avatar_BaBax

Литий на хутор. Собираю велик для сложных лесных дорог и кучу других девайсов

Автор BaBax, 17 Апр. 2013 в 08:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

BaBax

Спойлер
Когда был осуществлен удачный побег на хутор http://voinovdima.blog.tut.by/sample-page/ построенный на краю старого огромного бора на берегу Двины, в дополнение к Мицубиси я купил УАЗ, была и ЯВА-350. УАЗ – машина классная для бездорожья, особенно если тент снят, но утилитарная. «ЯВА» по лесным дорогам, порезанным колеями лесовоза, это вообще не транспорт. Хотелось что-то легкое и тихоходное для души. Скутер? – Колеса маленькие и тяжелый. Мопед? – Нашел в сети весом 47 кг. А тут попал на этот форум и понял, что лучше электровелосипеда, пожалуй, не придумаешь. Он практически бесшумный. Все зверье, что заранее убегало от звука мотора, я увижу и постараюсь «подстрелить» телеобъективом. Правда, здесь и на других форумах обсуждение ведут в основном любители скорости, и «поле боя» в основном на асфальте. На нем сопротивление качению совсем другое, чем в лесу. Нет корней деревьев, ям (не ямок), песчаных линз, великого множества коротких подъемов и спусков. Упавший на дорожку ствол дерева – не бордюр, его не перескочишь. Встречаются у нас в лесу большие крутые подъемы метров по 15-20 высотой, после дождя может быть местами и грязь. В общем, скорость 15 км в таких условиях это в самый раз, тем более что в лес едешь не мчаться, а смотреть по сторонам.

Такая была начальная установка. «Покурил – обкурился» форумом до одури, до выкипания мозгов – думаю, все новички прошли через это. Но все же начал немного понимать, что такое е-байк, насколько эта штука наукоемкая и как она работает, смог определить цели и конфиги. Сильно помогли мне Volosaty, Lion, Pozitiff, илс и многие другие. Особенно весомую помощь оказал ppi1. Отзывчивые и грамотные собрались на форуме люди. Всем низкий поклон.
На подходе первые посылки. Существуют два капкана для гражданина Беларуси: нельзя иметь аккаунт на ПП и беспошлинный лимит всего 120 евро в месяц. Ну переживу помаленьку... Получится, но медленнее чем в России-Матушке.
Итак, поставил цели более чем нескромные: электровелосипед, электрокультиватор, электротракторок, электротрелёвщик для бревен, электроплуг, электролебедка для вытаскивания лодки на берег и сам маршевый лодочный электромотор.
Не знаю, хватит ли на все это запала, но хороший переносной лифер от велика должен помочь осуществить эту программу.

Всем форумчанам буду благодарен за советы и критические замечания.

Сначала велик. Какой выбрать для леса? – Сразу напрашивается дорожный, с большими колесами и небольшим набором скоростей... А если учесть, что будет мотор, и подумать для чего он мне нужен:
- для прогулок, охоты и фотоохоты;
- для перевозки грибов, ягод, дика (передний багажник на 15 л, задний – на 60 л),  или одного пассажира;
- почему бы на нем в район (30 км) и в область (70 км) не съездить в хорошую погоду?
- вел должен проходить там, где проехать невозможно, т.е. нужен режим «поводырь» – самостоятельное движение со скоростью 6 км/ч рядом с пешеходом;
- не хочу педалировать вообще; если раз в год сломается – приведу пешком; если сломается далеко, то нужно иметь возможность его сложить и погрузить в попутку.
Следовательно, велик нужен компактный, легкий, с малыми колесами, складной и несильно шустрый. Еще один плюс складного решения для меня в том, что я заядлый охотник и фотограф. Складной легко загрузить в джип и уехать в дальние дали - он окажет неоценимую помощь там, где нет дорог.

