avatar_vintik.

Алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов

Автор vintik., 11 Май 2012 в 23:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Kayakmaniyak

Цитата: Piramidon от 28 Июнь 2017 в 16:32
[user]Владил[/user], делай, как написал,
Цитироватьраздербанить акум и зарядить каждую банку модельно-телефонной зарядкой
не вытянет БМС отставшие ячейки, только ручная добивка поможет выровнять ситуацию.
А если к цельной АКБ подключить зарядку dc-dc cc/cv и выставить напряжение из расчета 3,6в х количество банок и зарядный ток 0,05А? Можно ли дотянуть разбалансированные ячейки(ячейку)? Батарею разбирать стремно самому.
Malibukayaks x-Factor, Lowrance Elite-3x, Haswing osapian 30, LiFePo4 110Ah, Весло.

Piramidon

[user]Kayakmaniyak[/user],
ЦитироватьМожно ли дотянуть разбалансированные ячейки(ячейку)? Батарею разбирать стремно самому.
Нет, не дотянешь. Первый раз все делать стремно, не боИсь, начни с раздевания, как девченку  :ah:, если что будет не ясно, фотай, выкладывай, подскажем, что и куда подключать и  вставлять.

krym2016

Дотянуть ,то оно может и дотянет(но через сколько часов -дней -месяцев :-D)

Каждый не достающий а.ч.  это около 20 часов зарядки (при токе 0.05),и это всë время остальные ячейки будут "кипятится"

Короче плохой вариант,если  батка много не додаëт.
БЕГОвел) с бракованной LiFePO4   48v60ah,

Kayakmaniyak

Цитата: krym2016 от 07 Дек. 2017 в 13:36много не додаëт.

Много это сколько в% ? А бмс разве не отключит  "кипячение" заряженных ячеек?
Malibukayaks x-Factor, Lowrance Elite-3x, Haswing osapian 30, LiFePo4 110Ah, Весло.

krym2016

Ну разные бмс отключает по разному ( вроде 3.65- 3.8 В)

Но если вы будете подавать ток строго 50ма,то до отключения не должно дойти(балансировочный резистор помоему  идëт на 60ма.)

"Кипятить" всмысле находится под напряжением срабатывания балансировочного резистора(+-3.6 В)

Много или мало судить Вам,сколько ëмкости не додало в а.ч. можете по времени прикинить длительность зарядки-балансировки(1 а.ч.---- 20 часов при токе 50мА.)
БЕГОвел) с бракованной LiFePO4   48v60ah,

Kayakmaniyak

Malibukayaks x-Factor, Lowrance Elite-3x, Haswing osapian 30, LiFePo4 110Ah, Весло.

tmiaer

[user]Kayakmaniyak[/user], бмс либо отключает всю батарею, либо не отключает ничего. К отдельным ячейкам она может только подключить балансирные резисторы, которые на несколько десятков миллиампер снизят зарядный ток для этих ячеек. Если ток зарядки будет равен балансирному, то да, для этих ячеек заряд фактически будет прекращён, но это слишком неэффективно. Это фактически получается зарядка одной ячейки через линейный понижающий стабилизатор со входом несколько десятков вольт и выходом в 3.6, с соответствующим КПД, равным отношению этих напряжений.

Балансирных хвостов нет? Если не хочется разбирать, тогда только так.

[user]krym2016[/user], совершенно по разному. И 20 и 40 и 80мА бывает, даже 100 попадалось.

Kayakmaniyak

Malibukayaks x-Factor, Lowrance Elite-3x, Haswing osapian 30, LiFePo4 110Ah, Весло.

tmiaer

[user]Kayakmaniyak[/user], шлейф с большим числом проводов, подпаянных к каждой последовательной секции, для подключения к нему модельной зарядки или целлога. Судя по всему, нет такого у вас, иначе бы этого вопроса не было.

Dimy4

#63
Цитата: Kayakmaniyak от 08 Дек. 2017 в 07:45
Балансирный хвост это как?


