Почему директ-драйв моторы так тяжело провернуть?

Автор tmkt, 06 Июль 2012 в 21:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

tmkt

Ногами его еще можно раскрутить, но вот руками уже сложнее, особенно если не педалями, а просто рукой крутить сам мотор без спицовки.

Контроллер при этом не подключен, фазные провода никуда не подключены.

Задумался, а в чем причина? Вряд ли это физическое трение между ротором и статором - износилось бы все быстро. А раз обмотки разомкнуты, следовательно ток никуда не течет. Что на ум приходит - это вихревые токи в катушках, которые конечно кратковременные, но их хватает чтобы встречное магнитное поле взаимодействовало с постоянными магнитами ротора И создавало тормозящий эффект. Или же токи не при чем, а дело просто во взаимодействии постоянных магнитов ротора с металлом статора?

Другой вопрос, а какова мощность этого взаимодействия?
Вот вчера я разгонял свой неподключенный задний директ-драйв при помощи ног и переднего моторчика до 55кмч. Тормозил он с нее не так уж быстро. То есть мощность не то чтобы очень значительная. Да и мотор не нагрелся от такого. А что будет если обмотки замкнуть? Торможение резко возрастет? Долго ли протянет моторчик и как быстро он разогреется?
мои е-байки: 1) лайток передний привод редукторник 250Вт (форсаж до 900Вт), масса 20-30кг, скорость до 60км/ч
2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (форсаж до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч
3) розовый телепортатор, задний МК 5кВт (форсаж до 11 кВт), масса 80-90кг, скорость до 115км/ч

nikvic

Я полагаю, что в Вашем варианте основное сопротивление - за счёт гистерезиса при перемагничивании статора.
Фабричные моторы намотаны звездой, и при отключении фазных проводов токи в обмотках отсутствуют.

Есть вихревые токи в листах статора  и обойме магнитов, но их влияние может быть заметным только при большой скорости вращения.

Есть и т.н. "зубцовый момент": ротор останавливается так, что какой-то магнит находится напротив одного  из зубьев статора. Однако его среднее значение (за оборот) равно нулю.

В модели, описанной в http://ebikes.ca/simulator/ , момент сопротивления задаётся как квадратный трёхчлен от угловой скорости (в формуле для Torque)). К сожалению, сами коэффициенты не приведены - а хорошо бы знать А0, главный член для малых оборотов.

Есть простой метод для определения А0. К мотору крепится катушка типа тех, на которых продают тонкие лески. Можно без снятия колеса: к крышке мотора приклеиваются две половинки такой катушки.  На катушке - метра 4 тонкой лески, конец перекинут через блочёк у потолка, на конце - пластилиновый груз. Подобрать его так, чтобы после лёгкого толчка (зубцовый эффект!) колесо крутилось бы боль-мень равномерно - пока груз опускается к полу. Радиус катушки умножить на вес груза  :wow:

Но у меня планетарка с фривилом, так что опыт поставить не могу B-)



илс

ЦитироватьА что будет если обмотки замкнуть? Торможение резко возрастет? Долго ли протянет моторчик и как быстро он разогреется?

Да, торможение резко возрастет. Быстро разогреться вряд ли успеет, если только с почти вертикальной горки долго ехать, но ведь  это маловероятный сценарий. ;-D

Что касается торможения гистерезисом, то, на мой взгляд, это тоже редкий случай.
Тот кто регулярно ездит на батарейках, давно научился рассчитывать энергопробег.
А если в поход ехать, то проще поставить обычное колесо.
Я так сейчас на лигераде езжу, со снятым электроприводом :)

nikvic

Цитата: ilyukhs от 06 Июль 2012 в 23:15Что касается торможения гистерезисом, то, на мой взгляд, это тоже редкий случай.
Тот кто регулярно ездит на батарейках, давно научился рассчитывать энергопробег.
Хотите Вы или нет, "торможения гистерезисом" есть всегда, когда крутится мотор с постоянными магнитами.
Исключение - моторы без "железа". Есть такие (как и трансформаторы), ооочень высокооборотные...

илс

Цитата: nikvic от 06 Июль 2012 в 23:24
Цитата: ilyukhs от 06 Июль 2012 в 23:15Что касается торможения гистерезисом, то, на мой взгляд, это тоже редкий случай.
Тот кто регулярно ездит на батарейках, давно научился рассчитывать энергопробег.
Хотите Вы или нет, "торможения гистерезисом" есть всегда, когда крутится мотор с постоянными магнитами.
Исключение - моторы без "железа". Есть такие (как и трансформаторы), ооочень высокооборотные...

