avatar_diver52

LiMn2O4 Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации.

Автор diver52, 04 Май 2011 в 11:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ампервел

О, я реабилитирован! Zedmen, расскажите тогда поподробнее, как подключали целлоги, может схему выложите, для потомков? Как правильно настраивать целлоги для зеленого ли-мг маде ин япан :-)

zedmen

#271
Цитата: ilyukhs от 29 Апр. 2012 в 21:07
Цитата: zedmen от 29 Апр. 2012 в 09:40
Можете поздравить меня  :dance:
Уже прошло 4-е месяца как я пере собрал свой литий марганцевый аккумулятор.
До сих пор не разу не балансировал блоки банок, максимальная разница на каждом из 10 блоков банок ....
Может быть все таки Япония это весомая гарантия качества

Помните, как я говорил о том, что через тернии вы воспарите к звездам.  :-D Получается snoag вам впарил отличные ячейки, а вы на него обижались  :kidding:
Если серьезно, то малый разбаланс это конечно результат качественного бренда и особенности данной химии, которая обсуждалось ранее. Бережная эксплуатация и качественная сборка, тоже вносят свой вклад.

В любом случае, примите заслуженные поздравления! :wow:
Спасибо за поздравления, старался как мог исправить аккумулятор и сделать его настройку под свои нужды.
Вчера протестировал разные прошивки контроллера Infineon (оригинал Льен). В итоге пришел к одной настройке, 30А аккумуляторный ток и 60А фазный, + еще некоторые настройки, вышел в итоге интересный результат. Разгон стал более активным с 40 км/ч что были раньше, до 48 км/ч. Общий ток по турниге вырос до 39А.
Думаю, что это многовато, но на несколько дней поездок и тестирования ничего с аккумой не будит на таких токах.
Почему решил пере прошить контроллер, в связи с проектом создания нового электро велосипеда Merida One-Twenty, об этом подробнее в общей теме.
На счет snoag-Юрия, давайте не будем говорить как раз его недоделку Merida One-Twenty и переделываю в данный момент полностью  ;-D
Цитата: snoag от 02 Май 2012 в 11:53
О, я реабилитирован! Zedmen, расскажите тогда поподробнее, как подключали целлоги, может схему выложите, для потомков? Как правильно настраивать целлоги для зеленого ли-мг маде ин япан :-)
Кто вам это сказал, что вы реабилитированы   :laugh: !?
Про два последних случая выхода из строя ваших аккум, не считая меня, я умолчу пока  :-\
Читайте ветку про целлоги, там все четко написано, как их настраивать и как подключать.
Думаю не стоит повторять уже написанное до меня.
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

STM32

Цитата: ilyukhs от 29 Апр. 2012 в 21:07
Помните, как я говорил о том, что через тернии вы воспарите к звездам.  :-D Получается snoag вам впарил отличные ячейки, а вы на него обижались  :kidding:
Если серьезно, то малый разбаланс это конечно результат качественного бренда и особенности данной химии, которая обсуждалось ранее. Бережная эксплуатация и качественная сборка, тоже вносят свой вклад.

Я нашел их ветку. на одном из ебурских сайтов.
У snoag все сообщения потерты.
Лично я считаю, что предупреждать надо о б/у батареях на стадии сборки.
Второе - обязательная гарантия.

Малый разбаланс это не бренд - а химия такая, весь разбаланс в тепло уходит до определенного момента.

Ампервел

#273
Цитировать
На счет snoag-Юрия, давайте не будем говорить как раз его недоделку Merida One-Twenty и переделываю в данный момент полностью  ;-D
Полностью переделка ;-D Это вы про Хэдвеи с большим внутренним сопротивлением и огромным весом??? да уж - переделка просто масштабная :kidding:
ЦитироватьПро два последних случая выхода из строя ваших аккум, не считая меня, я умолчу пока  :-\
Глупость несусветная - все катаются, недавно встречались. Так то у всех целл логи и смартБМС уже давно.

Про цел логи я тогда сам выложу фотки и подробное подключение для LiMg.

zedmen

#274
Цитата: STM32 от 05 Май 2012 в 19:46
Цитата: ilyukhs от 29 Апр. 2012 в 21:07
Помните, как я говорил о том, что через тернии вы воспарите к звездам.  :-D Получается snoag вам впарил отличные ячейки, а вы на него обижались  :kidding:
Если серьезно, то малый разбаланс это конечно результат качественного бренда и особенности данной химии, которая обсуждалось ранее. Бережная эксплуатация и качественная сборка, тоже вносят свой вклад.

