Вопросы "Чайника"

Автор stuxy, 05 Авг. 2011 в 02:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

stuxy

Доброго времени суток, господа. С недавних пор загорелся идеей строительства мотоцикла "под себя".
Затем эта идея плавно переросла в мысль о постройке электромотоцикла. Так уж сложилось, что меня всю жизнь беспокоят
проблемы загрязнения окружающей среды и бездумного потребления полезных ископаемых. Для меня байк это в первую очередь
образ жизни и эстетическое удовольствие. Для повседневной жизни есть машина. По стилистике лично мне ближе всего
old-school bobbers и rat-look. нихочу никого обидеть, но почти все самодельные электробайки выглядят как куча
аккумуляторов в раме из ржавых труб на колесах. Оно и понятно: когда люди решают технические вопросы (честь им и хвала,
респект и уважуха) о дизайне они думают в последнюю очередь. Ну ладно, с дизайном и стилистическими пристрастиями я и
сам разберусь, а вот с технической стороной вопроса вряд-ли (учиться надо было лучше в школе)...
Поэтому хотелось бы высказать свои мечты-пожелания, а также задать технические вопросы и получить ответы профессионалов.
Итак: Для моталова по городу вполне достаточно пробега в 100 км/день. А реальная скорость передвижения в городе не более
80км/ч. С другой стороны, если рассматривать байк, как универсальное средство передвижения, то стоит рассмотреть возможность
перемещения между городами. А в таком случае расстояние увеличивается до 300км в день, и так же не помешает возможность
кратковременных ускорений до 120-130 км/ч.
В связи с этим возникает вопрос: на что влияет мощность двигателя в киловаттах? Зависит ли от этого максимальная скорость или
мгновенное ускорение? И какой мощности должен быть двигатель?(я понимаю, что это как-то зависит от массы байка, но как?)
и еще вопрос движения в горку: какой запас мощности должен быть у двигателя, что бы ехать в гору не испытывая дискомфорта?
Вопрос второй: Плюсы и минусы мотор-колес? Что мешает поставить на байк мотор-колеса и на переднее и на заднее колесо для
увеличения мощности?
Далее: аккумуляторы. (ваще ничего в них не понимаю)Какие лучше? Какой емкости должна быть АКБ, чтобы проехать 300 км со
средней скоростью 100км/ч? (Теоретически. Я понимаю, что масса и цена у них будут запредельными).
Что лучше один большой аккумулятор или сборка из большого колличества маленьких?
Что такое суперконденсаторы (Прохоров собирается использовать их в ё-мобиле). В чем их минусы и плюсы? Можно ли их реально
использовать, или это очередная утопическая байка? Если да, то кто их производит.
Интересен также момент рекуперации энергии. Как это реализуется?
Для уменьшения веса стоит, наверное, раму варить из алюминия. Копейки, конечно, но все же. Почему бы и нет.
Еще понравилась концепция с двухскоростной коробкой передач в Тесла МОбиле. Хочешь ехать умеренно - один режим, есть желание
поддать газку - переключаешься на второй. Вряд ли это реализованно через механическую коробку. Тяжело и сложно. Скорее всего
это реализованно через электрику. Как? Может подскажете?
И еще несколько мыслей вслух. Электротранспорт - относительно экологически чистый вид транспорта. Это сейчас входит в моду.
А мотоцикл - тема близкая,в основном, молодежи. Совместив эти два понятия мы получаем модный молодежный вид транспорта.
Если это войдет в моду, то может произойти резкий рывок в развитии этого направления. молодежь быстрее всех реагирует на новые
веяния. На мой взгляд все упирается в осознанное техническое решение, себестоимость продукта и PR. Причем второе сильно зависит
от третьего. На данном этапе внедрение электротранспорта сильно сдерживается отсутствием какого-либо стандарта у производителей
(поправьте, если я не прав). Если будет разработана единая система съемных батарей или топливных элементов это существенно
ускорит развитие электромобилестроения и строительство зарядных станций. В принципе, если рассмотреть вариант строительства
сети зарядных станций, и концепцию съемных батарей, то в принципе отпадает надобность в 300 километровых дневных пробегах.
Нет смысла таскать с собой лишнюю массу, если можно через 100км остановиться на 5 минут, поменять батарею и устремиться дальше.
Извините за ранее за профанские вопросы. Еще раз говорю: Я не специалист, не электрик и не электронщик. Совсем. Просто сочувствующий.
И искренне считаю это направление перспективным. Просто многочасовые рассуждения "можно ли ездить на старом стартере" не кажутся мне конструктивным подходом. Это все или от безденежья или от большого ума. Если есть современные разработки надо ориентироваться на них. Хотя бы пытаться создать аналоги. Ибо через пару лет и они уже устареют. И цены на детали дешевеют исходя из спроса на них.
Вещь дорогая пока она эксклюзивна. как только она выходит в тираж - себестоимость падает. Это закон экономики. Давайте больше  обсуждать передовые технические решения.
Спасибо.

