avatar_vintik.

Алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов

Автор vintik., 11 Май 2012 в 23:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

илс

Совершенно верно.  При обсуждаемом  использовании  супермаломощных зарядок,  можно забыть о снижении тока до нуля, при достижении верхнего порога, т.к. другого варианта не бывает, фактически.
А свинец ДА,  может легко кушать 200мА и больше, тупо перерабатывая электролит в водород и т.д.,  оч. долгое время, пока не закончится жидкий электролит.  :-)
В этом смысле, литий практически не требует никакого внимания, в фазе CV.
У меня в квартире электрозамок. питается от 7-8В, примерно. Я поставил 2 последовательных цилиндрика 18650 (в качестве резервного питания), и они уже год находятся "под напряжением" от дисишки, которая управляет замком.
Есть система контроля под нагрузкой, иногда включаю, проверяю их "самочувствие". Пока все ОК.  :eureka:

dnipromen

Результат стараний. За 3 дня подтянул я все 12 элементов в батарее до 3.64в. Вчера запаковал все как было до этого и в коробку, а сегодня подключил зарядное к аккумулятору через ваттметр. За несколько минут напряжение поднялось до 43.85в и на зарядном загорелся зеленый светодиод, ток, идущий в аккумулятор, опустился до 0.2А, так я подождал несколько минут - ничего не меняется и я отключил зарядку. Раньше же когда я заряжал, то когда напряжение аккумулятора подымалось за 40 в - зарядка начинала отключаться на десяток секунд, а потом опять включалась, как я уже выяснил ранее - это бмс аварийно отключала от зарядки, так как напряжение 1 элемента достигало критического 3.9в. Хотя я по незнанию думал что то так и надо, а так как есть советы оставлять зарядное на некоторое время после завершения процесса зарядки, то и я оставлял иногда зарядку на пол часика дозарядить... и думал что оно так и должно работать. Теперь же я уже увидел как все должно работать правильно, по крайней мере мне так кажется.

Alexeyspb

Вам еще одну важную, на мой взгляд, вещь не сказали. Литиевые батареи не нужно хранить 100% заряженными (важно, чтобы они не хранились разряженными) и не нужно "тренировать" разряжая в ноль и заряжая снова. Хранить оптимально на 50-60% заряда - этого обычно достаточно, чтобы компенсировать саморазряд. Все остальное - только снижает срок службы.

Alexeyspb

Цитата: Aske от 19 Авг. 2016 в 20:53
Еще один "теоретик"
не смеши. это все только в теории. на практике все по другому
Хотя да, можешь вымерять уровень заряда, может тебе будет даже полезно, может мозгов поприбавиться.
;-D
По вашему режим "Storage" в модельных зарядках придумывали безмозглые теоретики? А вы уже перестали путать транзистор и микросхему? Не вводите человека в заблуждение, у него инвалидная коляска и он обращается за советом.

илс

[user]Aske[/user], не надо переходить на личности и сводить  счеты в другой теме. :neg:
Человек высказал свое мнение, без каких-либо  личных наездов.
Неужели вы без них уже разучились общаться?  :ireful:

Alexeyspb

Во-первых, количество циклов заряда и разряда, вызванных "тренировкой", не может ни на что не влиять.
Во-вторых, график зависимости Lifespan от SoC и температуры пролетал, если мне не изменяет память, в исследованиях A123 - тут на форуме была тема об этом. Там разница раза в два. Даже если я в этом ошибся - греть балансирами батарею лишний раз смысла нету в любом случае. Если вопрос принципиальный - можно пройтись поиском по форуму или найти оригинальный текст исследования.
Вымерять, конечно, бессмысленно - я такого не предлагал. Но заряжать под завязку - идея не лучшая - речь об этом.
В третьих, вы на техническом форуме. Ни меня, ни других не интересует ваше мнение на тему моих умственных способностей.


i

Цитата: Aske от 19 Авг. 2016 в 21:34
Нормальному человеку не нужно забивать голову этой белибердой. Хотя, кому в жизни заняться нечем, может вымерять уровень заряда. В реальной жизни это практически никак не сказывается.
Лечите голову, дружище
-1 за невежество, переход на личности и оскорбление.

