Сборка электровела с нуля! Все этапы!

Автор os-999, 18 Янв. 2015 в 16:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

os-999

И так, я как и многие пришедшие на данный форум решил собрать электровел. Читаю тут много всего разного и про моторы, и про батареи, но у меня как и у любого новичка накапливается куча вопросов, кое где возникает путаница. И одна из самых основных и важных (на мой взгляд) проблем с которой приходится сталкиваться любому новичку – это «устаревшая» информация. Бывалые конечно любят отправить копаться в архивы, ведь им давно уже все известно, и на форуме обсуждалось десятки, а то и сотни раз, но вот нам, новичкам от этого не легче. Ведь довольно много информации датируется 9,10,11,12 годами, а на дворе то 2015-ый! Прогресс не стоит на месте, и производители не дремлют.  Нет, господа «бывалые», я вас прекрасно понимаю, и думаю любому  здравомыслящему увлеченному человеку быстро надоест толдычить одно и тоже каждому приходящему. Посему решил на себя взять небольшую ответственность в создании некого FAQ для новичков от новичка проходящего все этапы и тяжбы сборки электровелосипеда актуальные на начало 2015 года.

Немного о себе: что б можно было представить кому и что по силам.
В электрике, паянии, сварке и прочих электровелосипедных дел я не особо силен, но руки прямые. Интерес есть. В общем руки чешутся, глаза горят.

Всю собранную информацию подниму из обсуждений и оформлю в шапке темы. Для того что бы в будущем другим новичкам было намного проще.  Так что просьба писать любые мелочи и замечания которые могут пригодиться в будущем всем читателям.

Думаю хватит пустой болтовни и рассуждений,  пора переходить к делу:

1)   Начинаем с задач, требований, хотелок, пожеланий и отталкиваемся от того что есть:
-   У меня есть самособранный хардтейл, обычный такой среднебюджетный хардтейл.
Спойлер

-   Рост у меня 190, вес 95кг. Телосложение спортивное (т.е. педали крутить в состоянии)
-   Хочу возможность покатушек на дистанции 20-30км без педалирования, и 50-60 км с педалированием. Думаю этого вполне хватит среднестатистическому электровелосипедисту (для того что б до работы добраться  не взмокшим и для того что б вечерком в выходные прокатиться).
-   за скоростью не гонюсь, максималки в 45-50 км/ч хватит за глаза. (да и не безопасно кататься на больших скоростях на хардтейле по нашим то дорогам). Но вот резвый и уверенный старт, одно из основных пожеланий.
-   вес велосипеда-донора сейчас чуть больше 14 кг.  В итоге хотелось бы получить велосипед не тяжелее 25-30 кг. Что б его без особых усилий можно было поднять на небольшие лестничные подъемы ну и естественно затащить в подъезд и лифт.
-    умеренный бюджет. Скажем этак в 500-800$  (не совсем умеренный если конвертировать валюту по сегодняшнему курсу, но куда деваться???)

2) Для сборки электровела на основе существующего нам понадобится:
- мотор колесо (переднее или заднее) или же просто мотор «подвесного» типа
- контроллер
- аккумуляторная батарея (готовая или собранная, желательно с BMS)
- силовые провода
- ручка или курок газа, и тормозные ручки
- дропауты
- Watt meter или Cycle Analyst

Начнем по порядку:

3) Выбор электромотора: Мотор-Колесо или Подвесной двигатель?

На рынке представлено три типа моторов для электрификации велосипедов:
-   переднее мотор-колесо
-   заднее мотор-колесо
-   и подвесной мотор в каретку

Если в трех словах то для себя я сделал такой вывод (основываясь на прочитанной информации и отзывах на данном форуме):

переднее МК:
               
Спойлер
Из плюсов:
                          - больше чем заднее МК подходит для преодоления различных подъемов
                          - разгрузка задней оси (на тот случай если аккумуляторную                           
                            батарею решено закрепить на задней части байка)
                          - упрощенный процесс монтажа (за счет того что не приходится лесть в     
                            "транссмиссию"

