avatar_Overrider

Тормозящий эффект МК. Откуда?

Автор Overrider, 25 Нояб. 2008 в 12:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Overrider

Все обладатели МК, что новых, что старых, замечали что колесо даже отключенное от контроллера проворачивается с заметным усилием. Я по началу думал что это радиальное усилие от магнитов на подшипники так действует... ага, щас..  :an:
Только недавно осенило откуда такой эффект - Гистерезис! Самые сообразительные уже поняли, а остальным поясню: магниты в роторе при вращении колеса перемагничивают статор, а статор у нас из железа, а значит сохраняет остаточную намагниченность. То есть когда над полюсом статора проходит магнит с "южным" полюсом он намагничивает статор в "север" и когда "северный" магнит ротора подходит к этому же полюсу статора, на статоре всё еще остаётся  "северная" намагниченность которая отталкивает магнит, отсюда и сопротивление вращению.

Volt из Н-ска

Железо статора рассчитано на перемагничивание с частотой в десятки герц. У него петля узкая и вряд ли даст эффект гистерезиса, заметный "вручную".
Скорее это полюс статора, находящийся против полюса ПМ, сопротивляется нарушению равновесия.

i

Площадь петли гистерезиса, которая и определяет потери на перемагничивание, у трансформаторного железа очень мала, практически сведена к нулю. Да и эти потери идут в основном на нагрев железа, да и скажутся только при больших скоростях/оборотах. А сопротивление вращению наблюдается уже при неподвижном колесе.
Если внутрь МК вместо статора вставить гладкую болванку (как статор, но без пазов), то при повороте МК ничего бы не менялось в магнитном поле. Система  оставалась бы в равновесии и не было бы никакого тормозящего эффекта. Т.е. можно заключить, что виновниками являются именно пазы, точнее, магнитная несбалансированность мотора. Если увеличить или уменьшить количество пазов, то можно добиться полной магнитной балансировки колеса, но не факт, что это будет согласовываться с работой мотора, с его фазностью. Тут нужно искать компромис.

valery

Этот эффект Вы сможете понять очень просто, проделав маленький эксперимент.
Если Вы отключите контроллер и провода статора замкнете все между собой, то колесо провернуть будет очень тяжело.
Контроллер не коротит все обмотки, у него присутствует на выходе некоторое сопротивление.
Из этого можно сделать определенный вывод.
:)

Nickolas

Цитата: valery от 21 Дек. 2008 в 20:23
Этот эффект Вы сможете понять очень просто, проделав маленький эксперимент.
Если Вы отключите контроллер и провода статора замкнете все между собой, то колесо провернуть будет очень тяжело.
Контроллер не коротит все обмотки, у него присутствует на выходе некоторое сопротивление.
Из этого можно сделать определенный вывод.
:)
Речь идет не о динамическом торможении, а о торможении колеса с отключенным контроллером и разомкнутыми обмотками статора.

valery

Цитата: Nickolas от 21 Дек. 2008 в 21:48
Речь идет не о динамическом торможении, а о торможении колеса с отключенным контроллером и разомкнутыми обмотками статора.

В этом случае выводы «i» мне понятны.
:)

Nickolas, как продвигаются работы по созданию супер контроллера? :(

Nickolas

Цитата: valery от 21 Дек. 2008 в 22:04
Цитата: Nickolas от 21 Дек. 2008 в 21:48
Речь идет не о динамическом торможении, а о торможении колеса с отключенным контроллером и разомкнутыми обмотками статора.

В этом случае выводы «i» мне понятны.
:)

Nickolas, как продвигаются работы по созданию супер контроллера? :(
Да вообщем-то он создан, сейчас идут испытания , снятия характеристик, чтобы можно было считать юнит вцелом.

