avatar_poraboloid

Велик со светодиодной подсветкой колес.

Автор poraboloid, 12 Сен. 2013 в 18:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

poraboloid

Доброго времени суток.

Электротранспортом пока не располагаю, но недавно собирал дочке подсветку на обычный велик.
Эсли форумчанам будет интересно - опишу весь процесс.















Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

zap

Красиво, а питание к спицам как подводится? Или батаряка прямо в колесе?
Параметры фары какие? 2xCree XM-L?
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

абориген

 интересно, а при чём здесь детский электротранспорт?

Алексей Ка


poraboloid

#4
Цитата: zap от 12 Сен. 2013 в 19:24
Красиво, а питание к спицам как подводится? Или батаряка прямо в колесе?
Параметры фары какие? 2xCree XM-L?

Питание плюса подводится через щеточную систему, минус на массе.

Фара да, два хмеля в параллель. Линзы с прямоугольной диаграмой.
С покупного драйвера выкинул платку шима, сделал переключение полевиками  на три режима - 1 Ампер, 2 ампера, 3 ампера.

Цитата: абориген от 12 Сен. 2013 в 21:10
интересно, а при чём здесь детский электротранспорт?

Делал ребенку, и это транспорт.
Электричество на нем есть, но для фары, фонаря и подсветки.
Двигатель пока еще и рановато - 6 лет владелице вела.

Цитата: Алексей Ка от 12 Сен. 2013 в 21:54
Красота !!!!! Пиши как сделал !

Хорошо, выложу полное описание.

Добавлено 12 Сен 2013 в 22:15:30

Велик - Author Cosmic, куплен за 9500 руб у официального представителя в Самаре.
Понравился тем что легкий, со скоростями и со съемным передним колесом.

Подсветка колес:
В качестве трубочек применены белые палочки для воздушных шаров, 5мм светодиоды входят в них с сильным натягом.





Длину трубочек замерил по колесам, они теперь 20 дюймовые.
Получилось практически две трубочки из одной палочки, но каждую надо точно вымерять - палочки резаны не ровно.

Заказаны качественные 5мм светодиоды - Cree C503, 15 градусов, 16 рублей за штуку.
Донором тонкой медной проволоки стало советское реле, найденное в загашнике. Для чего она нужна - описано ниже.



Выводы новеньких синих светиков безжалостно обкусаны.



Зачищенный лезвием провод намотан вплотную к корпусу и припаян.
После пайки выводы укорачиваем до минимума.



А дальше - главная военная хитрость, чтобы проводов не было видно на колесе, они проходят ВНУТРИ трубочки.
Поэтому они и взяты такими тонкими.



Проводки внутри, их видно только на торце.



Но и это не проблема, короткий отрезок термоусадки все скроет.



Проверяем полученный полуфабрикат.



Теперь держа медные нити внатяг, со второй стороны вставляю красный светик, заранее следя чтобы его минусовая нога была рядом с минусовым проводом от синего.



Далее зачистив от лаковой изоляции минусовой провод синего светика накручиваю его на минусовую ногу красного, т.к. схема питания у меня будет с общей землей.



Припаиваю полученный световой модуль к хитрой плате.



Плата представляет собой полукольцо из фольгированного двухстороннего стеклотекстолита, с фигурныими выступами по наружней поверхности.









Первая сторона платы является массой.



На другой стороне платы распаяны интегральные стабилизаторы тока, по одному на каждый светик.



Проверим итог работ.
Одна сторона - синяя, вторая - красная, посередке - плавный переход цветовой гаммы между ними.



Так светится в темноте.



Абсолютно таким же способом изготавливаю еще 7 трубочек.
Всего их будет по 8 штук на колесе.



Чтобы герметизировать торцы, заливаю их термоклеем.



Дальше - веселее.
Так как использовать батарейные блоки на колесах уже не хочется, будем изобретать контактно-щеточные узлы.
По диаметру наружней части втулки изготовлены круглые контактные платы.



Одну за другой собираем на них наши трубочки.



С нижней стороны также приставляется плата полукольца для трубочек и они спаиваются воедино. Паяем трубочки на нижнюю часть.



Колесо готово, питающие провода запаяны к контактному кольцу и на корпус колеса (масса).



Проверяем итог нелегкого труда, и он того стоит.
Все заметно даже при освещении днем.



А вот при выключенном свете.





Приставил на место для наглядности.
Телефон весьма неохотно фокусируется на ярком объекте при слабом освещении вокруг.





В полной темноте.





Конец первой части.

Добавлено 12 Сен 2013 в 22:17:33

Часть вторая, эпопея продолжается.

По технологии описанной выше изготовлена подсветка на второе колесо.

Вместе смотрится на ура.



Теперь дело за щеточными узлами, надо же как-то запитывать такую красоту.

