avatar_Creator

Мотор-колесо. Обмотки статора.

Автор Creator, 08 Окт. 2007 в 20:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Peoner

Цитата: zap от 26 Фев. 2012 в 13:05
Вот только огромная толщина изоляции (по сравнению с эмалированным) сводит на нет всю копеечную экономию от отсуствия эмали на жилах...
У МГТФ оплетка изоляции двойная. А что если один слой убрать? Надежность одного слоя изоляции сильно уменьшится в плане того что в процессе изгибов (при намотке прокладке) может утониться или сползти там... и оголить медь :ah:
Раньше я выбирал самый короткий путь, а теперь - где меньше ям. http://forum.simbike.ru

i

#487
Цитата: zap от 09 Март 2012 в 03:26
Разобрал полностью своё мотор-колесо. Теперь думаю, как бы его намотать :)...
Схема обмоток похожа на ямасаки. Что бы помочь привязать обмотки к датчикам прикладываю две картинки.

первый датчик расположен в середине 4-х зубой секции синей обмотки.
третий датчик расположен в середине 3-х зубой секции зелёной обмотки.
второй между ними.

zap

Узнаю брата Колю! :-D Вы тоже перематывали?
Я тоже сфотал всё перед разборкой... мне скорее интересно, почему именно так, а не по-другому :)
К тому же, дополнительная проверка, чтобы не накосячить, не помешает... перематывать всё по-новой - занятие адское :)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

i

Это в таком виде лежит уже второй год... :-( и ещё будет лежать.

zap

Итак, продолжаем изобретать велосипед :-D

Написал небольшую программу, которая пытается считать обмотки. В качестве исходных данных использую данные своего М-К, 46 полюсов ротора, 51 зубец на статоре.

На первой картинке привожу расчётную однослойную обмотку. Она полностью эквивалентна китайской изначальной обмотке.
Циферки ниже обмотки - это количество витков на зубец, для однослойной обмотки всегда по 8 (так задано).
Ещё ниже - форма противо-ЭДС обмоток (относительно нулевой точки), на которую ориентируется "считатель". График точно спозиционирован относительно рисунка зубцов, чёрные вертикальные полосы на графике соответствуют середине зубца.
Суть алгоритма проста: для каждого зубца статора (в середине зуба, т.е. на пересечении с вертикальной чёрной полосой) считаем целевую амплитуду ЭДС для всех трёх фаз; та, которая даёт максимальную (в абсолютном значении) ЭДС "захватывает" зубец, направление намотки (по часовой или против) зависит от знака ЭДС.

Теперь очевидно, что датчики Холла ставят в тех точках, где соответствующая ЭДС достигает максимума. При этом, кстати, заметно, что на самом деле третий датчик заметно отклоняется от середины четвёртого зуба; второй, видимо, тоже. На деле замерил китайский статор - датчики установлены ровно посередине.

Если чутка изменить целевую функцию противо-ЭДС на нечто более трапецеидальное, расчёт фазных обмоток не меняется. То есть, для однослойной обмотки пофигу, синусоидой будут управлять или блочно.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

mevial

Цитата: zap от 10 Март 2012 в 17:41
Теперь очевидно, что датчики Холла ставят в тех точках, где соответствующая ЭДС достигает максимума. При этом, кстати, заметно, что на самом деле третий датчик заметно отклоняется от середины четвёртого зуба; второй, видимо, тоже. На деле замерил китайский статор - датчики установлены ровно посередине.
Не новость, что датчики стоят криво, Жека это уже обнаруживал на максконтроллере, но списали на кривую установку. А вот за теорию почему криво однозначно +1, тоже заметил, что если очень медленно вести вел с мотором, то моменты переключения обмоток неравномерны, а в одном из 3х положений  возможно возникновение "дребезга", на кристалайте такого не было, но там и понятно почему.

