avatar_clawham

Пневмоподвеска на электробайк!

Автор clawham, 01 Авг. 2018 в 09:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

clawham

Доброго всем дня!
Закончилась моя долгая эпопея с внедрением подвески полноценной пневматической в свой 70 килограмовый байк.
Пол года я расчитывал усилия, изучал предложения по резинкам, рукавам, тарелкам, амортизаторам. Изучал характеристики готовых амортов и возможности их подстройки. их расчетные усилия сжатия и выдачи. И в результате получилось превзойти все свои ожидания!
Спойлер


Итак - кому интересно - читаем как за копейки получить настоящую взрослую систему подвески для рычажных маятников!

Начну с того что у меня чоботарская рама и чоботарский же маятник. тоесть стандартная проблема - найти компактный мощный и мягкий амортизатор с подходящей пружиной на рычажность 5 к 1. Когда мопедка была собрана - я сел на него сам, посадил ещё пассажирку свою сзади и наехал задним колесом на весы. увидел цифру в 100 кг и афигел :) это значит что в амортизатор будет прилетать пол тонны ногминально и под 700 кг в динамике с нашими дорогами.
Начал изучать амортизаторы и вот что выяснилось. У жигулей 2104 на переднее колесо приходится 230 кг нагрузки без людей и 300 кг нагрузки с 4 пасажирами в  салоне. Ещё выяснилось что у тех же жигулей и пружина и амортизатор стоят на рычаге 2 к 1 примерно - тоесть мы имеем факт прилетания в амортизатор пол тоны номинального усилия и для него это норма и 600 кг в полной загрузке и он это тоже долговременно переносит. Собственно с этого факта и началось изучение заниженных тазов на предмет какую-же пневмоподвеску используют там. Выбор был невелик - 80% людей используют пневмоподвеску кабины скании - кабина весит 600 кг без людей и опирается на три такие опоры. тоесть подушка номинально расчитана на 200 кг но жигуля с 1-2 человеками впринципе вполне сносно выдерживает долговременно. Меня такой вариант не устроил т.к. я регулярно катаюсь вдвоем и хотелось иметь запас прочности. Потому выбор пал на другую подушку - Rubena! она выдает по документам 100 кг на каждый bar вкачанного в неё воздуха и по паспорту расчитана на работу до 5 кг/см2. Вол только приорозанижатели спокойно дуют в неё 8 и она таким макаром ходит по 3-5 лет пока от масла не разъедается.
Кстати выяснилось что именно масла и боятся все пневморессоры доступные на рынке. Мы не рассматриваем фирменные данлопы с защитным покрытием т.к. цена. Рубеновская резинка у нас стоит 20 уе. Мы же строим  подвеску за бесценок!
Дальше пошел на рынок и купил разборный передний амортизатор ВАЗ 2104. Это оказалось архисложной задачей т.к. общество потребления не приемлет поддающихся ремонту и настройке стоек. Но нашел. за 3 долара старый ржавый аморт но не потекший и даже живым сальником.
Естественно тут же заказал с инета за 2 долара ремку к нему и купил литру масла для амортов. разобрал, слил масло, почистил собрал. руками вроде эффект был но что мои руки с 70 кг когда он номинально на 400 расчитан. показалось все гут.
Дальше заказал резинку. Резинки бывают одинарный бублик двойной и тройной. Физика такова что каждый бублик добавляет диапазона ходу и сильно увеличивает мягкость подвески. тоесть на наброску 100 кг сверху три бублика просядут на 5 см а два бублика только на 2 см. один бублик на 1 см проседает. этого тоже нигде не пишут - надо было на форумах автомобилезанижателей выяснять. прикинул что рабочего диапазона двух бубликов более чем достаточно т.к. амортизатор имеет ход 90 мм а бублик по максимуму 110 по номиналу 100.
Но тут то и кроется засада - 90 мм хода аморта на рычаге 1х5 выйдет в 500 мм хода заднего колеса - это сильно высоко в расслабленном состоянии и сильно низко в нагруженном. потому ход аморту надо было ограничить. примерно прикинув что хочу 300 мм хода при том что первые 100 мм уходят при посадке одного человека было решено сделать две важные вещи:
1) нужно было на шток посадить демпфер и помощнее чтоб если резинка сдуется лопнет или ещё что - я смог ехать пусть и аккуратно но не на пузе
2) ход выдачи тоже надо ограничить и тоже демпфером т.к. удар по металокерамической коронке аморта поршнем гарантированно убьет рано или поздно все внутри.

