Li-ion Аккумуляторы характеристики, опыт эксплуатации.

Автор DonMiha, 26 Июль 2011 в 12:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

licwn

Цитата: gekanaz от 15 Июнь 2014 в 22:32
не согласен :)  я могу вообще сделать половину батареи из LG например а другую из Samsung и спокойно ездить, кстати есть такая мысль, проверить кто дольше проживет

ведь если раньше амперчасы кончатся в самой слабой параллели, БМС отрубит нагрузку. В чем тут страх ? Важно , чтобы в параллелях было одинаковое число Ампер часов. а то что там будут разные разрядные кривые совсем не страшно, ведь мотор едет от суммарного напряжения всех параллелей.

п.с.. добавлю, что конечно же максимальный эффект можно получить только от одинаковых элементов из одной партии .  так как из разных ... потихоньку начнут разные ячейки поочереди выносить мозг  наезднику.
Вроде все логично - У вас одна и таже паралель(ли) будет первой заряжаться\разряжаться, те более интенсивно работать и соотвественно изнашиваться. Если вы равномерно намиксуете элементы по паралелям - более менее одновременно должны все приходить. Ну и к качесвту работы бмс меньше притензий, чем в вашем случае.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

gekanaz

Цитата: licwn от 21 Июль 2014 в 23:21
Цитата: gekanaz от 15 Июнь 2014 в 22:32
не согласен :)  я могу вообще сделать половину батареи из LG например а другую из Samsung и спокойно ездить, кстати есть такая мысль, проверить кто дольше проживет

ведь если раньше амперчасы кончатся в самой слабой параллели, БМС отрубит нагрузку. В чем тут страх ? Важно , чтобы в параллелях было одинаковое число Ампер часов. а то что там будут разные разрядные кривые совсем не страшно, ведь мотор едет от суммарного напряжения всех параллелей.

п.с.. добавлю, что конечно же максимальный эффект можно получить только от одинаковых элементов из одной партии .  так как из разных ... потихоньку начнут разные ячейки поочереди выносить мозг  наезднику.
Вроде все логично - У вас одна и таже паралель(ли) будет первой заряжаться\разряжаться, те более интенсивно работать и соотвественно изнашиваться. Если вы равномерно намиксуете элементы по паралелям - более менее одновременно должны все приходить. Ну и к качесвту работы бмс меньше притензий, чем в вашем случае.
не согласен, если одна замененная параллель (новая к примеру) будет недоразряжаться.. назвать это более интенсивной работой никак нельзя, самое главное, после замены всю батарею зарядить и отбалансировать в заряженном состоянии , тогда БМС при разрядке будет ловить внизу наиболее дохлые параллели. А вот миксовать это не самый лучший вариант, так как вот в этом случае при нагрузке будет заметно увеличенный износ новых банок(за счет меньшего внутреннего сопротивления) и они быстро догонят старые.

licwn

Я пишу изходя из собственного опыта. Буквально на руках собранная сборка 4S6P из бу 18650 элементов. 3я от  минуса паралель получилась с внутренним сопротивлением большим чем у остальных и как следствие разряд прекращаяется по достижению критического напряжения на этой паралели. К максимальному напряжению заряда эта паралель прибегает тоже первой. Что хорошего? По хорошему надо так собирать что бы все паралели были примерно одинаковыми. Если ячеек ограниченное число, то надо миксовать чуть лучшие с чуть худшими для лучшего среднего результата. Если не ограниченное, то стараться примерно из одинаковых собирать батарею.
Кстати, если помните был разговор, что нельзя условно хорошие ячейки с условно плохими миксовать, что хорошие быстрее деградируют в таком случае. Недавно перемерял по отдельности котлеты из сборки, где народные перемешаны с черными винфорсами. Деградация и у народных и у винфорсов примерно одинаковая и составляет где то 10% в год. Если бы не миксовал и ставил в паралель народные с народными, а винфорсы с винфорсами, не думаю что смог бы долго ездить, все таки при примерно одинаковой емкости, внутреннее сопротивлние различается раз в 10.
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

илс

Есть такие, достаточно известные батарейки от Панасоник, на 3100мАч.
В этой теме, они немного обсуждались. Выглядят так.