Так примерно:
Донор  - обычный складничёк весом 14кг. Колеса будут 20", на них получается гораздо компактней, а рекорды скорости не нужны.  Для асфальта форсирую немного напряжением батареи. Кроме того, у маленького колеса сила тяги вперед почти вдвое больше, чем у большого дорожного при одинаковых фазных токах. Надеюсь уложить общий вес велосипеда в 30 кг, чтобы получился эдакий верткий выносливый ослик. 
Песчаных линз у нас в лесу практически нет, но если их много, то мое решение не подходит – нужны большие колеса, и девайс получится не такой маневренный и легкий. Пройти с большим великом по стволу упавшего лесного великана над захламленным ветровалом глубоким оврагом или ручьем будет очень сложно.  На таком «мосту» сильно мешают толстые ветки. Таким образом задуман идеальный (в моем понимании и для наших условий) велик для сложных лесных дорог и бездорожья.

Требования по дальнобойности и грузоподъемности выдвинуты не тривиальные, поэтому выбором батареи дело ответственное. Определился, что беру лифер здесь у проверенного продавца: http://www.a123rc.com/goods-1565-Free+Shipping+Lifepo4+48V21AH+battery+pack+for+1000w+E-bike+.html
Посылка уже в пути.

В одной сумке с батареей будут смонтированы:
- пакетный однофазный выключатель с выдранной защитой от токовой перегрузки и резисторным предвключением контроллеров для предотвращения дуги, (хорошо описан здесь #53 https://electrotransport.ru/index.php/topic,6477.36.html),
- ваттметр TURNIGY,
- и, наверное, понижайка на 12V.
Крепление сумки к раме должно быть легкосъемным по трем причинам:
- без нее легче перевозить сложенный вел,
- перед зимней поездкой батарею полезно подержать в тепле и зарядить,
- этот источник энергии будет использоваться не только на велосипеде. Сумка должна быть удобна для переноски батареи на расстояния до 200 метров, например, до Двины к лодке.

В теме ppi1 «Перевод дорожного велосипеда на электротягу»
( https://electrotransport.ru/index.php/topic,12490.0.html )
определил для себя (субъективно) магазин elifebike.com, как самый практичный по соотношению цена/качество/отзывы и купил:

Первая посылка (она уже пришла):
- два одинаковых контроллера 48V, 19А батарейного с переключением 1-2-3,
- переднее планетарное МК Q128F, 36V, 500W,  в ободе 20", максимальная скорость под нагрузкой заявленная Стивеном – 237 об/мин при 36V.
Прочие мелочи в посылке:
- общий для двух контроллеров переключатель скоростей 1-2-3 (30-60-100%) (чтобы не спалить моторы, основной режим летом – 60%, 100% – для подъемов на редкие особо зловредные горы, в этом режиме форсаж моторов может достигнуть 200% номинальной мощности);
- кнопка «гудок/свет»  под левую руку («свет» – для света, «гудок» нажат – «поводырь»);
- половинчатая ручка газа с выключателем общая для двух контроллеров (рычаг для плохих дорог вообще не подходит – ломается от толчков,  простая мотоциклетная ручка будет все время выводить контроллеры из режима круиз-контроля на ухабах лесной дороги) – такой вывод сделал почитав дискуссии по поводу ручек в специальной теме: https://electrotransport.ru/index.php/topic,2384.0.html 

Вторая посылка от elifebike (в пути):

- специализированная зарядка для 16S лифера на 4А (торопиться при зарядке батареи мне не нужно),
- такой же мотор, как и в первой посылке (педалей не будет, поэтому и шестерни сзади не нужны).

Решение делать полный привод принял, когда полностью прочитал/перечитал тему полного привода вдоль и поперек; там подробно обсудили достоинства и недостатки всех компоновок:
( https://electrotransport.ru/index.php/topic,8537.0.html )
Считаю, что два одинаковых редукторных мотора с одинаковыми контроллерами и RPM оптимально по экономичности, особенно если подгрузить переднее колесо батареей и разумно работать троттером при старте. Может быть, решение опять же субъективно, но обсуждать это здесь не хочу, есть специальная тема.

Ручку газа предполагаю дооборудовать переключателем подмены штатной схемы с датчиком Холла на резистор, подобранный под скорость 6 км/ч для режима «поводырь».