xaoyag

Во всем том что вы написали есть пару расхождений, а именно скорость и дальность. Дальность это в первую очередь экономия эл энергии а уж потом большая батарейка. Так как судя по скорости 80 экономить вы не собираетесь то выидти на цифру 100 будет не просто.
   Приведу пример на своем транспортном средстве. чтобы проехать дистанцию в 30км мне надо акб емкостью в 20 ач, для 100км пускай эта цифра будет 60. Даже если это будет литий он займет все свободное место внутри мотороллера ( и это при том что максималка у меня под 40 - 45 км в час. если я хочу увеличивать максималку то мне стоит добавить напряжения акб, а это + к весу и - к динамике.
   А теперь представим себе не 100 а 300км дальности  :bv: дальше писать стоит?  Вот так оно у вас и будет много акб и мало скутера. И это с мотором в 500ватт а если вам надо будет 2 кВт то помножим батарейку еще на 4 чтобы получить пробег в 100км Самое интересное что когда вы прикинете цену акб то вам проще будет ездить на бензиновой.
   Емкость акб зависит от мощности мотора и веса транспортного средства, и так навскидку вам ее никто не озвучит, а так же от напряжения которым питается мотор
   От мощности мотора зависит момент ( рывок при старте и резвость при наборе скорости ) от оборотов зависит скорость , это если по простому. По электрическому от тока момент и от напряжения скорость.
   Один большой акб вам не найти по этому только маленькие.
   Супер конденсаторы это недоделанный аккумулятор но переделанный конденсатор, в электро авто почти не применяются из за массы и ограниченного количества циклов. + усложнение в виде электроники которая им управляет. Кто их только не производит.
   Вопрос второй: + простота - при больших мощностях малая динамика ( многие на авто используют кпп ) не подрессоренная масса большая. Поставить хоть 3 ничего не мешает, сложно управлять ими и настраивать их работу так как физически одинаковых колес не бывает, почитаите немного про такое авто как http://millioncars.ru/text/18.06.2007/6198/ это. Инженеры потратили уиму времени на то чтобы согласовать работу мотор колес авто.
   Рекуперация это возврат энергии. К примеру вы едете на авто и нажимаете педаль тормоза, в этот момент электроника подключает устройство которое с вашего мотора забирает энергию помогая тормозить машине и заряжая аккумуляторы.
   Электро кпп, почитайте в нете, про Теслу там и найдете как его сделали.
Вот тут еще немного про то авто
http://www.google.com.ua/search?q=Lighting+GT&ie=utf-8&oe=utf-8&aq=t&rls=ru.yandex:ru:official&client=firefox



  
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

stuxy

Хорошо, давайте ближе к теме постройки ТС. Введем кое-какие константы. Допустим вес ТС. Пусть он будет 300кг (100кг наездник+ 200кг ТС)
Мот будет сингл. :) Для мота с ДВС это средний вес. Не Голда но и не скутер пятидесятикилограмовый...
У kellycontrollers есть мотор-колеса и по 4,5 и даже по 6 кВт. На некоторых даже написано high speed. Видимо это значит, что рассчитаны они на высокооборотистые режимы, в ущерб мгновенной мощности. (т.е. ехать будет быстро, но разгоняться не активно). Весь вопрос насколько быстро. Какая мощность должна быть у двигателя(лей), чтобы сдвинуть 300киллограмовое тело с более-менее приличным ускорением. Еще раз повторюсь, что мот для меня это удовольствие. И сидеть ждать "когда же ты, сука, разгонишься до 20 км" желания нет в принципе. :) Характеристики не должны быть спортивными, но не раздражающими... Может имеет смысл все-таки поставить 2 мотор-колеса для мгновенного ускорения, а потом отключать одно для экономии? Опять же, не нашел у келликонтроллерс характеристик моторов. Что для них high speed? Какая максимальная частота вращения?
Возьмем за вторую константу диаметр обода колеса 16"  (обычный для боббера). Значит с резиной колесо будет примерно 22". Сможет такое колесо с мотором в 4,5 кВт разогнаться хотя бы до сотни?

aleks17121960

Для пробега 300км на 100км/ч надо минимум 25-30кВт.ч батарею.Это,на самых легких ЛиПо-более 150кг веса и не менее 8000юсд денег.Вес мотика не менее 300-400кг,считал скорость с аэрообвесом,без обтекателей вес и емкость умножить на 1,4 примерно. ;)
Делай,что должен,и будь,что будет...