потому было решено купить 4 бублика для крепления собственно жигулевского амортизатора к ланжерону
Выглядит оно так:
Спойлер

Два будут надеты на шток два же будут использованы по прямому назначению - крепление штока аморта к раме.
Ограничение на ход выдачи сделал просто - подобрал пружинку подходящую по жесткости и диаметру навивки, прикинул длину, отрезал закруглил и кинул между поршнем и верхним металокерамическим упором. там все в масле так что царапин стенок цилиндра не боюсь.

Дальше нужно было совместить резинку и амортизатор в единый узел. воспользовался вот этим чертежом но немного подгонял размеры под мой аморт(у меня диаметр трубы 41 мм)
Спойлер

Дальше было принято решение не точить брекеты а купить готовые т.к. токарь я тот ещё. поэтому ещё за 20 уе были куплены 4 колечка - два для ужержания края резины с характерным выступом а два других - просто глухие пластинки. единственное - выпросил один блинчик прислать пошире - с боковой подачей коздуха. в нем высверлил на токарном станке отверстие 12 мм(диаметр штока под неплотную посадку) и внутри этого отверстия расточил канавку 2х2 мм под резинку герметизации. зачем был нужен толстый блин? шток условно тонкий а резинку особенно в начале жизни незило перекашивает набок да и диаметр 110 мм какбы намекает что будь она толщиной 4 ммто минус 2 мм на канавку - по милиметру для упора - малавата. лишний металл я конечно срезал долго с этой детали и так и не довел до желаемого - устал точить. нижняя же была 5 мм диаметром и тоже с 2 мм канавкой - но там диаметр 41мм и в отличие от штока - упор будет на ровную плоскую поверхность - специальный усиленный хомут который просто обожмет трубу аморта и в торец металла хомута и упрется пластина нижняя. этим я смогу регулировать жосткость - если поднять нижнюю тарелку выше то в резинке будет мало воздуха - подвеска станет жощще. если опустить по максимуму вниз - подвеска станет мягче.

Дальше дело монтажа. Вопервых - на маятнике чоботаря ушки крепления амортизаторов слишком мало поднимаются над уровнем поперечины. чначала показалось что проходит но в процессе эксплуатации выяснилось - нижняя часть ушка крепления аморта достает до балки и цокотит. потому пришлось срезать родные ушки и приварить вырезанные на лазере новые. Дальше решил оставить совместимость с велоамортами и немного срезал втулку "ореха" амортизатора.
Орех это резинометалический шарнир. Забивается в ухо внизу аморта и в нем ось не проворачивается а сминает резину. по ширине оно идеально проходит но вот сама втулка-ось - шире - срезал оставив по пол милиметра зазора - нормально не стучит не задевает.