Примерно вот так, хвост, идущий из глубины батареи (от каждой параллели или ячейки) к БМС.

1) Всё же разберите батарею)
2) Освободите БМС от скотча и изоляции, если они есть.
2) Проделайте всё, что вы хотели с хвостом и разъёмом. 
3) Постарайтесь НЕ заматывать БМС - ей нужен доступ воздуха для охлаждения бал.резисторов и фетов.

4) Кстати, для зарядки\разрядки АКБ поячеечно можете использовать способ, запечетлённый на фотке, пара загнутых булавок в бал.шнуре\хвосте, и накинутые на них "крокодилы" от зарядки или АйМакса.
Главное - ограничить ток в пределах 3-4 ампер (можно меньше), иначе булавки и разъём начнут греться, и искажать показания зарядки.



https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile&id=911  - по этой ссылке фото в 2 мегабайта, полный размер.
Я лечу по Кутузу во мгле-еее, я к родной приближаюсь Земле-еее    :dash:
Контр искрит, всё болит, батарея дымит, я - пилот KS14БЭээээ.. ))

   :-D   (с)) песня из к\ф "Адский тошнопрыг", 1945г. Дармовые Электротранспортные Консультации

tmiaer

Цитата: Dimy4 от 16 Дек. 2017 в 21:20
Главное - ограничить ток в пределах 3-4 ампер (можно меньше), иначе булавки и разъём начнут греться, и искажать показания зарядки.
Главное - не замкнуть эти булавки, иначе всё начнет не просто греться, а сгорит нахрен. Потому что предохранители на балансирные провода конечно же никто не ставит. Поэтому булавки максимально изолировать изолентой или термоусадкой, или использовать для этого облуженный или моножильный провод, чуть толще витой пары, зачищенный не более, чем на 5мм.

vintik.

Помогите пожалуйста понять/разработать алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов.
Пусть у нас имеется батарея из N элементов с такой зависимостью напряжения от емкости.
>3.65=перезаряд и повреждение батареи.
3.65 =100%
3.33 =99%
3.3 = 90%
3.25=50%
3.2=20%
3.1=10%

При последовательном соединении напряжения суммируются
Тогда для 12 элементов:
3.65*12=43.8В 100%
3.33*12=39.96В 99%
3.3*12 =39.6В 90%
3.25*12=39В 50%
3.2*12=38.4В 20%
3.1*12=37.2В 10%

Получается при напряжении 40В на всей батарее имеем на 99% заряженные ячейки.
Вопрос номер 1
Для быстрой зарядки на блоке питания достаточно установить ограничение напряжения в 40В и желаемое ограничение тока (до 1С)?

Известные мне промышленные контролеры LiFePo4 включают балансировку при напряжении на ячейке близком к 3.6В и током 60мА. И вот тут возникает самый интересный вопрос,
Вопрос номер 2.
Как правильно должен работать блок питания, чтоб быстро и качественно сбалансировать ячейки? Какие я вижу варианты:
а. Установить на блоке питание ограничение тока в 50мА и напряжение 44В и с тестером ждать выравнивания напряжения ячеек. Но на больших емкостях это может занять несколько дней.
б. Установить балансиры большего тока. Это займет меньше дней, но всё равно с тестером
в. Установить большие балансиры и индикатор балансировки (светодиоды). Не нужен тестер. Но всё равно нужно переключить зарядку из режима быстрого заряда к балансировке. И не понятно как организовать окончание балансировки.
г. Установить большие балансиры, индикатор балансировки (светодиоды), оптопару, через которую подавать на зарядку сигнал обратной связи. При достижении хотя бы одной ячейкой напряжения балансировки – переключать зарядку в режим балансировки (ограничения тока балансировки).
д. Встроить в батарею стабилизатор тока и включать балансировку вручную, переключением разъема зарядки или тумблера.
е. Встроить в зарядку таймер, после определённого промежутка времени выключается любой режим.
ж. Встроить в батарею логику «И» Зарядка выключится после включения всех балансиров.
З. Собирать деньги на новую батарею, всё равно ничего не получится.
И. Ходить пешком, за пивом.
Вопрос номер 3.
Как Вы считаете:
1. Какое время должна занимать балансировка элементов?
2. Нужно её проводить как профилактическое мероприятие, или ждать заметной потери емкости, начала проблем/конец батареи.
3. Если это профилактическое мероприятие, через сколько циклов проводить. Нужно ли устанавливать счетчик и сигнализатор, как в автомобиле "oil service".
4. Если это не профилактика, каков критерий дисбаланса? Как определить его по емкости или по напряжению?
Заранее спасибо за ответы по теме.

