Наливные NiCd Времен СССР

Автор tvigor, 03 Янв. 2015 в 14:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

tvigor

В этой теме хочу рассказать о весьма старых  NiCd аккумуляторах.
Наверно в контексте электротранспорта не очень актуальные, но......!!!!!!
Для примера мне удалось оживить батарею НКП-20 выпущенную Луганским заводом аккумуляторов 36 лет назад!!!
Также найденная под забором по сути на мусорке 10НКП-10 выпущенная 27 лет назад при первых тестах отдала 9.5 А/ч !!!!!!!
Я влюбился в эти батареи, если Вам интересно то я планирую здесь изложить методики приведения в рабочее состояние таких батарей.
Почему возникло такое желание? Перерыв массу книг и интернета я не нашел и 10% ответов на свои вопросы! Те методики которые предлагаются вашему вниманию получены в процессе личных экспериментов. Каждое мое утверждение получено путем набития шишек и траты денег в никуда!
Данная тема будет понемногу пополняться эксперименты идут и прямо в это время.
Зачем это все? На складах лежит огромное количество таких батарей, знания по их эксплуатации практически утрачены. Хочу восполнить пробелы! 

Забыл сказать зачем это все?
Такие аккумуляторы будут полезны в качестве резервного освещения, на природе свет сделать, резервное питание радиостанций радиолюбителей, и т.д.

После того как я провел в Луганске все лето 2014г. Для тех кто не в курсе, электричества не было во всем городе  более 2-х месяцев!!!!
Начинаешь по другому смотреть на такие вещи.     

tvigor

#1
И так - Вы взяли в руки батарею таких аккумуляторов что делать с начала?
1. Разбираем батарею (пока не выкручиваем пробки).
2. Берем старую зубную щетку и плоскую отвертку и начинаем мыть под проточной, теплой водой.
Плоской отверткой отковыриваем карбонаты (Белая, хрупкая фигня вылезшая вокруг выводов аккумулятора) Окончательно наводим порядок зубной щеткой. Моющие вещества не применять!!! 
3. Сушим феном.
4. Теперь самое интересное! Откручиваем пробки и с помощью фонарика смотрим на пластины. В случае если они сухие и мы не знаем был ли электролит в батарее или это новая не залитая с завода батарея наливаем дистиллированной воды в баки аккумуляторов. Ставим на 12 часов на пропитку (просто оставляем батарею в покое на 12 часов)   
5. Начинаем заряд. Возможности зарядного устройства должны обеспечивать 2В на каждую банку.
Здесь необходимо остановиться подробно - заряд аккумуляторов проводим в щелочеупорной емкости, я взял фото кювету (Ванночку) .
В процессе заряда газовыделение идет постоянно - не пугайтесь так должно быть!
Пробки при постановке на заряд выкрутить и поместить в банку с теплой водой откисать.
Ток заряда 10% от емкости ) 0.1С
Заряд ведем до 1.85 на баку при подключенном зарядном. На этом этапе нам автоматические зарядки не помогут даже не пытайтесь.
Если нет нужной зарядки берем любой БП с подходящим напряжением и током, и последовательно с аккумулятором включаем автомобильную лампочку на 21Вт для тока 1.0А - 1.8А  или меньшей мощности для батарей малой емкости.
Обращаю внимание на то что в начале заряда ток будет минимальным а напряжение близким или выше того к которому мы стремимся.  Не переживайте, пусть постоит 5-6 часов. Напряжение упадет и начнется заряд.
Пока идет заряд нам нужно подготовить полиэтиленовый стаканчик с рисками и одноразовый шприц на 10 Мл. с надетой на место иглы полиэтиленовой трубочкой 3-5 см длинной. я взял от стержня шариковой ручки и с помощью термоусадки соединил это все в месте.
По прошествии 10-12 часов собираем шприцем электролит в стакан и взявши ареометр меряем плотность электролита. если там 1.12 и более то ваши батареи ранее были залиты электролитом. Если менее то нет.
Идем на базар за щелочью для аккумуляторов. Нам, полюбому, это нужно!
В случае если батареи были залиты электролитом нам нужно его там заменить. Если нет то просто залить.
Обратите внимание на то что мы на первом этапе заливаем воду, это ВАЖНО в случае если там уже был электролит но  высох, при добавке электролита плотность вырастит очень сильно и может повредить аккумулятор. 
       