Дальше верхний упор. Проблема в том что верхний шток аморта получился выступающим над 120 мм пластиной верхнего брекета всего на 4 см. этого достаточно для крепления но пришлось подумать как сделать Г-образное крепление для этого штока чтоб оно выдерживало под тонну усилия не гнуло стенок и не занимало места т.к. в накачаном состоянии резинка имеет диаметр 140 мм. практически на всю ширину рамы. Решил сделать упор в поперечину которая держит сидения. пришлось купить профиль как у маятника. сделать крепление этих профилей к раме не из 1.5 мм фольги а из 4 мм металла.намертво к раме это все прикрутить а чтоб соединение не работало на излом - спустить к пластинам крепления подшипника маятника две растяжки из профиля 15х15х1.5  в итоге эти балки образовали треугольник и тарелка пнекмобалона упирается в них паралельно. но в итоге не хватило вылета амортизатора на выдачу и пришлось с этих балок спустить вниз "табуретку" Перевернутую П образную опору у которой ножки это тот же профиль 20х40х3 а поперечина - это швелер шириной нижней части 6 см и длиной в ширину рамы из металла 4 мм. в центре просверлилось отверстие, на шток надето стопорное кольцо и шайба, на шайбу подставлен один бублик и шток пропущен в это отверстие швелера. сверху поставлен ещё один бублик и шайба. все хорошенько затянул и накачал подушку. Все было идеально. Сел проехаться и через 10 метров амортизатор стал себя странно вести - подвеска сжалась до бубликов-демпферов и пошли удары по резине. думал сдулась резинка но манометр показал 7 кг(хотя накачивал 4). пока ходил вокруг - он медленнно поднялся до максимальной высоты. В общем дефект - залипший клапан выдачи. разобрал подушку, снял поршень и когда я снял пластинки клапанов - я афигел. В общем в поршне два клапана и 9 каналов. при ходе на сжание нижний клапан закрывает 3 канала а верхний - открывает 6 каналов - масло легко проходит вверх поршня. на обратном же ходе верхний клапан закрывается перекрывая 6 каналов и нижний клапан, сделанный из толстой листовой стали очень неоходто приоткрывает всего 3 канала - этим достигается плавный ход выдачи. но если ударить сильно вниз - клапан отщелкивает хитрую шайбу и отходит от каналов на милиметра 3 полностью открывая каналы. защита от ударов. так вот все эти три канала были наглухо забиты какой-то зеленой жижей с нитками! Уже потом я понял что это было - прошлые хазяева когда разбирали аморт - потеряли резиновую вставку-демпфер потому ничо не придумали лучше как впихать туда кусок армированного пвх шланга! какое-то время оно работало но потом за годы лежания на складе пвх разъело маслом и он превратился в жижу. забил каналы. они разобрали аморт, вымыли остатки шланга и попробовали ехать на нем - опять дубовый ход - они и решили его продать мне. А я тоже не допер сразу клапана и поршень беребрать - внешне все было чистехонько! в общем пришлось сверлом рассверливать то спресованое месиво ниток и жижи. поставил собрал и поехал кататься.

Первое впечатление просто ахрененно. Раньше по брусчатке ехать было невозможно - калесо как мячик скакало по камушкам  и как следствие хопу носило в стороны а тормозить или ускоряться было невозможно - колесо больше времни было в воздухе чем на самой брусчатке.
с новой же подвеской на брусчатке появилось ощущение что заднее колесо тупо краном на тросе подвешено! колесо прилипшее к покрытию, каникаких мячиков с колесом, никаких ям выбоин, появилось ускорение и торможение, можно стало маневрировать не боясь заноса.

Дальше поигрался с мягкостью подушки и решил остановиться на самом жестком положении когда резинка нижней частью поднята до самого верха - там туда входит очень мало воздуха но это не мешает ей быть мегамягкой. в общем лежачих полицейских теперь проглатывает как продебы их и нет на скорости до 50 кмч. если быстрее ехать - немного чувствуется легкий пинок по сидению. но калесо не подкрыгивает и не теряет контакта с поверхностью. по брусчаткам и шиферу из песка теперь можно спокойно ездить на любой скорости - нету теперь их на дороге. ращщелины в асфальте глубиной 10 см и шириной 20 см - просто пролетаются как вроде их и нет на любой скорости. Заезд на бордюры теперь просто как езда по ровному асфальту - просто едеш даеш газу и все ты на нем - титанический ход в 300 мм дает о себе знать. Единственное что заметно на дороге теперь это ямы длиннее метра и глубже 20 см. в момент провала колеса в неё - чувствуется что сидлушка тоже немного проваливается. но выезд из ямы уже не замечаеш. наезд на люк выступающий на сантиметров 5 над асфальтом - тоже как вродебы его и небыло!
Дальше по поводу пассажира - это самое классное в пневмоподвеске - она нелинейная. Тоесть когда велик стоит без меня - он поднимается до верхнего упору. когда я на него сажусь - он проседает на 70-100 мм вниз. но если на жад сидения посадить ещё одного человека 70 кг - велик просядет всего на 50 см. тоесть я что сам езжу с комфортной посадкой что с пассажиром - он не проваливается до упору. пружинами этого я добиться немог никак! он или жосткий для одного и мягкий для двух или мягкий для меня но на двоих он никак - в упор выжимается.
Кроме того Я ездил на DNM аморте у друга и как мы не крутили отскок,к ак не качали ему давление - колесо всеравно скачет по ямкам. Мотор у него немного тяжелее - у меня миникрошка а у него крошка но обода и резина +- одинаковые. и тяжелые мотоциклетные.

