avatar_Creator

кто круче Эдисона?

Автор Creator, 11 Янв. 2008 в 14:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Creator

Суперизобретатели

Владимир Царикаев, патентовед, член-корр РАЕН, доктор технических наук, профессор СКГМИ

"Меня и моих коллег-патентоведов давно занимает вопрос: кто же достиг самых высоких вершин в создании технических решений, признанных изобретениями? Я даже завел специальную папку по этому вопросу. Она постоянно пополняется. Неоценимую помощь мне оказал мой учитель - знаменитый наш земляк - Владимир Александрович Корнаев. Несколько слов об этой неординарной личности. Активный участник Великой Отечественной войны, полковник, доктор юридических наук, академик РАЕН. На его груди не хватает места, чтобы разместить все награды: у него более 40 орденов и медалей. Владимиру Александровичу нет равных в мире в распространении патентных знаний. Он является основателем патентного образования в СССР, создателем двух самых ведущих учебных заведений в этой области. Под непосредственным руководством ректора В.А. Корнаева в этих учебных заведениях прошли переподготовку 400 тысяч специалистов, в том числе более двух тысяч докторов наук.


Так вот, на днях Владимир Александрович побывал у меня в гостях и передал статью Сергея Агафонова, корреспондента газеты «Известий». Статья называется «Просто гений» и посвящена творчеству японского изобретателя Йосиро Накамацу. Я провел также обстоятельный поиск в Интернете. Собрана весьма любопытная информация, часть которой предлагаю вниманию читателей любимой газеты.


До недавнего времени я, как и многие мои коллеги, считал бесспорным лидером в создании изобретений американского чудо-инженера Томаса Алва Эдисона. О его выдающихся достижениях в разработке весьма эффективных устройств, повлиявших на жизнь миллиардов людей во всех континентах нашей планеты (на его счету 1180 патентов на изобретения), я писал в газете. Но из имеющейся у меня информации лидерство бесспорно принадлежит Йосиро Накамацу.


Гений живет в Японии. По словам самого гения, он просто юноша в свои годы, поскольку убежден, что человек способен без большого напряжения прожить более 140 лет, если будет относиться к себе подобающим образом и следить за собой. Гений за собой следит — «спит по четыре часа в сутки, ест исключительно полезную для мозговой деятельности пищу, пьет только пиво и созданное им самим по особому рецепту вино, занимается «здоровым спортом» (не всякий спорт, по мнению гения, полезен для организма — бег трусцой, к примеру, не относится к разряду здоровых развлечений, поскольку плохо отзывается на мозгах, пояснице и коленках) и ведет активный образ жизни. Активный в данном случае означает созидательный.


Гений, как пишет Сергей Агафонов, занят тем, что изобретает новое. Каждый день. Это его профессия и увлечение одновременно. По своей изобретательской производительности равных ему на планете нет — у доктора Накамацу открытий и изобретений значительно больше, чем у великого Эдисона.


Доктор- Накамацу свой изобретательский дебют датирует детским возрастом, когда маленький японский мальчик сочинил новую модификацию стабилизатора для авиамодели. Потом мальчик изобрел домашний обогреватель и уникальный насос для бытовых нужд, которым сегодня оснащена каждая японская семья, - это в самом деле выдающееся по простоте устройство для перекачки жидкости из одной емкости в другую практически без участия человека. Учился в инженерном институте и в Токийском университете. Во время учебы Накамацу придумал принцип треугольного крыла для истребителей, заимствованный вскоре без спроса автора американскими компаниями, производящими вооружения.


Этот промах многому его научил - все последующие «фирменные» новинки оформлялись уже только через патентное бюро, и именно эта предусмотрительность сделала изобретателя богатым человеком. Сегодня его состояние измеряется почти двумя миллиардами долларов, что обеспечивает ему полную свободу творчества.


Накамацу изобрел настоящие, а не сказочные сапоги-скороходы. В оригинале это называется «летающие ботинки» и представляют собой гибрид спортивных кроссовок с особой пластинчатой пружиной, укрепленной к подошве. Скорость движения на таких ботинках в три раза выше, чем у бегуна, а нагрузки на организм — в несколько раз меньше и при навыке даже одышки не вызывают.

Доктор Накамацу изобрел также особую форму «мозговой пищи», то есть оптимальный набор тех продуктов, которые человек должен потреблять ежедневно для стимулирования умственной деятельности. Иронизировать по этому поводу можно сколько угодно, но пример самого автора представляется весьма убедительным - с мозгами, сомнений нет, у него все в порядке. В меню умного человека, убеждает Накамацу, необходимо включать разнообразные овощи, морские водоросли, сушеные креветки, рыбу, сыр, яйца, соевый творог, говядину, куриную печень, угрей, простоквашу. Все сразу выставить на стол бывает сложно, и он предлагает заменитель - изобретенный им концентрат под названием «закуска Юмми», в котором все перечисленное имеется вместе с витаминными добавками. На десерт может быть подано особое «печенье Накамацу», воздействие которого на мозговую деятельность тоже неотразимо.

