avatar_Павел Ходько

Солнечная батарея для лодки

Автор Павел Ходько, 11 Дек. 2013 в 14:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

TOLSPB

На Ali смотрели?

Lcruser

Ali большой, может что и не досмотрел.
V1. Super Soco. TVL Mini мопед/снегоход. Электросерф. EVkvadro offroad.

chek

#164
солнечная батарея при перегрузке ведёт себя как источник тока. То есть при нагрузке выше номинала ток практически  не растёт, а напряжение на выходе СБ падает. ( соответственно падает и мощность. Наличие контроллера и АКБ не даст свалиться мощности и напряжению).  То есть без контролера и АКБ , если вы мотором чуть превысите ток потребления, то мотор практически встанет. ( произойдёт резкий провал напряжения)
Конвертор на такие токи обойдётся вам а немалую  копеечку.
Может лучше взять СБ на 12 В?
Ещё лучше сделать по классической схеме;
СБ, контроллер МРРТ ,  небольшая по емкости АКБ. ( до 40 А-час)
В этом варианте можно иметь СБ  и на  24 В.

Добавлено 30 Мар 2018 в 14:22

Аккумулятор нужен для безопасности.
К примеру вы на середине водоёма, тут подул ветер и налетела тучка, закрывшая солнце. Что бы не отдаваться  воле  ветра, и нужен АКБ.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

chek

Ещё добавлю.
Такая панель сможет выдать на мотор примерно 20 А. А максимальные возможности потребления мотора до 55 А.
Иногда бывает нужна  полная мощность мотора ( пусть не надолго, только убраться с опасного места).
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

vvs

Здравствуйте всем, продолжаю свой проект надувной лодки с​ солнечной панелью. Под конец сезона, учитывая положительный предыдущий опыт с солнечной панелью на носу, долго не думая с креплением, крепим​ резинками и клипсами​ панель 200 Вт 12в, на картинках видно как.​ Надо заметить, что​ лодка потихоньку превращается из трёх местной в двухместную,​ но напомню что моя задача заключается в том чтобы выжать максимум солнечной энергии из этого проекта 3.4 метра. Вообще всё оказалось весьма надежно,​ из-за укоротившегося плеча расчалок тяжеленького тента, пропал резонанс при раскачке поперечной волной, что порадовало, к тому же все хозяйство быстро снимается и ставится. Так что думаю, что с такой конфигурацией 50 км разового дневного пробега будут по плечу )), но это уже в следующем сезоне.
  Ниже ссылка на мой 3хминутный клипчик, как оно "изнутри" ))

https://youtu.be/Tq2E4XOyjio
Eltreco Ultra EX - 350wt-36v-30а/ч-35km/h.

Michael1976

Цитата: chek от 27 Янв. 2016 в 07:54СБ ведёт себя ни как блок питания, а как стабилизатор тока!!!, то есть при увеличении нагрузки выше определённого предела ( для данной освещённости, а она может постоянно меняться), напряжение  на выходе СБ начнёт быстро падать.
[user]chek[/user], Поясните, пожалуйста, вашу мысль на примере СБ - [мотор - винт]. Мотор без управления, т.е. сколько дал, столько он и взял(грубо говоря макс передача). Как будет балансироваться эта система? И будет ли она сбалансирована? Т.е. не загонит ли мотор СБ в неэффективный режим?
На другом форуме нашел вот такие мысли: "Электромотор постоянного тока - вообще интересная штуковина. Его тяговая характеристика, в отличие от ДВС, - очень мягкая. Это значит, что от винта ходовые характеристики зависят значительно меньше. Не винт нужно подбирать к системе мотор-лодка, а сам мотор автоматически выберет обороты под систему лодка-винт."
Перенося эту мысль на нашу систему, получается, что [мотор-винт] сам подберет макс возможные(на текущей макс мощности панели) обороты.
[user]chek[/user], т.е. я правильно понимаю, что в вышеприведенном случае система будет работать где-то около точки макс мощности панели?

chek

Судя по всему начинается новый сезон! O_O
Солнечную панель, с электромотором , без АКБ использовать весьма не эффективно.
Или придётся ставить большой избыток мощности тех самых СБ ( солнечных батарей)
При недостатке мощности СБ, мотор практически встанет , если нет буферного АКБ.

Добавлено 04 Март 2020 в 05:58

Винт для электромотора, так же требует подбора по шагу, но нет так точно , как для бензина. В противном случае можно спалить мотор или не получить максимальной отдачи мощности.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

chek

Цитата: Michael1976 от 11 Фев. 2020 в 21:28
[user]chek[/user], Поясните, пожалуйста, вашу мысль на примере СБ - [мотор - винт]. Мотор без управления, т.е. сколько дал, столько он и взял(грубо говоря макс передача). Как будет балансироваться эта система? И будет ли она сбалансирована? Т.е. не загонит ли мотор СБ в неэффективный режим?
На другом форуме нашел вот такие мысли: "Электромотор постоянного тока - вообще интересная штуковина. Его тяговая характеристика, в отличие от ДВС, - очень мягкая. Это значит, что от винта ходовые характеристики зависят значительно меньше. Не винт нужно подбирать к системе мотор-лодка, а сам мотор автоматически выберет обороты под систему лодка-винт."
Перенося эту мысль на нашу систему, получается, что [мотор-винт] сам подберет макс возможные(на текущей макс мощности панели) обороты.
[user]chek[/user], т.е. я правильно понимаю, что в вышеприведенном случае система будет работать где-то около точки макс мощности панели?
Без АКБ , данная система , не будет работать в точке максимальной мощности. Как только вы хоть чуть чуть попытаетесь взять с панели больше, чем она может дать при данных условиях, у вас тут же рухнет напряжение ( ток останется прежним) , но мощность упадёт практически до нуля.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Michael1976

