avatar_Паяка

ЗУ Бережок-Авто

Автор Паяка, 05 Сен. 2018 в 22:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дм.

Цитата: Cyberpapa от 28 Окт. 2018 в 20:10Спорно.
Я проводил единожды эксперимент:
Заряжал одну банку 40 Ач AGM АКБ постоянным током 200 мА и мощными короткими импульсами средним током 200 мА.
При работе с VRLA можно так дозанижать ток, что в итоге электроды разбалансируются.

Цитата: Паяка от 28 Окт. 2018 в 19:48В реальности, разные участки активной массы находятся в разном состоянии, часть воды (через газовыделение и испарение), серной кислоты и свинца (в шламе) могут быть утеряны из токообразующих реакций. Заряд, разряд и саморазряд ОАМ и ПАМ происходят по-разному.
И что из всего этого следует? Каким током/методом ни заряжай, эти разные состояния/пути никуда не денутся.
Цитата: Паяка от 28 Окт. 2018 в 19:48Но возможна периодическая компенсация ошибки, ... Например, через несколько циклов быстрого недозаряда ... производить усиленный дозаряд, причём делать его чаще, ... может быть не менее вредно, чем не делать вовсе.

Прерывистый (релаксационный) заряд - ... импульс длится не часы, а секунды-минуты. По отклику на этот импульс производится компенсация ошибки, с более продвинутой обратной связью, не раз в месяцы, а раз в часы, минуты, секунды. ...
В огороде бузина, а в Киеве - дядька.

Начните с того, что сравните разницу в окончаниях заряда в одном и другом случаях и оцените вред ошибок, компенсацией или недопущением которых занимаетесь путем импульсного заряда.

Цитата: Паяка от 28 Окт. 2018 в 21:19Пользователи готовых ЗУ могут на схемотехнические подробности внимания не обращать, устройство работает из коробки, автоматически, не надо ничего перенастраивать, и тем более паять. Информацию привожу для строителей кастомных ЗУ на базе моих плат управления.
Вы бы сделали отдельные темы, в одну - схемы и разработки по кастомизации, в другую - тестирование/отработку готового устройства.

Cyberpapa

Цитата: Дм. от 28 Окт. 2018 в 21:23При работе с VRLA можно так дозанижать ток, что в итоге электроды разбалансируются.
Возникает вопрос - занижать средний ток или ток в импульсе, который в моем эксперименте составлял около 250-300 А ?

Паяка

#380
Цитата: Дм. от 28 Окт. 2018 в 21:23Вы бы сделали отдельные темы, в одну - схемы и разработки по кастомизации, в другую - тестирование/отработку готового устройства.
Сделаю, когда напишу иллюстрированную методику создания кастомов, с неё и начну тему, примеры кастомов пойдут туда же. Лишнее можно будет перенести или попрятать под спойлеры.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

WERAS

Всем доброго здравия господа! Паяка вот схема с Дашита ,но выход будет на 15в и для правильной работы платы управления какой номинал должен быть токо ограничивающий резистор?. и почему на схеме при 19в  19-1.2в=17.8в/270 ом=0.065А .то есть ток светика гораздо выше чем 50ма.Может я не так считаю?Блин чертов интернет  :ireful: не смог даже схему загрузить. в общем на оптопаре с выходным напряжением 19в токо ограничитель 270 ом схема с дашита.

Паяка

#382
[user]WERAS[/user], проще всего сделать вот так. Работать будет как часы.

Или так, ближе к даташиту.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

WERAS

Ок! ограничитель оставим 330 ом. Спасибо!

Паяка

Ещё одна Luyan 6-DZM-12, старая, не доливалась. (Кстати, у этих скутерных батарей ультрамаринового цвета крышки над клапанами сдвижные,  т.е. АКБ "герметичная", но обслуживаемая! :wow:). НРЦ 12.57, ЭДС под 1А 12.33. Через 4 часа Бережок показал зелёный режим хранения, затем снова, без переподключения стал заряжать. НРЦ было 12.95. Подождём результатов.