ZxV

рассуждения i не верны
локальная часть гладкой болванки проходя последовательно под разными полюсами будет поочередно намагничиваться в разных направлениях со всеми вытекающими последствиями в виде потерь на гистерезис перемагничивание и вихревые токи
а тк болванка цельная а не шихтованная то потери на вихревые токи будут огого
желающие руками потрогать потери на вихревые токи могут при очередной разборке мотор колеса взять алюм пластинку и поводить над магнитами ротора или просто взять не самый мелкий NdFeB магнит и поводить пластинкой над полюсом
за дальнейшие рассуждения 100%-но не ручаюсь но всеже
сам по себе паз сопротивление сильно не добавляет
тк зубец подходя к полюсу притягивается и тем самым уменьшает момент сопротивление
уходя от полюса притягивает и добавляет момент сопротивления
зубцы дают пульсации момента сопротивления
но в среднем на этот момент сопротивления влияют не сильно
хотя в системе с хорошей инерцией все эти пульсации высоких порядков по идее должны уходить в тепло а значит создавать сопротивление вращению на величину энергии ушедшей в тепло
но эти зубцовые пульсации очень редко оставляют в нетронутом виде
их уеньшают различными способами типа скоса пазов укорочения шага эээ чтото больше ничего не вспоминается
и в китайском мк судя по осцилограммам николаса да и просто рукой чувствуется что зубцовые пульсации хорошо подавлены

i

Ну не верны, так не верны...  :bk:
Вихревые токи и потери на гистерезис требуют хоть какой-то частоты, скорости, а тормозящий эффект наблюдается уже при попытке сдвинуть колесо с места. Если передней колесо чувствует дисбаланс от катафота (при свободном вращении  останавливается с катафотом в нижней точке, ещё и колеблется в этом положении), то заднее колесо (с мотором) и не думает на него реагировать, т.е. присутствует некий статический тормозной момент. Вот его причину и ищем.
Если колесо неподвижно, вихревых токов нет, а тормоз есть.  :al:
Кстати, его можно и померить...  :bw:

i

Грузил заднее колесо (вблизи обода) стальными гайками. Когда колесо "почувствовало" вес и стало само поворачиваться, взвесил груз. Получилось 217гр (+/- 1 гайка), на плече примерно 0,26м. Итого тормозящий момент равен приблизительно 2,17*0,26=0,56 Н*М.

ZxV

ну 0.56Н*м похоже на момент от зубцов
на глаз в такой конструкции как китайский мк зубцовый момент будет составлять примерно 1-3% может до 5-ти от максимального
какой момент у мк?

Nickolas

Цитата: ZxV от 22 Дек. 2008 в 23:24
ну 0.56Н*м похоже на момент от зубцов
на глаз в такой конструкции как китайский мк зубцовый момент будет составлять примерно 1-3% может до 5-ти от максимального
какой момент у мк?
При нормальном управлении (не Китайским) 1 Нм -1А, сечение провода обмотки 2 кв мм

BigUry

Цитата: ZxV от 22 Дек. 2008 в 00:26
сам по себе паз сопротивление сильно не добавляет
тк зубец подходя к полюсу притягивается и тем самым уменьшает момент сопротивление
уходя от полюса притягивает и добавляет момент сопротивления
зубцы дают пульсации момента сопротивления
но в среднем на этот момент сопротивления влияют не сильно
Это, примерно, как катить тачку по бугристой дороге. Сдвинуть из ямки тяжело, а дальше, если разогнать, катится с горки на горку. Останавливается в очередной ямке. Намного раньше чем, если бы дорога была ровная. Еще нужно учесть, что "зубцовый" эффект действует и в радиальном направлении, дополнительно нагружая подшипники ступицы. Эффект усугубляется тем, что диаметрально расположенные магниты не идентичны. Какой-то перетягивает. На установленном колесе эти эффекты маскируюся массой и весом ТС.

i

Похоже, что так. :bw:
Становится понятно, почему [b-b]Nickolas[/b-b] крутит колесо всего при 35ма...

Nickolas

Цитата: i от 23 Дек. 2008 в 19:02
Похоже, что так. :bw:
Становится понятно, почему [b-b]Nickolas[/b-b] крутит колесо всего при 35ма...
Не понял это вывод после какого поста ?

valery

После 11го.
Вывод простой, много разговоров про супер «не китайский контроллер», а предъявить нечего.
:)

Nickolas

Цитата: valery от 23 Дек. 2008 в 20:29
После 11го.
Вывод простой, много разговоров про супер «не китайский контроллер», а предъявить нечего.
:)
что и кому и кто должен предъявить ?

i

Цитата: valery от 23 Дек. 2008 в 20:29
После 11го.
...
нет, после 12
Я имел ввиду, что на видео было видно, как трудно было раскрутить колесо и как потом ток уменьшился до минимума. [b-b]BigUry[/b-b] наглядно это объяснил.