avatar_vintik.

Алгоритм правильной зарядки для батареи из LiFePo4 элементов

Автор vintik., 11 Май 2012 в 23:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

BattleCruiser

Цитата: tmiaer от 24 Янв. 2018 в 12:05
Спор о том, что утверждали про возможность заряда батареи без контроля поячеечного напряжения при заряде её до 40В. Соответственно, раз речь шла об отсутствии контроля, значит ни бмски ни целлогов на батарее нет. Я утверждаю, что так делать нельзя при любом общем зарядном напряжении и привёл пример почему. Если вам кажется слишком фантастической ситуация, что 11 ячеек одинаково просели, а одна оказалась выше других и перезарядилась, то берём более реалистичную зеркальную ситуацию - одна просела, а 11 остальных выше неё и батарею мы не заряжаем а разряжаем. Сейчас вы сами начинаете писать про пищалку, которой по первоначальному условию задачи нетПотому что либо контроль ячеек есть всегда, и на заряде, и на разряде (бмс или хотя бы целлог с алармом, который мёртвого разбудит), либо его нет. Ситуация, когда ждём общего напряжения 40В, а потом начинаем тыкать тестером в каждую ячейку по отдельности равносильна отсутствию этого контроля. Вам кажется, что он есть, но на самом деле это фикция.
А если у вас на разряд стоит пищалка, то зачем её отключать на заряде?
Спор именно об этом, согласен. Но вообще-то речь шла о первом этапе заряда и создании новой БМС специально под этот тип заряда. Т.е. БМС по условию задачи есть, хотя в предложенном варианте при заряде до 40В она не принимает активного участия в контроле заряда. Естественно, можно сделать так, чтобы БМСка не дала перезарядить ячейку и на первой стадии заряда. И я все еще считаю, что до 40В можно заряжать без контроля напряжения на нормальной 12s лиферной батарейке.
Вы можете считать, что 40В - это уже много:)

И пожалуйста, не надо сводить тему заряда к теме разряда, это разные вещи. И естественно, при разряде обычно одна ячейка разряжается сильно раньше остальных. И это надо отлавливать. У меня такая ситуация на трех разных липольках.
При заряде на балансирном разъеме у меня висит балансир, а не пищалка:)

илс

#127
Цитата: rzaviy от 24 Янв. 2018 в 01:11
[user]илс[/user], Сниму" капот" и покажу  как и через какое время у меня заканчивается баланстровка всех банок(12)
Вероятность разбаланса, его появления и исчезновение (на верхнем) пороге, оч. сильно зависит от конкретной батареи.
К примеру, моя ЛЖФ батарея на 60В (20S) вероятней приобретет неустраняемый стандартной БМСкой разбаланс (по сравнению с дрищавой 12S)
От емкости сильно зависит. К примеру пакеты на 50Ач, нереально сбалансировать БМСкой с током в 50мА. И не потому, что это будет долго. Просто при заметном разбалансе, балансировка блокируется , фактически, если не крутить зарядник, туда/сюда.
Так что, возраст батареи, ее (конкретные) характеристики,  будут определять разбаланс на верхнем пороге, даже после неск. часов копчения на полном заряде.  :pardon:

[user]BattleCruiser[/user], балансиры не решают проблему перезаряда отдельных ячеек. Китайцы выпускают недорогие  БМСки для ЛЖФ.
В чем суть пора, не пойму.  :bn:
Нравятся самодельные балансиры, ставьте их в дополнении к БМС, а не вместо неё.
В идеале, надо ставить СмартБМС, которые умеют двигать порог балансировки, имеют режим пассивной балансировки, могут (дистанционно) сообщить владельцу о серьезных проблемах с батареей и т.д.

BattleCruiser

Цитата: илс от 24 Янв. 2018 в 13:35
[user]BattleCruiser[/user], балансиры не решают проблему перезаряда отдельных ячеек. Китайцы выпускают недорогие  БМСки для ЛЖФ.
В чем суть пора, не пойму.  :bn:
Нравятся самодельные балансиры, ставьте их в дополнении к БМС, а не вместо неё.
В идеале, надо ставить СмартБМС, которые умеют двигать порог балансировки, имеют режим пассивной балансировки, могут (дистанционно) сообщить владельцу о серьезных проблемах с батареей и т.д.
Да похоже, что спор ведется по поводу значения 40В для первой фазы заряда и целесообразности такого ограничения вообще для нового варианта БМС. Пора его прекратить:)
Я свою лиферную батарейку теперь просто заряжаю через БМС и ничего дополнительно не балансирую, т.к. отвалился один проводок на внешний разьем  - и с 11 каналами нет смысла балансировать, все равно заряд заканчивается по общему напряжению или по той ячейке, доступа к которой нет. При этом на самой слабой 3.45В. Разбирать лень, батарея работает на освещение в подвале.

sent9brb

мужики,думаю взять для 48в 20ah зарядку на 2 ампера?сейчас 4 амперная есть,лиферу же лучше будет если вкачивать малым током?(свинец в авто качаю 1 ампером вообще,держит заряд потом лучше всего)
Corratec ebow 29

tmiaer

[user]sent9brb[/user], лучше, но без фанатизма (т.е. не в ущерб времени заряда). 0.3-0.5С всё ещё довольно безобидный для лифера ток. Это не свинец, сравнивать нельзя.

vintik.