               Из минусов:
                          - нецелесообразность установки моторов мощностью более 500W, т.к.     
                            очевидно что вилке приходится работать с нагрузкой на которую она не
                            расчитана
                          - испорченный внешний вид байка при установке крупного мотора (лично
                            моё мнение)

заднее МК:
               
Спойлер
Из плюсов:
                          - возможность установки мощных моторов 
                          - разгрузка передней оси (на тот случай если аккумуляторную                           
                            батарею решено закрепить над вилкой или на руле)
                          - возможность рекуперации

               Из минусов:
                          - сложность  монтажа
                          - дополнительная нагрузка при педалировании без мотора

подвесной мотор:
               
Спойлер
Из плюсов:
                          - самый простой монтаж 
                          - отсутствие сопротивления движению при педалировании
                           
               Из минусов:
                          - отсутствие возможности рекуперации
                          - хрупкость механизма при усиленных нагрузках (при
                            большом весе велосипедиста и езде в стойке на педалях)


Мой выбор: заднее МК с двигателем мощностью около 1000W.
Спойлер
причины: - рост 190, вес 95 – частенько езжу стоя на педалях по не совсем ровным 
                        дорогам
                      - аккумуляторную батарею планируется закрепить в треугольнике рамы
                      - т.к. мотор будет на 1000W то не очень то хочется гробить вилку
                      - не нравится вид байка с МК на переднем колесе

И вот теперь передо мной встал вопрос – какое же именно МК мне выбрать? выбор довольно большой, если читать отдельные темы по каждому виду МК то везде примерно одно и тоже. У кого то все отлично, положительные отзывы, а порой встречаются поломки. У всех. Так как же выбрать? и что лучше?

1)   MAC (6T,8T,10T,12T) (500-1000W) –  Цена 250$ за сам мотор, или же 450$ за KIT включающий в себя мотор-колесо в хорошем ободе, контроллер и ручку газа.  Вес мотора около 4 кг.
        Хороший выбор между тяговыми и скоростными характеристиками. Каждый может выбрать то что ему больше подходит.
       
Спойлер
Купить можно тут - http://em3ev.com/store/

2)  Conhismotor (1000W) – Цена 240$ за сам мотор, или же 350-390$ за KIT 
     включающий в себя мотор-колесо заспицованное в обод, контроллер, ручку газа и 
     LCD дисплей. Вес мотора около 6,5 кг.
     
Спойлер

3)  Bafang BPM (500W) - Цена 125$ за сам мотор, или же 199$ за KIT включающий в 
      себя мотор-колесо в неизвестном ободе, контроллер и ручку газа.  Вес мотора
      около 6 кг.
     
Спойлер
Купить можно тут - https://bmsbattery.com
       
4)   Q11 (1000W) - Цена 99$ за сам мотор, или же 200$ за KIT включающий в 
      себя мотор-колесо в неизвестном ободе, контроллер и ручки тормоза и газа.  Вес
      мотора около 6 кг.
     
Спойлер
Купить можно тут - https://bmsbattery.com

5)   Crystalyte (500-3000W) - Цена 99$ за сам мотор, или же 18000руб за KIT 
      включающий в  себя мотор-колесо заспицованное в обод.  Вес мотора около 7,5 кг.
     
Спойлер
Купить можно тут - http://www.lyen.com или тут http://www.bikemaster.ru

Какой из них выбрать? Или может есть еще хорошие варианты?
Conhismotor 1000W, LiFePo4 16S3P - 48V 27Ah на пакетах 9Ah,

magnarum

Полностью поддерживаю :wow:, информации очень много раскидано по сайту, для новичка   очень сложно разобраться во всем этом, буду так же дополнять информацией,  по сборке аккумуляторных батарей та как есть уже подобный опыт как сборки из б.у элементов так и из новых.