Резистор 1ком защищает контроллеры от прямого подключения к +5V, резистор 22ком – подстроечный. Если к этому резистору обеспечить какой-нибудь примитивный доступ для перенастройки в случае выхода из строя датчика Холла, то и доехать на нем до дома можно, т.к. будут доступны переключатель 1-2-3, «толчки» кнопкой подкрученного «поводыря» и фривол с горочек самокатом. Будет ли такая доработка жизнеспособна? Схема:
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

BaBax

И все же – как подключить два контроллера к единым органам управления вместе:

- первый разъем на диаграмме Power wire, силовое питание,  оба контроллера параллельно к выходам ваттметра;
- второй разъем на диаграмме Throttle ON-OFF Switch, включение малоточки, оба контроллера параллельно к ручке;
- третий разъем на диаграмме battery voltage level display, для лиферной батареи бесполезен, поэтому  на контроллерах не задействован, а с троттера можно использовать для подключения кнопки «поводырь» на двойном выключателе «свет/звук» под левую руку. См. схему выше;
- к шестому разъему на диаграмме  Throttle wire подключаются два контроллера параллельно;
- к седьмому разъему на диаграмме   Low voltage brake wire – два контроллера параллельно;
- к восьмому разъему  на диаграмме   Three speed  – два контроллера параллельно;
- девятый разъем на диаграмме Cruise wire. Включен у обоих контроллеров одновременно;
- разъемы Speed limited wire, Pedal assisted wire и  EABS я не использую.

Уверенности в этих параллельных подключених нет, нет опыта и не хватает знаний. Что если один контроллер сгорит или его придется отключить в пути? Может быть, диоды какие-нибудь нужно поставить? Если они нужны... Усложнений не хочется – чем проще тем надежнее. Может быть еще какая-нибудь левая торпеда не замечена?
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

Slider

По поводу сочетания бездорожья и мелкоколесника - я бы не рекомендовал. Практика показывает, чем колёса больше (и толще), тем для бездорожья лучше.
Например, на моём ТТ в песок/грунт мелкие колеса просто "закапываются" там где большие проезжают без проблем (за счёт меньшего давления на единицу площади). Также на грунтовке типа "стиральная доска" на мелких кочках дикая тряска, на больших же выемки "проглатывается" за счёт большего диаметра колеса и трясёт меньше. Передние и задние аморты конечно помогают, но не сильно (без них вообще "полный песец").
Я предлагаю взять за основу раму типа "лендровер", если складываемость важна, в качестве примера вот такой вел
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

илс

Колеса надо на 26" однозначно. Могу выложить видео, из которого видно, что МК на 20" совершенно беспомощно (даже) на достаточно простых участках offroad.
Другая проблема - вес.
На мой взгляд, концепция вашего вела не оч. жизнеспособна.
Для хорошего грунта, асфальта - проблем нет, все будет норм. Если свернете в сторону, то придется идти пешком.
А если придется перетаскивать вел через бревна, то 2 моторы + батарея 20Ач, заставят изрядно попотеть.
Зря боитесь (ленитесь)  педалировать. В лесу игнорировать педали глупо. При разгоне тяжелого вела на плохих грунтах (или в горку), потребуется адская мощность, ... придется отталкиваться ногами, как на самокате  :fool:   
За счет здорового педалирования можно (запросто)  уполовинить вес батареи  :exactly:

BaBax

Про большие колеса я согласен и об этом написал уже выше:
"Песчаных линз у нас в лесу практически нет, но если их много, то мое решение не подходит – нужны большие колеса, и девайс получится не такой маневренный и легкий."
Вел строю не для грунта, а для полного бездорожья, например, кабаньи тропы и т.п. (и не важно за сколько времени я попаду из пункта А в пункт В, поэтому на кочках можно просто снизить скорость). Тут не последнюю роль играет его длина и особенно вес и тяговитость. Чтобы дать понять сложность пути, я привел пример того, что с ним не редко придется балансировать через овраг по стволу упавшего дерева и вытворять другие фокусы не характерные для велосипедиста.
Причину отказа от педалей я объясню подробно позже, она связана с фотоохотой (нужна как можно более низкая посадка).

