avatar_Бабай

Бабаевский электрокат (или колёса вместо костылей)

Автор Бабай, 11 Нояб. 2014 в 23:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Бабай

Всем привет!
Моё приобщение к перемещением на электротяге произошло летом этого года. Причин, как и у всех, наверно, много.
Дорогой бензин, пробки по дороге на работу, нежелание торчать на остановках в ожидании общественного транспорта.
Можно передвигаться на велосипеде, но состояние позвоночника позволяет проехать метров 200, после чего необходим перерыв. А это очень скучно.
Можно пешком 4 км, но даже без костылей это очень долго и скучно.
Вобщем, купил электросамокат, который называется ES-18, а как он называется на самом деле не знаю, потому что везде по-разному. Вот такой https://electrotransport.ru/index.php?topic=22009.0
Выбрал его, потому что недорогой, не на слике и с целью изучить тему для создание самоделки.
Сразу начал рисовать самоделку, выбирая колёса побольше, и остановился на скутерных, с посадкой покрышек на 10" диск. Главные свойства самоделки, для моих нужд, это пробег 30 км, скорость около 30 и, самое главное, влезательность в лифт, чтобы поднять его на 4-й этаж.
Хорошо что я узнал о существовании трансформера V-1 слишком поздно, а то мог бы позариться и купить его, потому что он отвечает основным моим требованиям.
Однако, почти полгода рисования уже надоело и пора начать изготавливать или переделывать то, что уже ясно - каким оно будет. Поэтому, в субботу, когда станки были свободны, я решил начать.
Началом стала передняя подвеска, в которой без переделок участвует передняя вилка скутера Honda Dio, а изменения касаются диска колеса (наверно, того же скутера)
При выборе диска колеса было отдано предпочтение штампованному диску, потому что повреждение литого приведёт его на помойку, а штампованный, всё-таки можно исправить, а красота меня почти не волнует, в сравнении с ремонтопригодностью.
При покупке штампованного диска было отдано предпочтение диску с расточками под подшипники Ф30 мм, хотя найти подшипники Ф32 гораздо легче. Но я и не собирался разыскивать подшипники Ф30.
Просто, подозревая максимально упрощённую технологию изготовления диска китайцами, я рассуждал так:
1. если у диска будет удовлетворительная геометрия, я просто расточу посадки подшипников под Ф32.
2. если обнаружится скрещивание осей ступицы и обода, плюс какие-то гадости геометрии обода, то буду исправлять по-своему, а Ф30 под подшипники дадут мне возможность исправить скрещивание после исправления обода, с проследующей расточкой под подшипник Ф32.
Но, прежде чем приступить к переделке диска колеса, надо подготовить тормозной диск BB7 Ф200 мм. Он, видимо, вырезан лазером и его посадочные "выпучки", вполне могут быть не соосны с внешним диаметром. Поэтому диск был схвачен кулачками за внешний диаметр, и расточен внутри, чтобы и посадка была и крепёжные болты уместились
Потом наступила очередь диска. Я выточил оправку Ф30+0,004, которая имитировала подшипник и попытался надеть на неё диск. Его удалось напялить только после того, как пришлось по сотке уменьшить внешний диаметр на 0,06 мм
Посадочный диаметр диска был яйцом. Но это ещё цветочки, по сравнению с противоположной стороной !!! Там яйцо было более 0,3 мм.
Итак, я напялил (именно, насильно насадил при помощи задней бабки) диск на оправку, не сильно поджал центром
в противоположное посадочное подшипниковое отверстие и включил вращение станка.

Я раньше растачивал тормозные барабаны советских авто, торцевал тормозные диски, когда появились ...
Но такого я не видел никогда. Может мне просто не повезло при покупке диска ?  :bw:
Литр пива чуть не оказался на станине, когда я увидел, что обод бьёт более 10 мм  :eek:
Ударами мягкой кувалды чтобы изменить геометрию "спиц" и изнасилованием реборды роликом удалось уменьшить биение до 2 мм
Хорошо, что геометрия самого обода оказалась приемлемой, а то пришлось бы покупать новый диск, изготовив для проверки при покупке специальную железку  :bw:
Зажав диск за более-менее исправленную реборду я расточил посадочное отверстие под подшипник Ф32-0,02 с шероховатостью Δ6 (сорри, за последние 30 лет я так и не запомнил квалитеты шероховатости), чтобы подшипник откалибровал вершинки при запрессовке
Дальнейшее очень понятно для любого токаря. Проточить посадку под тормозной диск, пропылить посадачный торец для тормозного диска и пропылить верхний диаметр для последующей обработки.