Я нашел их ветку. на одном из ебурских сайтов.
У snoag все сообщения потерты.
Лично я считаю, что предупреждать надо о б/у батареях на стадии сборки.
Второе - обязательная гарантия.

Малый разбаланс это не бренд - а химия такая, весь разбаланс в тепло уходит до определенного момента.
Вот новая тема, те старые модеры сайта е1 закрыли и выкинули электровелы вот сюда: http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=142&i=61368&t=14948&page=5
А так бы и в личке могли спросить, если уж так интересно дал бы ссылку.
На счет snoagа, уже вроде все решилось и так. Считаю, что устраивать здесь дебаты и разводить полемику не стоит.
Пишем только конкретику за литий марганец.
Цитата: snoag от 06 Май 2012 в 11:11
Цитировать
На счет snoag-Юрия, давайте не будем говорить как раз его недоделку Merida One-Twenty и переделываю в данный момент полностью  ;-D
Полностью переделка ;-D Это вы про Хэдвеи с большим внутренним сопротивлением и огромным весом??? да уж - переделка просто масштабная :kidding:
Для хедвеев есть отдельная темя пишите там. У вас тоже был выполнен проект на хедвеях на 250 км пробега на одном заряде, забыли что ли про него.
Цитата: snoag от 06 Май 2012 в 11:11
ЦитироватьПро два последних случая выхода из строя ваших аккум, не считая меня, я умолчу пока 
Глупость несусветная - все катаются, недавно встречались. Так то у всех целл логи и смартБМС уже давно.
Два человека, пострадало и сейчас без аккумуляторов сидят. Разглашать кто они такие не могу по их просьбе.
Подробнее:
У них стояли литий марганцевые аккумы на 40 вольт, 10 Ач. У одного произошёл полный разбаланс аккума и перезаряд блоков банок свыше 4.25 вольт, замеры делал сам вольтметром дома у человека, позже сног забрал его на переделку, до сих пор не вернул. Я был в ужасе от разбаланса аккума. O_O
Потом у второго человека, был маленький разбаланс на блоках банок и после его попыток сбалансированность аккум он вообще сдох. Упало общее напряжение на аккумуляторе. Как выяснилосось позже сдохли несколько банок аккум.
В итоге он тоже остался без аккума и я предложил ему выход, отдать мне вел на переделку. Как вариант аккум предложил хедвеи на 40 вольт, 15 Ач, 12 банок по 3.3 вольт.
Переделать их аккумы литий марганцевые, им запретил сног, якобы он сам сделает им все по уму. Ну раз сделает то сделает, в чем вопрос то. Как только сделает пусть сюда и выложит свою красоту.
К сногу:
Не надо мне в личку писать угрозы физической расправы с мною. И какие у вас там покровители с деньгами есть мне без разницы. Я вам плохого ничего не сделал в этой жизни. Всего лишь констатировал небольшие технические недостатки кулибинства. Проще относитесь к этому. :kidding:
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

closer_to_sky

Получается, что эффект самобалансировки работает только пока батарея свежая.....
Ячейки со временем помирают, это неизбежно.
А вот последствия уже настораживают - раз батарея, при потере нескольких банок, легко уходит вразнос, BMS ей таки нужна.
Или контроль время о времени.

Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

STM32

Цитата: closer_to_sky от 11 Май 2012 в 17:11
Получается, что эффект самобалансировки работает только пока батарея свежая.....
Ячейки со временем помирают, это неизбежно.
А вот последствия уже настораживают - раз батарея, при потере нескольких банок, легко уходит вразнос, BMS ей таки нужна.
Или контроль время о времени.
или заряжать при малых токах, когда лишний заряд уходит в тепло.
Лучше уж перестраховаться и установить бмс.