илс

Ошибку в названии темы - исправил.
Что касается содержания, то мелких неточностей много.
Но это и не важно.
Потому что смысл все равно утонет в потоке флуда.
Соотв. новичок, уже через год, другой,  вряд ли будет перечитывать многостраничные темы, покрытые толстым слоем электростатической пыли.  :kidding:

неволшебник

#3
[user]os-999[/user], имхо, вам бы всё же лучше полистать форум и исключить заранее варианты с граблями по которым люди уже прошлись (не один десяток раз).

Хороший вариант:
1. рама способная (испытано) выдержать  перегрузки с тушкой пилота до 120кг -- например Force 1.0 (2.0) http://market.yandex.ru/model.xml?hid=91529&modelid=6289462&clid=502
рамы у них одинаковые, а дешёвый обвес всё равно снимать (тк педалировать вы всё равно никогда не будете как только почуствуете кайф полёта...можете не оспаривать,я этот форум очень давненько читаю и все новички  задают СТАНДАРТНЫЕ вопросы и всё равно проходят СТАНДАРТНЫЕ этапы)

2. мотор-колесо типа "Polaris" монтируется в задние перья.
3. усилитель дропаутов == если проще, то обыкновенный рычаг не позволяющий движку уничтожить дропы - вполне достаточно одного рычага из толстой стали (на другую сторону ставить еще один рычаг нет особого смысла тк другая сторона оси движка полая и прикладывать к ней скручивающее усилие =заранее занимать очередь в травмпункт или на кладбище)
4.батарейка однозначно Li-ion (не "железофосфат") тк однозначно 99% времени летать вы будете летом, тк зимой полеты возможны только в центре Москвы.
5.из сбалансированых по цене\ёмкости элементов наиболее юзабельны "LG D1" (спрашиваем у Евгения gekanaz) реально свежие и с гарантией
6.сборку батарейки лучше всего доверить самому Евгению, не забыв уточнить о необходимости картонных гильз и изоляционных дисков пр сварке батарейки
7.самая сбалансированая ёмкость\ токоотдача\долговечность у сборки 20р ( 20 циллиндров в параллель)
в раму форса 1.0(2.0) свободно помещается треугольная сборка из 13s20p (13 последовательно соединённых параллелей) итоговая ёмкость батарейки ~ 3кWt\h ... этого хватает ~ на 90км агрессивного полёта (динамика разгона\торможения выше чем таковая у ведра с гайками 11й модели.... либо на ~ 300км очень спокойной езды... как уже сказано - педали вы использовать однозначно не будете,хотя конечно же вначале попробуете..
8. контроллер (пожалуй вторая по важности деталь после батарейки) ....естественно вы хотите как можно дешевле,однако не берёте в расчёт того что потребуется дополнительно ... а это много всяких ненужностей,типа ваттметра + цикланалиста + специальный зарядник + BMS и еще куча неупомянутого... про совместимость и надёжность всего этого можно только промолчать.
  таблетку от всех гиморов можно приобрести заранее ,немного придушив свою "жабу" ... https://electrotransport.ru/index.php?board=90.0 ..... можете не спорить,тк всё равно к покупке этого комплекса придёте,какой бы витьеватой ни была ваша дорога к нему.
9. видимо нужно уточнить, хотя изначально магазинный форс1.0(2.0) идёт с усиленными ободами, но возможны и исключения,так что обода нужны именно даунхильные усиленные двойные типа "алексрим" иначе травмпункт как минимум.
...это основной список необходимого для того чтобы не наступать на грабли вслед за впереди идущими.


"   Хочу возможность покатушек на дистанции 20-30км без педалирования" за полчаса испарите весь заряд и вас мгновенно осенит что это очень и очень мало.

" за скоростью не гонюсь, максималки в 45-50 км/ч хватит за глаза. (да и не безопасно кататься на больших скоростях на хардтейле по нашим то дорогам). Но вот резвый и уверенный старт, одно из основных пожеланий"
буквально через полчаса..час вы изменете своё мнение и скорость в 50кмч вам покажется "пешеходной",а через какое то время 50 кмч будет вашей минимальной\средней скоростью на которой вы будете чуствовать абсолютный контроль над девайсом.  резвый увереный старт и минимальная ёмкость батареи не совместимы.