METAL

Маловато будет 6кВт для веса 300кг и скорости 100км.ч. Если ставить 2 мотора-Вам уже ответили,что их согласовывать нужно
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

stuxy

Теперь о аккумуляторах. Да, конечно, литиевые. Емкость в разы больше свинцовых. Цена вопрос второй.
Я просто пытаюсь понять целесообразность постройки электробайка. Изначально считаем необходимую емкость АКБ исходя из наших условий.
Затем смотрим какая получается масса. если полтонны, то уже не имеет смысла строить. А вот если киллограм 100-120 уже неплохо.
Тогда смотрим на ценник батарей. Если эти 100кг вырастают в полмиллиона, то опять же нет смысла строить...
И надо учесть еще колличество заряд-разрядных циклов через которые АКБ придет в негодность. Если батареи придется менять раз в год,
а их стоимость 100 тыс. рублей, то нафиг нужен такой электробайк!
И еще подскажите пожалуйста: я слышал, что аккумуляторы не любят разрядки до 0. Это правда? Есть вроде специальные промышленные аккумуляторы
глубокого разряда, которые к этому более-менее спокойно относятся. До какого предела в процентном соотношении можно разряжать аккумулятор
без ущерба для его здоровья? Ведь от этого будет зависеть и требуемая общая мощность АКБ.

stuxy

Объясните поподробнее, пожалуйста, в чем суть согласования моторов?

stuxy

Я понимаю, что 300км в день это утопия для самоделки. Такое могут (уже могут!) себе позволить серьезные конторы с серьезным бюджетом.
Остановимся на пробеге 100км/день. Чисто городской вариант. Скорость зажимать не будем... Емкость аккумуляторов и мощность двигателей для 300 кг?

aleks17121960

Цитата: stuxy от 06 Авг. 2011 в 11:52
Я понимаю, что 300км в день это утопия для самоделки. Такое могут (уже могут!) себе позволить серьезные конторы с серьезным бюджетом.
Остановимся на пробеге 100км/день. Чисто городской вариант. Скорость зажимать не будем... Емкость аккумуляторов и мощность двигателей для 300 кг?
Для 80км/ч и пробег 100км вес АКБ около 35кг,вес машины около 130кг,емкость АКБ 5,5кВт.ч,движок 2.8-3кВт минимум.Для 100км.ч АКБ нужна 8.5кВт.ч(пробег 100км тапка в пол),вес 55кг,вес байка 150кг.
Делай,что должен,и будь,что будет...

METAL

Цитата: stuxy от 06 Авг. 2011 в 11:43
Объясните поподробнее, пожалуйста, в чем суть согласования моторов?

Суть в том, чтоб один из моторов не "тормозил", а второй не "бежал вперед", иначе бурда полная выходит. Даже имея полностью одинаковые моторы, мы имеем на поворотах и неровностях разные обороты колеса(на управляемости скажется тоже не в лучшую сторону). Лучше и проще всего "согласовывать" работу двух, трех(да хоть десяти) моторов постоянного тока(коллекторники), для этого их всего лишь нужно подключать последовательно.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

aL75

 Давно существует замечательная программа [b-b]Калькулятор параметров электромобиля [/b-b] http://sdisle.com/ev/calc/evcalc.html . Она не истина в последней инстанции  :ap: , но для первого приближения вполне пригодна. Подставьте в нее желаемые характеристики и оцените, что нужно, чтобы их достигнуть.

stuxy

вполне себе приемлемые параметры!
То есть одного такого МК http://kellycontroller.com/hub-motor-72v-45kw-high-speeddisc-brake-p-144.html
будет достаточно для байка?
А вес байка имеется ввиду без седока? Наверное стоит считать общую массу ТС и водителя? Значит общий вес получится около 250кг?
Да это ж ваще неплохо!

stuxy

Да, я уже помучил этот калькулятор... :) Он выдал мощность движка 4кВт.

xaoyag

Ну + запас, а теперь грубо перемножте параметры и получим. 4500/75 = 60  потребляемый ток в номинале 60 ампер учитывая что номинал это когда вы достигли макс скорости, то будут еще и трогания где ток будет подлетать в 2 раза. прибавим условно половину ( вы же не сосчитаете сколько раз вы будете ручку газа поворачивать ) и того ваша батарея 75Ач и 75 вольт ( это опять таки грубо )
  Теперь остается посчитать конфигурацию и стоимость ну и вес.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

stuxy

Цитата: METAL от 06 Авг. 2011 в 12:20
Лучше и проще всего "согласовывать" работу двух, трех(да хоть десяти) моторов постоянного тока(коллекторники), для этого их всего лишь нужно подключать последовательно.
И все? так просто? В чем то должен быть подвох! :)
При последовательном соединении не получится отключать один двигатель в целях экономии при спокойном режиме езды?
Да и надо ли это?

