Векторное управление АД

Автор леонид76, 14 Дек. 2011 в 11:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

леонид76

Добрый день! Возможно кто-то занимается этой темой и сможет отностительно несложно объяснить принцип?  Как известно управлять АД можно по частоте и напряжению. А что несет в себе определение "векторное управление" ?  Где оно в принципе применяется, каковы преимущества ? Спасибо.

кипец

Цитата: леонид76 от 14 Дек. 2011 в 11:07
Добрый день! Возможно кто-то занимается этой темой и сможет отностительно несложно объяснить принцип?  Как известно управлять АД можно по частоте и напряжению. А что несет в себе определение "векторное управление" ?  Где оно в принципе применяется, каковы преимущества ? Спасибо.
Прочти здесь, описание на частотный преобразователь

zap

Цитата: леонид76 от 14 Дек. 2011 в 11:07
Добрый день! Возможно кто-то занимается этой темой и сможет отностительно несложно объяснить принцип?  Как известно управлять АД можно по частоте и напряжению. А что несет в себе определение "векторное управление" ?  Где оно в принципе применяется, каковы преимущества ? Спасибо.
Насколько я понимаю, под "векторным управлением" понимают подачу на двигатель напряжением пропорциональному противо-ЭДС и противоположного по фазе.

Например, если для трёхфазного двигателя представить себе противо-ЭДС в виде "звезды" из трёх векторов, угол между которыми равен 120 градусов, то при вращении двигателя эти вектора также будут вращаться, при этом их амплитуда будет "пульсировать" примерно вот таким образом:



Если подавать на соответствующие фазные выводы напряжение, пропорциональное длине соответствующего вектора, получим минимальные неравномерности вращения двигателя (практически исчезает гул) и максимальное КПД.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

леонид76


Если подавать на соответствующие фазные выводы напряжение, пропорциональное длине соответствующего вектора, получим минимальные неравномерности вращения двигателя (практически исчезает гул) и максимальное КПД.

[/quote]

Андрей, из вашего рисунка и выдержкииз статьи нашего коллеги я несколько подругопу понимаю задачу. Допустим применительно к электромобилю на котором установлен АД. Система управления АД должна каким-то образом реагировать на меняющуюся нагрузку, например подъем в гору. Исходя из изменения нагрузки система изменяет входные параметры (напряжение или частоту) для того, чтобы например скорость электромобиля не падала.
Проще всего наверное это сделать отслеживая ток. Причем контроллер понимает 3-a ток как некий вектор (имеющий величину и направление). По величине тока система оценивает нагрузку, а по направлению частоту вращения.  Таким образом она должна отреагировать - увеличить напряжение в ответ на нагрузку и изменить частоту вращения поля, сравнивая заданную величину (педаль газа) и реальную частоту.  Правда не знаю, на такой инерционной системе как электромобиль, есть ли смысл заниматься такой точной регулировкой ?

Может быть кто-то подскажет, верно ли я мыслю или нет?  Any other ideas ? :bu:

леонид76

Вот еще соображения по управлению АД. Допустим электромобиль (EV) движется равномерно с определенной скоростью. Момент сопротивления на АД при этом точно равен моменту развиваемому АД. Этому режиму соответствует напряжение на обмотке статора, которое определяет ток и зависит от момента. Допустим скорость EV небольшая и напряжение не достигло максимально возможного. Частота поля статора соответствует скорости движения.

Ситуация 1.  EV пошел в гору. Момент сопротивления превысил момент АД и он стал терять обороты. С ДПТ все проще, его характеристика мягкая и при падении оборотов его момент сразу бы увеличился автоматически.  Для АД в этом случае необходимо повысить напряжение. Следуя нашим рассуждениям, напряжение увеличит ток, ток увеличит момент, падение скорости прекратиться.  Вопрос: где здесь используется вектороное управление?   Ведь следить за частотой вращения вала не сложно и при ее уклонении от заданного (педалью) значения можно изменять амплитуду питающего напряжения.

Ситуация 2. Водителю необходимо ускорится. Он нажимает «газ» и система по некоему закону должна увеличивать частоту поля и напряжение. Причем частота поля у нас жестко зависит (1-2% на скольжение) от необходимых оборотов, а напряжение мы должны подтягивать по некоему закону для получения момента. Но мы можем увеличивать напряжение просто следя за величиной тока и не превышая его максимальное значение для данного АД. Опять же не понятно - где векторное управление ?

av-master

Вы слишком упрощаете. кроме оборотов, еще контролируется положение ротора за один электрический оборот ( проход всех фаз). (может не соответствовать геометрическим оборотам) вот тут ветора и работают. когда и на какую фазу сколько добавить или отнять.
ну а скорость это уже регулируемая величина ( например по ПИД закону регулируется)
Как то так.