Дабы "не изобретать велосипед" (вот ведь каламбур !) решено взять готовые щетки с двигателей.
Выбор пал на пару насосов омывателя 2110, что были сменены на новые и лежали как раз под разборку.



Демонтируем их и поглядим чем можно поживится.
А вот и искомое в первом движке, отличные подпружиненные щетки с медным токоведущим тросиком.



Второй же показывает иной конструктив, тут двигатель в сборе, пока его оставим.



Разбираем.





Честно говоря я с час ломал голову как мне закрепить пружину, пока не сообразил выгнуть такое.



Отверстие рассверлено до 3.2 мм, вставлен винт М3 и прямоугольная гайка с обратной стороны. выступающая часть винта служит осью для пружины.





Для крепления щетки решил использовать штатные отверстия с резьбой М5 в раме, для чего они там не в курсе, но очень пригодились.





Две нарисованные по месту и вырезанные станком текстолитовые пластины спаяны между собой под 90 градусов, болт с проставкой крепит их к раме.



После примерки на пластине сделан изолирующий пропил.



Собираем конструктив.



Припаяно.



Так выглядит щетка на своем месте, вид сверху.



Винтиками крепежа контакного кольца выставляю одинаковый прижим и вот заднее колесо свободно крутится запитанное.

Теперь переднее, а вот тут затык серьезный.
Переднее колесо-то у нас съемное !
А щетка должна быть пружиной к нему прижата...

На разработку конструктива ушел почти день.
Придумки, рисование на бумаге, снятие размеров штангелем, рисование в программе, вырезка на станке, пайка, примерка, корректировки, не подходит, опять все заново.

Но в итоге все-же родилась хитрая конструкция способная убить двух зайцев разом.
И прижим обеспечить, и не мешать съему-установке колеса.

По эскизам были вырезаны следующие детальки.



Из них собирается подвижная планка.



Держатели ее припаяются к неподвижному основанию.
Оно будет закрепелено на имеющиеся опять-же заводские отверстия с резьбой.



Сбоку паяю рычаг и он-же выполняет роль упора для пружины отвода.



И вот надо-же, при оконечной сборке на сверлении отверстия у меня вырывает из рук пластину с щеткой и отбрасывает ее в стену.
Пластине то пофиг, она железная, а вот графит щетки расколот натрое.
Другого такого насоса нет...
Поглядел все лежащие движки, ни у одного нет такой конструкции щеток.

Опять затык.

В итоге на следующий вечер решил приспособить щетку от другого двигателя, хоть она мне и не особо нравилась.





Фишка сей сложной работы в том, что щетка сама отходит от контактного кольца при открывании быстрозажимного крепежа колеса.
И сама прижимается к кольцу, при его закрывании.

Т.е. система передачи напряжения на колесо прозрачна для конечного пользователя.





Конец второй части.

Часть третья, задний фонарь.

У едущего велосипеда в темное время суток сзади должен гореть красный габаритный огонь.
Так велосипедиста лучше заметно среди людей.
А еще лучше не гореть, а мигать.

А чтобы было красиво, можно заставить огонек не просто мигать, а бегать из стороны в сторону.

С этими думами были сняты мерки с велосипедного седла Космика и вырезана, да спаяна платка под 5050 смд.



Наученный прошлым опытом я не стал ставить светики последовательно - при просадке батареи будет снижение яркости.
В каждом светике все 3 кристалла запараллелены и выведены на контакные проводники.
Минус - общий.

Рулить светиками будет ардуинка, в данном случае - контроллер ATMega-8а в корпусе TQFP, прошитый ардуиновским скретчем.



Схема - примитивнейшая, питание через линейный стаб на 5 вольт, выходные порты через стабы тока 20мА на светики.



Обе платы скрепляются на перемычках.





Вот она наша сидушка.



Примерим.





Края платы подкрасим черным маркером.



И изготовим для светиков защитный колпак, из листового оргстекла.



Как оно у нас смотрится ?



Помне так как с завода.



Тест.



Более того, я решил что одного габарита будет маловато такому блоку, и добавил ему к функциям стоп-сигнал.

Вот что получилось в итоге.



Для концевика тормоза изготовил крепежные пластины, на которые поставил концевик.
Закрепелено на винт, держащий заднее крыло.

Конец третьей части.
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

spb-e

Помогу со сборкой, ремонтом батарейки и прочего...
9II-I82-78-78

poraboloid

#6
Часть седьмая, блок аккумуляторов.

Поигравшись на прошлом велике с батарейками, а позже и самопальным акб из технологических банок шуруповерта я понял что источником питания на велике однозначно должен быть литиевый акб.

Готовые мне не подошли не габаритами, ни ценой.
Поиски банок в магазинах показали цены 250-300 рублей за банку, а их по моим рассчетам должно быть 6 штук.
1500-1800 рублей мне показалось жирным за китайский хлам, который фиг еще знает на какую реальною ёмкость сделан.