"-   вес велосипеда-донора сейчас чуть больше 14 кг.  В итоге хотелось бы получить велосипед не тяжелее 25-30 кг." у меня сейчас в полностью снаряжённом виде вес составляет чуть более 30кг (батарейка =13.5кг)

" -    умеренный бюджет. Скажем этак в 500-800$ " --- за эту сумму вы сможете купить ТОЛЬКО сам велосипед-донор.... хотя нет, "форс" в рублях вроде пока не подорожал (23...29тр.)так и выходиит ~500 недобитых енотов

движок  заспицованый в усиленый обод (вроде сейчас 20тр только движок в ободе,без каких то там довесков) http://velomastera.ru/shop/show_good.php?idtov=501068 если не перегревать и не топить в речке ,то проблем с ним не будет ,кроме смены подшипников.

пс. на выходе у вас может получиться примерно такой вариант -






#Требую РЕФЕРЕНДУМ и суд над Горбачёвым

magnarum

#4
Свинцовые аккумуляторы рассматриваться здесь не будут.
И так по сборке батарей
Состоит батарея 1. аккумуляторы 2. системы BMS (PMC) (Контроллера заряда, разряда, балансировки) 3. зарядного устройства.
Так из чего собрать ?
Основные типоразмеры и виды аккумуляторов (элементов)
Li-PO 3,7v-4.2v LiFePO4 3.2v-3.6v "призматики" (преимущества- легкий вес , так как ни имеют толстой металлической оболочки, может быть любых размеров и емкости высокая токо-отдача, недостатки легко повредить, пожароопасный, хотя есть модели  где применяется специальный сорбент , препятствующий возгоранию)
Li-ion 3.7v-4.2v "цилиндры" Основные типоразмеры применяемые в электровелосипедах
1. 18650
2. 22650
3. 32650
Преимущества легко монтировать в батарею со специальными поластиковыми кронштейнами, менее пожароопасный из за прочного металлического корпуса, недостатки более высокий вес по сравнению  с Li-PO, немного ограниченна токо-отдача 1с-10с что нужно учитывать при постройке батареи под мощный мотор, ограниченность применения при температурах ниже нуля )
LiFePO4 3.2v-3.6v "цилиндры" Основные типоразмеры применяемые в электровелосипедах
1. 18650
2. 22650
3. 32650
Преимущества высокие токи разряда 3с-40с зависит от модели хорошо подходят для мощных моторов, большой ресурс заряд разряд  при правильной эксплуатации 2000 циклов, широкий температурный диапоз применяемости до -20 градусов, недостатки высокая цена более низкий вольтах 3.2 больше элементов в батарее для постройки, соответственно больше вес.
BMS(PMC) (Контроллер разряда заряда,балансировки)
Подбирается к батарее по вольтажу и токо-отдаче, батарея рассчитывается исходя из мощности мотор-колеса, усреднений пример для приблезительного подсчета (мотор колесо 500 W 36 v)
36 вольт умножаем на амперы 36vХ14A=504 вт тоесть при 36 вольтах батареи и токе 14 апмер мы получим 504вт.
Некоторые Бмс можно настраивать (у производителя) как по напряжению, разряда , так и по напряжению заряда и , пример литий ионный аккумулятор   максимальный заряд 4,2 вольта можно настроить заряд на 4,25 и тд, разряд 3 v cоответственно минус 2,9 и тд, так же бмс ограничивает ток поступающий через контроллер на мотор колесо по примеру выше 14а исходя из этого подбираеться бмс.На количество элементов  то-есть общий вольтаж количество ячеек , и токо-отдач.
Расчет количества ячеек. Пример- мы имеем мотор колесо 36v 500w ток потребления 14 ампер
Нам понадобиться  10 элементов последовательно (S)  с рабочим напряжением 3.7 пример литий ион «цилиндр» 3.7Х10 = 37 вольт. По токо-отдаче   элементы подбираться по емкости  , элементы соединяются параллельно (P) пример мы имеем цилиндр литий ион  3,7 вольт емкость 2500 mah  с разрядным током 1С 2,5 ампера в час соединив 6 штук параллельно мы получи емкость 2500Х6=15000 мач 15ампер в час , подходящего для нашего мотор колеса.
Итог. БМС подходящая к нашему мотору по расчетам ,(данные усредненные) 10s-15 ампер
Зарядное подбирается по напряжению батареи и установленных в них элементах по максимально возможному току , до полной зарядки по  емкости.
Пример батарея 36 v 15ампер  в час (установлены элементы с 18650  литий ион 3,7,-4,2 2500 mah в час рекомендуемый зарядный ток 0,2с пример расчета 2500Х0.2с =0.5ампера например рекомендуемый ток зарядки производителем, из расчетов выше мы ставили 6 элементов в параллельно общая емкость составила 15000, пример 15000Х0.2=3ампера
Вольтаж зарядного считается до верхней границы заряженного элемента для литий иона 4,2 вольта, из расчетов выше мы ставили 10 элементов последовательно в батарею 4,2Х10=42 вольта
И так по усредненным подсчетам наше зарядное должно обладать следующими данными чтоб безопасно зарядить нашу батарею 36 вольт 15ач – 42вольта 3 ампера.
Внимание! вся информация усредненная для предварительных подсчетов.