zap

На кристалайте с косым статором я вообще не понимаю где там пик фазы должен быть :)
Впрочем, не исключено что даже на кристалайте с прямым статором позиции датчиков расчитаны более точно.
Интересно было бы померить при случае штангерциркулем расстояние от дырки для датчика до левого и правого края.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

alexey520

Цитата: zap от 10 Март 2012 в 17:41
Итак, продолжаем изобретать велосипед :-D
У меня завалялся старый потолочный вентилятор, и есть возможность достать неодимовые магниты. У мотора  40 полюсов (20 пар), обмотка на 220 вольт сгорела. Мотор колеса  пока не освоил, но работаю над этим. Из уже освоенного понял что полюса статора должны быть кратны 3. У меня вопрос: можно из этого мотора изготовить мотор колесо?

zap

Самое ценное - это сам статор (где обмотка). Если статор на подходящей оси (10 или 12мм диаметром), и можно каким-то образом спицы прицепить к ротору (или нацепить камеру прямо на корпус...), то в принципе можно, конечно.

А не тяжеловат ли ротор? На вид довольно массивен.

Но, как мне кажется, овчинка выделки не стоит.  Новое мотор-колесо в Китае взять можно за пять тыщ рублей... а гемморой с магнитами и перемоткой можно устраивать разве что чисто ради интереса...
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

zap

Продолжаем разговор :bw:

Заинтересовался я многослойными обмотками. Для примера, рассмотрим обмотку аж в три слоя (ясно, что кол-во слоёв не может быть больше кол-ва фаз). Для многослойных обмоток лучше взять побольше витков на зубец, иначе теряется смысл. Поэтому здесь взял 32.

Если целевая ЭДС синусоида, то имеем обмотки в виде трёх переплетающихся синусоид. Понятно, что никто в здравом уме такое мотать не будет, тем не менее, смотрится интересно :)

А вот если целевую ЭДС сделать трапецевидной, картинка меняется (второй рисунок). Интересно, правильно ли моя программа посчитала обмотки, или там надо полную симуляцию магнитного поля в движении делать.

В реальности можно попробовать намотать не более двух слоёв. Третья схема просчитана для синусоидального ЭДС, а четвёртая - для трапецевидной. Она-то как раз и самая простая для намотки.

Позиция датчиков для такой двухслойной обмотки, как видно, может оставаться прежней.

Из плюсов такой обмотки вижу сокращение длины межзубцовых переходов на обмотке а также, вероятно, более близкая к трапеции форма противо-ЭДС.

Есть смысл пробовать такую обмотку, или ну его нафиг? :)
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

alexey520

Цитата: zap от 10 Март 2012 в 19:31
Самое ценное - это сам статор (где обмотка). Если статор на подходящей оси (10 или 12мм диаметром), и можно каким-то образом спицы прицепить к ротору (или нацепить камеру прямо на корпус...), то в принципе можно, конечно.

А не тяжеловат ли ротор? На вид довольно массивен.

Но, как мне кажется, овчинка выделки не стоит.  Новое мотор-колесо в Китае взять можно за пять тыщ рублей... а гемморой с магнитами и перемоткой можно устраивать разве что чисто ради интереса...
Лежит мотор на работе, выкинуть жалко. Есть все виды станков и знакомые станочники. На фото белечье колесо, придется изготавливать новое из стали  под магниты. Ось (трубка) выходит только с одной стороны, тоже придется точить новую. Сейчас мотор тяжелый, но можно  облегчить. Я уже было забросил затею, потомучто равномерно не намотаешь, но вы выложили картинки на которых обмотки расположены не равномерно, и это в меня вселило надежду. Вопрос вот в чем. Как наматать 3 фазы на 40 полюсов, и сколько при этом нужно магнитов? Магниты 70*10*4мм.

zap

А, так это асинхронник...

Цитата: alexey520 от 10 Март 2012 в 20:07
Я уже было забросил затею, потомучто равномерно не намотаешь, но вы выложили картинки на которых обмотки расположены не равномерно, и это в меня вселило надежду.
Если Вы имеете в виду китайскую намотку "внавал", то это китайцы так прям на заводе наматывают :)
Только надо будет пересчитать мотор под пониженное напряжение (мотор-колёса обычно расчитывают на 24, 36 или 48 вольт).
Про пересчёт обмотки я писал вот здесь.

Цитата: alexey520 от 10 Март 2012 в 20:07
Вопрос вот в чем. Как наматать 3 фазы на 40 полюсов, и сколько при этом нужно магнитов? Магниты 70*10*4мм.
На 40 зубцов три фазы - никак. Количество зубцов должны быть кратны трём.