zedmen

Цитата: closer_to_sky от 11 Май 2012 в 17:11
Получается, что эффект самобалансировки работает только пока батарея свежая.....
Ячейки со временем помирают, это неизбежно.
А вот последствия уже настораживают - раз батарея, при потере нескольких банок, легко уходит вразнос, BMS ей таки нужна.
Или контроль время о времени.
Не совсем так так проходит процесс как вы написали.
-Первое, как выяснилось позже, банки были БУ уже около года.
-Второе, как выяснилось позже, аккумы были не отбалансированы, а просто собраны в блоки по 8 штук (параллель) и 10 блоков последовательно.
-Третье, небыли подобраны банки аккум по емкости (примерной) в каждый блок параллели.
-Четвертое, пайка была сделана с нарушением технического процесса.
Какой из этих четырех нюансов стал критическим сложно сказать сейчас.
Одно добавлю я езжу уже 5-й мес на сбалансированных 80 аккумуляторах.
Постоянный контроль целлогов на каждый блок, пока все хорошо, не балансировал аккум не разу после пересборки.
На мой взгляд к любому аккуму нужен тщательный отборочный подход ну не могут все банки на 100% быть идеальными, ну никак.
Значит где то сног допустил ошибку, которая привела к фатальному исходу в сборке аккум :bn:
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

Artyom

Ну вот, приехала батарея эта :(

Взял у GoldenMotor 3 пирог, батарею LiFe (настоящий) и багажник на двухподвес (другой велик). Багажник этот плохая идея, но как крепить такую в треугольник, я пока не придумал. Решил попробовать старую батарею LiMn с новым мотором. В итоге оказалось, что тут и штатная фиксация ключом батарею держит плохо. А выяснил я это, когда после въезда на тротуар батарея выскользнула из салазок и упала на асфальт. Корпус у неё крепкий, внешних повреждений даже никаких видно не было. Я поставил её обратно, крепко примотал, и проехал ещё километров 5 до дома. Дома поставил на зарядку и около часа она нормально заряжалась.

А потом вдруг я почувствовал резкий запах кислоты. Я имел как-то дело с потёкшим электролитом LiIo, это явно был он (запах похож на тот, который царит в кабинете зубного). Я тут же обесточил зарядку и отключил от батареи. Она не была даже тёплой. Дал ей остыть и вскрыл. Внутри прокладки-бумажки между сборками и корпусом были все в электролите.

Визуально какие банки дали течь я понять не смог. Промерял триплеты, один 3.96 на фоне остальных 4.04.

Что посоветуете? Я так понимаю, есть опасность возгорания батареи? Если даже найти и заменить потёкшие банки, всё равно сохраняется риск, что остальные могут быть механически повреждены и вести себя опасно?

Батарею жалко, велик очень нужен на ходу :(

zedmen

#279
Что же сочувствую вам, что уронили аккумулятор. Главное что ничего не загорелось и не взорвалась у вас.
Сейчас думаю лучший вариант, это разобрать всю схему найти поврежденный элемент и заменить его, если из кого то триплета потек литий, то все равно его можно обнаружить. К примеру если визуально невидно какой именно из них протек. Можно на точных цифровых весах взвесить по отдельности каждый триплет (в случае большого объема вытекшего лития) и тот который меньше по массе и есть пострадавший триплет.
Батарею думаю восстановить можно так что не огорчайтесь сильно.
Конечно странно как так вышло, что внешних повреждений корпуса нет, а внутри все так стряхнулось. Видать производитель плохо зафиксировал внутрянку.

На счет опасности последующего использования, думаю то что уже вытекло, то вытекло.
То есть, те банки которые пострадали уже дали о себе знать. Требуется только их замена.
Метод восстановления аккумулятора я неоднократно писал ранее  в ветке.
И выкладывайте фото какой бы оно не было с протекшим литием интересно посмотреть что к чему.
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

Artyom

#280
Спасибо за сочувствие и советы.

Электролит за ночь на балконе высох (ну, не так уж и много его было), и внешне батарея вообще не отличается от своего обычного вида.


Как можно понять, сборка вообще никак не закреплена внутри, но стоит там впритык.

Что же, раз надежда есть, постараюсь вычислить неисправные банки. Если допустим, дело будет в одном триплете, я же могу его временно выключить из схемы просто (оставить вместо него соединение)? Как это скажется на заряде штатной зарядкой?

И буду пробовать искать такие банки для замены.

Эх, и главное дело, это ведь первая поездка была, когда я в обход ключа питания её перепаял, думал что из-за него проблема сопротивления была. И правда стала значительно резвей вроде, как раз хотел ваттметр поставить, проверить :-/

closer_to_sky

По уму, тут нужно разбирать батарею на ячейки и делать выбраковку.
А дальше можно на время снять "лишние" элементы.
На фото плохо видно но батарея явно составная - предположительно 3P13S
Если выбраковка выявит меньше 13 элементов, то достаточно собрать её заново, но в конфигурации 2P13S. т.е. уменьшить каждый блок на один элемент.
Ёмкость такой батареи упадёт на треть, зато можно использовать батарею как раньше.