Slider

Не очень согласен по поводы простоты монтажа мид-драйва, имхо, ставить его сложнее, чем заднее МК.
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

АндрейS

Количество проблем с установкой мидлдрайва  связано с особенностями рамы.
Есть рамы на которую мидлдрайв отлично встает, а есть на которые без шаманства его фиг поставишь.
МК установить проще.
"Я - пессимист по своим наблюдениям, но оптимист по своим действиям" (Антонио Грамши).

TULSUNDUR

#7
[user]os-999[/user], каждый десятый новичёк норовит создать тему, в которой он будет рассказывать другим новичкам все премудрости и обобщать опыт...
до Вас тут таких знаете сколько было?
дело в том, что новички, они ж не читатели, они - ПИСАТЕЛИ...
и через месяц после Вас будут писать то же самое, ночами напролёт, стараться и лезть вон из кожи...
Вы же не прочли ни одной темы Ваших предшественников? так ведь?
Вашу тему ждёт та-же судьба, увы...
впрочем, как и все подобные.
нельзя объять необъятное...
опять скрипит потёртое седло, и ветер холодит стальную раму.
зимой на лисапеде ездить нелегко, но  как-то  это  мне по-барабану...

Tsukune

[user]TULSUNDUR[/user], Дело тут в том, что для новичков нет нормальных мануалок в 1 теме, без прав к комментариям, вот и пишут всякое, хотя многое тут полезно, но собирать инфу по крупицам это ещё тот геморой, уж простите... Сам до сих пор не разобрался со всеми нюансами МК... B-)
С уважением, Андрей.
Мой проект https://electrotransport.ru/index.php?topic=24428.0
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека (с)
Мне так тесно под зимним небом, что надеясь поймать волну, я когда-нибудь выйду за хлебом и случайно покину страну...

TULSUNDUR

[user]Tsukune[/user], беда в том, что подводят итоги и обобщают выводы люди без какого-либо собственного опыта, абсолютно не понимающие про что они пишут.
можно подобные темы называть "обощение услышанных звонов, не поддающихся локализации и геопозиционированию"...  :-D
опять скрипит потёртое седло, и ветер холодит стальную раму.
зимой на лисапеде ездить нелегко, но  как-то  это  мне по-барабану...

