LiPo Аккумуляторы и всё что с ними связано, покупка, характеристики, опыт эксплу

Автор DmitryPopov, 18 Апр. 2010 в 15:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

DmitryPopov

Итак начнем. (по образу и подобию - надеюсь nordiver будет не в обиде)

ЛИТИЙ-ПОЛИМЕРНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ ( LiPo, ЛиПо, Липоли )

Терминология:

Элемент - основа всех батарей, представляет собой единичный перезаряжаемый источник тока,  как правило выполненый в призматическом корпусе.

Ячейка - собранные в параллель элементы для увеличения их суммарной ёмкости.

Сборка(пак) - собранные производителем последовательно ячейки для увеличения напряжения. Сборка упаковывается в термоусадку и имеет силовые провода для подключения нагрузки, а также балансирный разъем для подключения BMS. Количество собранных в параллель элементов обозначают "p",количество собранных последовательно ячеек "s".
(в 95% случаев в сборке "элемент=ячейка", но не всегда)

Батарея или Аккумулятор - представляет собой соединенные последовательно/параллельно сборки для увеличения напряжения/емкости.

BMS - Battery Manage System представляет собой электронное устройство для контроля за состоянием батареи, в наиболее развитых BMS реализованны следующие функции: защита от перезаряда, защита от переразряда, балансировка, защита от короткого замыкания, защита от длительного превышения разрядного тока.

Вот перевод части таблички с часто задаваемыми вопросами про Lithium-ion (Li-ion, polymer) батареи:

Как подготовить новую батарею к использованию?Зарядить батарею до 100%. Нет необходимости делать несколько полных циклов заряд-разряда.
Могу ли я навредить батарее неправильным использованием?Хранить частично заряженными. Низкий заряд может вызвать отключение защитной схемы.
Должен ли я полностью заряжать батарею?Частичная зарядка лучше, чем полная.
Могу ли я прервать зарядку?Частичная зарядка не причиняет вреда.
Должен ли я полностью разряжать батарею перед зарядкой?Глубокая разрядка негативно сказывается на сроке службы батареи.
Должен ли я волноваться по поводу "эффекта "памяти?
Li-ion батареи, не страдают от "эффекта памяти".
Как откалибровать "умную батарею"?В случае если инкикатор заряда батареии показывает неточные значения, нужно провести несколько полных циклов заряда-разряда. Повторять через каждые 1 - 3 месяца.
Можно ли заряжать включенное устройство?Паразитная нагрузка может повлиять на датчик полного заряда батареи и вызвать перезаряд батареи или привести к мини-циклам заряда-разряда.
Нужно ли отключать зарядное устройство когда батарея заряжена?Не обязательно, зарядник отключится автоматически.
Как хранить батарею?Хранить в прохладном месте частично разряженной.
Нагревается ли батарея во время зарядки?Батарея должна оставаться холодной или немного теплой.
Как заряжать батарею при низких температурах?Не заряжать при температуре ниже 0°C.
Можно ли заряжать батарею при высоких температурах?Не заряжать при температуре выше 50°C
Что я должен знать по поводу зарядных устройств?Во время зарядки батарея должна оставаться холодной. Не использует капельную подзарядку (trickle charging) после того как батарея заряжена

DmitryPopov


Элемент LiPo электрические характеристики

Как и все аккумуляторы LiPo имеет несколько основных электрических параметров:

Напряжение полностью заряженного элемента:
У LiPo составляет 4.2В, В связи с особенностями данной технологии эти элементы очень сильно боятся перезаряда.

Напряжение полностью разряженного элемента:
У LiPo составляет 3,0В.
Но в любом случае по практике эксплуатации всех типов аккумуляторов установлено что чем меньше глубина разряда тем больше циклов этот аккумулятор может пережить, а количество энергии которое приходится на последние 0,5В разряда (для LiPo) составляет лишь несколько процентов от его емкости.
Элементы катастрофически боятся переразряда, который вызывает необратимые изменения и порчу элемента.