tvigor

#2
И так наши аккумуляторы достигли 1.85 на элемент, в процессе заряда у нас электролит выливался из батарей и мы собирали излишки шприцем в стакан.
Тут один из важнейших этапов. После отгазовки 4-12 часов батарея без пробок просто стоит.  Проблема в том что газовыделение продолжается после прекращения зарядки.
Ну постояла теперь вопрос - А сколько электролита должно быть в батарее??? Книжки говорят "Перевернуть на 15 минут, на угол 5-10 градусов......" Да ну нафик!!! Такие приседания!
Берем наш шприц и отбираем жидкость пока можем, батарею не наклонять! Вот сколько там осталось столько и нужно!
Далее - Первый разряд!!! Для этого нужен вольтметр и лампочка. подключаем лампочку и вольтметр к батарее и приступаем к разряду (на этом этапе нас емкость мало интересует).
Как только вольтметр начал показывать 1.1В на элемент начинаем мерять каждый элемент этой батареи и по достижению 1.0В элемент необходимо исключить разряженный элемент из батареи и продолжить разряд.
Да это не для ленивых, работы много, зато результат!!!!
И так в процессе разряда мы полностью разрядили нашу батарею.
Теперь собираем батарею так чтоб первый исключенный элемент стал первым, второй вторым и т.д.
Нам понадобиться Аймакс В6, например. Для этого этапа выбираем зарядный ток 0.3С!!! Обращаем внимание что  ЭТИ аккумуляторы не любят заряжаться малым током! Ток 0.05С вообще не способен зарядить эти батареи!         

Ну раз Вы дочитали до сюда то можно разобрать и такой вопрос А сколько электролита нужно
для моего аккумулятора? Вопрос не праздный 1 литр электролита стоит примерно 4$
У меня получается что примерно 0.8мл на 1 А/ч. То есть 10 А\ч банка  требует 8 мл
электролита на этапе первичной заливки. Позже мы откорректируем уровень электролита
уже по месту, но на начальном этапе его должно быть несколько больше.     
 

славян

А ведь коногонок заливных,в наших краях,тоже куча валялась.И,кто не ленился повозиться с 20-30 летними,-у того всё работает.
Нас всё меньше... с каждым часом!

Андрей ЦПЗ

Это зеленые  аккумуляторы? раньше их еще щелочными называли... 
Мой конфиг Велосипед Forward NEXT 1.0, мотор MXUS 750 ват, акумм лифер 10 а/ч. 48 вольт Контроллер Mark 1

tvigor

Да большинство аккумуляторов о которых идет речь, имеют металлический корпус и покрашены зеленой краской.
Также есть "Щелочные" Аккумуляторы в пластиковом корпусе, полупрозрачном и черном.
Я постараюсь сегодня выложить фото аккумуляторов о которых идет речь.
"Канагонки" те которые живы до сих пор имеют в своем составе НКГК-11Д очень интересные, крайне живучие батареи.
С ними сложно, нет пробок, залить или сменить электролит сложно. Но позже и это попытаемся сделать если будет народу интересно. 

Genadi

Цитата: tvigor от 03 Янв. 2015 в 14:12
Такие аккумуляторы будут полезны в качестве резервного освещения, на природе свет сделать, резервное питание радиостанций радиолюбителей, и т.д.
Месяца два назад на нашем предприятии выкинули целую кучу таких аккумуляторов, абсолютно новые, выпуска 2007 года. Я вообще поражаюсь такой расточительности - купить партию заливных акков, которые не используются в производстве, а потом их просто взять и выкинуть.... ну да то ладно, без бардака, у нас, ну никак нельзя. :-D
Ну, дак вот, я сначала обрадовался, думал прицепить к велику. Но как и написал выше tvigor большого тока от них не добьёшься - только в качестве низкоточных потребителей.