Чтобы расточить под подшипник Ф32 противоположное старое посадочное отверстие, нужно схватить деталь за базу, которая уже ориентирована по отношению к ободу. Для этого берём "сырые кулачки" и растачиваем их диаметр точно под только что подготовленный фланец.
Зажимаем диск и растачиваем посадку для второго подшипника. Надо заметить, что подобные конструкции, имеющие большие, относительно базы, массы металла удерживаемые спицами, имеют привычку издавать различные звуки и "мечтают" попасть в резонанс, который сломает резец или вообще вырвет деталь из патрона. Поэтому скорость надо выбирать помедленнее и глушить эти звуки всеми возможными способами (в данном случае пальцами руки).

Далее, глубиномером, были измеряны относительные размеры, которые позволили вычислить длину распорной втулки для внутренних обойм подшипников и выточена распорная втулка с переходами с внутреннего Ф12 подшипника на ось Ф10 мм

После этого кончились силы, да и вечер наступил, а может, количество выпитого пива повлияло, но пришлось отложить.
В понедельник выяснилось, что после обеда станки будут свободны и я, запасшись двумя 2,5 литровыми баклашками пива (так как продолжение работы не грозило непредсказуемостью) отправился продолжать.
Предстоящее было просто до безобразия. Надо было просверлить 6 дырок для крепления тормозного диска и нарезать в них резьбу М5.

Потом срезать лишний вес с фланца тормозного диска

... чтобы с колёсным диском всё закончить
и перейти к установке его в вилку.
Однако, вот он, хвалёный BB7! В пакетике с крепежом и ключиком оказалось только 5 болтов крепления тормозного диска :-(
Одно из отверстий адаптера калипера, так уж получилось, чётко совпало с ухом на пере вилки для крепления какого-то родного для этой вилки тормозного суппорта. Поэтому достаточно было изготовить Т-образную втулку для перехода с отверстия Ф6 на Ф8 с фланчиком 2 мм (её не видно) и небольшую тягу между вторым отверстием адаптера калипера и вторым ухом на вилке.

Ось колеса я даже не стал фотографировать.
Разобрав всё на отдельности и уложив в сумку, поехал домой, с ужасом представляя, как буду натягивать на диск шину Duro которая не сплющивается даже если сесть на неё без обода. С другой стороны, если будет прокол, можно доехать на спущенном колесе  :bw:
Сегодня утром, ещё раз, с ужасом поглядев на шину Duro, сбегал за пивом и приступил к монтажу. Хотя шина бескамерная, я камеру всё-таки купил, потому что не знаю какой гадостью в шиномонтаже мажут реборды, чтобы бескамерка была герметична. Накачав ртом камеру, чтобы не была сплющенная, я запихал её в покрышку и в течение, примерно, часа при помощи столовой ложки, оглашая квартиру неимоверным матом, я всё-таки её забортировал., сбегал в машину накачать компрессором и потом собрал переднюю вилку
Тормозная машинка (однако, пока от пальца) работает чётко.
На этом закончился этап подготовки передней вилки.

PS: Учитывая, что многие посетители форума далеки от металлообработки и то, как все изложено, тема может быть почти никому не интересна. Прошу за это меня извинить, но по-другому рассказывать я не умею  :pardon:
OMAKS V1 - Почти скончалась батарея. Хватает на 5 км до просадки напряжения ниже низшего предела ...
осталась одна подножка из четырёх ... ездю на одной подножке, а вторую ногу ставлю на маятник ))).
Канал YouTube https://www.youtube.com/user/krakodill

Steel RAT

Да, хорошо рассказал!
Диск то новый покупал... китайский?
У меня несколько старых японских, не по разу стукнутых, ни один явно не бьёт.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

Бабай

Цитата: Steel RAT от 12 Нояб. 2014 в 00:22
Диск то новый покупал... китайский?
А я откуда знаю ? В подвале, в Сокольниках ... чего там продают, не знаю  :bn:
OMAKS V1 - Почти скончалась батарея. Хватает на 5 км до просадки напряжения ниже низшего предела ...
осталась одна подножка из четырёх ... ездю на одной подножке, а вторую ногу ставлю на маятник ))).
Канал YouTube https://www.youtube.com/user/krakodill

