Мой электроминик на стартере

Автор Legeor, 18 Июль 2010 в 10:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Legeor

Валялся у меня минимоккик с неподлежащим восстановлению ДВС. Подвернулся мне под руку стартер от дизельной Японки с двиглом 2C или 3С не знаю, но мотор стартера мощностью 2,2кВт. Якорь на двух подшипниках качения, с войлочными пыльниками. Редуктор я убрал, там была трещина на промежуточной шестерне, насадил шкив ремня прямо на вал якоря. Пришлось инвертировать направление вращения посредством поворота щеточного узла на 90град, наростив проводники двух щеток.
Управляется все это через контактор серии ПМА или ПМЕ (не помню) с перемотанной на 12В катушкой управления, катушка питается через кнопку пипикалки. Аккумулятор прицепил, какой попался в боксе, 60Ач старенький весьма. Его неполного заряда (ввиду постоянного использования в подсветке и подкуриванию в автосервисе) хватает на километра полтора, потом начинает ехать медленно совсем. Общий пробег на сегодня километров 20-30 до магазина-обратно по пересеченной сельской местности с крутыми подъемами, которых девайс почти не ощущает на свежей зарядке.
Ребята, мечтающие об электротранспорте, но не имеющие материальной составляющей, повторяйте на здоровъе! С удовольствием отвечу на все вопросы.
Люблю своё Преображение

Legeor

#1
вот еще один вариант, с какого-то Японского грузовика. 24В, 5,5кВт! оказалась обмотка на земле (коротит тоесть на массу) так быть не должно, с землей должны быть ну хоть килоомы от пыли графитовой, в идеале сотни килоом или единицы мегаом (это с профилактики, лаченья или новья).
вот его бы перемотать, есть провод примерно 2 квадрата. вот пучками по 2-3шт, изолированными бумажным скотчем и собираюсь мотать, сижу рассуждаю.
Сечение было большое, намотано шиной, уложено идеально. я же намотаю меньшим сечением, уложу как смогу, длеко от идеала, соответственно витки почти те-же, сечение меньше, хоть киловатт из него выжмешь? :) короче, поживем увидим, в любом случае он будет безбожно дефорсирован :) покручу на разных напряжениях, посмотрю нагрев, тягу и прочее. встроить его попробую вместо коленвала в другой мотор от миника. с ремнями, вариаторами наверное. как получится.

Да, кстатьи, в штатной обмотке четыре катушки статора запараллелены. Если найти стартер с целой обмоткой, перекоммутировать ее в последовательную, это здорово уменьшит ток и момент, соответственно с аккумулятора свалится камень с души, я думаю. правда 5,5 превратится в примерно 1кВт. но этого мне будет достаточно для поездок в магазин. к тому-же есть шанс преодолеть порог в 10км пробега :) на одной зарядке.
Люблю своё Преображение

Влад Мак



Цитата: mihalich от 18 Июль 2010 в 02:04
Цитата: Legeor от 14 Июль 2010 в 04:30
У Валваса я заикнулся насчет стартера на минике, за что был пожурен, посты вытерты :) тут смотрю идеи рассматривают из ряда вон! молодцы, спасибо.

Ну не знаю, прв ли Вал Вас, как админ, но как ТЕХНАРЬ прав на 100 %
Тема эта, поднимается и обсуждается многократно и, после обсуждения , закрывается, но , увы до следующего
энтузиаста-дилетанта.(  уж простите старика).
     Да, делать, даже такое, похвально и лучше , чем бесконечно болтать ничего не делая,

    Если же ранее написанное найти трудно то :

12 вольтовые стартёры имеют низкий КПД ~ 40%.
Стартёрные СК аккумуляторы имеют КПД при токе 1С ~ 0,5, но при стартёрном токе 2- 3С ~ 0,25.
  Их общий КПД  перемножается  и составит о,12.   ( я уже не учитываю  шкивы-цепи итд)
  Да, с таким КПД можно проехать километр, а может даже и 5, один раз, но 10 км -никогда!