Цитата: chek от 04 Март 2020 в 06:01Без АКБ , данная система , не будет работать в точке максимальной мощности. Как только вы хоть чуть чуть попытаетесь взять с панели больше, чем она может дать при данных условиях, у вас тут же рухнет напряжение ( ток останется прежним) , но мощность упадёт практически до нуля.
Вы не правы. Практика и логика показывает обратное. 1 солнечная батарея и мотор PIK работают на 18В и 4А - как раз в точке макс мощности.
Да и по логике так и должно быть. Мотор будет пытаться брать с батарей все больше и больше тока, пока не пройдет ТММ. Далее напряжение упадет - упадет мощность - упадут обороты - мотор вернется в точку МаксМощности. Это подтверждается на практике.
Спалить мотор можно лишь в случае превышения макс тока мотора.

chek

Цитата: Michael1976 от 04 Март 2020 в 08:15
Вы не правы. Практика и логика показывает обратное. 1 солнечная батарея и мотор PIK работают на 18В и 4А - как раз в точке макс мощности.
Да и по логике так и должно быть. Мотор будет пытаться брать с батарей все больше и больше тока, пока не пройдет ТММ. Далее напряжение упадет - упадет мощность - упадут обороты - мотор вернется в точку МаксМощности. Это подтверждается на практике.
Спалить мотор можно лишь в случае превышения макс тока мотора.
Прошу убрать из вашего сообщения слова "Практика показывает" - Это будет честнее. :ireful:
Ваше утверждение справедливо, если бы СБ вели себя как источник напряжения. Но к сожалению СБ таковыми не являются.
Давайте вспомним чем отличаются источник напряжения и источник тока.
При перегрузке источника тока, его выходное напряжение тут же будет равно нулю. И как следствие мощность упадёт до нуля. Падение мощности при перегрузке источника тока - есть лавинообразный процесс.
То есть, как только вы попытаетесь ещё добавить мощности на моторе и перевалите по току за возможности СБ . То ваш мотор не уменьшит обороты, как вы думаете, он просто остановится. Так как напряжение упадёт практически до нуля ( ток останется). Но мощность -- есть произведение тока на напряжение. Какое бы значение тока не было на СБ , помноженное на НОЛЬ, этот ток даст нулевую мощность. :kidding:
К примеру , мотор уже остановился, какие силы стронут его с места? Для страгивания мотора с места нужно одновременное присутствие  и тока и напряжения, а в нашем случае напряжение равно нулю.
Ещё добавлю что пусковые токи любого мотора, значительно выше , чем рабочие токи.  А в нашем случае , старт мотора происходит ещё и под нагрузкой ( винт в воде)

3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

edw123

Цитата: chek от 05 Март 2020 в 07:56
А в нашем случае , старт мотора происходит ещё и под нагрузкой ( винт в воде)
Ну в воде и что? Это обычная вентиляторная характеристика нагрузки - самый лёгкий старт.

chek

Речь идёт о питании мотора напрямую от СБ.
Если номинальная мощность мотора одинакова с номинальной мщностью СБ, то скорее всего он не стартанёт или стартанёт но не наберёт обороты.
попробуйте подключить к лабораторному блоку питания мотор, ограничив ток блока питания меньше номинального тока мотора. Когда он запустится попробуйте его притормозить. Как только ток потребления мторчика перевалит установленное ограничение тока блока питания, он тут же почти остановится, А напряжение на лабораторнике сильно упадёт,  крутящий момент так же будет почти нулевым.
То же самое вы получите и с СБ.
Не вижу проблем поставить в буфер АКБ.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

chek

Ещё раз повторюсь.
Речь идёт про то, что произойдёт, если мотор попробует потребить с СБ больший ток, чем та может дать. При подключении мотора напрямую к СБ без буферного АКБ, или другого источника напряжения. ( к примеру огромной сборки конденсаторов, способных раскрутить мотор до нужных оборотов, дабы ЭДС мотора стал близок к рабочему  ЭДС солнечной батареи )