Merakules


Alex ingener

Когда мне подарили несколько дисков от японского сукутера хонда, все били, кувалдочкой примерно с 5-10 раза удалось поймать вполне приемлимое качество.
ТС правильно пишет, что "весло дюралевое", оно не ломается а только гнется(с).

lmvlmv

С почином, я, признаться, тоже на вилку от скутера посматриваю. Хороший выбор.
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

DIVAS

[user]Бабай[/user], Отличный технический рассказ! Хотелось бы продолжения в том же духе!

Литые диски конечно одноразовые, это факт... Но, всё же, чтобы сломать хороший литой алюминиевый диск, нужно гораздо большее усилие, чем для того чтобы погнуть китайскую штамповку.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Бабай

Цитата: DIVAS от 12 Нояб. 2014 в 10:14Литые диски конечно одноразовые, это факт... Но, всё же, чтобы сломать хороший литой алюминиевый диск, нужно гораздо большее усилие, чем для того чтобы погнуть китайскую штамповку.
Сломать литой диск боковой нагрузкой, действительно, труднее, чем погнуть штамповку, но я лентяй и не буду слезать с самоката при виде бордюра, а запрыгивая или попав в выбоину в асфальте невидимую в луже можно сломать реборду.
К тому же, вокруг заднего колеса будут танцы с бубном посложнее и связаны со сваркой.

PS: всем спасибо за моральную поддержку  :-)
OMAKS V1 - Почти скончалась батарея. Хватает на 5 км до просадки напряжения ниже низшего предела ...
осталась одна подножка из четырёх ... ездю на одной подножке, а вторую ногу ставлю на маятник ))).
Канал YouTube https://www.youtube.com/user/krakodill

Steel RAT

Цитата: DIVAS от 12 Нояб. 2014 в 10:14
Литые диски конечно одноразовые, это факт... Но, всё же, чтобы сломать хороший литой алюминиевый диск, нужно гораздо большее усилие, чем для того чтобы погнуть китайскую штамповку.
Литые тоже гнутся. Могу сфоткать 17" передний диск Альфы, на которой тинэйджер проверил прочность столба освещения.  Ха, можно даже свозить его прокатать.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

DIVAS

Цитата: Steel RAT от 12 Нояб. 2014 в 16:44
Цитата: DIVAS от 12 Нояб. 2014 в 10:14
Литые диски конечно одноразовые, это факт... Но, всё же, чтобы сломать хороший литой алюминиевый диск, нужно гораздо большее усилие, чем для того чтобы погнуть китайскую штамповку.
Литые тоже гнутся. Могу сфоткать 17" передний диск Альфы, на которой тинэйджер проверил прочность столба освещения.  Ха, можно даже свозить его прокатать.
Жирным выделены взаимоисключающие понятия...
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

TOM

Буду запасаться поп-корном, начало интересное. :-D

Steel RAT

[user]DIVAS[/user], а на мопеды бывают "хорошие" диски? Не слышал. :)
Я собственно написал к тому, что они не трескаются, а тоже гнутся.
Причем весьма успешно. Поэтому ваше утверждение об одноразовости весьма спорное.
При одинаковой достаточно сильной ударной нагрузке как раз штампованный диск приходит в полную негодность, а алюминиевый только гнется. А там где штамповка получает повреждения обода выправляемые молотком, на алюминиевых не остается даже следов.
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

