avatar_poraboloid

Пакеты 9а\ч, описание, обсуждение, сборка акб из них.

Автор poraboloid, 04 Янв. 2015 в 01:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

poraboloid

Чтобы не мусорить в ветке _claw выношу информацию в отельную тему.

Итак пакетики, LiFePO4, заявленные параметры: ёмкость 9 а\ч, сопротивление 5-6 мОм, нагрузка до 3C, разряд до 2 вольт, вес 240 грамм.
Контакты: плюсовой - алюминий нарощенный никелем, минусовой - медный.



На нашем форуме ими торгуют _claw, kol и gekanaz.

Первое что хочется сказать - несколько из заказанных мной ячеек имели технологические повреждения.
Перед использованием их пришлось отремонтировать.



Так что при заказе надо быть готовым к подобному, или же просить продавца лично проверить все пакетики.

Второе - плюсовые контакты разной длины, некоторые совсем короткие, что неблагоприятно для сборки в параллельные группы.
У части пакетов контакты были наварены криво.

Для сборки "1P" версий акб это абсолютно некритично.

Результаты тестирования 51 пакетика.
Тестировались по 1 штуке, 1 цикл заряд-разряд, iCharger 308 Duo, 4 проводная схема подключения. Разряжал до 2.2В.



Ёмкость гуляет от 8 до 9.3 а\ч.
Сопротивление тоже разнится, но для пакетов это говорят норма.
Два пакета имеют высокое сопротивление - 9.4 и 9.5 мОм, их я отбраковал.

Сборка акб.

Я собрал из таких пакетиков два акб, 16S1P и 16S3P.

Версия 16S1P

Был собран еще до покупки Чарджера, поэтому там ячейки не тестировались.
Когда буду перебирать самокат, протестирую и выложу инфу по ним дополнительно.

Все контакты я зачистил и залудил, с обеих сторон.
Использовал пассивный флюс ЛТИ-120.

1Р версия легко и просто собирается пайкой, акб укладываются один на другой в кондуктор (для ровности) и проклеиваются по бокам и нижнему торцу термоклеем.
Можно наклеить между банками тонкий двухсторонний скотч, но такой акб будет уже неразборным.
Термоклей же не дает сдвигаться ячейкам относительно друг дружки и при необходимости довольно легко снимается.

Далее длинные минусовые контакты накладываются на короткие плюсовые, и загибаются вокруг него в замок.



Все это пропаивается. Балансировочные провода удобнее припаивать после пропайки всех соединений.

Когда собирал аккум не думал что буду писать статью, фотографий пошаговых не делал.
Однако эту тему создать меня попросили, так что, что нашел - выкладываю.

Для изоляции применена "лента для герметизации труб", куплена в Ашане, по восприятию - хорошая широкая изолента.



Чтобы избежать округления боков внешних пакетиков, вырезал из толстого стеклотекстолита стенки.





Два блока по 8 ячеек обтянуты термоусадкой.






Версия 16S3P

Разбил имеющиеся ячейки по группам, чтобы по возможности уравнять сопротивления и ёмкость.



Все контакты я зачистил и залудил, с обеих сторон.
Использовал пассивный флюс ЛТИ-120.

Укладывая по три штуки в кондуктор, проклеил стенки и торцы термоклеем.
Контакты выгибал, все плюсовые в одну сторону, минусовые в другую.
У некоторых пакетов были короткие плюсовые и приходилось подбирать им место, чтобы соседний длинный контакт мог это нивелировать.
При соединении групп один из контактов (остается лишняя длина) выгибается наверх, для припайки балансирного провода.

Силовых проводов в наличии не было, сделал самодельные из плетенки - экранировки коаксиала.



Сборка 12S3P. это первый пак батарейки.





Размер обусловлен корпусом - пеликан кейз.



Еще два пака по 6 ячеек по краям сверху. В центре бмс. Пригодился штатный поролон корпуса.



Выводить наружу корпуса 16 светодиодов на 32 проводах мне не захотелось, поэтому собрал индикатор полной зарядки.
В белой коробочке 16 оптронов, коммутирующих выход на 1 внешний светодиод.



