avatar_Паяка

"Вишенка" - электромопед на базе Риги-12

Автор Паяка, 03 Май 2018 в 01:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Паяка

Поделюсь скромным опытом установки электропривода на раму советского двухскоростного мопеда. Начнём по порядку.


Во-первых, аппарат получился, и ездит, и даже везёт на себе, и даже по пересечённой местности. Выглядит так.

Во-вторых, сразу озвучу недостатки, дабы коллегам не наступать на те же грабли.

  • Рама тяжёлая. Да, она по-своему винтажно красива, но строилась вокруг бензинового двухскоростного мотора, и предназначалась для движения с его помощью по преимущественно грунтовым дорогам в тёплое время года со скоростью до 40 км/ч. Низкий центр тяжести и дорожная мотоциклетная посадка, с одной стороны, удобны, особенно низкорослым водителям, с другой - делают практически невозможной езду по снегу и льду, на которую способен обыкновенный велик. По лесу и колдобинам едет хорошо, по глубоким лужам и мощной грязи - несколько хуже.
  • Выбор мотора прямого привода на такой сам по себе тяжёлый и по определению тихоходный аппарат, был ошибочным,
  • особенно с учётом намеренной установки слабых аккумуляторов с целью жёсткого тестирования в экстремальных режимах работы. Цель эта достигнута.
В-третьих, получившиеся ТТХ.

  • Масса порядка 50 кг.
  • Максимальная скорость 40 км/ч.
  • Оптимальная скорость 24 км/ч, запас хода 12 км.
  • Мотор-втулка безредукторная 1 кВт Conhis.
  • Обода штатные 16 мотоциклетных дюймов, мотор спицован в штатные для обода 2 креста.
  • АКБ 48В 12А*ч. В кофр можно установить и другую.
  • Контроллер 350 Вт "универсальный". Тоже можно заменить или умощнить. В последнем случае, максимальная скорость поднимется до 60 км/ч или чуть выше.
  • Передняя и задняя штатные пружинные подвески.
  • Достойная светодиодная фара с ближним и дальним светом.
  • Стоп-сигнал, задний габаритный фонарь, указатели поворота, передний, задний, боковые катафоты.
  • Электрический звуковой сигнал - штатный зуммер.
  • Спидометр с одометром на микроконтроллере PIC. Считает импульсы с фазы.
  • Передний тормоз штатный барабанный, задний велосипедный дисковый, оба с тросовым приводом.
  • Покрашено Хаммерайтом, в два слоя, веником из ведра. Чукча не маляр, чукча электронщик, однако.
  • И да, цепной педальный привод. Его ещё надо улучшить, но он есть, и работоспособен в качестве вспомогательного. Напомню, что педального привода у двухскоростных мопедов СССР, (как и у односкоростных, начиная с поздней Риги-5), не было, а был педальный пусковой механизм.
В-четвёртых, выводы.

  • Получилась яркая декоративно-прикладная игрушка с возможностью полезного и приятного применения. При установке ограничения скорости до 24 км/ч по ПДД является велосипедом, т.к. подаваемая контроллером двигателю в течение продолжительного времени мощность не превышает 300 Вт.
  • По сравнению со штатным бензомотором, небо, полёт и песня. Прецизионное управление тягой, возможность двигаться с любой скоростью, полное отсутствие шума, дыма, грязи и вони.
  • В свете полученного опыта, хочу себе многоскоростной велосипед-хардтейл с передней амортизированной вилкой, дисковыми тросовыми тормозами и задним редукторным мотором. То, что с самого начала советовали опытные электробайкеры.

Далее, насколько будет хватать времени, собираюсь постепенно описывать особенности электрификации советского мопеда, делиться найденными решениями, с фото, чертежами, цифрами и т.д. Надеюсь, эта информация пригодится или хотя бы позабавит.  ;-)

Предыстория

Итак, жил да был двухскоростной мопед Рига-12 1975 года выпуска. В таком виде он достался мне из пункта приёма металла. Разумеется, в объявлении было написано "не заводится, что-то с зажиганием".

Проверять, что именно было с ужасным, контактным, (шунтирующим накоротко контактами довольно нехилую обмотку магнето, причём большую часть рабочего цикла!!!), кулачковым зажиганием, не захотелось. Сразу было собрано контактно-тиристорное зажигание Шеина с трансформатором от магнитолы и некоторым подобием автоматической регулировки опережения зажигания. Для тех счастливцев, кто не имел дела с бензомоторами, поясняю: это как автоматическая регулировка опережения тяги у синхронного электромотора, только тяга создаётся не тонким искусством взаимодействия электромагнитных полей, а грубым и генерирующим широкополосные помехи поджигом гремучей смеси бензиновых паров с воздухом.  :-D В коробочку от чая, закрепленную на место штатной бобины зажигания, вошли бобина от питбайка, плата, трансформатор и противоугонный замок. Почти нанотехнологии на скорую руку.  :laugh:

С таким продвинутым зажиганием искра возникала даже от поворота маховика рукой, и мотор S-57, конечно же, завёлся с первого поворота педали, весело плюнув из глушителя всей сажей и сором, которые в нём скопились.