     Но стартёрный аккумулятор безболезненно выдерживает стартёрные токи 3- 5 секунд.
но уже через минуту, интенсивность газообразования  и из толщи пластин, начнёт сплёвывать из себя активную массу.  Аккумулятор станет расходным материалом ;  при регулярной эксплуатации, в лучшем случае, на неделю.

Думаю, всё что касается технического творчества, "причёсывать" - не надо.
Что касается низкого КПД стартера и СК стартерного типа, Вы  бы Михалыч ссылку дали , где про такое написано.
Но, даже если и так, то если получится у автора собрать ШИМ, плавно управляющий стартером, он сможет проехать 10 и более км.
Может, не с визгом колёс , а более плавно и медленно, но зато без перегрева мотора , аккумулятора и проводки заодно.

Legeor

ЦитироватьНо, даже если и так, то если получится у автора собрать ШИМ, плавно управляющий стартером, он сможет проехать 10 и более км.
мой корешок уже спаял шим, говорит паяй драйвера и силовую, приспособим это все! так что близится тот рубеж в десятку км :) на осцилле я смотрю - точно! крутишь резистор и заполнение меандра меняется, я уже рад. цепи защит, амперметры и прочее уже в голове вертятся.
Люблю своё Преображение

METAL

По поводу перемотки стартера сам давно думаю,стартер от 402го двигла,там была шина 8мм сечением,щас взял провод 4мм,как раз в два ряда,без потери мощности,теперь думаю чем заизолировать...А Вам хочецца посоветовать просто купить в хоз маге провод нужного сечения,шоб плотно вложился
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

METAL

...и мощность на месте,и токи на порядок меньше. :)
Приходится добавлять,т.к. Не очень хорошо с мобильника отправлять-много не доходит... :(
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Влад Мак

Цитата: METAL от 18 Июль 2010 в 20:33
По поводу перемотки стартера сам давно думаю,стартер от 402го двигла,там была шина 8мм сечением,щас взял провод 4мм,как раз в два ряда,без потери мощности,теперь думаю чем заизолировать...А Вам хочецца посоветовать просто купить в хоз маге провод нужного сечения,шоб плотно вложился
...и мощность на месте,и токи на порядок меньше.

Что-то слабо верится, что если увеличить количество витков в два раза, токи на порядок уменьшатся.
У А Сороки, по его словам, формула есть, по которой зная толщину зазора и площадь железа, можно высчитать мощность мотора.
Интересно, какова она для стартера в номинальном режиме.

METAL

Ну попытка,не пытка! :) Дождёмся Сороку... :)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

mihalich

Цитата: Влад Мак от 18 Июль 2010 в 13:38


Цитата: mihalich от 18 Июль 2010 в 02:04
Цитата: Legeor от 14 Июль 2010 в 04:30
У Валваса я заикнулся насчет стартера на минике, за что был пожурен, посты вытерты :) тут смотрю идеи рассматривают из ряда вон! молодцы, спасибо.

Ну не знаю, прв ли Вал Вас, как админ, но как ТЕХНАРЬ прав на 100 %
Тема эта, поднимается и обсуждается многократно и, после обсуждения , закрывается, но , увы до следующего
энтузиаста-дилетанта.(  уж простите старика).
     Да, делать, даже такое, похвально и лучше , чем бесконечно болтать ничего не делая,

    Если же ранее написанное найти трудно то :

12 вольтовые стартёры имеют низкий КПД ~ 40%.
Стартёрные СК аккумуляторы имеют КПД при токе 1С ~ 0,5, но при стартёрном токе 2- 3С ~ 0,25.
  Их общий КПД  перемножается  и составит о,12.   ( я уже не учитываю  шкивы-цепи итд)
  Да, с таким КПД можно проехать километр, а может даже и 5, один раз, но 10 км -никогда!

     Но стартёрный аккумулятор безболезненно выдерживает стартёрные токи 3- 5 секунд.
но уже через минуту, интенсивность газообразования  и из толщи пластин, начнёт сплёвывать из себя активную массу.  Аккумулятор станет расходным материалом ;  при регулярной эксплуатации, в лучшем случае, на неделю.