stuxy

Цитата: xaoyag от 06 Авг. 2011 в 12:44
и того ваша батарея 75Ач и 75 вольт ( это опять таки грубо )
 Теперь остается посчитать конфигурацию и стоимость ну и вес.
А бывают аккумуляторы на 75 вольт?
И что насчет запаса емкости? аккумуляторы же нельзя в ноль разряжать?

xaoyag

Какой запас? запаса я не считал, вон те 15 ач которые я накинул это и есть ваш запас на старт стоп и на не розрядку в 0 . Вы хоть представляете размер и стоимость такой батареи? Про аккумуляторы на 75 вольт я вам уже отвечал раньше, нет и не бывает.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите

aL75

Цитата: stuxy от 06 Авг. 2011 в 12:30
Да, я уже помучил этот калькулятор... :) Он выдал мощность движка 4кВт.
Какую задавали скорость и время разгона?

aleks17121960

Цитата: xaoyag от 06 Авг. 2011 в 13:17
Какой запас? запаса я не считал, вон те 15 ач которые я накинул это и есть ваш запас на старт стоп и на не розрядку в 0 . Вы хоть представляете размер и стоимость такой батареи? Про аккумуляторы на 75 вольт я вам уже отвечал раньше, нет и не бывает.
Сборка из ЛиПо 14,8В/10Ач/4S из 5шт дает 74В,9шт таки цепочек спараллеленых дадут необходимые 80Ач.80Ач умножить на 74В=5.9Квт.ч,как раз на 100км/при 80км/ч(мидель 0.6,Сх=0,6)
Делай,что должен,и будь,что будет...

stuxy

Цитата: aL75 от 06 Авг. 2011 в 13:36
Какую задавали скорость и время разгона?
До 80 за 10 сек.  При ускорении до 100 за те же 10 сек. уже требуется 7кВт в номинале.
А что есть пиковая мощность? Это мощность которую двигатель может выдавать кратковременно? Насколько кратковременно? 1-2 секунды или минуту...
и как реагирует МК на пиковые режимы?

stuxy

Цитата: xaoyag от 06 Авг. 2011 в 13:17
Вы хоть представляете размер и стоимость такой батареи?
Просвятите, пожалуйста.
Может ссылочки кинете где их продают... ну чтобы до конца понимать масштаб трагедии...
Читаю Вики по типам аккумуляторов.
"Глубокий разряд полностью выводит из строя литиево-ионный аккумулятор." До 20% от номинальной емкости его можно вроде как разряжать.
Дальше ему совсем грустно становится...

FAS_r7

Про полный привод ознакомьтесь с опытом коллеги тут
проблемы синхронизации моторов нету вообще, если они одинаковые :)  просто от контроллеров движков запараллелите провода на одну общую ручку газа.
я считаю, что для мота лучше два мотора, те что ссылочку давали на 4,5кВт, динамика будет более мотоциклетная, а не вело/скуто.  Правда цена тоже растёт, но и многие параметры ТС тоже.

про батарейки. если брать что-то относительно качественное, то можете оценить масштаб бедствия вот по этим с доставкой будут выходить по 31$, соответственно за 75Втч, т.е. 3100$ за 7,5кВтч, из которых расходовать получится не более 6,5...7кВтч. 
Либо вариант - трансметики, предлагаемый aleks17121960, он даже дешевле свинца получается за кВтч, но качество низкое, как они будут жить не совсем ясно, но на год может и хватить.

stuxy

http://www.brammo.com/enertia-plus/ Зачетный в общем вариант! Была бы цена у нас как в Америце можно былобы и не мудрить вовсе! бери и катайся.
Меня даже дизайн особо не коробит... :) Правда вот еще вопрос: 600 циклов заряд-разрядки. Учитывая, что байк тема сезонная в год будешь его заряжать раз 100-150. на 4 года вроде хватит. А потом? Стоимость аккумуляторов, наверное 2/3 от стоимости этого мопЭда... литиевые же! каждые 4 года тыс по 150 отваливать накладно получается...

stuxy

А что такое трансметики? Никогда не сталкивался с этим понятием...