Правда, для того, чтобы педаль получилось провернуть, пришлось сначала полностью разобрать заклинивший двигатель и изрядно с ним повозиться. А заодно разобрать и весь мопед, очистить от слоёв колхозной краски и покрасить, по крайней мере, гораздо приличнее, чем было. Всё, можно ехать в лес!

Ох уж эти "шавки" и "вешки", двухскоростные двигатели! То прёт, то глохнет, то перегревается, то чихает. С крейсерской скоростью по ровной дорожке катить самое оно. И обдув цилиндра хороший, и обороты вкупе с накатом глохнуть не позволяют. Но на пересечённой местности - беда. Хочется более устойчивой тяги и более адекватного управления ею. Хотя бы как у более современного четырёхтактного двигателя мопеда или скутера. Избыточный шум и запах, (неповторимый двухтактный перегар, вызванный маслом, добавляемым в топливо) вовсе не способствуют удовольствию от катания на природе. Чувствуешь себя каким-то орком или дикарём. Незабываемые впечатления от старинной мопедки получены, теперь посмотрим, насколько её можно усовершенствовать.
Мотор-втулка DD Hallomotor (Conhis) 1000W под 32 спицы

16- и 19-дюймовые обода советских мопедов, начиная с Риги-3, имеют не 36, как у большинства мотор-втулок, а 32 спицевых отверстия. Друзья из Китая любезно изготовили киловаттный Hallomotor, как они тогда называли свой Конхис, под 32 спицы.

Как видно на фото, спицы, и не 32, а целых 40, они тоже прислали в подарок, но неверной длины. Мне почему-то казалось, что спициалисты, то есть специалисты по ступицам, спицам и ободам, имеющие собственное производство, априори должны уметь рассчитывать длину спиц.

Поставщик спросил ERD, он у 16-дюймового обода двухскоростного мопеда СССР равен 380 мм. И каким-то образом насчитал длину спиц 159 мм. Когда попытка собрать колесо с этими даровыми спицами провалилась, мы таки удосужились ввести данные обода и мотор-втулки в SpoCalc и онлайн-калькуляторы, которые дружно выдали верные 135 мм. Пришлось заказать спицы правильной длины и подождать прибытия заказа. К счастью, работы по мопеду и без спицевания на тот период было немало. 

Сдвиг спицевых отверстий от центра обода 4 мм. Диаметр окружности с отверстиями под спицы у мотора 230, полная длина оси 210, ширина между дропаутами 135, толщина ступицы в месте отверстий 35, и располагается она точно посередине оси без смещения влево или вправо.  В итоге при 2 крестах и 32 спицах они нам нужны длиной 135 мм, толщиной 12G. Обод не пистонированный, но отверстия расположены под углом, и заспицевать иначе, чем в два креста, вряд ли получится. Да и нужно ли? По-моему, красивый, тангенциальный рисунок, способствующий прочности и передаче крутящего момента.

Крепление мотор-колеса
Спидометр-одометр на PIC
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

andruxxa

прикольный мопед) я чёт думал, там от переднего колеса спидометр работает родной, не? Зачем бак? Ну и контроллер надо бодрый гринтаймовский, мысли о велике отпадут :-D при 72в поедет 70км/ч наверное)
Электро-рига7. задний к-т мхус 750вт + 14s Li-po 10А*ч = 51км/ч по гпс. Расход 2кВт*ч/100км Бюджет 16000р (2012г)
Электро-восход2м. Генератор газ3307 вместо поршневой.контроллер гринтайм48-84в 45А. акб с мопеда выше. Бюджет 2000р )))

RommT

Контроллер лучше Инфенион, или даже Миник или его более дешёвые аналоги, аппарат не узнаете! Маятник лучше переварить под втулки, или подшипники из более прочной трубы. Мотор и такой будет ехать бодро, но лучше всё таки или МК помощнее, или его же переставить на раму, будет лучше тянуть. 40 будет не максималка, а первая цифра которую увидете через секунду после старта  :dance:
Говей МСМ5 14" - железный сейф на колёсике
электро-Ока
Самовар с подвесным МК - 6кВт на киловаттнике

Паяка

#3
[user]andruxxa[/user], спасибо! В баке размещена электрика. И с ним аппарат выглядит гармоничнее. Можно было разместить электрику и в полостях рамы, а в баке, например, инструментальный ящик.

