:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Gr

Для того, что бы обсуждать ПДД, необходимо выяснить, что такое СИМ, что к ним  по НПА относиться, а что нет.

Сразу предупрежу: невыполнение своих прямых обязанностей любыми должностными лицами или участниками дорожного движения, не является  основанием для признания действующих нормативов " необязательными".

ЦитироватьФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило новый национальный стандарт ГОСТ Р 70514–2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний».
Стандарт впервые устанавливает требования безопасности, методы испытаний, требования к маркировке и сопроводительной документации для снижения риска нанесения ущерба как в отношении третьей стороны, так и управляющих электрическими средствами индивидуальной мобильности (ЭСИМ — электросамокаты, моноколеса и гироскутеры) лиц при их использовании по назначению, а также в случаях непреднамеренного неправильного использования, которые предусмотрены изготовителем.
Текст ГОСТа:
https://internet-law.ru/gosts/gost/79172/Т

Понятие эСИМ введено с 1 февраля 2023 года
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (а не в ПДД)
ЦитироватьПравила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Цитировать1. Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 
3. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

 
Т.е. любое устройство на котором указана маркировка (по ГОСТ) или в его документации упоминается термин (э)СИМ - должно соответствовать ГОСТу.

За не выполнение данных требований установлена административная (КоАП РФ Статьи 14.4 и 14.43.) и уголовная ответственность (ст.238 УК РФ)
Применение данных ном разъяснил Пленум ВС
https://vsrf.ru/documents/own/28031/
 Кроме этого, обязанность соответствия данному ГОСТу установлена законодательством РФ, т.к. СИМ признаны "транспортным средством", на них распространяются требования ст.15 ФЗ 196
Цитировать1. Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Кроме этого, есть ПДД РФ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, в которых указано:

Цитировать3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
Из чего можно сделать вывод: ВСЕ ТС делятся на две группы: допущенные к участию в ДД как ТС и недопущенные.

Для передвижения на ТС из первой группы установлены ПДД, а за езду по ДОП на ТС из второй группы установлена административная ответственность:
КоАП РФ Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена,...

"Причисление" любого устройства к любой категории или типу ТС (допущенных к участию в ДД) является исключительной компетенцией сертифицирующих центров, уполномоченных Росаккредитацией.

Сведений о хотя бы об одном центре сертификации СИМ (как ТС) или хотя бы об одном документе, подтверждающем соответствие хотя бы одним устройством требованиям действующего ГОСТу о СИМ - пока в сети не найдено!
Искал здесь:
https://декларации-соответствия.рус

Вывод: Все устройства "относящиеся по мнению некоторых лиц" к эСИМ,  не имеют официального подтверждающего документа
Вы серьезно думаете, что если на детский трехколесник поставить колесо от гирика на 350 ватт -он превратиться в мопед?

Patented

Изменения приняты 1 февраля

Gr

#2
В тексте ГОСТа, по ссылке в первой почте изменений нет.
Нашел полный текст изменений здесь:
https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=10&month=1&year=2024&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=245481
Вы серьезно думаете, что если на детский трехколесник поставить колесо от гирика на 350 ватт -он превратиться в мопед?

Patented

Цитата: Gr от 15 Фев. 2024 в 16:53В тексте ГОСТа, по ссылке в первой почте изменений нет.
Нашел полный текст изменений здесь:
https://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=10&month=1&year=2024&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=245481

Ну, собственно говоря, да.

Возможно, создание системы регулирующей скорость передвижения ТС и здравая тема, но закрепление в качестве исполнителя одной компании звучит как нарушение антимонопольного законодательства.
Сервисы шеринга, к примеру, обладают собственными системами, а тут их принуждают использовать продукт определенной организации.

Gr

Этот вопрос проскакивал, но обсуждать было не с кем, и "погиб" в флуде троллей..
https://electrotransport.ru/index.php?topic=24259.msg2308964#msg2308964

Не понятно: чем сами инициаторы изменений считают эСИМ?
Впору повторить вопрос и для них:
ЭСИМ относиться по ПДД к ТС участвующим в дорожном движении?

Интересно, кто "победит"? В предыдущие разы, юридическая служба Правительства "посылала" таких инициаторов  "в сад"...
Достаточно заглянуть в ПП 2425
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405516/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
И станет ясно, что ни в одном из перечней нет ТС: ни колесных, ни самоходных машин, ни велосипедов...
Есть только принадлежности  для велосипедов
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405516/2958bc58d2210725a380f3c78f9f204d07e507a8/
Следовательно ТС  и их компоненты сертифицируются (декларируются) в обязательном порядке на основании другого НПА.
Им является ст.15 ФЗ 196 о безопасности движения.
Так что "обязательная сертификация" либо "выводит" ЭСИМ из перечня "ТС участвующим в дорожном движении", либо противоречит ФЗ и ПДД...
Остается дождаться конца "обсуждения" - это пара недель...
Цитироватьсистемы регулирующей скорость передвижения ТС и здравая тема,
"Здравой" она станет, если, как я писал раньше, ограничит в населенных пунктах скорость движения более "быстрых" МТС, способных разгонятся до скорости более 110 км/ч  и весящих "более 35 кг"...
Цитироватьзакрепление в качестве исполнителя одной компании
Не вижу проблем! ГЛАНАС - единственная организация... НАМИ - единственная организация... Первая обеспечивает доступ к спутниковой связи, вторая - периодически будет выдавать несколько тысяч ВИН номеров, которые будут присваиваться  ЭСИМ при сертификации. Есть еще "микросхема оператора подвижной радиосвязи"(СИМ карта), к какому оператору ее можно будет  подключать  узнаем позднее...
Рынок СИМ ни куда не денется: купленные элдевайсы будут эксплуатироваться лицами по правилам для  приравненных к пешеходам, оставляя ДПС "простор" для произвола, так как пользователи в основном, не могут понять разницы между электросамокатом и ЭСИМ, примерно так же, как между электросамокатом и мопедом :)
ЦитироватьСервисы шеринга, к примеру, обладают собственными системами,
Системой обмена информацией между сервисом и девайсами, не соответствующей требованиям ГОСТа для СИМ полностью, даже  в старой редакции...
Например ВУШ сдает в аренду "СИМ" не имея подтверждения соответствия ГОСТу устанавливающего требования к данным устройствам, хотя это прямо указано в п.3  ст.26 ФЗ- 162 О стандартизации
К сожалению правовые вопросы и практика право применения разнесены "и во времени, и в пространстве"...
Обязать продавцов продавать только ЭСИМ, это примерно так же, как запретить им продавать ТС не предназначенные для участия в ДД  (питбайки, эндуро, карты и пр. спортивные ТС, включая детские)
Вы серьезно думаете, что если на детский трехколесник поставить колесо от гирика на 350 ватт -он превратиться в мопед?