Заслуживает внимания и другая популярная и реализованная идея - это особое кресло, повышающее эффективность мозговой деятельности, улучшающее кровообращение и сокращающее время, необходимое организму для сна. Накамацу назвал его «СегеЬ-гех». Час сна, проведенный в этом кресле, равен по своему реабилитационному эффекту восьми часам обычного сна. Регулярные получасовые сеансы, по итогам медицинских проверок и исследований, снимают усталость, улучшают зрение, общую ориентацию, память, математические способности, способствуют снижению давления и даже восстанавливают потенцию. Основной секрет кресла не в «мебельном дизайне», а в длинноволновых ультракрасных излучениях, которые пульсом идут от ног к голове. Уже более тысячи кресел Накамацу раскуплено офисами ведущих японских корпораций, число заказов растет, и никаких претензий по поводу побочных эффектов или недостаточной эффективности не поступало.

Гольф изобретатель сам не любит, относя его, равно как и теннис, к вредным для здоровья видам спорта. Но особую суперклюшку для гольфа Накамацу изобрел. Как уверяют поклонники доктора, проводившие экспертизу «клюшки Накамацу», ее обладатель закатывает мячи с расстояния 10 футов в воронку в пять раз точнее. Секрет успеха — в невероятно большой в сравнении с нормой рукоятке, сделанной из особого материала, который энергетически подпитывает игрока. Помимо гольфа, изобретатель помог любителям плавания (создана особая бумага и карандаши, которыми можно пользоваться под водой), телевизионным продюсерам (разработана так называемая «формула смеха», использование которой в телешоу резко повышает рейтинг развлекательных программ) и производителям аудиотехники (придумана концепция суперкомпактных усилителей, по возможности в ваттах не уступающих усилителям большим).


Однако мировую славу Накамацу принесло изобретение на зape компьютерной эры флоппи-диска - компактного хранителя файлов, программ и памяти компьютера. У доктора несколько десятков патентов в компьютерной сфере, но флоппи-диск вне всякой конкуренции по значимости для цивилизации, с этим изобретением Накамацу миллионы людей имеют дело каждый день. Компьютерную дискетку, как вспоминает автор, ему удалось создать, благодаря... Бетховену. Пятая симфония великого немца — любимое музыкальное произведение Накамацу, и ему хотелось слушать его без помех в звучании, без иголок проигрывателя и без хрупких громоздких пластинок старого образца. На флоппи-диск, правда, Бетховен не попал, хотя человечество было облагодетельствовано находкой Накамацу. Но изобретатель, надо отдать ему должное, спустя годы после устроенной им компьютерной революции, все же вернулся к истокам и довел задуманное до конца, придумав то, что мы сегодня называем лазерными дисками, хранящими музыку, - компактными, не теряющими качества звучания никогда и не бьющимися.


Накамацу изобрел известные каждому электронные цифровые часы; мотор, работающий на воде; и даже веломобиль, развивающий скорость до 40 километров в час без капли горючего. Это свое детище Накамацу демонстрировал в Нью-Йорке при огромном стечении народа. Желанной максимальной скорости, правда, не получилось по техническим причинам, но эффект был колоссальный — од¬номестный агрегат, оснащенный сложной комбинацией с участием педалей, велосипедных цепей, алюминиевых цилиндров достаточно резво двигался по Пятой авеню под управлением самого доктора Накамацу. Автор, правда, не показал чертежей своего творения и не раскрыл принципа действия устройства, отметив только, что используются разные физические и механические эффекты — натяжение, надувание и т. д., но подчеркнул, что перспективы у нового транспортного средства самые светлые, и что он приступает к созданию двухместного опытного образца.


Интересно познакомиться со взглядами гения на бренный мир и его устройство. Тем более, что, по убеждению Накамацу, созидательному творчеству умного человека доступны и подвластны не только материальные сферы, но и области нематериальные.


Он сам определил десять областей творческого поиска — пять «видимых» и пять «невидимых». К первым относятся энергетика, компьютерная техника, проблема долгожительства, сельское хозяйство, экология. Ко вторым —сфера индивидуальных отношений, смех, счастье, образование, политика и экономика. К этой схеме Накамацу относится очень серьезно, параллельно работая над улучшением жизни в каждой обозначенной « графе».


Процесс улучшения жизни, по Накамацу, происходит в результате внедрения новых находок, открытий и изобретений. Вот в части сельского хозяйства, скажем, доктор занят уже второй десяток лет тем, что ищет возможность выращивания риса без почвы и удобрений — в одной воде. Задача вовсе не безнадежная, результаты экспериментов позитивные, но до финиша еще многое надо сделать. В экологии Накамацу работает над созданием особой установки и технологии, которая позволяла бы быстро и безвредно перерабатывать ядерные отходы. Напомнив в разговоре о недавнем международном скандале в связи со сливами российских ядерных отбросов в Японское море, Накамацу сообщил,что его изобретение исключит саму необходимость подобных сливов, поскольку очистка будет происходить в ударные сроки и с высокой эффективностью.