неволшебник

[user]TULSUNDUR[/user], может тогда закрыть форум вступительным взносом ,например в 50килорублей? чтобы не лезли с вопросами типа "а давайте поставим генератор в переднее колесо и пусть заряжает аккум,пока едем..." .... или же таки позволить задавать стандартные глупые вопросы,дабы движение не угасло...
#Требую РЕФЕРЕНДУМ и суд над Горбачёвым

magnarum

Ну года человек учиться, то как говориться глупых вопросов не бывает, как то так, но никогда не поздно как говорят в танцах повторить и основной шаг вместе с новичками. :kidding:

неволшебник

[user]magnarum[/user], пмсм и на старуху бывает проруха ....
Цитата: magnarum от 18 Янв. 2015 в 19:27
.... (установлены элементы с 16850 литий ион 3,7,-4,2 2500 ампер в час .....
#Требую РЕФЕРЕНДУМ и суд над Горбачёвым

magnarum

Цитата: неволшебник от 18 Янв. 2015 в 21:15
[user]magnarum[/user], пмсм и на старуху бывает проруха ....
Цитата: magnarum от 18 Янв. 2015 в 19:27
.... (установлены элементы с 16850 литий ион 3,7,-4,2 2500 ампер в час .....
Исправлено.

TULSUNDUR

[user]неволшебник[/user], да не призываю я запрещать чего бы то ни было...
я лишь говорю что новички подобные темы НЕ ЧИТАЮТ. как не читал топикстартер всего того что писали ему подобные до него, а было таковых ни один и не два... нахватаются верхушек, и вперёд - перепечатывать чужие ошибки и врать в половине написанного...
Вы же кстати сами в 90% пунктов - опровергаете "обобщающие" заявления топикстартера или показываете ему тщетность и глупость его хотелок...  :-D
опять скрипит потёртое седло, и ветер холодит стальную раму.
зимой на лисапеде ездить нелегко, но  как-то  это  мне по-барабану...

Tsukune

[user]TULSUNDUR[/user],
Цитироватьда не призываю я запрещать чего бы то ни было...
я лишь говорю что новички подобные темы НЕ ЧИТАЮТ. как не читал топикстартер всего того что писали ему подобные до него, а было таковых ни один и не два... нахватаются верхушек, и вперёд - перепечатывать чужие ошибки и врать в половине написанного...
Вы же кстати сами в 90% пунктов - опровергаете "обобщающие" заявления топикстартера или показываете ему тщетность и глупость его хотелок...  :-D
вот тут я с Вами не согласен, поиск на форуме мягко говоря не удобный, а все инструкции должны писать профи а не новички для каждого мк, контроллера, батареи и в отдельном разделе ФАГ :ah:
С уважением, Андрей.
Мой проект https://electrotransport.ru/index.php?topic=24428.0
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека (с)
Мне так тесно под зимним небом, что надеясь поймать волну, я когда-нибудь выйду за хлебом и случайно покину страну...

АндрейS

К сожалению большинство новичков не читают раздел для новичков, в котором уже дан необходимый минимум, что бы новичек хоть бы не путал мотор-колесо с мидлдрайвом, а амперы с ваттами.
https://electrotransport.ru/index.php?board=75.0
В том числе и этот подраздел.
https://electrotransport.ru/index.php?topic=12752.0
Обычно новички сразу начинают создавать темы типа " Хочу круто пулять на байке. Что мне купить?".
При этом большинство не может даже сформулировать свои хотелки.
Но тут не форум экстрасенсов.
Я бы за такие темы сразу бы давал читательский билет на месяц. С допуском только в раздел для новичков.
После повторного нарушения бан.
"Я - пессимист по своим наблюдениям, но оптимист по своим действиям" (Антонио Грамши).

неволшебник

#17
[user]TULSUNDUR[/user], так я первым делом и написал ,что неплохо бы ему сначала таки читателем побыть...
...я перед тем как зарегистрироваться больше года этот форум курил и то, практически закончив свой "прототип" считаю себя не достойным создавать самовосхваляющие темы ,тк я ж ничего революционного посути не изобрёл,так собрал еще один вариант из стандартного конструктора.... другое дело - люди которые сами варят рамы, паяют контроллеры....

Добавлено 18 Янв. 2015 в 21:41

[user]Tsukune[/user], форум вдоль и поперёк хеширован яндекс и гугл ботами,так что поиск в форумном движке можно было вообще не делать.
[user]magnarum[/user],видимо элементы имелись ввиду 18650,а не 16850 (?)
#Требую РЕФЕРЕНДУМ и суд над Горбачёвым