Вы правы, просто мы этот гистерезис не замечаем, когда мотор питается от батареек.
На форуме много раз обсуждался плохой накат ДД моторов, но ведь на практике он не слишком мешает, разве нет?
Зато рекуперация радует двойным эффектом :exactly:

Уверен, tmkt ее вскоре оценит и отпишется :hello:

nikvic

Цитата: ilyukhs от 06 Июль 2012 в 23:40Вы правы, просто мы этот гистерезис не замечаем, когда мотор питается от батареек.
На форуме много раз обсуждался плохой накат ДД моторов, но ведь на практике он не слишком мешает, разве нет?
Зато рекуперация радует двойным эффектом :exactly:
А вот когда батарейка не к месту кончается, начинаются мучения. Тем бОльшие, чем мощнее ДД  :neg:

В идеале желателен мотор с шестёрёнками и сцеплением - и накат лучше, и вес меньше (больше обороты...), и рекуперация (на крайняк - простое торможение движком).

tmkt

Цитата: ilyukhs от 06 Июль 2012 в 23:40

Зато рекуперация радует двойным эффектом :exactly:

Уверен, tmkt ее вскоре оценит и отпишется :hello:

что-то я боюсь рекуперации, там же токи сумасшедшие наверое в батарею вливаются?  или инфинеон можно запрограммировать на ограничение этих токов?да еще усилитель рамы нужен действительно хороший, не уверен что достану такой.

мои е-байки: 1) лайток передний привод редукторник 250Вт (форсаж до 900Вт), масса 20-30кг, скорость до 60км/ч
2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (форсаж до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч
3) розовый телепортатор, задний МК 5кВт (форсаж до 11 кВт), масса 80-90кг, скорость до 115км/ч

nikvic

Цитата: tmkt от 07 Июль 2012 в 00:29
что-то я боюсь рекуперации, там же токи сумасшедшие наверое в батарею вливаются?  или инфинеон можно запрограммировать на ограничение этих токов?да еще усилитель рамы нужен действительно хороший, не уверен что достану такой.
Усилитель рамы нужен такой же, как при торможении штатным задним тормозом :mus:

Небольшие проблемы возможны с дропаутами - они должны "держать" момент противоположного знака.
Рекуперация всегда делается регулируемой, но и в максимальном варианте токи не огромны. К тому же максимальный ток рекуперации падает со скоростью...

tmkt

#8
Цитата: nikvic от 07 Июль 2012 в 00:49
Усилитель рамы нужен такой же, как при торможении штатным задним тормозом :mus:

Небольшие проблемы возможны с дропаутами - они должны "держать" момент противоположного знака.
Рекуперация всегда делается регулируемой, но и в максимальном варианте токи не огромны. К тому же максимальный ток рекуперации падает со скоростью...

ну писали неоднократно что гайки самораскручиваются от рекуперации :( блин и хочется и колется, тормозить эффективнее это хорошо тем более летать планирую 80+

а кстати, если рекуперация отключена, то при сбросе газа ведь мотор все равно становится генератором? куда эта энергия девается? контроллер не поплавится?
мои е-байки: 1) лайток передний привод редукторник 250Вт (форсаж до 900Вт), масса 20-30кг, скорость до 60км/ч
2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (форсаж до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч
3) розовый телепортатор, задний МК 5кВт (форсаж до 11 кВт), масса 80-90кг, скорость до 115км/ч

NeeZ

Цитата: tmkt от 07 Июль 2012 в 01:08
Цитата: nikvic от 07 Июль 2012 в 00:49
Усилитель рамы нужен такой же, как при торможении штатным задним тормозом :mus:

Небольшие проблемы возможны с дропаутами - они должны "держать" момент противоположного знака.
Рекуперация всегда делается регулируемой, но и в максимальном варианте токи не огромны. К тому же максимальный ток рекуперации падает со скоростью...

ну писали неоднократно что гайки самораскручиваются от рекуперации :( блин и хочется и колется, тормозить эффективнее это хорошо тем более летать планирую 80+

а кстати, если рекуперация отключена, то при сбросе газа ведь мотор все равно становится генератором? куда эта энергия девается? контроллер не поплавится?

Без рекуперации ехать 80+ надо быть камикадзе, не раз видел "блондинок/ов" которые резко поворачивали налево и мне приходилась чуть ли не на передок вставать и это при том что я был не в крайнем правом ряду со стробом, да и колодки наверно будете менять каждые "500 метров"

После 50 км/ч без рекуперация тяжело, рекуперации = електротормозу причем после перехода на 60 вольт заметно эффективней скидывает с 67 км/ч до 40 км/ч и в руль упираться приходится так как будто колесо заблокировано.