В общем я просто в непередаваемо диком восторге от того что получилось. в планах сделать мелкую подножку, поставить компрессор и клапан и при выключении зажигания чтоб подножка выезжала а подушка сдувалась - он там легко и мягко сядет на подножку и будет стоять устойчиво - заднее колесо-то полностью расслаблено. ну а когда включаеш зажигание - чтоб подушка накачивалась и поддерживала среднее положение хода подвески. компрессор самый дешевый за 15 уе накачивает её за 4 секунды. весит всего пол кило и места занимает как 4 разъема в прикуриватель машины. калеса качать ним тоже можно в дороге :)

Вес итоговый сборки аморт + подушка + крепления 3.5 кг. изначально было 4.5 но кило металла верхней тарелки сточил в стружку.

Для дочитавших до конца - видео работы
https://www.youtube.com/watch?v=39-eQ8OofB8


UPD:
Если накачать подушку до 2 кг/см2 то без людей на веле - оно упирается в верхний отбойник. Если сажусь я сам(72 кг) то давление подрастает до 3.5 кг/см2 и если попрыгать максимум что могу выдавить это 4.5 кг.
Ежели вдобавок ко мне посадить на хвост ещё и жену(69 кг) то давление поднимается уже до 5,5 а если активно попрыгать то может доходить до 7.5 кг/см2.
учитывая факт что 100 кг усилия дают 1 кг/см2 давления то выходит что я все точно и ровно расчитал. и подушка по номиналу долговременных выдерживает 5 но люди на постоянку ездят на 8-ми и ничего не лопает. я до 8-ми не качаю и не нагружаю а на выбоинах это кратковременные перегрузки - подвеска идеально подошла под задачу!
1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

SolarRay

[user]clawham[/user], теперь, нужно сделать рычажную вилку спереди, для комплекта. (:

clawham

Вот кстати правильное замечание - 4 день катаюсь и катаюсь же испытывая на прочность..поначалу тяжело себя было отучить обьезжать даже самые мелкие неровности. То вот теперь реально замечаю что моя мотовилка сильно дубовая. она с нормальным амортизатором(правда клапан только один а отдача просто три канала) но работает хорошо если б не тот факт что у меня 70% веса на заднем колесе. в результате передок недогружен. Ну и теперь она жестковатая ибо передком по рулю я ямки чувствую а под сидением как вроде и нету ничего.
Думаю или подточить пружине боковинку или сжать её до упору в тисках чтоб витки сошлись и добавить ещё половину пружины. ну и ход увеличить само собой - тоесть выточить новый поршень амортизатора с более длинным штоком. Заодно и каналы сделаю как мне угодно будет :)
Но паралелограмная вилка это вообще шикардос..тем более что на неё тоже можно пневму поставить и тогда вообще все шоколадно будет :)
1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham

clawham

1)8FUN SWXK 250w24V@17A48V 13S4P LGD1, China kontr
3)MXUS 3000 @90A80V LiFePo 20Ah 25S, Nucular 12F
Telegram @clawham