 Не думаю, что разумно заряжать 20Ач банки током в 2А. Хуже конечно не будет, но ждать больше 10 часов окончания заряда  ....
Сейчас доделываю ступенчатую зарядку, как будет готова - отпишусь.

sent9brb

Цитата: vintik. от 07 Фев. 2018 в 14:44
Не думаю, что разумно заряжать 20Ач банки током в 2А. Хуже конечно не будет, но ждать больше 10 часов окончания заряда  ....
Сейчас доделываю ступенчатую зарядку, как будет готова - отпишусь.
мне вообще все равно на время заряда :-D у меня в среднем будет положено на зарядку в районе 12 часов.маленький ток думаю полезен любому аккумулятору.0.1с рулит /:-)
Corratec ebow 29

vintik.

 Доработал Дельту. Приделал ножки. Собрал к ней приставку, модуль балансировки.
После многочисленных экспериментов установил, что мой LiFePo4 безопасно заряжается током 8А до напряжения 3.5V на ячейку. Что для моей конфигурации в 12S = 42V. Так и установил подстроечниками на лицевой панели Дельты. На фото напруга чуть выше, это компенсация потери в проводах.
Долго мудохался с балансировкой. Штатными средствами Дельты установить ток 500-200мА достаточно сложно, как и управлять напряжением с большой точностью. Первая конструкция на микропроцессоре получилась дорогая, громоздкая, не надёжная.
Затем меня осенило - совместить две зарядки - Дельту и повышающий DC-DC со стабилизацией тока и напряжения. Коммутацию сделал релейную.
До 42V дельта CV, CC 8A. После - повышайка 43.6V,  400mA. Получилось просто, надёжно и точно. При выходе из строя любого узла - перезаряда не будет. Управляется автоматически или движковым переключателем.
Сверху добавил ваттметр, на велике постоянно он не нужен, да и не очень удачная модель.
Получилось удобно, для жены и сына передняя панель - пока зелёная и красная лампа горят - идёт зарядка. Как красная лампа погасла (диод СС) зарядка окончена, можно выключать.
Для меня задняя сторона, могу проконтролировать заряд.
Начал делать "умную зарядку" с контролем балансировки, проверкой батареи и автостопом, но когда доделаю не знаю, много работ по велику, пора кататься.

kovmax1806

добрый день. сборка из 8 призматиков lifepo4 по 64ah разбалансированна. Не могу зарядкой на 29вольт заряжать. БМС отрубает зарядку, потому что одна ячейка быстро прыгает на 3.6 вольта, тогда как другие в районе 3.3 стоят. Общее напряжение аккума не поднимается выше 26.5 вольт. Я так понимаю нужно по отдельности зарядить каждую банку до 3.6 вольт зарядкой imaxb6? скажите можно ли заряжать по отдельности банки, не разбираю всю батарею? т.е не отсоединять контакты от соседних банок?

Спасибо.

Piramidon


tmiaer

[user]kovmax1806[/user], можно попробовать отдельно подразрядить убежавшую банку, возможно это будет быстрее.

vintik.

Вот здесь тема про алгоритм зарядки https://electrotransport.ru/index.php?topic=52528.0
Обычная BMS балансировать большие емкости не умеет.

Амид

[user]vintik.[/user],
Ну как?
Сезон закончен, описывай работу зарядника, в чём проявились проблемы?


Пользуясь случаем:
Что будет с ресурсом LiFePO4, если перед зарядом без разбора на разбежку подключать все элементы в параллель и так заряжать до 3,5В?

vintik.