Режим хранения является умным. В нём ЗУ периодически тестирует способность АКБ принимать ток для основного заряда или выравнивающе-десульфатирующего дозаряда. При этом Бережок не станет запихивать лишние кулоны и джоули. Т.е. для лечения полностью заряженную другим ЗУ, но несколько разбалансированную батарею надо несколько разрядить, прежде чем ставить под Бережок, который имеет чёткие критерии начала и завершения этапов, а не долбит, с перерывами или без, пока не отключили. Если не разрядить (неглубоко), будет осуществляться просто поддержание в текущем состоянии, что произошло с двумя GS-12-12 с НРЦ 12.85, под 1А 12.6 (фиолетовая индикация, "слабо берёт заряд"). Они стояли электрически в середине тяговой батареи, на днях попробую те, что стояли с краю, они более разбалансированы. Посмотрим, станет лечить, или "попросит" подразрядить.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

tj™

кстати да, такое поведение я тоже наблюдал. когда из зеленого режима все готово, бережок возвращался к заряду.
ЗУС7/ЗУС5/ЗУС4/Вымпел/BL1204/Бережок7/Бережок40

Сэм_N

Цитата: Паяка от 31 Окт. 2018 в 03:34Режим хранения является умным. В нём ЗУ периодически тестирует способность АКБ принимать ток для основного заряда или выравнивающе-десульфатирующего дозаряда.
Это мне вообще нравится.Но что мешает в приобретении это всё те же улучшения.Или элементная база остаётся? И всего лишь прошивки или как на самом деле?

Паяка

#387
[user]Сэм_N[/user], элементная база остаётся. Никаких электрических изменений не делается, только теперь у МК новая прошивка, сбрасывающая ток не до 3/4 максимально достигнутого, а до 1/2.

Показометр встроить хочется и мне. В корпус текущей версии изделия он не войдёт. Но умельцы уже сегодня могут заказать отдельно плату управления Бережок-Авто, и собрать свой вариант ЗУ, в т.ч. в более обширном корпусе и с измерительным прибором.

В незапамятные времена некий древний китаец нарисовал прямоугольную плату на TL494, которую с небольшими вариациями с тех пор производят, наверное, сотни заводов. Это хороший, надёжный, ремонтопригодный импульсный источник питания, подобный классическому компьютерному, только с одним выходным напряжением и без дежурки. Называются платы, например, S-100-15, JC-120-12, и так далее, сто́ят недорого. 6 ампер 15 вольт это 90 Вт, но Китай такой Китай, потому брать лучше с запасом.

К этим платам производятся разные корпуса. Большинство из тонкого перфолиста, но, как минимум, несколько заводов делает и так называемые rainproof power supply, с вентиляционными прорезями-жабрами. Корпус и плата питания от одного из таких заводов, JCPOWER, как раз используются в моём ЗУ. Передние панели приходится изготавливать отдельно.

Показометр по имени Electrical parameter tester, описанный здесь, будет прекрасно работать с Бережком-Авто, но не войдёт в корпус серийной версии.

В будущем есть намерение выпускать, кроме самодостаточного контроллера ЗУ, необязательную плату индикации, но пока неизвестно, сколько времени пройдёт, прежде чем дойдут руки до её разработки. А китайский встраиваемый "мультиметр" есть уже сейчас, и недорог.

Итак, берём блок питания на 100, лучше 120 Вт, с Алиэкспресса, или переделанный из AT/ATX, или самодельный, лишь бы у него был честный контроллер с нормированной обратной связью, а не тупой электронный трансформатор. БП на 15В - редкость, гораздо чаще встречаются на 12. Не беда, они легко перенастраиваются! В JC-120-12, например, для этого надо заменить всего один резистор, R31 с 10 на 12 килоом. Точно так же, и 12-вольтовые обмотки трансформатора компьютерного БП без проблем выдадут 15, только надо удостовериться, что они рассчитаны на нужный для ЗУ ток.

Кстати, плата от JCPOWER и её силовой трансформатор несут маркировку 200 Вт! Присутствуют посадочные места под более мощные транзисторы первичной части и сдвоенный выпрямительный диод вторичной, которые ставятся в более мощные версии БП. Потому мы получаем прекрасный запас надёжности по мощности и току.

Плата управления-коммутации Бережка-Авто подключается к плюсу и минусу (общему) выхода платы ИИП, а также третьим проводом в точку на ней, соединённую с выводом 3 TL494. На данной плате это ближний к UTC494 вывод резистора R38. Также предусмотрено управление ИИП с оптронной обратной связью.

Чтобы добавить к ЗУ показометр, поступаем следующим образом.

GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

Паяка

Долитая Luyan 6-DZM-12, с микротрещиной корпуса плюсовой банки, когда-то имела НРЦ 10.5В и не давала ток. После заряда "старой" версией более суток и 2 недель отстоя имела НРЦ 12.80, затем крутила шуруповёрт, после чего НРЦ 12.48, ЭДС под 1А 12.10. После 2 с лишним суток под "новой" версией и зелёного сигнала хранения, НРЦ 13.07, после отстоя порядка 12 часов НРЦ 12.83, ЭДС под 1А 12.6.

Выводы. Ток шуруповёрта усугубляет разбаланс, Бережок его лечит. Время целебного заряда очень сильно варьируется от состояния АКБ, и может составлять от нескольких часов до единиц суток. Зависит от величины разбалансировки и того тока выравнивания, который АКБ способна принимать без вреда для себя, (он может как расти, так и снижаться в ходе восстановительного цикла, сообразно ёмкостям и уровням заряженности банок). Неглубокий разряд умеренным током способствует восстановлению АКБ, тогда как разряд большим током вредит, и заставляет ЗУ тратить больше времени на устранение причинённого вреда.

Результат положительный. Старенькие АКБ вполне можно использовать как для маломощных, так и для чрезмерных для них нагрузок, затем продлять срок их службы с помощью умного ЗУ. Не факт, что ушатанные задолго до меня и пережившие разные режимы стенда ветераны будут тянуть электробайк радостно и долго, но в качестве мобильного автономного питания света, роутера, ноутбука, шуруповёрта, термоструны, паяльной станции, детской машинки (только  без трещин корпуса! дети достойны лучшего!) прослужат годы, причём всю восстановительную "возню" берёт на себя зарядный автомат. Это огромная экономия и польза в сравнении с мизерной скидкой при утилизации, (куда лучше везти труху, чем способные служить ещё несколько лет батареи).
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

Паяка

Обе АКБ Luyan 6-DZM-12.

Та, что не доливалась. Было НРЦ 12.57, ЭДС под 1А 12.33. Стало после примерно 12 часов отстоя НРЦ 12.84, ЭДС под 1А 12.66. Динамика положительная. ЭДС под нагрузкой растёт сильнее, чем НРЦ. АКБ годная, её можно поставить на продолжение лечения. Можно перед этим долить. Послужит ещё немало.

Та, что раньше имела КЗ. После недавнего заряда на разряд не ставилась, снова была поручена Бережку. Было НРЦ 12.77, ЭДС под нагрузкой 1А 12.56. Стало после выравнивающего дозаряда и 12 часов отстоя НРЦ 12.75, ЭДС под нагрузкой 1А 12.6.

Итак, стараниями Бережка, НРЦ снизилось на 20 мВ, ЭДС под нагрузкой возросла на 40 мВ абсолютных, соответственно 60 мВ относительных, просадка под 1А из 210 мВ стала 150.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

Паяка

#390
Очередной тест посвятим парочке General Security GS-12-12, стоявших 2 сезона электрически по краям тяговой батареи электромопеда. Не вскрывались, не доливались, тянули. Вторую половину второго сезона батарея заряжалась одним 48-вольтовым ЗУ-моргалкой, без снижения амплитуды тока. Специальных мер по балансировке не предпринималось, намеренно для исследования феномена. После снятия с байка, каждая АКБ была однократно заряжена "старой" версией Бережка-Авто до мигающего зелёного и убрана на хранение. Индикация ёмкости у всех четырёх батарей была жёлтой, "12 А*ч".

АКБ1. НРЦ12.91, ЭДС под 1А 12.7. После пары часов разряда светодиодной лампой мощностью 3 Вт НРЦ 12.57, ЭДС под 1А 10.43(!). Вначале Бережок показал фиолетовый, через несколько минут - синий (основной заряд), и даже красную (7А*ч) индикацию ёмкости. Через 4 часа зелёный - хранение, затем через некоторое время ЗУ вернулось в бирюзовый - дозаряд. Ещё спустя 5 часов при зелёном индикаторе крокодил снят и поставлен вновь, после чего, не индицируя ёмкость, Бережок дозаряжал до зелёного ещё полтора часа. Отключен, после 7 часов отстоя НРЦ 13.0, ЭДС под 1А 12.88.