METAL

Цитата: stuxy от 07 Авг. 2011 в 00:02
А что такое трансметики? Никогда не сталкивался с этим понятием...

Недавно появилась темка по ним, почитайте- https://electrotransport.ru/index.php/topic,8831.0.html
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

METAL

Цитата: stuxy от 06 Авг. 2011 в 23:49
http://www.brammo.com/enertia-plus/ Зачетный в общем вариант! Была бы цена у нас как в Америце можно былобы и не мудрить вовсе! бери и катайся.
Меня даже дизайн особо не коробит... :) Правда вот еще вопрос: 600 циклов заряд-разрядки. Учитывая, что байк тема сезонная в год будешь его заряжать раз 100-150. на 4 года вроде хватит. А потом? Стоимость аккумуляторов, наверное 2/3 от стоимости этого мопЭда... литиевые же! каждые 4 года тыс по 150 отваливать накладно получается...

Ну почему же сразу по 150 000 рублей? Если это липоли(литий-полимер), то тратить придется около ~90 000 рублей, а если это лифер(литий-железо-фосфат) нормального качества, то оно то конечно и будет стоить в районе 150 000 рублей, только количество циклов у них около 2000(а это в 3,5 раза больше чем у литий- полимера). ;)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

stuxy

600... у них в тех. характеристиках так заявлено...
METAL, хотел спросить еще по поводу большой массы колес с МК. Чем черевата большая неподрессоренная масса? Перевел фунты в киллограммы получилось, что само МК весит 25 кг. Плюс обод, резина, тормозной диск и суппорт... под 30-ку выходит...
Это критично? А если и переднее колесо такое же будет?

stuxy

Что значат в характеристиках LiPo батарей значения S и С?
Например:
Turnigy 5000mAh 6S 40C Lipo Pack

aleks17121960

Цитата: stuxy от 07 Авг. 2011 в 01:25
Что значат в характеристиках LiPo батарей значения S и С?
Например:
Turnigy 5000mAh 6S 40C Lipo Pack
S-количество последовательных ячеек в сборке,каждая по 3.7В(для литийполимера),С-ток,равный емкости сборки(или ячейки)Р-применяется при нескольких параллельных ячейках.На примере моей АКБ:8S/4Р/15С=29.6В/4х5,2Ач параллель 20.8Ач,максимальнй разрядный ток=162А.Собрано из 8шт 14,8В/5,2Ач.
Делай,что должен,и будь,что будет...

METAL

Большая неподрессоренная масса влияет на управляемость и комфорт на неровной дороге,но ездят же на чопперах хардтейлах.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

stuxy

Да, про хардтейлы веское замечание. Я об этом даже не подумал... Там у них только антифасад "подрессорен" и то слегка... :)))) И ничего, ездят люди, не падают... :)
Склоняюсь к такой конфигурации мота:
2 МК по 4,5 кВт в переднем и заднем колесах на 16" (надо подумать как их туда вкрячить).
http://kellycontroller.com/hub-motor-72v-45kw-high-speeddisc-brake-p-144.html
Дисковые тормоза. Идут как доп оборудование к МК.
как думаете хватит их для эффективного торможения? По идее их на заводе предлагают к конкретным МК, значит должно хватать...
http://kellycontroller.com/kit-for-disc-brake-motor-p-566.html
Рама: подумываю о алюминиевой. Читаю теорию сварки алюминия... :))))
Батарея: вариант предложенный уважаемым FAS_r7. 3100$  приемлемо, если делать что-то стоящее.
Контроллеры: 2 шт запараллеленые на ручку акселератора... я так понимаю что-то типа этого
http://kellycontroller.com/kbl12151h24-120v150abldc-controllerwith-regen-p-50.html
Ну не должно быть фатальных расхождений в одинаковых МК и Контроллерах...
Что еще? Зарядка.
По ней вопросов я еще не задавал. :))) Может посоветуете что-нибудь?
Каким током заряжают ЛиПоли?
"Аккумуляторы пожароопасны при перезаряде и/или перегреве. Для борьбы с этим явлением все бытовые аккумуляторы снабжаются встроенной электронной схемой которая предотвращает перезаряд и перегрев вследствие слишком интенсивного заряда. По этой же причине требуют специальных алгоритмов зарядки (зарядных устройств)."
Я правильно понимаю, что быстро зарядить ЛиПоли не получится? И что это за алгоритмы?
И вот еще что напрягает:
"Литиевые аккумуляторы "стареют", даже если не используются, а просто лежат на полке. Через 2 года батарея теряет около 20% ёмкости."
То есть через пару лет от них останется 6кВтч... Из них рассчитывать придется только на 5кВт. Если я правильно понимаю пробег сократиться существенно... :(