 Сезон в принципе не закончен, сейчас катаюсь на велосипеде жены, потому, что мой на реконструкции. Но кое какие итоги подвести можно.
    По батареям
1. В середине лета одна загорелась. Вернее не сама батарея а монтажная плата которая её накрывает. Флюс, которым паял, оказался редкой гадостью, впитался в текстолит и видимо вступил в реакцию с морской солью, или влажностью воздуха. Выгорела дыра в плате 3Х3 см, сработал встроенный предохранитель, повредилась плёнка на двух ячейках. Пришлось заменять платы на всех батареях.
2. Реальная емкость меньше заявленной, она где то около 23аh в зависимости от режима эксплуатации.
3. Зарядка ячеек до 3.5В полностью оправдана, потому дельту отвёз на работу, использую для быстрой зарядки и балансировки.
4. Переделал встроенную в велик зарядку, поставил 4.5А и сделал переключатель режимов заряд/балансировка, по той же схеме, что в Дельте, но значительно компактнее. Пользуюсь в основном ей, удобно просто воткнуть велик в розетку и всё!
5. Обнаружил странную закономерность, что лежачие батареи имеют большую емкость, чем стоячие. Сколько не менял местами, все равно, та, что стоя заряжается и разряжается быстрее.
6. Корпус батарей был не герметичен и не пригоден к зимней эксплуатации, потому сейчас переделываю крепления к велосипеду и герметизирую.
7. Сравнил зимнюю эксплуатацию ионных и фосфатных батарей, однозначно не в пользу ионок. Чахнут, дохнут не едут, приходится батарейный бокс перед поездкой греть на радиаторе.
Параллелить я бы не стал, слишком большие токи при дисбалансе. Разве если вначале вклюсать через резистивные перемычки.

Амид

Цитата: vintik. от 19 Дек. 2018 в 23:535. Обнаружил странную закономерность, что лежачие батареи имеют большую емкость, чем стоячие. Сколько не менял местами, все равно, та, что стоя заряжается и разряжается быстрее.
Т.е. возможно заряжать стоит в "стоячем", а балансировать в "лежачем"?
Цитата: vintik. от 19 Дек. 2018 в 23:53Параллелить я бы не стал, слишком большие токи при дисбалансе. Разве если вначале вклюсать через резистивные перемычки.
Само-собой через резисторы! Это подразумевалось.

Благодарю за ответ.

vintik.

#141
Краткое содержание предыдущих трех страниц.
[user]Lobsterman[/user],  задает вопрос, как заряжать неизвестные аккумуляторы, неизвестной емкости при помощи компьютерного блока питания без режима ограничения тока (СС).
[user]tmiaer[/user], предлагает заряжать их до напряжения 3.4В на ячейку, что для LiFePo4 составляет 80-99?% заряда, по его мнению.
Если заряжать до 3.55В на ячейку, нужно переделывать зарядное устройство, установив микроконтроллер, который будет следить за напряжением каждой ячейки и управлять током зарядки, осуществляя тем самым обратную связь по току и напряжению.
У этого способа есть один недостаток, он трудно реализуем с квалификацией [user]Lobsterman[/user]

[user]inetchik[/user], рекомендует прочитать мануал на свою батарею https://electrotransport.ru/index.php?action=downloads;sa=downfile&id=827 и точно установить пороговые значения при помощи потенциометра на блоке питания вручную. Тем самым осуществляя ускоренный, многоступенчатый заряд.
У этого способа два существенных недостатка.
1. Человеческий фактор. Может рука дрогнуть, или не успеть крутнуть.
2. Необходимость использовать амперметр и вольтметры на каждую ячейку.

[user]gekanaz[/user], рекомендует установить в цепь зарядки батареи балластный резистор, который ограничит ток заряда.
Не смотря на то, что это самый простой способ ограничить ток заряда, он и самый худший. 
Балластный резистор уменьшает не только максимальный, а весь ток заряда, и вместо сокращения времени зарядки, получаем увеличение. Плюс проблемы с отводом тепла от резистора.
Так же, хочу заметить, что устанавливать балластный резистор в цепи питания зарядного устройства (220В) категорически не рекомендуется. Выходная мощность от этого не уменьшится, а защита по питанию наверняка сработает.
 
Со своей стороны я вижу единственное простое решение:
Подобрать зарядное устройство и емкость аккумуляторов так, чтоб максимальный зарядный ток не превышал емкости аккумуляторов.
Например блок питания 14в и 40А, емкость аккумуляторов 40Ач или 2х20Ач в параллель.


gekanaz

Цитата: vintik. от 11 Фев. 2019 в 23:41рекомендует установить в цепь зарядки батареи балластный резистор, который ограничит ток заряда.
 Не смотря на то, что это самый простой способ ограничить ток заряда, он и самый худший. 
 Балластный резистор уменьшает не только максимальный, а весь ток заряда, и вместо сокращения времени зарядки, получаем увеличение.
в чем же он самый худший ? я привел этот вариант как самый простой ,который защитит "насилуемый" источник напряжения, и естественно этот вариант увеличит время заряда. 
Я вообще сторонник использования совместимого оборудования без танцев с бубном. И я за максимальную безопасность. Очень хотелось посоветовать взять нормальную зарядку, но человек задал конкретный вопрос , как зарядить конкретным источником , и я предложил проверенный вариант...

Tymmmi