avatar_Anabol

Охлаждение и подогрев тесла модулей в ПСА ЭМ

Автор Anabol, 28 Окт. 2017 в 04:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Anabol

Всем доброго времени суток.

Для 7шт тесла модулей (около 180кг металла) в ситроен саксо стала задача правильно организовать не только охлаждение но и подогрев.

Несколько технических моментов. БМС ВВБ имеет прилично входов и выходов для настройки чего либо, речь идет так же о родных параметрах электроники саксо:
- контроллер фиксирует температуру ВВБ по температуре ОЖ (антифриз, зеленый), термодатчик находится между помпой и радиатором;
- БМС фиксирует температуру модулей используя родные термодатчики модулей;
- судя по температуре контроллера и ОЖ, дельта температур составляет около 5°С (в контуре СО пока батареи не подключены, а один контроллер всегда на 5°С горячее ОЖ);
- вентилятор радиатора СО включается при температуре ОЖ 30°С, отключается при 25°С (эти настройки возможно изменить в контроллере);
- при температуре ОЖ > 48°С контроллер выключает контактор из-за защиты по перегреву батареи (хочу изменить этот параметр где то на 40-42°С, что бы при Tbatt около 45°С была защита и при зарядке и при езде, к тому же вроде бы как можно настроить ограничение тока с батареи при определенной температуре ОЖ, до значения защиты по перегреву);
- скорость помпы СО около 600л/ч;
- автономка Webasto греет жидкость системы отопления салона до 87°С и начинает снова при падении до 81°С (вроде бы как эти параметры так же можно изменить, но пока еще не нашел как);
- у контроллера есть внутренняя защита по перегреву в 59°C.
Так выглядит СО в документах



Так нарисовал для лучшего понимания и добавил систему отопления




Как видно на схеме, контроллер подключен последовательно контуру СО, а все три родные ящика (NiCd аккумуляторов) подключены уже параллельно.
Ящик для сборки на 66В находиться под багажником и к нему идут шланги с внутренним диаметром 16мм (если не ошибаюсь, как раз пробка от шампанского хорошо закрывала шланг при съеме старых аккумуляторов). Вместо этого ящика будет 4 тесла модуля.
Два ящика 36В и 18В находятся под капотом, к ним идут шланги с внутр. диаметром по 8мм. Вместо этих ящиков будет один ящик с 3мя тесла модулями.
У тесла модулей внутр. диаметр патрубков 5-6мм. Думаю модули в ящиках соединять параллельно, так же как и родные NiCd блоки были, не знаю как было в тесле и что там за помпа...

Имеющаяся на борту бензиновая автономка Webastо, скорее всего через одну зиму будет заменена на какой то электро нагреватель + помпа, например как Лунфей, тену то все равно 220В АС или 160В DC (потеряю только в мощности), а вот помпа боюсь работает только от переменки. Но в данный момент Webastо, по моему мнению, через чур мощная для такой маленькой машины с моим местным климатом. Дело в том, что да, за 2-3 мин уже в машине жарище и весь снег на стеклах растаял, но при положении вентилятора печки на минимальном уровне, хоть и выдувает он ели ели, но в машине такая жара, что при температуре окружающей среды от 0°C и выше приходится ездить с немного открытым окном, что бы не крутить каждую минуту регулятор скорости вентилятора то на 0 то на 1.
А так как в контуре СО и отопления один и тот же антифриз (можно и универсалку залить) и появилась идея подсоединяться, например электроклапанами, к контуру отопления, если температура батареи ниже например 15°С. Тем более зимой можно заряжать ВВБ только при положительной температуре на ней и чем ближе будет к 25°C тем лучше. По логике если ВВБ нужен будет подогрев, значит и в салоне уже не так и тепло так же. В добавок приятным бонусом возможно было бы еще то, что температура жидкости для радиатора печки была бы уже ниже и возможно не было бы через чур жарко в салоне при не очень холодной температуре снаружи. Но все оно хорошо в теории, пока не перейдешь к практике, но даже еще до нее, умные и опытные люди ;) предупредили о возможных проблемах, так как нюансов хватает.