Батарея 660 ячеек Д1 22s30p 6kWh + Ядреный 24фет + Крошка = 5 kW постоянно, пик 8 kW. дальность 110 км по городу.

tmkt

Цитата: NeeZ от 07 Июль 2012 в 02:33

Без рекуперации ехать 80+ надо быть камикадзе, не раз видел "блондинок/ов" которые резко поворачивали налево и мне приходилась чуть ли не на передок вставать и это при том что я был не в крайнем правом ряду со стробом, да и колодки наверно будете менять каждые "500 метров"

колодки - вряд ли
сейчас по много сотен км бегают
не думаю что от наращивания скорости их ресурс сильно уменьшится

Цитата: NeeZ от 07 Июль 2012 в 02:33
После 50 км/ч без рекуперация тяжело, рекуперации = електротормозу причем после перехода на 60 вольт заметно эффективней скидывает с 67 км/ч до 40 км/ч и в руль упираться приходится так как будто колесо заблокировано.

а вот это убедительно, пожалуй буду доставать правильные торк-армы чтобы не бояться рекуперить
мои е-байки: 1) лайток передний привод редукторник 250Вт (форсаж до 900Вт), масса 20-30кг, скорость до 60км/ч
2) универсал, ригид, задний МК 1.5кВт (форсаж до 8кВт), масса ~45кг, скорость до 85км/ч
3) розовый телепортатор, задний МК 5кВт (форсаж до 11 кВт), масса 80-90кг, скорость до 115км/ч

Spiderman

Цитата: tmkt от 07 Июль 2012 в 01:08
ну писали неоднократно что гайки самораскручиваются от рекуперации :( блин и хочется и колется, тормозить эффективнее это хорошо тем более летать планирую 80+

Кстати, на своем велоскуте проблему откручивающихся гаек я решил клеевым пистолетом. Затянул хорошо гайки, прошелся по стыкам гайка-вилка-ось небольшой щеткой с металлической щетиной для снятия пыли/грязи и клеем обмазал
все стыки. Держит отлично, как ни странно, при необходимости клей легко отдирается. Перед поездкой всякий раз проверяю затяг гаек, но слаблений гаек больше не было. На велосипеде внешний вид от клея малость испортится, а у меня все равно накладки пластмассовые, под ними не видно. Да и безопасность важнее, чем вид.
Езжу на электрифицированном SachsMadass с 2014г. - 20s6p LiPo, M-K 3,5КВт,  контроллер Max-E (v1-RC7c) ЯК-24FET Пробег 24500+км
Езжу на электровеле Медведь 2.0 1500 HD. Пробег 1400+ км
Ездил на Электровелоскут Yalishi с  2011.04 - по 2013.10. Пробег 6100+ км. 16s4p LiPo,  Infineon v.2 12fet, Cicleanalist, M-K 350Вт

Lion

Цитата: tmkt от 07 Июль 2012 в 01:08блин и хочется и колется,

Я даже не представляю, как бы оттормаживаживался выше 40 без регена
50сс скут > 500w скут > 70сс скут > 1Kw @ 1Kwh вел > 4Kw @ 2Kwh вел > 6Kw @ 4Kwh мопед > 12Kw @ 5Kwh мопед (Проект "Луноход")

sanyo

Цитата: nikvic от 06 Июль 2012 в 22:49
Но у меня планетарка с фривилом, так что опыт поставить не могу B-)

У Вас планетарка интегрирована в МК? что за модель? тоже присматриваюсь к МК, сейчас у меня циклон, хотелось бы попробовать и сравнить с ним самое накатистое и экономичное МК на переднюю вилку, но которое еще способно ехать недолго в горку градусов 10-20 хотя бы метров 20-50, и не перегреваться за 1-3 минуты, а также способное ехать по  бездорожью (поле, пашня, грунтовка и т.п.)
$$$ ░▒▓ Продаю свой электровелосипед и электрозапчасти ▓▒░ $$$
electrotransport.ru

Складной MTB на батарейках

se


sanyo

$$$ ░▒▓ Продаю свой электровелосипед и электрозапчасти ▓▒░ $$$
electrotransport.ru

Складной MTB на батарейках

se

Цитата: sanyo от 07 Июль 2012 в 15:52
У меня же 2 велосипеда!  O_O
Тогда с вас сравнительный обзор (краткий) :)

sanyo

Цитата: se от 07 Июль 2012 в 16:03
Цитата: sanyo от 07 Июль 2012 в 15:52
У меня же 2 велосипеда!  O_O
Тогда с вас сравнительный обзор (краткий) :)
еще только присматриваюсь к разным маломощным моделям с хорошим накатом, появится он у меня не раньше будущего года, если появится, то конечно поделюсь впечатлениями как оно по сравнению с циклоном
$$$ ░▒▓ Продаю свой электровелосипед и электрозапчасти ▓▒░ $$$
electrotransport.ru

Складной MTB на батарейках