И, ну не верю я, что не видно повреждённый элемент.
Удар явно пробил оболочку, может всего одной банки.
Достаточно внимательного осмотра.
Или, если совсем лень что то делать, подключить разобранную на зарядку, и проверить тестером и визуально каждую ячейку.

Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

zedmen

Не успел ответит, коллега опередил меня. Согласен с ним, да реально нужна полная разборка аккма на отдельные банки. И выявлять неисправную банку.
Но я допускаю и другой вариант, что банка у вас не пробилась, а выкипела в следствии перегрева, хотя вы и писали что не было общего нагрева аккумулятора.
Но я допускаю что после падения аккумы коротнула внутри одна банка и в процессе заряд она просто выкипела и вышла из строя. Обычно когда литий выкипает полностью из цилиндрических аккум, то вольтаж такой убитой банки будит нулевой.
Разборка каждого триплета сразу же покажет где она у вас.
У меня при коротком замыкании было нечто похожее.
Аккумулятор остыл очень быстро, а вот лития вытекло очень много.
Вот можете сравнить, писал ранее в этой ветке, если исключить КЗ и обратить внимание на "слякоть от лития":
https://electrotransport.ru/index.php/topic,7476.108.html
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

Artyom

Коллеги, методику-то я понял. Тут вопрос в том, какие мои действия, если это одна-две банки окажется (а судя по всему, так и есть)? Могу я выключить один триплет, скажем (чуть просесть по вольтажу, но сохранить ёмкость)? Или вот у меня есть некоторое кол-во ноутбучных 18650 LiIo по 2000mAh (проверенная ёмкость) - имеет смысл неисправную банку на 4000mAh заменить на две такие (предельные напряжения у них же совпадают) ?

В качестве временного решения, пока я смогу найти такие же банки.


closer_to_sky

Я Вам написал один вариант - или прочтите, или обоснуйте чем не устроил.
Теоретически можно "укоротить" батарею, как Вы предлагаете, но пока не ясна реальная картина (что померло и что осталось), практику обсуждать рано. При этом учтите, встанет вопрос - чем заряжать?
Просто литиевые АКБ как ни странно тоже можно использовать как временную. Перегрузки у них не будет т.к. их повышенное внутреннее сопротивление не даст их нагрузить.
Потеряете при этом в максимальной нагрузке на батарею.

Все понимаю про электричество, кроме одного - как по таким тонким проводам керосин в лампу подают?
Мой вел https://electrotransport.ru/index.php/topic,12.msg100980.html#msg100980

zedmen

#285
Ну если все вам понятно, так почему не действуете !!!  :kidding:
В реальности может и несколько банок быть мертвыми или полуживыми. Тестировать надо не только все триплеты. Но и каждый аккум в отдельности. В этой ветке я приводил пример одного балансира которым сам пользуюсь для балансировки и восстановления аккумов.
Мешать разную химию и разные емкости вам никто не запрещает, НО !!! я бы этого никогда не сделал. Так как это нарушает равновесие и баланс аккумулятора в целом.
Все триплеты должны быть одинаковые по емкости. И желательно по внутреннему сопротивлению
даже в одной партии аккумуляторов возможны бракованные или отличающиеся друг от друга аккумуляторы.
Если вы хотите долгой жизни вашему аккуму, то потрудитесь им заняться серьезно.
К примеру после возгорания своего аккума, я восстанавливал его около 30 дней и все из за того, что приходилось долго тестировать все 80 банок в нем.
Итог очевиден, уже почти 5-ть мес я езжу без БМС на одних целлогах и горя не знаю.
Выше в теме был описан мною процесс восстановления аккумулятора. Последуете ему и будит вам счастье долгих покатушек на электровеле.
Еще раз, не мешайте химию !!!  Либо уменьшите емкость аккумы выдернув по одной банки из каждого триплета. Будит запас у вас, я рассматривал этот вариант когда то с своим аккумом, но баночки подоспели вовремя.
И еще при уменьшение емкости аккумулятора возрастет нагрузка на оставшиеся банки. Так что батарейный ток (амперы) надо будит снижать с допустимой нагрузкой на один элемент. Пока не придут новые на замену.
Не поленитесь проштудируйте ветку от этого места и далее:
https://electrotransport.ru/index.php/topic,7476.108.html
Donor: MeridaHARDY3, Motor:MAC 8T, Battery: Panasonic NCR21700A 10S,6P 42V, 2 pieces (2140 w/h) and 10S,8P 42V, Sony (858 w/h), Controller: Infineon LYEN edition 206, 4110, Max. speed: 51 km/h 
Donor: HUDORA Big Wheel AIR 205, Motor:  AD-hub motor 250W, Battery: 10S8P, Sony, LiMn2O4, Controller: Infineon306, 4110,  Speed: 32 km/h