- если поток нагретой жидкости до 81-87°C будет недостаточно быстрым, то та часть батареи где находится патрубок по входу, будет нагреваться естественно первой и может быть перегрета, но даже и без перегрева, может возникнуть большая разница температуры между элементами, что приведет к разным условиям эксплуатации, к разной степени "износа", к большему разбалансу между элементами;
- если поток нагретой жидкости будет через чур быстрым, то жидкость не успев отдать много тепла после выхода с батарей, попадает в бачок, потом в помпу и на термодатчик, а если температура жидкости будет выше 40-42°C (48°C без изменения параметра)  то сработает защита по перегреву ВВБ.

Одна надежда пока на то, при подключении шлангов для ВВБ последовательно контуру отопления после радиатора печки температура жидкости будет не столь высокая, а скорости потока хватит что бы не перегревать одну (так сказать начальную) часть модулей, но если температура жидкости после радиатора печки будет все таки столь высокая, надеюсь что программно удастся снизить температуру порогов работы автономки Webasto. Но что будет, если уже нужно подогревать батарею, а вентилятор салона не включили? Я обычно пользуюсь печкой где то при температуре окружающей среды 5°C и ниже, а сейчас на улице около 10°C и температура ВВБ в багажнике при простое уже максимум 14-15°C. Тогда получается нужно опускать порог срабатывания включения подогрева ВВБ до примерно 10°C? Тогда теряю немного в пробеге, т.к. отдаваемая емкость начинает понемногу падать при Tbatt < 15-20°C.

В общем кто что подскажет? Какие клапана лучше использовать? Какие контуры должны образовываться при переключении клапанов? Например 1. Контроллер и ВВБ в контуре СО; 2. Контроллер в контуре СО, а ВВБ в контуре отопления или лучше соединять контур СО с контуром отопления полностью (для уменьшения количества нужных электромагнитных клапанов и повышения отказоустойчивости)?

Подумываю уже в этом году поставить электро отопление (используя предпусковой нагреватель типо Лунфей, при 3кВт от 220В, думаю будет около 1,5кВт при питании от 42S ВВБ), только его помпа вроде бы как только от переменки работает и ее придется либо заменить, либо отключить и снять лопасти добавив в контур отопления другую помпу (как раз можно подобрать подходящую, для нужной скорости потока). Смотрел немного видео об этих предпусковых нагревателях для каптилок, так там почти везде есть термореле и по логике можно подобрать подходящее для нужной температуры жидкости системы отопления/подогрева ВВБ.

За любые идеи, подсказки, помощь и советы буду очень признателен, т.к. зима не за горами.

С уважением,

Александр.
Citroen Saxo Electrique 33 kWh LiIon

Anabol

У БМС достаточно выходов и входов, что бы управлять электромагнитными клапанами. Например самая простая схема с двумя клапанами, которые обычно закрыты, а при подачи 12В на катушку клапана, он начинает пропускать жидкость. В схеме ниже поток нагретой жидкости берется после радиатора печки, которая должна быть уже немного остывшей + смешаться и температура жидкостей с разных контуров должна выровняться, достаточная для нагрева и стать недостаточной для перегрева батареи, т.е. до термодатчика между радиатором и помпой должна приходить с температурой ниже 48°C (а лучше ниже 40°C), т.к. после батарей часть жидкости попадает в расширительный бачок СО, а часть жидкости совмещенных контуров обратно в систему отопления, где будет перемешиваться с горячей жидкостью после автономки, т.е. меньше жарить будет печка, и на выходе будет еще меньше температура жидкости что идет снова на батареи.




С уважением,

Александр.
Citroen Saxo Electrique 33 kWh LiIon

Anabol

Пока рассматриваю такой вариант, с двумя электромагнитными клапанами (черные квадратики на схеме) и одним термостатическим смесителем.



Критика, поправки, предложения - приветствуются  ;-)

С уважением,

Александр.
Citroen Saxo Electrique 33 kWh LiIon