леонид76

Вы слишком упрощаете. кроме оборотов, еще контролируется положение ротора за один электрический оборот ( проход всех фаз). (может не соответствовать геометрическим оборотам)   [b-b]Имеется в виду кол-во пар полюсов ? [/b-b]
вот тут ветора и работают. когда и на какую фазу сколько добавить или отнять
[b-b]Наверное в этом есть смысл, если мы управляем высокоточным приводом? Например роботами, конвейером и т.п ? Какой смысл это делать в EV ?[/b-b]ну а скорость это уже регулируемая величина ( например по ПИД закону регулируется) Как то так.
[b-b] А как именно регулируется ? [/b-b] [b-b]То есть выходным параметром является частота, а что и как меняется системой ? [/b-b]

zap

Цитата: леонид76 от 19 Дек. 2011 в 12:37
Андрей, из вашего рисунка и выдержкииз статьи нашего коллеги я несколько подругопу понимаю задачу. Допустим применительно к электромобилю на котором установлен АД.
Рисунок, который я давал относится к синхронным двигателям. Там нет задачи менять скорость вращения магнитного поля, есть лишь задача варьировать ток в обмотках в зависимости от текущего угла ротора.

Насчёт векторного управления в асинхронниках я себе это как-то слабо представляю. Позицию ротора не знаем, абстрактное знание тока нам тоже ничего вроде как не даёт...

Цитата: леонид76 от 19 Дек. 2011 в 12:37
Правда не знаю, на такой инерционной системе как электромобиль, есть ли смысл заниматься такой точной регулировкой ?
На велосипедах - точно никто не заморачивается.
На обычных бензиновых автомобилях, кстати - тоже.
Степень нажатия педали (угол поворота ручки на велосипеде) задаёт лишь тягу (как процент от максимальной).
Если в горку плохо тянет - ну втопи педаль поглубже, делов-то.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

леонид76

Насчёт векторного управления в асинхронниках я себе это как-то слабо представляю. Позицию ротора не знаем, абстрактное знание тока нам тоже ничего вроде как не даёт...

Из материалов что я нашел, так как раз отслеживается положение положение ротора. Либо ставится датчик, либо оно вычисляется. Вообще описание этого метода нашел только у Усольцева. Но там слишком много теории, а вот чем плохи методы описанные в учебниках я не понял.  В итоге много формул, а для чего они не ясно. Может просто у меня подготовка слабая, поэтому и обратился на форум.




бурелом

В синхронных двигателях с увеличением момента на валу растет угол задержки ротора относительно поля статора. При нулевой нагрузке угол стремится к нулю, а при 90 градусах нагрузка будет максимальная и дальше выпадение из синхронизма. Соответственно с увеличением угла задержки растет и ток потребляемый из сети, т.е. отслеживая ток потребления можно определить нагрузку на валу. У эл. транспорта при уменьшении оборотов уменьшается потребляемая мощность. Значит при увеличении тока нужно снижать частоту питающего тока и тем самым уменьшать обороты двигателя и нагрузку на валу. Введя обратную связь частоты от тока мы получим от синхронного двигателя тяговую х-ку близкую к х-ке сериесного двигателя. При этом отслеживая ток потребляемый двигателем чтобы избежать больших пусковых токов.

nikvic

Из обсуждения пришёл к выводу, что нет "векторного управления" - есть лишь способ описания управления.
Ну, или наоборот - все управления можно отнести к векторным, если использовать надлежащие описание.

Похоже, сам термин пришёл из того времени, когда управляющие приборы (контроллеры, по-нашему) были только аналоговыми, и для каждого типа был удобен свой язык.

леонид76

Цитата: nikvic от 20 Дек. 2011 в 17:45
Из обсуждения пришёл к выводу, что нет "векторного управления" - есть лишь способ описания управления.
Ну, или наоборот - все управления можно отнести к векторным, если использовать надлежащие описание.

Похоже, сам термин пришёл из того времени, когда управляющие приборы (контроллеры, по-нашему) были только аналоговыми, и для каждого типа был удобен свой язык.

Полностью согласен. Тем более у нас есть всего два пути управления АД с короткозамкнутым ротором. Частота и напряжение.  Все дело как мы меняем эти параметры в зависимости от ситуации.

av-master

Ну так можно поднимать напряжение. ипытаться увеличить момент. можно управлять частотой. и ждать что обороты вырастут. это неоптимальные способы.
А можно частотой и напряжением (совместно) регулировать вектор приложения силы и подавать нужное напряжение ( как следствие на нужной частоте ) именно в тот момент времени когда это нужно с максимальным Моментои или КПД на всех рабочих частотах и моментах.

леонид76

Любопытная ссылка по теме. :bu: Пока не разобрался, так что без комментариев: http://www.ipes.ethz.ch/ipes/Raumzeiger/e_RZ4.html

VladimirA

Привет. Около 10 лет эксплуатирую у себя на работе инверторы для АД.
Большинство приводов имеют "винтовую" нагрузку ( центробежные насосы, вентиляторы и т.д.)
- квадратичная зависимость момента от оборотв.
Если помните нагрузочную х-ку АД, рабочая точка должна быть на верхней части кривой, чобы у
АД были устойчивые обороты и он не затармаживался при небольших скачках нагрузки.
Поэтому в простейших иверторах можно задать не только минимльные и номинальные частоту и напряжение
(например на охладающем насосе забортной воды: U(min)-75V, f(min)-22Hz; U(max)-380V,f(max)-50Hz. ),
но еще и пару-тройку точек излома, чтобы эта ломанная линия изменения частоты и напряжения,
при раличной производительности насоса, приблизилась бы к нагрузочной х-ке. (U(1)-130V,f(1)-35Hz;
U(2)-220V,f(2)-42Hz, и т.д.)
Т.е. задавя отрезки (вектора) мы настраивали инвертор под нагрузку данного привода.
Возможно это и есть старое название "векторного" управления АД?
Удачи