Я решил пойти в обход.
Порыскав по прайсам компьютерных я таки нашел искомое, аккумулятор для ноутбука Lenovo, напряжением 11 вольт и емкостью 5.6 ампер-часов.
Заказал, через недельку он приехал из Москвы в Самарский ситилинк.







В тот же день он был безжалостно вскрыт.





Что же наблюдаем мы внутри ?
6 фирмовых Банок лития LG, емкостью 2800мА, с защитой от КЗ, но без защиты от перезаряда и переразряда.
За эти деньги - блеск !



Разъем аккумулятора подобрал от разобранного струйника HP, на большее подобный хлам этой конторы не годится.



Теперь самое веселое - корпус.
Его я решил сделать также из стеклотекстолита, вырезав на станке части по чертежам и спаяв их воедино.











То что по внешнему виду напоминает тротиловую шашку - сборка тех самых банок лития, по три параллельно и два пакета в послед.



Таким образом имеем 8.4 вольта напряжения на максимуме заряда и 8.4 ампер-часа.



На одной из сторон - трехпиновый разъем.









Отверстие снизу - для фиксации на месте установки на велике.





Для придания благородного вида обклеил 641-вым оракалом.







Собственно блок готов, зарядку к нему буду мастрячить поже.

Конец 7-ой части.

Часть 8 - Итог.

Основная работа сделана, сегодня развел всю проводку, подключил все блоки и датчики.
Все работает, останется поправить мелкие нюансы что будут всплывать в процессе.

Первая поездка на новом велике, и вот взгляды со всех сторон, возгласы удивления, вопросы - "где такое продается ?"....















Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

Ka.Sergei


ДмитрийМver2.0

Всё хорошо кроме решения сделать контактные кольца травлением на текстолите. На печатных платах мягкая медь типа М0 а на коллекторах двигателей жёсткая и износостойкая фосфористая типа МР3, а кое-где и с серебром и прочими добавками. В 90-х сдуру в заказе сделали разъёмы стойки приборной травлением на текстолите (с никелевым покрытием даже) так заказчики перетыкая их от силы 2-3 раза в день за пару месяцев в "0" стёрли и пришлось перепаивать на классический ГРПМ и СНО. Я наверное сделал бы накладку из 1..2 мм жёсткой меди под щёткой.
73! Дмитрий, RK3AOR.

Александр74

Молодец автор! Я бы напряжение передавал на цилиндрическое медное кольцо то есть ближе как у коллекторных движков.

poraboloid

Для меня достаточно проблематично изготовить медное кольцо, или искать более жесткую медь на текстолите.
Зато в случае износа стеклотекстолитового кольца, сделать новое - вопрос получаса.
Станок микрофрезер Чпу вырезает .
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

Merakules

Зачет +1
звонок порадовал, а собствено как так реализовано моргание и дзыньканье?

Alex T

Кольцо можно сделать из обычной тонкостенной медной трубы, затем напаять его легкоплавким припоем на текстолит, в таком случае износ будет гораздо меньше.

poraboloid

#13
Цитата: Merakules от 15 Сен. 2013 в 22:30
Зачет +1
звонок порадовал, а собствено как так реализовано моргание и дзыньканье?

Звонок обычный, покупной из спортмастера.
Был разобран, под язычек курка поставил пару контактов.
Контакты проводками идут на вход микроконтроллера, который рулит переключением режимов света.
Привожу фото и видео в еще разобранном виде.
Дополнительный плюс в том, что можно чуть надавив на курок поморгать не звоня при этом.
Ну а при звонке с морганием сразу пропускают прохожие на тротуаре, когда толпой идут.







Добавлено 17 Сен 2013 в 00:40:32

Цитата: Alex T от 15 Сен. 2013 в 23:24
Кольцо можно сделать из обычной тонкостенной медной трубы, затем напаять его легкоплавким припоем на текстолит, в таком случае износ будет гораздо меньше.

Верю в то что это возможно, но при изгибе трубы диаметр будет не равномерным.
Гуляние толщины приведет к повышенному трению и более быстрому износу щетки.
Пока накат около 40 км и следов какого-либо износа фольги незаметно.
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

poraboloid

Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

Alex T

Вам совсем не нужно гнуть трубу, лишь взять отпилить нужный кусок и разрезать его вдоль, дальше взять и распрямить и у вас получится квадратик из меди, это я привёл пример где взять медную пластинку, возможно у вас есть и другие варианты.

demon

на мой взгляд диоды очевидно не требуют большого тока, соответственно прижим щеток минимален и износ тоже, устанешь педали крутить пока они сотрутся. Автору респект!   Блин дайте мне плюсомет.........

enek


Я вот такую подсветку делал. Аккумуляторы 18650 по одному крепил в центре колес на втулке. Порезал светодиодную ленту на светодиоды, соединял параллельно.
Что не убивает мой вел, то делает его сильнее...