dnipromen

Сегодня удалось проверить, какую реальную емкость может теперь дать мой аккумулятор.
Мне удалось выжать 9Ач (6.5 Ач я разрядил катаясь, а остальные чайником и утюгом на токе 1.4А). Когда по ваттметру израсходованная емкость достигла 9Ач, я отключил нагрузку, напряжение в это время под нагрузкой 1.4А было 38.5в, мне показалось что дальше уже много заряда, наверное, нету и не стал "насиловать" батарею.
Потом подключил зарядку, которая зарядила аккумулятор на 8.98Ач, напряжение во время зарядки достигло 43.53в и зарядка прекратилась, через десяток секунд вновь включилась... Из сего я понял, что это уже БМС начала отключать зарядное, так как видимо напряжение какой то ячейки достигло максимального порога. Ранее я писал, что напряжение при котором отключается сама зарядка = 43.85в.
Цитата: Alexeyspb от 19 Авг. 2016 в 19:59
Вам еще одну важную, на мой взгляд, вещь не сказали. Литиевые батареи не нужно хранить 100% заряженными (важно, чтобы они не хранились разряженными)
В каком случае считается хранение? Если нет возможности у меня ездить, то я старался разок в две недели разрядить на несколько амер часов и заряжал снова, чтобы таки образом, как я думаю, избежать разбалансировки элементов и еще как бы имитировать, что батарея используется. Потому что в моем случае батарее не страшны циклы заряд-разряд, скорее по времени когда то она придет до своего финиша. Вот думал, что поступаю правильно, на зиму какой то год разряжал до процентов 60, но с этим тоже проблематично ибо, сначала нужно вычислять реальную емкость разряжая аккум, а потом заряжать и вновь разряжать до половины - не так легко, поэтому вот придерживаюсь такой схемы, как выше я описал. Поправте меня, если я ошибаюсь.

Alexeyspb

Цитата: dnipromen от 20 Авг. 2016 в 20:58
В каком случае считается хранение? Если нет возможности у меня ездить, то я старался разок в две недели разрядить на несколько амер часов и заряжал снова, чтобы таки образом, как я думаю, избежать разбалансировки элементов и еще как бы имитировать, что батарея используется. Потому что в моем случае батарее не страшны циклы заряд-разряд, скорее по времени когда то она придет до своего финиша. Вот думал, что поступаю правильно, на зиму какой то год разряжал до процентов 60, но с этим тоже проблематично ибо, сначала нужно вычислять реальную емкость разряжая аккум, а потом заряжать и вновь разряжать до половины - не так легко, поэтому вот придерживаюсь такой схемы, как выше я описал. Поправте меня, если я ошибаюсь.

Нет, речь как раз о том, что специально для хранения, в вашем случае, делать ничего не стоит. Контролируйте напряжение периодически - этого должно быть достаточно. Должно быть в районе 3.2-3.3 вольта на ячейку. LiFePo4 даже полностью заряженные любят постепенно "дрифтовать" в сторону этого значения - это нормально. Ненормально, когда разные элементы делают это неравномерно или начинают просаживаться по напряжению без видимых причин. Можно отключить БМС на время хранения - она потребляет небольшой ток и бывает, что потребляет его неравномерно.

Дотягивать батарею до максимума после каждой поездки, если не стоит цель держать транспортное средство в максимальной готовности - определенно лишнее. Про то, что я говорил про SoC - нужно будет действительно найти ту статью. Я мог забыть, возможно, зависимость там была от напряжения, а не от уровня заряда. В таком случае, для LiFePo4 это не сильно актуально.

Про разбег ячеек, если их не использовать - я не в курсе, сам не сталкивался. Мой не самый породистый и не самый новый LiFePo4 переживает зиму без каких либо видимых изменений. Кроме того, как бороться с разбегом - вы теперь знаете.

Если ситуация повториться - обратите внимание, что разбег у вас произошел с одного края батареи. Посмотрите, может это обусловленно какими-то чисто физическими факторами - скажем, лежат снизу/сверху, нагреваются от контроллера или еще что-то.

ShorCann

#45
Ребят вот тут есть интересное соображение. Есть 30 элементов (например), для сборки 15s2p необходимо их быстро подогнать по уровню заряда, можно конечно сделать это по одному, однако есть желание, временно, собрать из них 1s30p и произвести Массовый заряд :), разбег по напряжению у элементов небольшой (примерно 0.02В).
Плюсы такого подхода.
1. Сборка самостоятельно будет стремиться выровнять свой заряд.
2. При внешнем заряде все элементы будут иметь идентичные значения.