Итог:





Разъемы поставил ХТ90 на разряд и ХТ60 на зарядку.



Справа от них индикаторный светик полной зарядки.







Вес 13 кило ровно.



-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Срезал термоусадку и протестировал ячейки аккумулятора 16S1P.



Сфотографировал соединение контактов "замком"


Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

пётр 74

Классно сделано,  вопрос вы только термо-усадкой стянули пакеты и скотчем?  Этого достаточно, чтобы пакеты не распухли?

poraboloid

Цитата: пётр 74 от 04 Янв. 2015 в 11:26
Классно сделано,  вопрос вы только термо-усадкой стянули пакеты и скотчем?  Этого достаточно, чтобы пакеты не распухли?
Пакеты пухнут при перезаряде.
В первом варианте стянуты термоусадкой, она дает равномерный прижим и дает возможность "дышать" пакетам.
Во втором не стянуты ничем.
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

FobOrgan

Ого! Вижу процесс просто прёт! Пеликан мощный получился. Плата для оптопар фрезерованием сделана?
Расскажу тогда и о своей для багажника, всего сделал 2-е батареи на 12S1P, вторая с возможностью расширения до 16S:

Cкачать весь архив сборки ZIP 35Мбайт

Попробовал как poraboloid паять замком, но чтото у меня так не задалось, боялся контакты повыдёргивать и инструмента для нормального изгиба не хватает. Поэтому запаял буквой П, а на стыках лужёным проводом. Контакты подрезал маленькими ножничками.
Паял 40Вт паяльником Флюс использовал Ф61А производства Спецхим - распостранённая и дешёвая штука. Паяет зверски даже без зачистки контактов. Из недостатков - от него много хлама остаётся, жало паяльника разъедает почти на глазах и лучше не дышать им, хотя ничем и не пахнет почти. Нельзя чтобы попадал в основание крепления контакта, требует отмывки. Я отмывал его не так прямо чтоб идеально, прошло 3 месяца - никаких негативных эффектов от него нету.
Теперь по конструкции:
В первой батарее для зажима использован алюминиевый T-образный профиль толщиной 3мм, во второй профиль прямоугольного сечения пустотелый. Если пробовать использовать просто пластину, то она будет сильно изгибаться даже при толщине 5мм. Мне больше понравился профиль прямоугольный 20х10х2мм он конечно высоковат, но зато лёгкий и прочный на изгиб. Шпильки М5 одновременно и зажимают пакеты и являются креплением к багажнику, поэтому ящик можно использовать самый дрищёвый, нагрузка от веса аккумуляторов сразу передаётся на багажник. Для плавности и контроля силы затяга пакетов сверху под шайбами имеются резиновые шайбы. И самое главное в этом всём - побольше шайб и гроверов, чтобы не раскручивалось.
По краям батареи текстолит 1.5мм, на верхней пластине фрезой нарезаны контактные площадки для припаивания разъёмов под БМС и контроля/подзарядки элементов по-отдельности. Разумеется все соприкасающиеся плоскости элементов/текстолита/профиля проклеены двусторонним скотчем, чтобы не съехали.
Получилось по весу может и не совсем легко, но т.к. это был первый опыт, то пытался сделать дубово и ремонтопригодно.
Езжу на 2хQ100/1200Вт/14Sx18Ач Li-ion уже 33300км за 9 лет

poraboloid

Цитата: FobOrgan от 04 Янв. 2015 в 13:55
Ого! Вижу процесс просто прёт! Пеликан мощный получился. Плата для оптопар фрезерованием сделана?