Спидометры у двухскоростных Риг, начиная, ЕМНИП, с 4-й, приводятся не от колеса, а от мотора. Захотелось сделать свой, в своём роде стильный.  :-)

[user]RommT[/user], мотор-то бодрый, просто контроллер стоит на 350 Вт. Свешенное колесо он крутит с частотой, соответствующей 60 км/ч. Если перепаять мосфеты и залудить шунт, поедет быстрее, (вплоть до этих 60), но и АКБ тогда надо Delta HR12-15, или DZM, или литий.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

Паяка

Продолжение. Крепление мотор-колеса

Как видно из последнего фото в предыдущем спойлере, дропауты заднего маятника усилены, в данном случае, навариванием стальных пластин. Это усиление безоговорочно необходимо, т.к. на крохотное плечо рычага, образованное плоскостями оси, передаётся весь крутящий момент киловаттной машины, приводящий в движение игрушку массой в полцентнера с ещё более тяжёлым новоиспечённым электробайкером в седле.

Маятник Риги-12 - это всего-навсего сплющенная с концов довольно тонкостенная стальная трубка, в данном случае, ещё и уколхоженная предыдущими владельцами. Вместо того, чтобы заменить короткую моторную цепь на новую, которая ещё и предотвратила бы усиленный износ звёздочек, они, как полагается, грубо удлинили прорезь.

Левый дропаут усилен с наружной стороны модифицированной деталью, которая в стоке передавала тормозное усилие.

Правый, уколхоженный дропаут усилен с двух сторон фигурными пластинами, при изготовлении которых применялся экологически чистый ручной труд с помощью идентичного натуральному биметаллического ножовочного полотна. Доработать напильником.

Наконец, самая интересная из пластин служит сразу нескольким целям. Является шайбой для оси, дополнительным торсионным рычагом для передачи крутящего момента на болт крепления амортизатора, креплением кабеля и тормозного суппорта, сохраняющим положение относительно диска при настройке натяжения цепи, (педальный привод решено сделать односкоростным, без дополнительных натяжителей).

Качественное покрытие детали, бывшей ранее частью сырорезки, не удалось испортить ни хранением с хламом, ни грубой обработкой в тисках, потому было решено оставить серебристую эмаль нетронутой, а сглаженные напильником наружные края и подогнанные под ось и болты отверстия обработать модификатором ржавчины.

Чтобы колесо можно было без затруднений снимать, в том числе в поле, для кабеля к фазам и датчикам Холла применён китайский "авиационный" разъём, закрепленный на укороченном кронштейне глушителя.

Разъёмные контакты защищены бескислотным солидолом. А вот нейтрального герметика под рукой не было, а кататься хотелось скорее, потому корпуса половинок разъёма в местах пайки и подведения кабелей заполнены термоклеем. Пока это не подвело, но не делайте так, коллеги. Пользуйтесь хотя бы аквариумным герметиком, или тем, что для лямбда-зондов. Прототипирование на скорую руку - это не пример для подражания, а копилка опыта проб, ошибок и успехов.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

морячок

Можно подробнее про фару и педальный привод? Сам подумываю про электрификацию Риги-4.
Продам батареи LiFePo4. 52В. 16s1p. и 36В. 12s2p.
ВелИк, могучим русский языка. ©

Паяка



Драйвер фары сделан на китайском модуле-понижайке на LM2596HV, причём индекс HV обязателен.



Вывод 4 микросхемы - обратная связь. LM2596 регулирует скважность импульсов так, чтобы поддерживать на этом выводе напряжение 1.2 вольта. В штатном режиме это используется для стабилизации напряжения, но если подать эти 1.2В с токового шунта (огромный резистор), получим стабилизатор тока. Номинал резистора расчитываем, исходя из требуемого тока. Например, для 0.5А нужно 2.4 Ом.



Вывод 5 отключает микросхему при подаче на него высокого уровня (например, +5В). Чтобы использовать эту функцию, необходимо рассверлить переходные отверстия на плате с контактной площадки этого вывода на земляной полигон.



Дальнейшие подробности опишу, когда будет время.

GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

tmkt

Цитата: RommT от 04 Май 2018 в 13:03
Контроллер лучше Инфенион, или даже Миник или его более дешёвые аналоги, аппарат не узнаете! Маятник лучше переварить под втулки, или подшипники из более прочной трубы. Мотор и такой будет ехать бодро, но лучше всё таки или МК помощнее, или его же переставить на раму, будет лучше тянуть. 40 будет не максималка, а первая цифра которую увидете через секунду после старта  :dance:

вот это "через секунду после старта" это слишком оптимистично
я на телепортаторе со своими 8кВт и весом 180кг и то "цифру 40" вижу не за секунду а за 2-3 секунды
ну хотя если вы в ригу вжарить предлагаете 20кВт то можно и так
мои е-байки: 1) лайток передний привод редукторник 250Вт (форсаж до 900Вт), масса 20-30кг, скорость до 60км/ч
2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (форсаж до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч
3) розовый телепортатор, задний МК 5кВт (форсаж до 11 кВт), масса 80-90кг, скорость до 115км/ч