Вопрос - какие подводные камни и  минусы...
*прим элементы из одной партии и проверенны по емкости, разбег минимален.
DD1700W 48/12  Версия 1.0b
Рама и ее моды https://electrotransport.ru/index.php?topic=33489.0
Версия-3 https://electrotransport.ru/index.php?topic=60627.0

_LEXX_

ну если даже на каждую банку по амперу нужен источник 30 амперного тока , где бы такой взять,  в принципе хороший блок питания от компа может выдать ампер 20 по 5 вольтам , но нужно будет ставить стабилизатор тока

ShorCann

Цитата: _LEXX_ от 24 Март 2017 в 11:39
ну если даже на каждую банку по амперу нужен источник 30 амперного тока , где бы такой взять,  в принципе хороший блок питания от компа может выдать ампер 20 по 5 вольтам , но нужно будет ставить стабилизатор тока
тут вопрос даже не в зарядке, а именно в самобалансировке - если взять чистую теорию и просто собрать из разнозаряженных банок сборку 1s, то даже не подключая ЗУ, сборка должна, через некоторое время, отбалансироваться. А зарядить ее можно уже в боевом режиме, когда она будет 15s
DD1700W 48/12  Версия 1.0b
Рама и ее моды https://electrotransport.ru/index.php?topic=33489.0
Версия-3 https://electrotransport.ru/index.php?topic=60627.0

i

У нас в конторе это (1SдохP) называют "гроссбаланс". Все ячейки (лифер от 75Ач до 300Ач) проходят через него по несколько суток, после чего идут на сборку батарей.
Соединяйте спокойно (главное полярность и химию не перепутайте).

inetchik

Цитата: ShorCann от 24 Март 2017 в 09:05
*прим элементы из одной партии и проверенны по емкости, разбег минимален.
Странен тогда разбег. Откуда он и такой "огромный" ?
По своим, после теста не ёмкость (32шт), тест: заряд, разряд, заряд пол номинальной ёмкости.
Итог: 3,302В - 3,304В по одному и тому же показометру ut203 и через полгода тоже.
SF8. B1-Р600 с ЛЖФ15S-19.5АЧ.
KUGOO-S2(MS) c переклеенными магнитами+Лифт+ПУ+DCfS v2.0.KUGOO-S2(LS) c Лифтом+ПУ.
Мы на карте.BR, Dmitry.

ShorCann

DD1700W 48/12  Версия 1.0b
Рама и ее моды https://electrotransport.ru/index.php?topic=33489.0
Версия-3 https://electrotransport.ru/index.php?topic=60627.0

Владил

Салют всем. У меня очень похожая ситуация - купил здесь в 15 году акум.бат. с неизвестной историей(продаван глаголит только сделанная - ну это на его совести), пока наскоками лепил свой "шедевр"(хонда ева смайл на эл. тяге), лежала она заряжёная нетрогаемая. Этой весной окончательно убился 2-й моцик-жидкотопливный, вплотную взялся за ваяние, и добил-таки. 1-вая пробная поездке в 5-7км. с работы домой обрадовала. После 3-х часовой зарядки на бмс загорелся один синий светик, а зарядное мимикриловало с красного в зелёное. Езжу уже дней 5 на это-же расстояние с послепоездной зарядкой . За это время светиков стало 6, и по непонятной для меня причине контроллер иногда в конце поездки вырубает питалово бывало кратковременно, а бывало до перещёлкивания автомата. На форуме вычитал про балансировку ячеек(и продаван советовал после 1-го загоревшегося светик, но они добавлялись после каждой зарядки по 1-2 а последние 2 дня застопорились на 6). А теперь вопрос - оставить как есть в надежде что засветятся ещё 6, или раздербанить акум и зарядить каждую банку модельно-телефонной зарядкой(отрубания настораживают но не напрягают).     

Alexeyspb

[user]Владил[/user], а возможность раздербанить не полностью есть?

Я бы добрался до разъема БМС и проконтролировал напряжение на каждой ячейке обычным тестером. Повторил бы несколько раз данную процедуру в заряженном и разряженном состоянии. И дальше уже думал бы, в зависимости от разбега и его динамики, оставлять как есть, подтягивать отдельные элементы или дербанить и менять отдельные ячейки. Кстати, если у вас автомат отщелкивается (не БМС, а именно автомат) - это вряд ли с батареей связано.

Piramidon

[user]Владил[/user], делай, как написал,
Цитироватьраздербанить акум и зарядить каждую банку модельно-телефонной зарядкой
не вытянет БМС отставшие ячейки, только ручная добивка поможет выровнять ситуацию.