Я их обычно заряжаю током 0,3С (0,9А) и даже не проверяю температуру.
При этом, недавно заряжал новый цилиндрик в китайской мегадешевой зарядке для элементов 18650. Цилиндрик ощутимо нагрелся, примерно до 45 градусов. Замерил ток зарядки, оказалось всего 800мА.  O_O
Для поездки по Золотому кольцу, взял с собой Чероку с (неавтоматической) регулировкой зарядного тока.
Заряжал током до 20А сборку из 14P, она была еле теплой.
Перед отъездом, время было мало и я дал полную мощность, а именно 29А.
Несложный расчет показывает, что это 1,5С для каждого цилиндрика. Батарея нагрелась всего до 34 градусов, при темп. воздуха 29.
В связи с этим вопрос:
Почему 1 цилиндрик греется как утюг от 0,3С, а сборка не греется от 1,5С?  :bn:
При этом, 1 элемент хорошо обдувался воздухом, а сборка обмотана скотчем и слоем вспененного полиуретана?

gekanaz

1) возможно именно этот целиндрик имеет повышенное внутреннее сопротивление
2) возможно было превышено напряжение заряда... китайский зарядник может врать... надо его проверить
3) в зарядке может "умереть" кондер на выходе, и возможно зарядка мучает акум импульсами
думаю больше вариантов быть не может

а еще может сама зарядка греет целиндрик

илс

Ок, поэксперементирую с другими зарядками, у меня их много.  :-) Напряжение в упомянутой зарядке проверял, ... честных 4,2В.  :exactly:
Поставлю вопрос по-другому.
Почему на разрядных токах 1,5-2С, сборка ощутимо греется, а при зарядных 1-1,5С, нагрева практически нет? :bn:

gekanaz

Цитата: илс от 06 Авг. 2014 в 23:01
Ок, поэксперементирую с другими зарядками, у меня их много.  :-) Напряжение в упомянутой зарядке проверял, ... честных 4,2В.  :exactly:
Поставлю вопрос по-другому.
Почему на разрядных токах 1,5-2С, сборка ощутимо греется, а при зарядных 1-1,5С, нагрева практически нет? :bn:
потому что заряд и разряд две разных химических реакции, и для заряда требуется больше времени..
в даташитах почти всех аккумуляторов пишут, что количество циклов измерено при токе 0.2С - и ведь не с проста.
P.S. этот процесс наверно можно сравнить с построить-разрушить...    а   "ломать не строить " :)

илс

Вернулся к прежнему конфигу (13S4P) с дальнобойного на 14Р.
И обнаружил резкое увеличение просадки напряжения, под нагрузкой. Примерно в 2-2,5 раза. :facepalm:
Видимо, это означает, что в такой же степени увеличилось вн. сопр. элементов.
Отсюда мораль - нагрев при заряде не является критерием, на который можно опираться в расчетах макс. допустимого тока.
О токах, я подробно писал выше.
Т.о., собственным кошельком (ca 500usd), я доказал азбучную истину - значения в даташитах превышать нельзя. А лучше заряжать (и разряжать) токами, заметно ниже рекомендованных.  :-(

licwn

Цитата: илс от 06 Авг. 2014 в 23:01
Почему на разрядных токах 1,5-2С, сборка ощутимо греется, а при зарядных 1-1,5С, нагрева практически нет? :bn:
Как раз на днях читал сообщение АндрейM'а, что он обнаружил, что нагретая батарея литий-иона при зарядке охлаждается. 
Статистика по бу ноутбучным батареям - https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fi4Pb0Ykkq0ODUuzSb-tBy3xsbT6h3WcfqyzYUOjk_Y/edit?usp=sharing

Gena

Добрый день.Подскажите этими элементами кто нибудь пользовался ICR18650-26F/FM их стоит покупать для сборки аккумулятора?
http://www.aliexpress.com/store/product/40pcs-lot-3-7V-2600mAh-Original-18650-rechargeable-Battery-For-Samsung-Wholesale-safe-batteries-Industrial-use/326881_873856477.html

gekanaz

Цитата: Gena от 23 Авг. 2014 в 16:33
Добрый день.Подскажите этими элементами кто нибудь пользовался ICR18650-26F/FM их стоит покупать для сборки аккумулятора?
http://www.aliexpress.com/store/product/40pcs-lot-3-7V-2600mAh-Original-18650-rechargeable-Battery-For-Samsung-Wholesale-safe-batteries-Industrial-use/326881_873856477.html
отличные элементы,
их можно купить здесь с гарантией, производство конец февраля 2014 года,
и внутреннее сопротивление свежих элементов на 25-30% ниже чем у 3000 элементов https://electrotransport.ru/index.php?msg=425408   тест тут
из 8000 элементов пока ни одного бракованного не обнаружено.