Напряжение средней точки: у элементов данной технологии заявляется как 3,7В. Напряжение средней точки это напряжение которое вычисляется на основании кривой разряда и предназначено для вычисления габаритной ёмкости аккумулятора которая выражается в Wh (ватт часы) для этого напряжение средней точки умножают на ёмкость по току т.е например у вас имеется элемент имеющий ёмкость 1,1Ач и напряжение средней точки 3,7В то его габаритная ёмкость равна  3,7*1,1=4,07Wh. (Многие часто путают напряжение средней точки с напряжением полностью заряженного элемента.)

Максимальный ток продолжительного разряда (Constant Discharge)
Максимальный ток кратковременного (10сек)  разряда (Peak Discharge): соответственно рекомендуемые производителем токи эксплуатации, выраженные как произведение коэффициента на  емкость.Например маркировка 20С при емкости ячейки 5Ач подразумевает ток 100А




DmitryPopov

Акки от TURNIGY в моделизме относятся к классу дешевых noname акков.
По опыту - в прошлом сезоне коллега все лето учился на них летать(висеть на вертолете).
В таком режиме (малой нагрузки) акки показали себя с хорошей стороны. В этом сезоне он начал пробовать крутить пилотаж и акки стали слегка надуваться(мож от увелич нагрузки или от старости).

Применительно к нам.

Планирую собрать батарею из 8-ми таких сборок

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=9176&Product_Name=Turnigy_5000mAh_6S_20C_Lipo_Pack

Конфигурация 2S4P  20Ач  44.4В  (36В - 50.4В в границах)

При использовании контроллера от GM (50А в пике) получается, что каждая сборка будет разряжаться током 50/4=12.5А (2.5С) максимум.

ЗЫ Причем конфигурация батареи в любой момент может быть изменена на 4S2P
и появиться возможность потестить проскакивавший здесь 100В х 100А контроллер
(и при этом каждая сборка будет разряжаться током 10С в пике)

ilya-spb

Цитата: DmitryPopov от 18 Апр. 2010 в 11:54
Цитата: nordiver от 16 Апр. 2010 в 19:01
Уважаемый, Вы путаете рекомендованные и допустимые токи, что само по себе не одно и тоже,  к тому же я например не видел ни одного даташита от фирмы TURNIGY по поводу качества их элементов и колличества циклов при таких режимах

Вставлю свои 5 коп:
Акки от TURNIGY в моделизме относятся к классу дешевых noname акков.
По опыту - в прошлом сезоне коллега все лето учился на них летать(висеть на вертолете).
В таком режиме (малой нагрузки) акки показали себя с хорошей стороны. В этом сезоне он начал пробовать крутить пилотаж и акки стали слегка надуваться(мож от увелич нагрузки или от старости).

Применительно к нам.
Планирую собрать батарею из 8-ми таких сборок

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=9176&Product_Name=Turnigy_5000mAh_6S_20C_Lipo_Pack

Конфигурация 2S4P  20Ач  44.4В  (36В - 50.4В в границах)

При использовании контроллера от GM (50А в пике) получается, что каждая сборка будет разряжаться током 50/4=12.5А (2.5С) максимум.

ЗЫ Причем конфигурация батареи в любой момент может быть изменена на 4S2P
и появиться возможность потестить проскакивавший здесь 100В х 100А контроллер
(и при этом каждая сборка будет разряжаться током 10С в пике)

ЗЫЫ Может пора открывать ветку "LiPo Аккумуляторы и все что с ними связано...."
и собирать там весь опыт по этому типу акков (пусть возможно и отрицательный)





Я сам моделист вертолётчик и не советую вам брать модельные липольки . Ону умрут в течении года , даже если их не использовать , а количество циклов не более 100 . У них есть одно главное преимущество для летающей техники - это соотношение "ёмкость-вес" и это соотношение в 1,5 раза лучше чем у LiFePo4 .
Лучше возьмите вот эти http://www.hobbycity.com/hobbycity/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10311&Product_Name=Turnigy_4500mAh_6S2P_30C_LiFePo4_Pack они хоть и дороже на 15 баксов , но зато они LiFePO4 - с соответствующими характеристиками и достоинствами. Они и проживут долго и циклов много и не умрут на морозе и не воспламеняются при К.З. или при перезаряде (посмотрите в ютубе как горят модельные липольки - жуть - горит как магний .) . Ток разряда до 180А а заряда до 22А - можно заряжать за 12 минут.

