( тема начата 27 Май 2009 , обновлено 21 июня 2017 года)Привет всем !
Давно хотел написать "с картинками" по мои разборки с герметичными SLA аккумуляторами технологии AGM. Что у них внутри.
Для начала немного теории.Что обозначает AGM VRLA Длинная аббревиатура расшифровывается как
Absorbed Glass Mat Valve Regulated Lead Acid, т.е. свинцово-кислотные батареи с клапанным регулированием и абсорбирующими стекломатами. Несмотря на тот же материал электродов и состав электролита, что и у классических наливных аккумуляторов, батареи AGM VRLA достаточно сильно от них отличаются.
Пластины в батареях AGM VRLA разделены стекловолоконной набивкой, которая удерживает в себе весь имеющийся электролит. С ней связан принципиальный момент – рекомбинация выделяющихся газов.
Поскольку набивка волокнистая, она не полностью смочена, и в структуре имеются каналы с воздухом. За счет этого выделяющиеся при заряде кислород и водород попадают на противоположные электроды и снова превращаются в воду (рекомбинируют). Разумеется, набивка плотно прилегает к пластинам, что предохраняет их от осыпания активного вещества.
Поскольку электролита берется относительно мало,
используется повышенная концентрация серной кислоты. Сами пластины изготавливаются из специальных сплавов свинца, уменьшающих газовыделение при работе. Для еще большего уменьшения газовыделения допускается применение специальных присадок, катализирующих рекомбинацию.
Корпус у батарей AGM VRLA более прочный, чем у классических, способный выдерживать повышенное давление. При нормальных условиях он герметичен. Для сброса избыточного давления имеется предохранительный клапан.
На сегодня технология AGM VRLA уже вполне отработана, и присущие ей достоинства и недостатки хорошо известны. Многие эксперты достаточно жестко отзываются о маркетинговых мифах, связанных с этими батареями. Сравнивая их с классическими наливными свинцовыми батареями, нужно отметить следующие негативные факты:
AGM VRLA-батареи тоже выделяют водород. При недооценке этого явления бывали случаи взрывов (кстати, это пример недобросовестного маркетинга – на самом деле водорода выделяется мало, и чтобы не возникало подобных проблем, достаточно избегать герметичной установки и сочетания перегрева с постоянным зарядом);
они более чувствительны к температуре среды (кондиционирование помещения с батареями строго обязательно);
чаще склонны к внезапным отказам; чаще склонны к катастрофическим отказам, в частности, к возгоранию и взрывам;
чаще склонны к отказам вообще (при правильной эксплуатации уровень отказов порядка 1% в год на элемент);
не могут прослужить 10 лет даже в идеальных условиях (учитывая, что в типичной батарее ИБП несколько сотен элементов, и при отказе одного отказывает вся батарея, это неудивительно);
для гарантии работоспособности AGM VRLA-батареи требуют гораздо более продвинутого мониторинга (чем у нас в стране, как правило, пренебрегают); за счет необходимости регулярного мониторинга стоимость их обслуживания получается в итоге не меньшей, чем у наливных (вот поэтому мониторинг зачастую и не ведется);
при этом AGM VRLA-батареи дороже аналогичных по параметрам наливных.
К реальным достоинствам AGM VRLA-батарей, по сравнению с теми же наливными, относятся: б'ольшая компактность. Кроме того, основную массу конструкций можно смело располагать в положении на боку;
меньшие требования к вентиляции. Главное, чтобы она в принципе была;
отсутствие необходимости работать с электролитом (следовательно, меньшие требования к квалификации сотрудников и помещениям и меньшая вероятность несчастных случаев);
практически отсутствующая возможность разлития абсорбированного электролита, даже при разрушении корпуса. Соответственно, нет требований к отделке помещения. Кстати, и с разрушенным корпусом батареи AGM VRLA способны какое-то время работать. Такие эксперименты проводились, в частности, во ВНИИ ПО;
по причине герметичности намного меньшая вероятность развития коррозии контактов и прочих конструкций вокруг;
могут выдержать даже заливание водой, если это не приведет к сильному разряду или короткому замыканию;
ну и, разумеется, наибольшая на сегодня распространенность и известность.
.......................
Все маленькие аккумы для УПСов "внутри" выглядят одинаково - разный только размер пластин.
Те что я разбирал - это отслужившие срок и не поддающиеся восстановлению.
Некоторые я смог восстановить, а некоторые просто резал и смотрел "почему?" Так как такие аккумы ездят у вас в кофрах - думаю вам будет полезно увидеть "что внутри" и как и почему они выходят из строя...
Итак - вот такой вот аккум - один из многих:

7Ah_razrez.jpg (111.77 кБ. 1024x768 - просмотрено 2910 раз.)
вот вид сверху - отодраны пластиковые круглые крышечки закрывающие "клапана". (открывается просто - толстое шило или острый нож как рычаг)

7ah-1.jpg (275.42 кБ. 949x712 - просмотрено 2773 раз.)
Сами "односторонние клапана" это просто колпачки из резины
Вот вид сверху - с срезанной крышкой - видны перемычки которыми собираются положительные (коричневая) и отрицательные(серая) пластины:

7Ah_razrez1.jpg (123.15 кБ. 1024x768 - просмотрено 3095 раз.)
Обратите внимание: несмотря на именитую фирму - перемычки весьма топорно сделаны

они не впаяны нормально - и в 80% случаев просто корродируют и разрушаются в местах впайки пластин в перемычку

или там отьедает кусок пластины и она "тарахтит" при потряхивании аккума...

7ah-7.jpg (146.17 кБ. 1038x779 - просмотрено 2738 раз.)

7ah-5.jpg (193.6 кБ. 1291x968 - просмотрено 2091 раз.)
Белое на снимке - это стекловата между пластинами. Уложена
во всех акках так, как будто сборщик куда-то сильно спешил - абы как
Извлеченная сборка пластин одной "банки":
Сборка сухая

она высохла от постоянного кипячения 13.5В имени "умного УПСа" в течении двух-трех лет


19.jpg (91.73 кБ. 700x525 - просмотрено 2237 раз.)

191.jpg (66.85 кБ. 700x525 - просмотрено 3162 раз.)
Ребята! не пользуйтесь дебильными зарядками !!! Они кипятят акки и разрушают их !!! СМОТРИТЕ НА ЭТИ ФОТО !!!Вот - более подробно -
видно насколько много лишнего свинца используется в "революционных технологиях" сборки аккумов из свинца... прошло 100лет - а свинца как не жалели так и не жалеют - смотрите какая толщина намазки(то что работает) и какая толщина свинцовой пластины-токосьема:

akb_raspuh-2.jpg (581.28 кБ. 1536x2048 - просмотрено 2286 раз.)
это "раздутый" АКБ...
Вот я отогнул "отрицательную" пластину, видна "положительная" - шоколадный цвет. Трещины не так видны но сама пластина представляет собой труху

...только форма сохранилась - т.е. если вы ее возьмете в руку то пальцами она растирается
вместе с "решеткой-токосьемом" в пыль!!!
Как будто вы крошите печенье...

Спасибо за внимание!
Еще раз повторю:
Ребята! не пользуйтесь дебильными зарядками !!! Они кипятят акки и разрушают их !!! СМОТРИТЕ НА ЭТИ ФОТО !!!Я опробовал методику восстановления таких вот высохших акков. Но лучше всего не кипятить их в процессе и доливать водичку, при первых признаках повышения напряжения 100% зарядки...
Вот есть еще хороший фотоотчет по АКБ который проработал в УПС всего полтора года:http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=4074.msg188639#msg188639И вот в эти темы загляните:
ссылкассылкаВот тут подробные фото внутренностей 7Ач АКБ:
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=1950.msg543459#msg543459Обновление с семинара VARTA проводившегося на выставке SIA 2013 в Киеве.
Фото крышек АКБ.
UPDATE
По просьбе автора добавляю ссылку "на кучу схем"
ссылка