Пересчитайте зубцы статора, может их всё-таки не 40. Тогда покрутить полюса и магниты можно вот в этом калькуляторе: http://www.emetor.com/edit/windings/
Number of slots - количество зубцов статора
Number of poles - количество полюсов магнитов
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

alexey520

 Пересчитать полюса получится только завтра вечером. Мотор похоже однофазный с пусковой обмоткой. Значит если окажется что полюсов 40, то мотор можно смело выкидывать?

zap

Ну, если 40 то из него ещё можно сделать двухфазный либо четырёхфазный синхронник :cool:
Другой вопрос, что контроллер под него, наверное, придётся сочинять самому.
Хотя наши братья китайцы каких только чудес не делают %-)
Кстати, магниты не обязательно брать по ширине впритык друг к другу, вполне нормально если между ними будет щель примерно на 1/3 ширины магнита. Я сегодня экспериментировал - практически никакой разницы. Наши братья китайцы ставят магниты впритык в М-К только из любви к простоте сборки и пренебрежительно малой цене редкоземельных магнитов в самом Китае :laugh:
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

alexey520

Цитата: zap от 10 Март 2012 в 23:08
Ну, если 40 то из него ещё можно сделать двухфазный либо четырёхфазный синхронник :cool:
Другой вопрос, что контроллер под него, наверное, придётся сочинять самому.
Хотя наши братья китайцы каких только чудес не делают %-)
Генераторы импульсов со сдвигом 120о собирал, а с обратной связью по положению сочинить не смогу. Может скопировать, но только не на микроконтроллере. Ну не дружу я с ними. Еще надо подождать пока  развалится очередной серводвигатель, чтобы наковырять из него магнитов. Ушел изучать теорию.

zap

У нас на форуме имеется схема одного очень интересного контроллера на TL494 :)
Там трёхфазный контроллер, но он легко переделывается под любое количество фаз.
https://electrotransport.ru/index.php/topic,1957.0.html
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

zap

Продолжаем монолог o_O (после небольшого перерыва на логосрач :cool:)

Сначала обрисую цель. Хочется разработать себе обмотку, которая, с одной стороны, была бы по возможности не слишком сложной в намотке, с другой стороны, чтобы она была более оптимизирована под трапецевидное (блочное, дискретное - не знаю как лучше назвать) управление. То есть, как считается, форма противо-ЭДС двигателя должна быть трапецевидной. Почему не синусный контроллер? Как показывает практика, к сожалению, на текущем этапе развития электроники генерация синуса означает дополнительные существенные потери в ключах (т.к. приходится ШИМить и верхние, и нижние плечи полумостов).

Если просчитать обмотку, чья противо-ЭДС в каждой отдельной фазе будет стремиться к "трапеции", получается вот так:


На рисунке выше приведена расчётная двухслойная обмотка, у которой целевая противо-ЭДС в отдельных фазах стремится к идеалу для текущих контроллеров.

Однако, получается фигня. На нижнем графике приведена сумма противо-ЭДС фазы A и B (жёлтым), а также управляющее напряжение A-B (программа симулирует выхлоп контроллера по сигналам датчиков Холла, и считает разницу напряжений между фазами). Меня смущает то, что форма противо-ЭДС и форма управляющего сигнала нифига не стали ближе, чем при синусном управлении:


То есть, толку в такой "трапецевидной" обмотке не видно никакого.

Внимание, вопрос - так какой же должна быть форма противо-ЭДС в отдельных фазах для того, чтобы их сумма (жёлтый график) была максимально близка к форме управляющего сигнала (коричневый график)?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

mevial

Цитата: zap от 03 Апр. 2012 в 12:14
Почему не синусный контроллер? Как показывает практика, к сожалению, на текущем этапе развития электроники генерация синуса означает дополнительные существенные потери в ключах (т.к. приходится ШИМить и верхние, и нижние плечи полумостов).
Дополнительные потери несомненно есть, но у синусного управления есть одно неоспоримое преимущество. Он абсолютно бесшумен. В том числе бесшумными становятся и шестерёнчатые моторы, т.к. воздействие на зубья становится равномерным. Ну и возможно это продлевает жизнь шестерёнчатым моторам.