nordiver

Цитата: DmitryPopov от 18 Апр. 2010 в 15:39
Итак начнем. (по образу и подобию - надеюсь nordiver будет не в обиде)

Главное чтобы на пользу было  :)

DmitryPopov

Про Липоли открыта новая ветка, отвечу там чуть позже

https://electrotransport.ru/index.php/topic,3698.msg50214.html#msg50214

Просьба к модератору перенести  пост ilya-spb и andreym туда.

qxov

Как отличить пиратский A123 26650 от настоящего: http://www.accu-by-seidel.de/WebRoot/Store15/Shops/61957196/MediaGallery/A123_26650_Pirate_cell_report.pdf

Кстати, на ebay все встречающиеся картинки - настоящих батарей. Присылают, по отзывам, фейк.

andreym

Цитата: DmitryPopov от 18 Апр. 2010 в 16:20
Акки от TURNIGY в моделизме относятся к классу дешевых noname акков.
По опыту - в прошлом сезоне коллега все лето учился на них летать(висеть на вертолете).
В таком режиме (малой нагрузки) акки показали себя с хорошей стороны. В этом сезоне он начал пробовать крутить пилотаж и акки стали слегка надуваться(мож от увелич нагрузки или от старости).

Применительно к нам.

Планирую собрать батарею из 8-ми таких сборок

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=9176&Product_Name=Turnigy_5000mAh_6S_20C_Lipo_Pack

Конфигурация 2S4P  20Ач  44.4В  (36В - 50.4В в границах)

При использовании контроллера от GM (50А в пике) получается, что каждая сборка будет разряжаться током 50/4=12.5А (2.5С) максимум.

ЗЫ Причем конфигурация батареи в любой момент может быть изменена на 4S2P
и появиться возможность потестить проскакивавший здесь 100В х 100А контроллер
(и при этом каждая сборка будет разряжаться током 10С в пике)


Ко мне едут 4 вот таких - попробую обосновать выбор - во первых емкость - не 5000 п 5800 - есть шанс что при мЕньших токах могут отдать до 6000, хотя это всеравно на крайний случай - ибо не планирую их разряжать больше чем на 80процентов, второй аргумент это зарядка которая была заказана еще раньше и уже в пути. очень удобно можно будет переключать 4 аккума из состояния 2S2P при разрядке в состояние 4P при зарядке и заряжать с балансиром каждые несколько раз.
и третий аргумент - они были в доступности на хоббисити - а те что вы написали(я их кстати тоже рассматривал) только предзаказ - и когда появятся непонятно

nordiver

Цитата: ilya-spb от 18 Апр. 2010 в 17:59
Я сам моделист вертолётчик и не советую вам брать модельные липольки . Ону умрут в течении года , даже если их не использовать , а количество циклов не более 100 . У них есть одно главное преимущество для летающей техники - это соотношение "ёмкость-вес" и это соотношение в 1,5 раза лучше чем у LiFePo4 .
Лучше возьмите вот эти http://www.hobbycity.com/hobbycity/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10311&Product_Name=Turnigy_4500mAh_6S2P_30C_LiFePo4_Pack они хоть и дороже на 15 баксов , но зато они LiFePO4 - с соответствующими характеристиками и достоинствами. Они и проживут долго и циклов много и не умрут на морозе и не воспламеняются при К.З. или при перезаряде (посмотрите в ютубе как горят модельные липольки - жуть - горит как магний .) . Ток разряда до 180А а заряда до 22А - можно заряжать за 12 минут.