METAL

Тормозов должно хватать на скоростях до 100км.ч и заданном Вами весе в 300кг, только шланги желательно на армированные заменить.(а то по фото не понятно. но скорей всего они обычные)

По материалу рамы- если хотите легкую и прочную, то лучше хром-молибденовую чем алюминиевую (с титаном куда сложнее), она выйдет легче алюминиевой при правильном расчете. ;)

по аккумам- "не так страшен черт как его малюют"- то, что пишут про 20% потери емкости в год, так это максимальная цифра, а так- Вроде Алексей(Фас) на липолялях уже больше года ездит, вроде пока с пробегом все норм... :) Думаю что они не более 10% в год теряют, а с этим уже можно смириться.(свинец в этом отношении куда хуже- поверьте) :)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

stuxy

Ну вес нарисовывается около 250кг с седоком... :)
Хром-молибден! Это что за зверь и где это брать??? И чем его варить? За всю жизнь ни разу не сталкивался. Аллюминий хоть найти можно...
И то думаю не перевоздвигся ли я с аллюминиевой рамой. Очень много мороки.  Обычно все под сталь заточено...
Интересно какой выигрыш в весе получается в сравнении со стальной. Стоит овчинка выделки?

METAL

Хром-молибденовые трубы часто используются при постройке рам картингов,кроссовиков,багги,спортов и пр легкой техники.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

stuxy

Прочитал. Хром-молибденовая сталь. Но весу легче обычной стали, но тяжелее аллюминия. Аллюминий, конечно не титан, но с ним тоже проблем хватит. В основном с качаством швов. Очень серьезные требования к характеристикам сварки...
И желательно специальное оборудование. Потихоньку склоняюсь к стальной раме...

METAL

Повторюсь-хром-молибденовая рама из труб будет легче аналогичнои по прочности рамы из алюминиевых труб.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Медведь СПб

Где-то раньше читал , что старые "советские велики делали из хром-молибденовой стали ?! Себе перед трайка варил из такого велосипеда-варится очень хорошо простым пост. током , электроды ано-4.

schemer

К сожалению папка "upload" не работает, попробую так.
Это не мои высказывания, материал взят с сайта, который видимо на данный момент больше не существует.
________________________________________
Алюминий
________________________________________
Алюминий быстро утвердил свои позиции в рамах велосипедов таких фирм, как Trek, Cannondale, Mongoose, Klein и других топовых производителей. Новые технологии, появившиеся сравнительно недавно, снизили себистоимость алюминия и позволили ему соперничать по цене с хроммолибденом. Ставшей притчей во язытцах сорт алюминия под гордым названием 6061-T6, стал ныне стандартным материалом в производстве рам. Частично это произошло от того, что этот материал легко варится и при этом сравнительно прочен.
Самодельщики могут найти работу с алюминием вызовом, так как варить его нужно TIG- или MIG-сварками, и варить намного сложнее, чем варить хромоль или углеродистую сталь теми же сварками. К тому же, в месте сварки 6061 T6 теряет половину своей прочности. И, следовательно, для возвращения всей прочности потребуется послесварочная термообработка.
Серия 6061 - в основном сплав алюминия с магнием и кремнием. Есть еще мелочевка, типа меди, цинка и титана - всего в состав материала включено 4% добавок. Серия 6061 делится по сортам по характеру термообработки. Основные сорта - это T0, T4 и T6. Сорта, процессы и модули прочности сведены в таблице ниже:
Temper   Process   Предел прочности
при растяжении (МПа)   Предел текучести (МПа)
T0   отожженный алюминий   124   55
T4   естественно состаренный   241   145
T6   искусственно состаренный   310   276
1 Мпа = 145,04 PSI
Алюминий - это материал, легко поддающийся обработке. В зависимости от диаметра и толщины стенки, алюминиевые трубы могут быть легко согнуты при помощи обычного канального трубогиба. Так как алюминий сравнительно мягок, он с легкостью пилится, сверлится и шкурится.
Просто для поддержания топика - я еще рассматривал алюминиевый сплав серии 7075. В этом типе алюминия много цинка, что делает сплав невероятно прочным и жестким. Но он очень плохо варится, что ограничивает область его применения фрезерованными деталями или клеенными рамами.
________________________________________
Хром-молибден (Хромоль)
________________________________________
Я вовсе не обладаюширокими познаниями или массой опыта в конструировании хромолевых рам. Я понимаю, что это экстремально прочный и твердый материал, идеально подходящий для конструирования рам. Отношение прочности к весу у 4130 (наиболее часто всречающийся материал) хроммолибдена больше, чем у 6061 T6 алюма. Это утверждение должно заставить вас заинтересоваться, почему же алюминиевые рамы в своем большинстве легче, чем их хромолевые аналоги. Наибольший плюс у хромоля - дешевизна по отношению к другим топовым материалам.
Из-за добавок, входящих в состав 4130 хромоля, материал может быть сварен только TIG или MIG сварками, или ли же спаян. Основные добавки, использованные в сплаве - это хром и молибден. Удивительно, но в этом супер прочном материале их только 2,3%.
Обозначение "4130" означает сплав и содержание углерода. "41" обозначает тип сплава и кличество, а "30" - содержание углерода в сотых долях процента.
Как и алюминий, хромоль имеет разные свойства при разной термообработке, однако я еще не до конца разобрался с этим. Например, у меня был велосипед целиком из хромоля. Предел прочности при растяжении и предел текучести резко менялись, если материал был "нормализован" или "закален в воде и отпущен". Варианты - в таблице:
Temper   Предел прочности
при растяжении (МПА)   Предел текучести (МПа)
Отоженная сталь   551   344
Нормализованная   620   483
Закаленная в воде и отпущенная   882   779
Термообработка нужна ПОСЛЕ сварки. Если хромолевая рама не термообработана после сварки, то места, по которым проводилась сварка, будут отожжены или нормализованы. Не забывайте, что прочность цепи определяется самым слабым звеном. Если рама из хроммолибдена после сварки не проходит термообработку, то она, в сущности, ослабляется и этот недостаток встречается практически у всех рамостроителей (кто ничего не смыслит в материаловедении), игнорирующих этот важный момент. Пайка латунью или серебросодержащими припоями вместо сварки позволит избежать ослабления.
________________________________________
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