Как бы там ни было, выбор сделан! Посылки в пути или пришли.
Хочется услышать мнения и советы о схеме "поводырь" в троттере и про параллельное подключение двух контроллеров к органам управления велика.
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

TULSUNDUR

в инфинеоне 30% скорости - вот и поводырь...   ;-)
опять скрипит потёртое седло, и ветер холодит стальную раму.
зимой на лисапеде ездить нелегко, но  как-то  это  мне по-барабану...

Slider

Ну BaBax уже купил контроллеры, и это явно не ифенион... Мне кажется надо смотреть есть ли в купленных контроллерах "душилка", а потом смотреть, можно её "накрутить" так чтобы она "душила" не на 50% а на 70, например. А включение "душилки" можно на кнопку вынести...
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

BaBax

Душилка или 30% скорости - это не 6км/час.
Я прокомметирую подробнее схему, которую нарисовал в первом посте:
Троттер имеет 3 группы контактов.
Первая группа из трех контактов и есть само управление газом: 0,+5V, регулируемое напряжение.
Вторая группа из двух контактов используется для измерения заряда свинцовой батареи и не нужна, поэтому я использую эти два провода для подключения кнопки "поводырь" в отдельном корпусе под левую руку.
Вместо индикаторов питания в корпус троттера ставлю дополнительный микротумблер, который может отсекать регулируемый выход датчика Холла и заменять его на цепочку из защитного и подстроечного резисторов, которые подключены к входу +5V и тоже могут регулировать управляющее напряжение контроллеров если подключены к нему микротумблером. Сомнения возникают как в принципиальной правильности этой доработки, так и в правильности расчета номиналов резисторов и выборе их мощности.
Ну и третия группа из двух проводов, выходящих из корпуса троттера (тоже есть на схеме) - это штатный выключатель ON|OFF малоточки +5V контроллеров.
Вопрос конечно по самой этой схеме, но и о том, как подключить ее без бабах  :-) сразу к обоим контроллерам.

Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

илс

Очевидно, что земля у 2-х контроллеров будет общая (минус батареи).
Откуда брать плюс управляющего скоростью напряжения (от нуля до +4В) - неважно.
Т.е. берете (+) напр. от контроллера заднего колеса, делите, как вам нужно и управляете обеими контроллерами.
Недавно обсуждалась эта тема.
Попробуйте поиском пошуршать...

BaBax

Цитата: илс от 17 Апр. 2013 в 18:37
Очевидно, что земля у 2-х контроллеров будет общая (минус батареи).
Откуда брать плюс управляющего скоростью напряжения (от нуля до +4В) - неважно.
Т.е. берете (+) напр. от контроллера заднего колеса, делите, как вам нужно и управляете обеими контроллерами.
Недавно обсуждалась эта тема.
Попробуйте поиском пошуршать...
Я читал это обсуждение в теме полного привода. Там предложили развязку через диоды, но схемы конкретной не было. Кроме того на диоде всегда есть падение напряжения, а именно его величина, а не ток, управляет контроллером. Еще непонятка возникает тогда, когда придется отключить один из контроллеров от батареи в случае внештатной ситуации.
Аналогичные вопросы, связанные с развязкой возникают и для кнопки 1-2-3, и для выключателя ON|OFF "малоточки" контроллеров.
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

илс

Цитироватьи для выключателя ON|OFF "малоточки" контроллеров.
ну уж этот тумблер, точно не удастся совместить.
В любом случае, выключатель должен быть свой и не связан с выключателем другого контроллера.
Кнопка 1-2-3 фактически меняет (через делитель) напряжение управления скоростью.
т.е. можно сделать одну.
Диод лучше ставить на передний контроллер.
Переднее колесо менее загружено. Соотв. туда и мощь нужна меньшая (имхо).