Я уже несколько раз в этой теме писал нечто подобное, и всё равно народ упорно лезет на грабли.  :af:

DmitryPopov

Цитата: andreym от 18 Апр. 2010 в 22:20
Ко мне едут 4 вот таких - попробую обосновать выбор - во первых емкость - не 5000 п 5800 - есть шанс что при мЕньших токах могут отдать до 6000, хотя это всеравно на крайний случай - ибо не планирую их разряжать больше чем на 80процентов, второй аргумент это зарядка которая была заказана еще раньше и уже в пути. очень удобно можно будет переключать 4 аккума из состояния 2S2P при разрядке в состояние 4P при зарядке и заряжать с балансиром каждые несколько раз.
и третий аргумент - они были в доступности на хоббисити - а те что вы написали(я их кстати тоже рассматривал) только предзаказ - и когда появятся непонятно

Тоже интересный будет вариант. В итоге 16 элементов последовательно
И заявленная токоотдача поинтереснее

Напряжение  48В - 59.2В - 67.2В.
Емкость 11.6 Ач
Габаритная емкость 686.72 Wh
Вес паков 5,500 кг
Цена 400$ там (но доставка не сильно кусается)
1 Wh 0.58$

У меня
Напряжение 36В - 44.4 - 50.4В
Емкость 20 Ач
Габаритная емкость 888 Wh
Вес паков 6,344 кг
Цена 436$ там
1 Wh 0.48$



Мой же выбор был обусловлен:
а) Наличием тех паков в тот момент (и кстати отсутствием ваших тогда как класса)
    Паки с более сильной токоотдачей не рассматривал (и эту не куда будет деть)
    4 штуки уже приехали. А 8 не лезло в одну посылку. А пока выдерживал паузу (щелкал клювом),
    что бы не попасть на таможню, товар резко закончился.
б) Наличием в хозяйстве зарядок, могущих заряжать 12s батарею.

Было бы скучно, если бы у всех все было одинаково.


 

DmitryPopov

Цитата: ilya-spb от 18 Апр. 2010 в 17:59
Я сам моделист вертолётчик и не советую вам брать модельные липольки . Ону умрут в течении года , даже если их не использовать , а количество циклов не более 100 . У них есть одно главное преимущество для летающей техники - это соотношение "ёмкость-вес" и это соотношение в 1,5 раза лучше чем у LiFePo4 .
Лучше возьмите вот эти http://www.hobbycity.com/hobbycity/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10311&Product_Name=Turnigy_4500mAh_6S2P_30C_LiFePo4_Pack они хоть и дороже на 15 баксов , но зато они LiFePO4 - с соответствующими характеристиками и достоинствами. Они и проживут долго и циклов много и не умрут на морозе и не воспламеняются при К.З. или при перезаряде (посмотрите в ютубе как горят модельные липольки - жуть - горит как магний .) . Ток разряда до 180А а заряда до 22А - можно заряжать за 12 минут.

Я тоже моделист вертолетчик ;). И опыт эксплуатации ЛиПо имеется.

Ожидаю число циклов более 100 ибо паки не будут использоваться в вертолетном режиме.
Два пака питающих электронику на вертолете прошли по 300 циклов за три года.
Естественно это были не глубокие циклы и не большими токами.
Паки естественно обнаружили признаки старения, увеличилось внутреннее сопротивление с 75 до 200 чего-то там (наверное миллиом, зарядник показывает просто цифирь)

По опыту ЛиПо горят от кз, протыкания или при заряде зарядкой от NiMh.

Это эксперимент. Я задался целью его провести.

LiFe от TURNIGY естественно видел.
Но брать его там для себя не вижу никакого смысла.
Напряжение средней точки 39,6В(При том что контроллер скорее всего будет отсекать на 40.5В, т.е нужно
либо модифицировать схему, либо докупать еще паки и мутить 16s вместо 12s и опять же мутить с зарядкой(штатная на 12s).Плюс в итоге стоимость 18Aч батареи вырастет на 120-240$ против моей.