Gena

Спасибо за ответ,буду покупать.Есть к вам ещё один вопрос 5А это пиковый ток или может выдать ещё?Для тока 60А сколько элементов нужно объединить в одну банку? 

gekanaz

Цитата: Gena от 26 Авг. 2014 в 21:05
Спасибо за ответ,буду покупать.Есть к вам ещё один вопрос 5А это пиковый ток или может выдать ещё?Для тока 60А сколько элементов нужно объединить в одну банку?
вообще в даташите написано максимальный ток 2С, это значит 2.6*2=5.2А , и его лучше не превышать
элемент конечно может больше, но как это скажется на сроке службы можно только догадываться, можно и 10 и 20 вытянуть, только рассчитывать на обещанные циклы и нормальное внутреннее сопротивление уже нельзя... ток короткого замыкания такой баночки 60 и более ампер
для 60А надо 12 параллелей, если этого много, возьмите более интересные банки, самсунги 29Е или панасоники PF
вот удобный калькулятор, там сразу рассчитываются параметры батареи.. токи , масса , габариты, можете поиграть с параметрами  и типом элементов
тут внизу есть таблица наглядная.. это сборки из разных элементов

lesal

Прочитал почти всю тему. Уже щупал голову на предмет опухших полушарий :pardon:
Поскольку в электросамокатах гуру затаились, спрошу тут
Батарейка 36в 9а/ч, движок 350 вт при 8 дм колесиках
Сразу после покупки акку после зарядки выдавал 41,8 - 41,9 в
Спустя 4 месяца после зарядки - 41,6 в
Зарядок было ну штук 40 на вскидку. Это как, начало помирания акку?
Зарядка в среднем 2 р в неделю, ставится на зарядку с остатком заряда 20-40%, БМС ни разу не срабатывала
вот такая, если это важно

Хочешь рассмешить "Бога" - расскажи ему о своих планах.....

илс

[user]lesal[/user], а в чем суть вашего вопроса?
То что, максимальное напряжение снизилось на 0,4-0,5В, конечно говорит о том, что батарея не молодеет, а стареет.
Да и не может она молодеть, как и человек  :-)
Деградация батареи имеет общепризнанный порог в 75%. Если емкость выше этого значения, значит можно ездить и начинать откладывать деньги на новую батарейку. :kidding:
Ну а если ниже, да еще вн. сопротивление выросло, до неприличия, то без всяких чтений, вы сами поспешите ее заменить на новую
Заметьте, во всех случаях, речь идет о емкости.
Максимальное напряжение, мало кто отслеживает.  ;-)
Спойлер
Как вариант, проверьте свою батку на предмет саморазряда. Методика оч. простая.  :exactly:

gekanaz

Цитата: lesal от 04 Сен. 2014 в 15:22
Прочитал почти всю тему. Уже щупал голову на предмет опухших полушарий :pardon:
Поскольку в электросамокатах гуру затаились, спрошу тут
Батарейка 36в 9а/ч, движок 350 вт при 8 дм колесиках
Сразу после покупки акку после зарядки выдавал 41,8 - 41,9 в
Спустя 4 месяца после зарядки - 41,6 в
Зарядок было ну штук 40 на вскидку. Это как, начало помирания акку?
Зарядка в среднем 2 р в неделю, ставится на зарядку с остатком заряда 20-40%, БМС ни разу не срабатывала
вот такая, если это важно

если напряжение полного заряда упало, значит батарея разбалансировалась, и могу заметить, что еще не очень сильно, и это следствие саморазряда одной или нескольких ячеек, и БМС не в состоянии справиться со скоростью этого саморазряда, поэтому если поймете, что емкости не хватает, нужно батарею отбалансировать "ручками".

korgz

[user]lesal[/user], прибор для измерений один и тот же ?
двухподвес,CONHIS 1000W 48V noname 15FET(рекуперация,ABS,задний ход,обучение) 16S4P narko-lipo 60KPH

lesal

[user]илс[/user],
Ок, будем считать, что все в норме
Да мне вроде надо на 10 км (два дня поездок), а полной на 15 вроде. Так что запас есть

[user]gekanaz[/user],
ок, надеюсь, что сезон (первый, до снега) откатаюсь, а весной будем жужжать. Просто уж что-то очень быстро...

[user]korgz[/user],
Да, штатный комп. Просто здесь читал, что вроде до 42,2 заряжаться новая должна, но с начала я видел только 41,9
Хочешь рассмешить "Бога" - расскажи ему о своих планах.....