Форум прочитал весь, но однозначных ответов не нашел. Обычная BMS есть, не устраивает. Другая, дорогая тоже не подходит, хочу сделать свою.

илс

[user]vintik.[/user], много вы написали.  B-)
На будущее, лучше задавать вопросы мелкими порциями. Иначе большая часть останется без ответа.
Я бы не стал вникать в алгоритм зависимости напряжения от уровня заряда.
Для простоты, считайте, что есть пороговые значения (2-3,9В), а все что внутри - черный ящик. :)

Блок питания должен иметь режим СС/СV, этого достаточно.
Балансировку доверьте БМС. Балансируют они хреново, .... как вариант, заметный дисбаланс выравнивать"руками" .

Хорошие ячейки разбегаются -  несильно.
Если сильно, никакой алгоритм/балансир - не поможет.   :-\

Филя

У меня трудиться несколько своих самодельных БМС. На LiFePo4 я пересадил шуруповерта 2 штуки.



Цитата: vintik. от 16 Янв. 2018 в 16:40Какое время должна занимать балансировка элементов?
Балансировки как таковой у меня не происходит. Хотя балансиры и присуствуют. В конце заряда, когда ток спадает, рост напряжения прекращается. И если напряжение на всех ячейках больше 3,45 В, то считаю заряд оконченным, и отключаю АКБ.

А что вас не устраивает в готовых БМС?

vintik.

 Обычная BMS фактически не балансирует LiFePo4, а я хочу, чтоб это происходило автоматически, без участия пользователя, ищу правильный алгоритм. Не хочу вначале потерять половину ёмкости, а затем спалить квартиру.
Самодельная BMS у меня тоже есть, но нужно допилить нюансы.

Филя

Значит вам просто нужно добавить мощные балансиры.
А какой разброс напряжения мин/Макс. на батарее получается у вас с обычной БМС после зарядки?

vintik.

 Если присмотреться к фотографии, можно увидеть мощные балансиры.
Разброса никакого нет.
Вас не затруднит ответить хотя бы на один вопрос?

Филя

Цитата: vintik. от 16 Янв. 2018 в 16:40Как правильно должен работать блок питания, чтоб быстро и качественно сбалансировать ячейки?
О́бычно, для для заряда и балансировки хватает режима CC/CV.

Цитата: vintik. от 16 Янв. 2018 в 16:401. Какое время должна занимать балансировка элементов?
До тех пор, пока напряжение на всех элементах не станет 3.6 В.

Цитата: vintik. от 16 Янв. 2018 в 16:402. Нужно её проводить как профилактическое мероприятие, или ждать заметной потери емкости, начала проблем/конец батареи.
Балансировка нужна при каждом заряде батареи. При этом с балансировкой должна справляться БМС сама.

Цитата: vintik. от 16 Янв. 2018 в 16:40Для быстрой зарядки на блоке питания достаточно установить ограничение напряжения в 40В и желаемое ограничение тока (до 1С)?
Зарядное напряжение рассчитывается  3.6В на элемент. Если АКБ у вас на 12s, напряжение должно быть 43.2В
Зарядив на 3.3 В на элемент, аккумулятор не возмет и 50% емкости