Циклы - да возможно.Но я не сильно верую,что Li продукция от TURNIGY (да и другая тоже) уверенно будет жить дольше трех лет.( Пример акки сот. телефонов и ноутбуков).
Если за сезон (со всеми работами, отпусками, вертолетами и парапланами ) удасться скататься раз 50 - это будет для меня большой удачей)

Если уж заморачиваться с LiFe - то А123 но это будут совсем другие деньги.

Да , еще про скоростную зарядку:
22А на пак , т.е 88А на четыре в параллель - подключаться надо будет напрямую к электростанции (уже где то  здесь обсуждалось)

DmitryPopov

Цитата: nordiver от 19 Апр. 2010 в 02:23
Цитата: ilya-spb от 18 Апр. 2010 в 17:59
Я сам моделист вертолётчик и не советую вам брать модельные липольки . Ону умрут в течении года , даже если их не использовать , а количество циклов не более 100 . У них есть одно главное преимущество для летающей техники - это соотношение "ёмкость-вес" и это соотношение в 1,5 раза лучше чем у LiFePo4 .
Лучше возьмите вот эти http://www.hobbycity.com/hobbycity/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10311&Product_Name=Turnigy_4500mAh_6S2P_30C_LiFePo4_Pack они хоть и дороже на 15 баксов , но зато они LiFePO4 - с соответствующими характеристиками и достоинствами. Они и проживут долго и циклов много и не умрут на морозе и не воспламеняются при К.З. или при перезаряде (посмотрите в ютубе как горят модельные липольки - жуть - горит как магний .) . Ток разряда до 180А а заряда до 22А - можно заряжать за 12 минут.

Я уже несколько раз в этой теме писал нечто подобное, и всё равно народ упорно лезет на грабли.  :af:

Я так полагаю, что ваш коммент предназначался посту про поддельный литий ?

Цитата: qxov от 18 Апр. 2010 в 21:26
Как отличить пиратский A123 26650 от настоящего: http://www.accu-by-seidel.de/WebRoot/Store15/Shops/61957196/MediaGallery/A123_26650_Pirate_cell_report.pdf

Кстати, на ebay все встречающиеся картинки - настоящих батарей. Присылают, по отзывам, фейк.

ilya-spb

Цитата: DmitryPopov от 20 Апр. 2010 в 01:59
Цитата: ilya-spb от 18 Апр. 2010 в 17:59
Я сам моделист вертолётчик и не советую вам брать модельные липольки . Ону умрут в течении года , даже если их не использовать , а количество циклов не более 100 . У них есть одно главное преимущество для летающей техники - это соотношение "ёмкость-вес" и это соотношение в 1,5 раза лучше чем у LiFePo4 .
Лучше возьмите вот эти http://www.hobbycity.com/hobbycity/store/uh_viewItem.asp?idProduct=10311&Product_Name=Turnigy_4500mAh_6S2P_30C_LiFePo4_Pack они хоть и дороже на 15 баксов , но зато они LiFePO4 - с соответствующими характеристиками и достоинствами. Они и проживут долго и циклов много и не умрут на морозе и не воспламеняются при К.З. или при перезаряде (посмотрите в ютубе как горят модельные липольки - жуть - горит как магний .) . Ток разряда до 180А а заряда до 22А - можно заряжать за 12 минут.

Я тоже моделист вертолетчик ;). И опыт эксплуатации ЛиПо имеется.

Ожидаю число циклов более 100 ибо паки не будут использоваться в вертолетном режиме.
Два пака питающих электронику на вертолете прошли по 300 циклов за три года.
Естественно это были не глубокие циклы и не большими токами.
Паки естественно обнаружили признаки старения, увеличилось внутреннее сопротивление с 75 до 200 чего-то там (наверное миллиом, зарядник показывает просто цифирь)

По опыту ЛиПо горят от кз, протыкания или при заряде зарядкой от NiMh.

Это эксперимент. Я задался целью его провести.