Спойлер

Аккумуляторы ЗШНКП-10М05 никель-кадмиевые, 10 а\ч.
Начальное напряжение не больше вольта.
Запускал их строго по инструкции:

http://ivalur.ru/catalog/mining/sgd-istochnik/

Раствор электролита готовил сам из обычной каустической соды (на дисц. воде):

Спойлер

Вообще-то надо добавлять немного гидроокиси лития, но у нас его не нашёл, а шариться по хим. магазинам неохота.
Впечатления от аккумуляторов самые хорошие. На 1 ампер почти все восстановленные банки (10 шт) показали от 11.5 до 9.5 а\ч.
Ток короткого замыкания где-то 10-12 ампер. Притом, это короткое замыкание абсолютно без последствий.
Получилось так, по недогляду, что во время разряда четыре последовательно соединённые батареи замкнули на коротко. Сколько они так простояли даж не знаю, может с полчаса. Обнаружил это дело по характерному запаху :-D. Аккумуляторы здорово нагрелись, но после устранения КЗ, отдали ещё пару амперчас на 1 ампер нагрузки. Чудеса, да и только. :-D
Саморазряд небольшой. За месяц простоя, ну может пол ампера потеряли (надо литий добавлять).
КПД у них, правда не большое (63% по паспорту), аккумуляторы любят большой и длительный ток заряда. Для моих 1.5 ампера на 12 часов. Перезаряда не боятся. "Кипятить" таким током можно их хоть сутки (но не желательно  :-D).


Genadi

Цитата: tvigor от 03 Янв. 2015 в 14:12
Наверно в контексте электротранспорта не очень актуальные, но......!!!!!!
Кстати, некоторое время катался вот на этом (KCSL 11 (НКГК-11Д-У5)):

Спойлер

Если не считать веса - шикарная вещь! Токо-отдача прекрасная, заряжать можно любым током и как попало (в пределах разумного). Не зря такая химия работает в военной аппаратуре.

tvigor

#8
Да НКГК-11Д-У5  На мой взгляд гениальное изобретение советской промышленности! Мне известны аккумуляторы которые после 40 лет, работают просто отлично!!!! Фантастика!!!
Такие батареи при заряде током более 1А (положено 0.6А и 36 Часов) могут раздуваться и коротить. Проблема в скорости поглощения водорода в адсорбере, кислород поглощается пластинами.
Для таких батарей разряд 15-20 часовым режимом самое оно!
Если вам нужен резервный источник света на даче то эти аккумуляторы самое то, заряженными могут стоять год и при этом в любой момент будут работать!!! При этом отдаваемая емкость около 70% (при хранении более 45 дней) затем саморазряд стабилизируется на уровне 1-1.5% в месяц.
Единственно что требуют небольшого обслуживания заключающемуся в периодической очистке выводов батарей.   

Грабли по которым пробежался:
1. Батареи очень не любят заряд при нагреве! Как только вы рукой ощущаете что аккумуляторы теплые,
прекращаем заряд и даем им остыть до температуры окружающего воздуха.
2. Разные технологии производства батарей не дают получить 1.85В при заряде, то есть одни батареи туда доходят другие упираются "руками и ногами" ;-D
3. Заряд не должен превышать 150% от емкости. В конце заряда батареи нагреваются! Следите! 