schemer

И продолжение.
И ещё раз. Это не мои высказывания, материал взят с сайта, который видимо на данный момент больше не существует.
ХРОММОЛИБДЕН против АЛЮМИНИЯ
________________________________________
В велосипедном сообществе очень много дебатов идет вокруг выбора между алюминием и хромолем. У каждого материала свои плюсы и минусы и я собираюсь развеять несколько неразвеянных мифов вокруг каждого материала.
Хромоль прочнее алюма
И да, и нет. Отношение прочности к весу у 4130 хроммолибдена больше, чем у 6061-T6 алюминия и примерно такое же, как у 7005-T6 (если не меньше). Хотя у 7075-T6 отношение прочности к весу уже лучше, чем у хроммолибдена.
Алюминиевые рамы трескаются чаще, чем стальные.
Абсолютно неверно. Прежде всего, алюминиевые рамы делались и делаются с прицелом в высший сегмент рынка. Когда-то, в период освоения алюминия, рамы действительно трескались, но сейчас производители освоили новые технологии работы с материалом, и уже хромоль сейчас встечается все чаще на велосипедах низкой ценовой категории. Очевидно, некачественные рамы мелкого ремесленника имеют больше шансов сломаться, чем качественные рамы крупного призводителя. Во-вторых, алюминиевые рамы в угоду моде делаются легче хромолевых, что тоже делает их подверженными к трещинам. Это и дает впечатление, что алюминий ломается легче. И, наконец, многие рамостроители не отпускают напряжения в своих хромолевых рамах после сварки, что ослабляет их. За прошедшие 20 лет многие алюмостроители (и я в том числе) дошли до использования тонкостенных труб увеличенного размера и косынок в конструкции, для увеличения жесткости алюминиевых рам (уменьшения изгибов). Главной причиной поломок является усталость, вызванная изгибом. Не в пример хроммолибдену, алюминий не так упруг и сломается из-за слишком больших для него изгибов. Если делать конструкцию рамы очень жесткой, то алюминий становится очень надежным материалом.
Алюминий широко распространен в самолетостроении. Если бы по своим физическим свойствам алюминий не превосходил бы сталь, то мы бы видели вокруг неалюминиевые самолеты, так ведь?.
Алюминиевые рамы не так долговечны, как стальные.
Теоретически, в этом что-то есть, но опыт велоиндустрии пока этого не подтвердил. Уж до массового производства велосипедов алюминий бы докатился тогда в последнюю очередь. Как бы то ни было, статистической информации для сравнения долговечности алюма и хромоля пока маловато. В теории, рама из алюминия серии 6061-T6 может неожиданно сломаться, так как алюминий со временем стареет и становится хрупким. Это старение может быть предотвращено термообработкой (дорогое предприятие). Также заметим, что и хромолевые рамы ржавеют, что тоже может привести к преждевременной поломке. В любом случае, за велосипедом нужно следить.
Ранние алюминиевые рамы строились вклеиванием труб в коронки. Такие рамы канули в Лету из-за их склонности к усталости и трещинам. К тому же, они делались из труб малого диаметра, в результате чего рамы получались нежесткими и легко "гуляющими". В настоящее время велосипеды по такой технологии почти не производятся. Обновленные технологии производства используют трубы увеличенного диаметра для увеличения жесткости и надежности рам. К тому же, такие рамы сейчас строятся из алюминиевого сплава 7075-T6. Некоторые ультралегкие рамы (за исключением композитных) сделаны именно из этого сплава. Хотя у сплава 7075-T6 отношение прочности к весу намного больше, чем у 6061-T6, семидесятка все-же хрупче и легче трескается.