Добавлено 05 Март 2020 в 12:28

Дабы не ломать тут копья, берём СБ и пробуем прокатиться с моторчиком, который заведомо мощнее СБ.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

chek

Ещё пример:
Берём СБ мощностью 100 Вт, На ней написано, что рабочий ток 6 А, а ток короткого замыкания 7А. Это говорит о том, что при попытке снять с этой СБ ток в 7 А, её выходное напряжение станет равным нулю.
То есть , если подключить к ней моторчик со стартовым током 7 и более А, то ему нечем будет стартовать из за отсутствия мощности, которая будет равна нулю.
К сожалению я не знаю как ещё по другому всё это объяснить. :bn:
Что смог :-)
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Michael1976

#176
Цитата: chek от 05 Март 2020 в 07:56
Прошу убрать из вашего сообщения слова "Практика показывает" - Это будет честнее. :ireful:
Уважаемый chek, поверьте, у меня нет ни малейшего желания вводить вас или кого-либо из читателей этой ветки в заблуждение.
Посмотрите этот ролик: https://youtu.be/Q5VSXPAIHjk   примерно на 5:47.   СБ подключена непосредственно на мотор без АКБ.
Я общался с Николаем и он подтвердил, что система потребляет 18В и 4А. Полагаю, что для данной панели, угла ориентации и освещенности - это ТочкаМаксМощности.

Цитировать
Ваше утверждение справедливо, если бы СБ вели себя как источник напряжения. Но к сожалению СБ таковыми не являются.
Давайте вспомним чем отличаются источник напряжения и источник тока.
При перегрузке источника тока, его выходное напряжение тут же будет равно нулю. И как следствие мощность упадёт до нуля. Падение мощности при перегрузке источника тока - есть лавинообразный процесс.
То есть, как только вы попытаетесь ещё добавить мощности на моторе и перевалите по току за возможности СБ . То ваш мотор не уменьшит обороты, как вы думаете, он просто остановится. Так как напряжение упадёт практически до нуля ( ток останется). Но мощность -- есть произведение тока на напряжение. Какое бы значение тока не было на СБ , помноженное на НОЛЬ, этот ток даст нулевую мощность. :kidding:
К примеру , мотор уже остановился, какие силы стронут его с места? Для страгивания мотора с места нужно одновременное присутствие  и тока и напряжения, а в нашем случае напряжение равно нулю.
Ещё добавлю что пусковые токи любого мотора, значительно выше , чем рабочие токи.  А в нашем случае , старт мотора происходит ещё и под нагрузкой ( винт в воде)
Вроде бы вы пишите все правильно и у меня были точно такие же опасения. Особенно про остановку и старт мотора. Но...  ;-)
Опять же практика показывает обратное. Обратите внимание на поведение мотора при прохождении под мостом. При заходе в тень мотор остановился.
Я специально переспросил у Николая, как он запускал мотор после выхода из тени? Вынимал из воды, отключал его?
Нет - все просто, как только СБ начала вырабатывать достаточный ток, мотор подхватился и потащил лодку дальше.

Из всего этого делаю вывод: СБ + мотор + винт в воде - самостабилизирующаяся система. Т.е. мотор возьмет столько мощности с СБ, сколько она ему сможет отдать.
И мотор будет работать именно в ТММ СБ.
Если мои рассуждения, подкрепленные практикой Николая ошибочны - буду благодарен, если укажите где.

P.S. СБ 100 Ватт, мотор 300 Ватт.

edw123

Цитата: chek от 05 Март 2020 в 12:33
То есть , если подключить к ней моторчик со стартовым током 7 и более А, то ему нечем будет стартовать из за отсутствия мощности, которая будет равна нулю.
Скорее всего не стартанёт при таком стартовом токе, но возможны варианты, если будет близко от порога. Тем не менее противоречия с [user]Michael1976[/user] нет, просто значит в его примере мотор стартует с меньшим током. :pardon:

Добавлено 05 Март 2020 в 21:28

Цитата: Michael1976 от 05 Март 2020 в 18:59
Полагаю, что для данной панели, угла ориентации и освещенности - это ТочкаМаксМощности.
Вот это не обязательно и пример от [user]chek[/user] не даёт однозначного указания на обязательную работу именно в ТММ, т.е. если бы к примеру ток мотора (и мощность потребления) был чуть ниже - винт поменьше, то вполне возможно сб отдала бы большую мощность на чуть большем напряжении.  Но видимо режим действительно не очень далёк от ТММ.

chek

#178
У вас мтор с встроенным ШИМ регулятором, а в ШИМе имеется источник напряжения в виде накопительного конденсатора ( довольно приличной емкости), работающего параллельно СБ.
Возможно, что это и явилось причиной запуска мотора после выхождения СБ из тени.
3000 Вт. пик.  48 В 36 А/час LiFePo4 Контроллер Infineon 312, макс скорость - 38 км/час, турбо - 44 км/час, 120% - 55 км/час колесо 16" х 2.5" пробег без педалей 100 км на  скорости 38 км/час, АКБ не сел. Пробег более 14 000 км

Лодочник_А

Цитата: chek от 04 Март 2020 в 05:55
Винт для электромотора, так же требует подбора по шагу, но нет так точно , как для бензина. В противном случае можно спалить мотор или не получить максимальной отдачи мощности.
сами так решили?
Работа  - последнее прибежище тех, кто больше ничего делать не умеет.  Оскар Уайльд.