elman

Кстати аккумуляторы такого типа вполне себе производятся и пользуются спросом. Вот например Украинский производитель с аккумуляторами которого я имел дело совсем недвано. Проверял заявления производителя что КЗ не боятся. Закоротил банку - кипит. Покипело немного снял закоротку - жалко стало ;-) В результате емкость не потерял и никаких отличий в работе замечено небыло. Только выкипевшую воду долить нужно, если долго будет закорочен ;-)

yuri

Жаль, что эти аккумуляторы слабо подходят для электротранспорта.
Электротаврия 28S6P (28 консерв Ниссан-лиф+28S2P LG e63). ДС3.6 37000 км

tvigor

[user]yuri[/user],  Эти аккумуляторы слабо подходят к электровелосипедам, к остальному вполне нормально. B-)
[user]elman[/user], Спасибо за ссылку, но как обычно сайт производителя сделан левой пяткой, фотки одна для всех типоразмеров и не возможно найти цен! Только писать. >:D

Genadi

Цитата: tvigor от 09 Янв. 2015 в 11:12
Такие батареи при заряде током более 1А (положено 0.6А и 36 Часов) могут раздуваться и коротить. Проблема в скорости поглощения водорода в адсорбере, кислород поглощается пластинами.
Ну, немножко не так.
По паспорту они заряжаются током 1.1 а  12 часов. Меньшим током заряжать не рекомендуется - акки могут, просто, не зарядиться до номинала.
По своему опыту, лучше 70% от ёмкости заряжать завышенным током (я пробовал 3 ампера), остальную ёмкость добивать номиналом.
Чтоб аки не дулись надо обязательно отпустить гайку клапана на положительном выводе.
Опять же по опыту - заряд надо прекращать как только напряжение (неважно какое, обычно 1.6-1.7 вольта) начинает понижаться, при том акки начинают сильно разогреваться.
Существуют импортные шикарные никель-кадмиевые акки, типа вот таких - VRE DL 5500
Я с ними пробовал работать, но только с БУ. Акки были выброшены из-за сильного саморазряда. Я их подобрал, спаял и попробовал покататься:
Спойлер
Впечатления самые хорошие. Отличная токоотдача, небольшая масса (меньше чем у кислотных) быстрая зарядка (пробовал 1С). Но саморазряд бешенный - за сутки половина ёмкости терялась, а через неделю , вообще, показывали 0.
Новые покупать нереально - цена бешеная. Я их и забросил. :pardon:

tvigor

Тут такое дело Паспорта к ним не видел ни разу, и был бы благодарен если покажите. Ток 0.5-0.6А был указан в Литературе (справочниках) и в описании на ФАР-3 это фонарь с такими аккумуляторами.

Genadi

Цитата: tvigor от 09 Янв. 2015 в 19:09
был бы благодарен если покажите.
Вот, пожалуйста.

Genadi

Нашёлся оригинальный паспорт на аккумуляторы ЗШНКП-10М05.
Паспорт был под водой, и провалялся фигзнает сколько времени.
Я его высушил, от сканировал. Вот, может кому пригодится:
https://cloud.mail.ru/public/983fa1d6381a/%D0%97%D0%A8%D0%9D%D0%9A%D0%9F-10%D0%9C05%20(%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB).rar

av404

Помню в 1969-м мы оживляли эти щелочные аккумы.
Сначала слили весь электролит. Залили дисциллированной водой и выдержали двое суток, взбалтывая через 2-3 часа. Слили всё.
Залили новый электрорит - щелочь калия какая то. Через сутки поставили на заряд и далее в эсплуатацию. Через три цикла ёмкость достигла 90% паспортной. И это на батареях 15-ти летнего выпуска.

Очень живучие аккумы
Green City Jet New 16''. Мотор - 24в/250вт. АКБ - литиево-ионный 48в/16ач 13s5p 18650

XTyJlX

Здравия всем!

Получил для экспериментов от родственника парочку списанных НКП-20У2, будет чем заняться на досуге.
в инете нашёл техническое описание и инструкцию по эксплуатации http://ur4qtp.ddns.ukrtel.net/02/Радио/Документация/Аккумуляторы/НКП-20У2/2НКП-24М,%202НКП-20У2,%20НКП-20У2,%20ТО%20и%20ИЭ.shtml


несколько напряг пункт:
8.1. В процессе эксплуатации изделий через каждые 25 циклов или один раз в два месяца проводите смену электролита.