АКБ2. НРЦ 12.83, ЭДС под 1А 12.6. Бережок-Авто показал фиолетовый сигнал "слабо берёт заряд", через час - зелёный "хранение", после чего аккумулятор снят на отстой. Через 12 часов НРЦ 12.92, ЭДС под 1А 12.7. После 4 часов 3Вт разряда 12.45В под 0.24А, после 3 часов отстоя НРЦ 12.7, ЭДС под 1А 12.57. Поручаем Бережку, видим синий мигающий - основной заряд и 12А*ч индикацию ёмкости. После зелёного сигнала и 4 часов отстоя НРЦ 12.94, ЭДС под 1А 12.78.

Неглубокий разряд заряженной до своего текущего максимума или около того, (фиолетовая индикация, вскоре сменяющаяся зелёной), но разбалансированной АКБ даёт ЗУ пространство для манёвра, позволяя выравнивать банки более эффективно. Если такого пространства не дать, восстановление будет идти в час по чайной ложке.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

Паяка

#391
DZM, имевшая после предыдущего заряда и отстоя НРЦ 12.84, ЭДС под 1А 12.66, немного, (не прекратила тянуть, а работа доделана), покрутила шуруповёрт. После следующего заряда и отстоя НРЦ 12.89, ЭДС под 1А 12.74.

Итак, после Бережка SoH (показатель внутренней проводимости и токоотдачи) выраженно растёт, при этом SoC (отражающий как действительный, так и мнимый заряд) растёт в меньшей степени, в некоторых случаях даже снижается, (по сравнению с предыдущим циклом), одновременно с ростом SoH. ЗУ осуществляет именно то, для чего задумано.

Так что система приоритетов "долговечность - токоотдача - ёмкость" в применении к этим ЗУ не просто слова.  :-)
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

serggio

Цитата: Паяка от 04 Нояб. 2018 в 19:31Итак, после Бережка SoH (показатель внутренней проводимости и токоотдачи) выраженно растёт, при этом SoC (отражающий как действительный, так и мнимый заряд) растёт в меньшей степени, в некоторых случаях даже снижается, одновременно с ростом SoH. ЗУ осуществляет именно то, для чего задумано.
На основании чего сделаны данные выводы?
Вы хоть термины то освоили?  :facepalm:
Как вы определили рост SoH?

Паяка

[user]serggio[/user], НРЦ можно наполяризовать хоть 13.4, особенно если кислоты долить, а вот ЭДС под нагрузкой минус НРЦ, т.е. падение разрядного тока на внутреннем сопротивлении постоянному току - показатель более показательный. ;-)

Также занятно следующее. Что лучше, зарядить одну и ту же АКБ до одной и той же ёмкости, (при разряде 0.1С до касания10.5В), при этом достигнув большего или меньшего НРЦ?

Больше НРЦ - больше площадь интеграла ватт-часов? - Неправда. Не НРЦ, а ЭДС под нагрузкой, тогда правильно.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF

serggio

Цитата: Паяка от 04 Нояб. 2018 в 19:47Больше НРЦ - больше площадь интеграла ватт-часов? - Неправда. Не НРЦ, а ЭДС под нагрузкой, тогда правильно.
Когда будете публиковать Ач, Вч или любые другие единицы в тестах с повторяющимися условиями, тогда будет предмет разговора.
А пока ЭДС под нагрузкой - вилами по воде. Через 1 сек столько то, через 2 еще меньше, и т.д.

Паяка

[user]serggio[/user], State of Health и State of Charge, соответственно, состояние здоровья и состояние заряда, - понятия условные, которые разные деятели понимают по своему.

В наилучшем случае, контроллер при определении SoC учитывает текущие параметры данной батареи. Т.е. индикатор заряда показывает не просто напряжение или даже разность залитых и слитых кулонов, но учитывает потребляемый или подаваемый в данный момент ток, температуру, (прямо или косвенно), эффект Пейкерта, инерцию процессов.

А здесь я привожу на данный момент простейшее понимание SoC - по НРЦ и ампер-часам, во взаимосвязи с простейшим SoH - по внутреннему сопротивлению. Именно эта взаимосвязь показательна в оценке качества работы ЗУ.

Добавлено 04 Ноя 2018 в 20:05

Цитата: serggio от 04 Нояб. 2018 в 19:58А пока ЭДС под нагрузкой - вилами по воде. Через 1 сек столько то, через 2 еще меньше, и т.д.
Верно. Через некоторое время сооружу нагрузочную вилку с мини-логгером. Если радиатор позволяет длительное протекание тока, это будет и разрядная нагрузка для мелких АКБ. Но выводы можно делать и на основании простых измерений.
GT TF1 60V 20Ah Chilwee DZF