Самым серьезным делом Накамацу считатет проблему образования.Он убежден,что мир воспитывает детей в большинстве своем неправильно, зарывая в итоге те таланты, которыми наделен от природы каждый человек. Основной по важности образовательный период, по Накамацу, остается за бортом — этот возраст от рождения до 7 лет. «Счастливое беззаботное детство» в общепринятом понимании на самом деле разбалтывает ребенка, и потом ему уже никогда не собраться. Да и в более зрелом возрасте система образования далеко не совершенна — Накамацу считает, что до 20-летнего возраста человек должен в основном запоминать, развивать в первую очередь память, которая потом будет «кормить» его всю жизнь. Этой информационной «загрузке» нельзя мешать побочными задачами. Но главным приоритетом должна стать созидательная свобода — не исполнение сиюминутных прихотей и желаний, а всяческое «потакание» и помощь творчеству.


Чтобы творить, человек должен быть свободен и спокоен,— рассуждает Накамацу и приводит в пример себя. Чтобы успокоиться и отвлечься от суеты, доктор запирается в особой «статической комнате», где нет ничего искусственного в обстановке: белые стены, дерево, камни, вода в маленьком бассейне, небо за окном. Ни металла, ни бетона, ни ярких красок. Тишина и покой. Но это только прелюдия, подготовка к творческой медитации, которая наступает совсем в другом месте — в «динамической комнате». Здесь темно, черно-белые обои на стенках, кожаная мебель, металлические стеллажи, на которых особое аудиооборудование. Музыка — сначала джаз и другие инструментальные произведения, но потом непременно Бетховен, «Пятая симфония». Однако медитация еще не есть творчество, главное же — «прозрение», приход идеи — происходит под водой. Доктор Накамацу убежден, что именно эта подводная среда дает толчок всему — давление воды стимулирует кровообращение, активизирует работу мозга. Он сам под водой может находиться на одном дыхании четыре-пять минут. Именно в эти минуты откровение и посещает его.


Хотя обе таинственные комнаты вместе с «бассейном идей» расположены в токийских апартаментах изобретателя, примечательно, что сам он считает наиболее творческим местом на свете не родную Японию, а США. В других странах, объясняет Накамацу, всюду холодные глаза, подозрительность, а вот в Америке чувствуется дух созидания, там особая доброжелательность в атмосфере, там легче творить. В России доктор Накамацу не был ни разу, поэтому о российских условиях для творчества сказать ничего не может.


На вопрос о том, какая область самая сложная для творчества и самая консервативная для новаций доктор Накамацу отвечает: политика. Политика и политики — самое невосприимчивое и самое инертное начало в мире. Быть может, потому, что каждый здесь занят в основном самим собой...


А какова дальнейшая судьба знаменитого японского изобретателя? В прошлом году ,как пишет газета «Труд»,чемпиону изобретателей исполнилось 77 лет.
Согласно рейтингу, составленному Американской академией наук, он входит в пятерку величайших изобретателей человечества. Среди них - древний грек Архимед, англичанин Майкл Фарадей, российская подданная польского происхождения Мария Кюри, серб Никола Тесла и, наконец, японец доктор Йосиро Накамацу.


О себе он говорит: «Моя мать была высокообразованным интеллигентным человеком, и с раннего детства она побуждала меня к активной творческой деятельности. Я занялся моделированием самолетов, когда мне было всего три года, в пять лет уже сделал свое первое изобретение, а в 14 изобрел насос, работающий на керосине, который был принят к производству японской промышленностью и, кажется, производится до сих пор. За свою жизнь я сделал более трех тысяч изобретений. Дискету, которая используется в компьютерах, изобрел, когда мне было 24 года, и все права на ее изготовление и использование купила у меня компания «IBM», всего же она купила у меня 16 лицензий. Это тоже своего рода мировой рекорд». В результате поиска я обнаружил также материал о петербургском изобретателе Евгении Лодусе, работающем в Научно-исследовательском институте горной геомеханики и маркшейдерского дела (ВНИМИ).Его достижения уникальны и заслуживают чести быть занесенными в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что за ним числятся 1100 изобретений, от всевозможных устройств для изучения процессов, происходящих в горных породах, до бытовых приборов. Но уникальность этого человека не столько в количестве изобретений, сколько в скорости их появления на свет: за 10 лет Евгений получил более 1000 авторских свидетельств, а в один из дней - сразу 11 патентов на изобретения. "





Электромобиль будущее, электровелосипед рулит