BaBax

Цитата: илс от 17 Апр. 2013 в 19:01
Цитироватьи для выключателя ON|OFF "малоточки" контроллеров.
ну уж этот тумблер, точно не удастся совместить.
В любом случае, выключатель должен быть свой и не связан с выключателем другого контроллера.
Почему так категорично? Ведь это не включение питания, а управление включением питания (имхо).
Цитата: илс от 17 Апр. 2013 в 19:01
Кнопка 1-2-3 фактически меняет (через делитель) напряжение управления скоростью.
т.е. можно сделать одну.
Диод лучше ставить на передний контроллер.
Переднее колесо менее загружено. Соотв. туда и мощь нужна меньшая (имхо).
А как это будет выглядеть на схеме? (У этой кнопки три провода: синий, красный, черный, а диаграмма подключения во втором посте)
Как повлияет падение напряжения на диодах на режимы 30-60-100?
И вообще нужны ли эти все развязки на троттере, на режимах, на выключателе.
Диод лучше ставить на передний контроллер - совет принят, спасибо.
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

TULSUNDUR

Цитата: BaBax от 17 Апр. 2013 в 18:26
30% скорости - это не 6км/час.
попробуете - убедитесь...  ;-)
в реальности велосипед с максималкой под 40 км/ч - на 30% режиме выдаёт около 7 км/ч... там ограничение тока как-то хитро срабатывает, но зависит от контроллера...
опять скрипит потёртое седло, и ветер холодит стальную раму.
зимой на лисапеде ездить нелегко, но  как-то  это  мне по-барабану...

илс

ЦитироватьПочему так категорично? Ведь это не включение питания, а управление включением питания (имхо).
тумблер вкл/выкл отвечает за коммутацию слаботочной части контроллера.
Фактически речь идет об аналоге замка зажигания для авто и мотоциклов.
Два отдельных тумблера наиболее логичное решение, если вы хотите иметь возможность ехать на одном или 2х контроллерах.
Насколько я понял, это ваше желание иметь независимое управление задним и передним МК, на случай поломки и т.д.
Не пойму, что вас так смущает. Ведь такой тумблер копеечная вещь и его (вовсе) не обязательно размещать на руле
Что касается схемы, то рисовать ее лень, :ah: ...попробуйте разобрать, что изображено на мове ниже:
http://www.megaenergy.com.ua/2motorsru.html

BaBax

Вот интересно, ни одного диода!!!. Все тупо параллелится кроме питания троттера. В том числе и включение малоточки питания, а отключение моторов решается отключением управляющего напряжения с ручки газа. Наверное и кнопку 123 тоже можно тупо запараллелить - как Вы думаете?

Общий выключатель малоточки контроллеров хотел делать общий, чтобы было минимум на руле фантиков. Теперь засомневался.

Разрыватель питания (автомат) почему-то стоит на "-" батареи. Я бы поставил на "+". Но это уже детали.





Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

илс

3-х проводов, вполне достаточно. :exactly:

Вы ссылку на исходный сайт открыли?

BaBax

Цитата: илс от 17 Апр. 2013 в 22:32
Вы ссылку на исходный сайт открыли?
Да, конечно. Спасибо. Оказывается ничего сложного. Жаль что контроллеры описаны без режима 123, но ее наверное тоже параллельно. Теперь нужно думать где набрать доп.коннекторы :-)
А все ли я правильно нарисовал в дополнении "поводырь"?
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)

BaBax

Цитата: TULSUNDUR от 17 Апр. 2013 в 20:56
Цитата: BaBax от 17 Апр. 2013 в 18:26
30% скорости - это не 6км/час.
попробуете - убедитесь...  ;-)
в реальности велосипед с максималкой под 40 км/ч - на 30% режиме выдаёт около 7 км/ч... там ограничение тока как-то хитро срабатывает, но зависит от контроллера...
Попробую, но вообще-то так быть не должно. раз заявлена треть скорости, знатит - треть. Или обман производителя. Да и как-то не удобно ехать верхом при 7 км/час, а этот переключатель задуман не как поводырь.
Кроме того в фирменных велах поводырь - это одна кнопка, без регулировки троттером. Возможно, что ее действительно можно реализовать подкрутив глушилку контроллера. Но контроллеров то  два! Поэтому проще доделать троттер, если схему я правильно посчитал.
Полный привод на складном доноре: редукторник спереди 900 W и DD 1500 W сзади. Батарея 2100 W/h. Макс. 45 км/час.  Вес 31 кг.
Любые горы не страшны :)