Процесс идет потихоньку, параллельно еще несколько проектов есть.
Плата да, Чпу микрофрезер Proxxon MF-70 CNC, на фотках мелькает на заднем фоне.
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

Wayfarer

[user]poraboloid[/user], большое спасибо за информацию, надеюсь она многим форумчанам поможет.
Сам купил 18 таких на таобао с прицелом сделать 16s1p  и 2 про запас. Ток планировал снимать до 18A со сборки, но посоветовавшись с форумчанином Chek решил докупить до 2p, сейчас жду. Есть несколько вопросов:
На пакетах присутствуют две наклейки, где от руки написана емкость. Когда Вы измеряли емкость, она совпадала с написанной на наклейках? Если нет, то хотя бы есть какая-то связь между реальной измеренной емкостью и написанной на пакете, к примеру реальная=обозначенная минус 0,5Ач?
Каким током проводились замеры емкости?
И еще, многое сказано о технологии сборки, а как они в работе? Какие токи держат, просадка под нагрузкой, как с надежностью (не падает ли емкость очень быстро) и т.д.
2х350вт полный привод, 14s5p tesla 21700

poraboloid

Цитата: Wayfarer от 05 Янв. 2015 в 09:16
На пакетах присутствуют две наклейки, где от руки написана емкость. Когда Вы измеряли емкость, она совпадала с написанной на наклейках? Если нет, то хотя бы есть какая-то связь между реальной измеренной емкостью и написанной на пакете, к примеру реальная=обозначенная минус 0,5Ач?
Каким током проводились замеры емкости?

Если честно не особо смотрел что там китайцы накорябали.
Все равно на тестах прогонял все.

Заряд 9 ампер, разряд 4.5 ампер.

Цитата: Wayfarer от 05 Янв. 2015 в 09:16И еще, многое сказано о технологии сборки, а как они в работе? Какие токи держат, просадка под нагрузкой, как с надежностью (не падает ли емкость очень быстро) и т.д.
В работе пока стояли только на недособранном Yedoo Mezec, но там все в стиле минимализма было, без приборов.
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

gekanaz

[user]poraboloid[/user], скажите , каким способом делали замеры ?
как делали заряд (какой ток отсечки), до какого напряжения ?
и до какого напряжения разряд ?
у вас получился довольно большой разбег по емкости,  использовали ли вы четырехточечный способ замера ?
я делал замеры, у меня все получились больше девяти амперчасов

_claw


nikolaj19

poraboloid у вас вроде были повреждены контакты в паре никель-мель. Как вы их восстанавливали?
Велосипед "Merida". Мотор Polaris на задке. Номинал 750w, вкачено 1700W. АКБ ЛЖФ хедвеи 16x16A. 16p1S. Максималка по GPS пригнувшись на гладком асфальте 60км.ч. Пробег 20км+ в режиме тапка в пол.

poraboloid

Цитата: gekanaz от 05 Янв. 2015 в 09:38
[user]poraboloid[/user], скажите , каким способом делали замеры ?
как делали заряд (какой ток отсечки), до какого напряжения ?
и до какого напряжения разряд ?
у вас получился довольно большой разбег по емкости,  использовали ли вы четырехточечный способ замера ?
я делал замеры, у меня все получились больше девяти амперчасов

Четырехточечный.



Настройки




Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

poraboloid

Цитата: _claw от 05 Янв. 2015 в 10:53
Цитата: poraboloid от 04 Янв. 2015 в 14:33
Чпу микрофрезер Proxxon MF-70 CNC
figassse bogaten'kii buratino!  :kidding:

Мечтал о таком еще когда в технаре учился.
Спустя 6 лет мечта сбылась, купил.
Хотелось бы конечно побольше и помощнее, но там уже другой порядок цен.
Этот за 45 тыс руб покупал, не так уж и много.

Добавлено 05 Янв 2015 в 17:38:53

Цитата: nikolaj19 от 05 Янв. 2015 в 17:06
poraboloid у вас вроде были повреждены контакты в паре никель-мель. Как вы их восстанавливали?
Никель-алюминий.
Зачищал контакты, облуживал с флюсом по алюминию, пропаивал по месту.
Потом промывал спиртом, от активных компонентов.
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке

chelo_vert

Господа, я тоже получил посылочку от [user]_claw[/user] с такими шоколадками в количестве 51 шт.
Визуальная проверка показала что 4 пакета с дефектами - у трёх отвалились плюсовые контакты и один пакет мягкий на ощупь.
Проверка вольтметром выявила 1 пакет с 0,8 вольта, остальные показывали от 3.333 до 3.364.
По внутреннему сопротивлению картина такая:
1 шт. 13 мОм
2 шт. 12 мОм
8 шт. 11 мОм
12 шт. 10 мОм
17 шт. 9 мОм
8 шт. 8 мОм
1 шт. 7 мОм
Примечательно что мягкий пакет имеет сопротивление 10мОм, так же как и тот который приехал разряженным в ноль.
Я не знаю хороший это результат или нет... учитывая цену пакетов, (наверное) результат приемлемый.  :bw:
Сопротивление мерил с помощью icharger 106b+, по четырехпроводной схеме.
Сейчас Icharger'ом меряю ёмкость на всех банках. О результатах замеров напишу дополнительно.. дело это не быстрое.
На данный момент замерил 4 ячейки, все показали 8500mah плюс минус 150mah.

Бракованные ячейки восстановил с помощью двух медных пластин, стянутых болтами.. собственно в такой концепции и планирую собирать аккумулятор. То есть без пайки, только медная шина (пластины) и болтовые соединения.

Спойлер





Большой зеленый самокат.

_claw

[user]chelo_vert[/user], тот пакет, что 0.8В я тебе заменю. скоро буду слать посылку с призматиками в мск, доложу и тебе.

насчет контактов. да бывает такая засада. китайцам уже устал повторять про упаковку, причем каждый раз одно и тоже, ну не понимают они что товар специфичный! походу для них что рис, что чугун, что лифер.  :facepalm: плюс на растаможке, но не сами таможенники, а китайские грузчики швыряют коробки. прям на моих глазах суки это выторяют. и еще ржут. поубивал бы!  :ireful:

про разряженные ячейки. сейчас мне пришла партия, которая почти вся разряжена. те напруга в р-не 3.1, что в принципе не страшно. даже наоборот. тем более минуса на улице зачетные. лифер только лучше сохранится. проблема в том, что пакеты мелкие и их берут много. это не монстры и проконтролировать каждый ну просто нет возможности. так что если кому и придет просаженная ячейка, заменю.

chelo_vert

Цитата: _claw от 09 Янв. 2015 в 02:49
насчет контактов. да бывает такая засада. китайцам уже устал повторять про упаковку, причем каждый раз одно и тоже, ну не понимают они что товар специфичный! походу для них что рис, что чугун, что лифер
Нет тут дело не в упаковке. С упаковкой полный порядок, ничего мятого нет.
Тут именно хреновая сварка...
Я взял в руки пакет, дотронулся до плюса, и он отвалился
Такое ощущение что сварку передержали, или передавили.. хз какая там технология.. но метал в месте сварки как-будто истощился, стал тонкий и хрупкий.

По поводу замены - респект! :wow:
Большой зеленый самокат.

_claw

это ультразвуковая промышленная сварка.
и еще раз объясняю, родная упаковка гавно. вы понятия не имеете о том, в каком виде они приходят. а если еще и коробки швыряют как попало, идет деформация контактов на изгиб. туда/сюда. а эта сварка не расчитана на такие перепады. эта сварка для электротехнических целей, а не для конструктивной жесткости, там пара жесткий+мягкий метал. о какой прочности тогда говорить?!
дальнейшую дискуссию на эту тему считаю бессмысленной

kol

Сварка не такаяж и плохая,собрал более 12 акб 48вольт 18 ач,соединял контакты болтиками и всенорм.Качество элементов приличное да и цена 350 р за ячейку одна из самых низких

poraboloid

Добавил результаты тестирования еще 16 пакетов, из которых был собран акб 16S1P.
Заряд 6А, разряд 4.5А (0.5С), до напряжения 2.2В.
Yedoo Ox, МК DD350W, 9А\ч LiFePo4  Yedoo City, МК QQ85,11A\ч LiIon
Yedoo Mezec new, MXUS 350, 9А\ч LiFePo4 Самовар на тесте.
EVO 2xDD500W в ремонте.Оxelo Dirt в доделке