Все эти факты только подтверждают, что надежность велосипедных рам напрямую зависит от качества конструкции и производственного процесса, а не от материала, из которого изготовлена рама.
Алюминий корродирует
Да. И хотя сплав 6061 хорошо сопротивляется коррозии, но если его погрузить в соленую воду, то рано или поздно он все-равно закорродирует. Как только алюминий появляется в кислородной среде, он тут же покрывается защитной пленкой оксида. И хотя этота пленка сильно мешает при любой сварке, она защищает алюминий от посторонних элементов. Для велосипедных рам эта пленка даже во благо, так как не позволяет коррозии проникать в структуру материала. Чего не скажешь о стали - если прохлопал начало ржавления, пиши пропало.
Алюминиевые рамы легче хроммолибденовых
Это не совсем так. Как уже было выяснено, отношение прочности к весу у 4130 хроммолибдена лучше, чем у алюминиевого сплава 6061-T6, но из целиком из хроммолибдена строится очень небольшой процент велосипедов. В основном хромолевые трубы соединяются на коронках из мягкой или углеродистой стали, идущей также на наконечники и мелкие трубки на раме. Во вторых, большинство 4130 рам не термообработано. Для того, чтобы предупредить развитие трещин в районе сварки, толщину труб увеличивают, что негативно сказывается на весе. В итоге хромолевые рамы и получается тяжелее алюминиевых. Только лучшие стальные рамы могут конкурировать по весу с алюминиевыми.
В конце-концов, только рамостроитель решает, сколько раме весить.
Факты из жизни Алюминия о Хроммолибдена
   Алюм дороже хромоля
   Хромоль стоит дешево (ненамного дороже углеродистой стали)
   Сварка алюма требует большей квалификации, чем сварка хромоля (welding), и алюминий не может быть спаян (brazing).
   Хромоль может быть сварен TIG- или MIG-сварками, но не может быть спаян ацетиленовой горелкой.
   Алюминий не корродирует, хромоль и углеродистые стали ржавеют.
   Хром-молибден трудно обрабатывать
   Алюминиевые трубы встречаются в более широком ассортименте по толщинам и диаметрам, чем хроммолибденовые
   Алюминий - очень надежный материал, все самолеты из алюминия, так что делайте выводы.


Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

aleks17121960

Самолеты строят из сплавов алюминия,сверхзвуковые-композиты и магниевые сплавы в большом количестве,титан также.Это не совсем те материалы,из которых строят алюминиевые рамы для великов. ;)А так материал интересный,+1.
Делай,что должен,и будь,что будет...

stuxy

А где можно купить хромолевые трубы в центральной России?

МВГ

Цитата: stuxy от 10 Авг. 2011 в 18:55
А где можно купить хромолевые трубы в центральной России?
По гостовской классификации это сталь 30ХМА, вот тонкостенные трубы из неё и ищите.

schemer

Цитата: stuxy от 10 Авг. 2011 в 18:55
А где можно купить хромолевые трубы в центральной России?

Один самодельщик в своих конструкциях применяет трубы от спинок древних железных кроватей http://www.velomobil.nm.ru/builders_corner/trailor/.  Кстати это тот самый сайт с которого взята информация об Алюминии и Хромоле. Он оказывается работает, но на данный момент переезжает. На нём очень много полезной информации.
Q100, 54Вольт, Инфенион 6Fet, 35 км/час, кручу педали.

пчеловод

господа специалисты, подскажите как с наименьшими затратами стандартный бензиновый мотороллер "Муравей" переделать под электротранспорт, для перевозки грузов по территории пасеки, скорости 10-15 км/час будет достаточно, пробег в день - 1-3 км, масса груза 50-150 кг. Есть солнечный модуль, которым сейчас заряжаем акккумуляторы, и бензогенераторы различной мощности.