DIVAS

#12
Цитата: Steel RAT от 13 Нояб. 2014 в 12:27
[user]DIVAS[/user], а на мопеды бывают "хорошие" диски? Не слышал. :)
Спойлер
Я собственно написал к тому, что они не трескаются, а тоже гнутся.
Причем весьма успешно. Поэтому ваше утверждение об одноразовости весьма спорное.
При одинаковой достаточно сильной ударной нагрузке как раз штампованный диск приходит в полную негодность, а алюминиевый только гнется. А там где штамповка получает повреждения обода выправляемые молотком, на алюминиевых не остается даже следов.
Всё сильно зависит от самих литых дисков. Бывают ломкие, бывают пластичные, а бывают хорошие. Ломкие (видел такие на Альфах) трескаются при сильных ударах. Пластичные - гнутся, и да, их можно потом выправить.
А хорошие - это те, которые выдерживают всё до последнего без повреждений, но от очень сильных ударов (от которых другие диски обычно складываются пополам) они ломаются. Именно это я и имел в виду под одноразовостью. Ломаются только один раз и навсегда, но чтобы сломать - нужно очень хорошо постараться.
На скутерах я такие диски видел. Они очень трудноубиваемы по сравнению со штамповкой. Но такие диски обычно имеют малый диаметр и значительную ширину, т.к. именно такая геометрия наиболее устойчива. А 17" диаметра и ширины 1.85" неубиваемые литые диски вряд ли бывают, т.к. тонкое колечко большого диаметра не может быть шибко прочным.
Kugoo M4 Pro 18Ah (2020)

Бабай

Цитата: DIVAS от 13 Нояб. 2014 в 12:45Всё сильно зависит от самих литых дисков. Бывают ломкие, бывают пластичные, а бывают хорошие. Ломкие (видел такие на Альфах) трескаются при сильных ударах. Пластичные - гнутся, и да, их можно потом выправить.
А хорошие - это те, которые выдерживают всё до последнего без повреждений, но от очень сильных ударов (от которых другие диски обычно складываются пополам) они ломаются.
Ломкие, наверно, порошковая технология, пластичные, может быть, литьё. А хорошие, возможно, кованные.
Но при покупке, у нас в стране, не узнаешь ни марку металла, ни технологию. Поэтому для пробы рулит самое дешёвое.
Вот был бы у меня подходящий блин Д16Т или В95Т или, в крайнем случае, АМГ-6, сделал бы точёные диски  :bw:
OMAKS V1 - Почти скончалась батарея. Хватает на 5 км до просадки напряжения ниже низшего предела ...
осталась одна подножка из четырёх ... ездю на одной подножке, а вторую ногу ставлю на маятник ))).
Канал YouTube https://www.youtube.com/user/krakodill

lmvlmv

Так может сразу из стали изготовить? ;-) Такие!!!


Набрал гнутых ключей, сварил на ступицу, и O'Kay!!! :-)
Самокат Black One P-600
Yedoo Mezeq 48V 250W от Vladimir ReShar
стоячий, переварен из рамы SF-8, редукторник 36V 250W
odo - 3520km. Пока еще дорого,  24,17 руб/км :)

Бабай

Цитата: lmvlmv от 13 Нояб. 2014 в 16:19Набрал гнутых ключей, сварил на ступицу, и O'Kay!!! :-)
А где взять обод и ступицу из хромванадия ?  ;-D
OMAKS V1 - Почти скончалась батарея. Хватает на 5 км до просадки напряжения ниже низшего предела ...
осталась одна подножка из четырёх ... ездю на одной подножке, а вторую ногу ставлю на маятник ))).
Канал YouTube https://www.youtube.com/user/krakodill

Alex ingener

#16
На старых скутерах японских стоят " железные"  колёса( диски)10", ездят на них долго и счастливо.
После встречи с за предельными неточностями дороги, они деформируются без разрушения. На коленке почти всегда можно их поправить до приемлемых кондиций.
Литые японские, например от скутера Хонда лид выдерживают нагрузки без деформации значительно больше железных, видимо до определённого предела, после которого диски уже надо выбрасывать.
На стелс Орион аналог альфы и прочих на литье 17" проехал с нагрузкой от 125 кг до 200 кг  7500 км, проблем с литьём не было,  один раз на 60 км/ч разбортировалось заднее колесо, резина прошла 2000 км, получил море адреналина.
Следующая резина, купленная в мазеппере, тоже дешевая китайская, прошла больше 5,5 тыс км. И чувствовала себя хорошо.
Подозреваю что скутеретта была удачной потому, что была из самых первых поставок в Россию, потом началось безобразие.

stoyan

#17
если с позвоночником проблемы посадку надо менять

есть ресурс по мото-рекамбентам: http://www.bikeweb.com/
для примера картинки посмотреть с ресурса

велы с комфортным сидением вероятно проще всего реализуются подобным образом
http://electricle.blogspot.com
http://electricle.blogspot.com/2009/04/uphill-downhill-skateboards-and.html




кстати вот и сам вел-рекамбент вполне... и посадка как надо и скучно не будет  B-)
Спойлер