Artyom

#286
Я действую, мне очень нужен велик :) Просто пока у меня нет балансира, чтобы индивидуально работать с ячейками, и месяц мне представляется угнетающей перспективой, и у меня не так много свободного времени. Я вот звонил в e4bike, но у них в наличии нет батарей, только через неделю. Ветку я прочитал с большим интересом - и честно говоря, ваша история очень меня обнадёжила - раз уж после пожара удалось восстановиться, то и в моём случае всё не бзнадёжно, думаю )

Когда всё высохло, я промерял триплеты. Т.к. заряд не дошёл до конца, тор все были 4.04В, кроме одного, который 3.94В. Как я писал до аварии с батареей, раньше все были +/- равны. Естественно, я стал подозревать его. Разрезал приваренные пластины (чтобы потом припаяться к ним) и померял ячейки индивидуально. 3.94 было на всех. То есть, если предположить, что повреждённая ячейка в нём, она утянула с собой две других по вольтажу, но ёмкость потеряла не в 0, получается. Но это только гипотеза, понятно - хочется начать с простых предположений.

Я подключил только что приехвший Cycle Analyst и стал пробовать нагрузить батарею на холостом ходу. Но получалось максимум вытянуть 1.5А, т.к. колесо висит в воздухе - нагрузка не серъёзная. При этом ячейки проседали не сильно и пропорционально.

Тогда я решил всё же рискнуть и поехать на ней - мне нужно было, кроме того это возможность проверить батарею хоть как-то. Я всё собрал обратно в алюминиевый корпус, предполагая, что если что, это будет хоть какая-то защита.

Нача осторожно, понял что тянет и стл потихоньку прибавлять обороты. Надо сказать, батарея вела себя так же резво, как когда я только выключил из цепи дурацкий искрящий замок "зажигания" - крейсерская была примерно 42км\ч. В пике мощность показывала что-то 1200Вт. Что было необычно - так это то, что на Magic Pie II я привык, что 42В - это видимо, какой-то лимит, ниже которого электроника не допускает, роняя мощность. Тут через примерно 10км пути я удивлённо увидел и 40 и 39 при больших нагрузках. Правда и ватт-метр был другой. Я прикинул, что критический минимум для 13s это 35.5 и с этой мыслью поехал дальше, периодически останавливаясь и ощупывая батарею.

Где-то после 5.5Ah выкачаных из батреи (штатно она вроде на 12, и заряд был неполный), при больших нгрузках её стал кто-то отрубать, на 36-37В где-то. Ну, держа это в голове, я спокойно доехал свои 21км.

По приезду сразу же разобрал. Ячейки все были довольно тёплые. На подозрительном триплете было 3.45, на остальных 3.67 - т.е. разрыв увеличился. Распаял его снова - все банки ровные.

Ну что, сейчас стоит заряжется. Я её мониторю постоянно - на температуру и напряжение. Здоровые ячейки уже 4.05 - становится страшновато.


Собственно, я почему спрашивал, как лучше с ней поступить. 1/3 батарейки отключать жалко из-за одной банки (если так выяснится). А где-то в темах про LiFe я встречал, как отключают бракованные пакетики, с минимальной модификацией, но ейчас что-то найти не могу. И видел как кто-то мешал большие банки с 18650 разной химии вроде как для большей эффективности для разных нагрузок. К сожалению, тогда я не думал, что это может мне пригодиться, не запоминал и не вчитывался. Думал, может быть это известные и проверенные способы.

Artyom

#287
Я её отключил, посмотреть, как дела. Немного отстоялась, оказывается, здоровые на 3.94В. Разбег сейчас 0.12. Не знаю, может быть мне мерещится, но в этот раз как будто отчётливый запах кисловатой органической тухлятины, совсем не то, что жидкий электролит. И вроде бы локализован он как раз у паянного триплета. Но уверенности у меня нет.

UPD. Не, не мерещится. Запах слабоуловимый, но едкий. Запер и проветриваю. Как минимум, в приличном заведении уже не позаряжаешь...