LiFe от TURNIGY естественно видел.
Но брать его там для себя не вижу никакого смысла.
Напряжение средней точки 39,6В(При том что контроллер скорее всего будет отсекать на 40.5В, т.е нужно
либо модифицировать схему, либо докупать еще паки и мутить 16s вместо 12s и опять же мутить с зарядкой(штатная на 12s).Плюс в итоге стоимость 18Aч батареи вырастет на 120-240$ против моей.

Циклы - да возможно.Но я не сильно верую,что Li продукция от TURNIGY (да и другая тоже) уверенно будет жить дольше трех лет.( Пример акки сот. телефонов и ноутбуков).
Если за сезон (со всеми работами, отпусками, вертолетами и парапланами ) удасться скататься раз 50 - это будет для меня большой удачей)

Если уж заморачиваться с LiFe - то А123 но это будут совсем другие деньги.

Да , еще про скоростную зарядку:
22А на пак , т.е 88А на четыре в параллель - подключаться надо будет напрямую к электростанции (уже где то  здесь обсуждалось)

Ну что же - с интересом будем ждать ваших результатов. Конечно желаю , чтобы всё у вас работало долго и не ломалось . Но предполагаю , что уже через год , к сожалению , эти аккумуляторы будут полудохлые.

ilya-spb

А раз вы занимаетесь парапланеризмом , то для мини-электропарамотора , со складывающимся винтом , эти батарейки были бы в самый раз.
В качестве помошника для полёта в дохлом "динамике" или коротких перелётах - 10 киловатного модельного двигателя (с редуктором) вполне хватило бы.

DmitryPopov

Согласен, что возможно и год - но зато какой ! А через год может и рынок лития поменяется.

А на параплан мне это тоже не подойдет.Нету в московском регионе динамиков, даже дохлых.А стартовать с поля с такой мощей будет весьма утомительно. Есть пребогатый опыт стартов с 12л.с. мотором при моих 85кг веса. Вот 28 л.с. другое дело - раз и улетел.А таскать все это за границу к серьезному динамику (который иногда дохнет) - так на перевесе будет разорительно. Хотя тема безусловно занятная - с интересом отслеживаю буржуйский опыт.

andreym

Приехали ко мне липольки ))) осталось собрать в кучу и закрепить - ломаю голову над коробочкой для аккумов чтобы внутрь треугольника рамы влезла.
Кстати - ни у кого нету 5.5мм круглых коннекторов? готов купить штук несколько )

Reah

Всем привет !
батарея продержалась 30 минут и BMS выключила батарею при напряжении 51.48 V.

Добавлено позже: перенес в ветку по LiFePo4 ...
С уважением
Алекс

Было: 
Осталось



andreym

Цитата: Reah от 25 Апр. 2010 в 00:30
Всем привет !
Получил на днях батарейку от Cammy_CC (наклейки на батарейке и заряднике от Vpower).

Вчера я зарядил батарею и с помощью прибора для тестирования аккумуляторов начал разряжать батарею постоянным током 2,25 А. Через 20 минут BMS отключила разрядку батареи.
Я опять поставил на всю ночь заряжать батарею, утром опять начал разряжать с помощью прибора. На этот раз батарея продержалась 30 минут и BMS выключила батарею при напряжении 51.48 V.
http://www.youtube.com/watch?v=cEN4VFapR_o
http://www.youtube.com/watch?v=lx1euJrI7Mw

Насколько я понимаю, BMS должна отключать батарею при напряжении примерно 33 V. Скорее всего BMS неисправна ?
Что посоветуете ?

PS Я уже написал продавцу про проблемку, подожду его ответа...
...............
Коллега, вам в соседнюю ветку ))) тут про Литий-Полимер )
возможно батарея у вас разбалансирована - проверьте напряжение всех ячеек после заряда - наверняка некоторые будут 3.9 а другие 3.2
нужно подтянуть внешним источником тока напряжение тех что меньше до 3.65 (ни в коем случае не больше), потом оставить батарейку на пару часиков (лучше на ночь) не подключенной к зарядке (бмска в этот момент будет теплой) утром померить напряжение ячеек снова и попробовать разрядить. Наверняка полегчает