Думаю, всё что касается технического творчества, "причёсывать" - не надо.
Что касается низкого КПД стартера и СК стартерного типа, Вы  бы Михалыч ссылку дали , где про такое написано.
Но, даже если и так, то если получится у автора собрать ШИМ, плавно управляющий стартером, он сможет проехать 10 и более км.
Может, не с визгом колёс , а более плавно и медленно, но зато без перегрева мотора , аккумулятора и проводки заодно.


Ну, все про  стартёры и про их КПД, если интересуетесь , найдёте , если не в старой справочной литературе,
то в поисковиках.   А про Аккумуляторы СК  , про КПД не найдёте, но  найдёте, и даже на этом Форуме,
"ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ ЁМКОСТИ АККУМУЛЯТОРОВ СК ОТ ВЕЛИЧИНЫ РАЗРЯДНОГО ТОКА.""
     А захотите, то найдёте  и  про тот Факт, согласно которому , ""ЕМКОСТЬ ВСЕХ СК АККУМУЛЯТОРОВ в мире, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИ РАЗРЯДНОМ ТОКЕ ДВАДЦАТИЧАСОВОГО РАЗРЯДА "       Это значит , для 100 АЧ, при токе
-5 ампер.     ТОгда, согласно графика , и вам будет ясно, что : при токе 1С ( в 20 раз больше) ,
ёмкость 100 АЧасового аккумулятора - менее 50 %    Что в переводе означает КПД меньше  0,5.
   Что же будет при разрядном токе  2С - 3с.

Проедет ли  Коллега на стартёре 10 и больше км ?  Не знаю.  Даже, если хватит ёмкости Аккумуляторов,
хватит ли  ПР самого стартёра.   
   Однажды , трудно заводился зимой , ночью.   Через минуту работы стартёра, увидел светящиеся-красные
щетки !

   Никакая теория не заменит  пробы.   Пробуйте.


METAL

Превликательность стартёра не в его кпд,а в его копеечной стоимости(или даже халявности) и в добавок-если есть куча металлолома,то почему бы и не сваять что то подобное,пусть даже не на дальняка?
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Legeor

Цитироватьпусть даже не на дальняка?
Те 700 метров, в которых магазин, для меня можно назвать дальняком :) полчаса бродить пешком по пересеченой местности туда-обратно, для моего графика бывает непозволительно, а кушать иногда надо. Здорово выручает электромилюзга! если работы навалом, и клиенты в затылок дышат, то пешком исключено. А так, сел и погнал. Красота.
Люблю своё Преображение

METAL

Дык я про это и говорю,иногда не целесобразно тратить энную сумму на МК и пр. игрушки!Лично мне для дальних поездок хватает "дизеля" и мопэдки,а электричку собираю из собственного интереса-хочецца попробовать "нового". :)
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Влад Мак

Цитата: mihalich от 18 Июль 2010 в 22:40
Ну, все про  стартёры и про их КПД, если интересуетесь , найдёте , если не в старой справочной литературе,
то в поисковиках. 
Если бы так легко про это всё лежало, то и спору бы не было.
В тех манускриптах, что яитал я за последний год, про именно стартеры - не упоминается какой у них КПД.
Единственное, помню статью в журнале Радио , где чел сделал электромобиль на ЗиЛовском стартере.
Сомневаюсь, что он ездил с километр до магазина и у него были тяговые батареи.
 
ЦитироватьА про Аккумуляторы СК  , про КПД не найдёте, но  найдёте, и даже на этом Форуме,
"ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ ЁМКОСТИ АККУМУЛЯТОРОВ СК ОТ ВЕЛИЧИНЫ РАЗРЯДНОГО ТОКА.""
     А захотите, то найдёте  и  про тот Факт, согласно которому , ""ЕМКОСТЬ ВСЕХ СК АККУМУЛЯТОРОВ в мире, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИ РАЗРЯДНОМ ТОКЕ ДВАДЦАТИЧАСОВОГО РАЗРЯДА "       Это значит , для 100 АЧ, при токе
-5 ампер.     ТОгда, согласно графика , и вам будет ясно, что : при токе 1С ( в 20 раз больше) ,
ёмкость 100 АЧасового аккумулятора - менее 50 %    Что в переводе означает КПД меньше  0,5.
   Что же будет при разрядном токе  2С - 3с.
Считается , что при запуске, ток стартера порядка 300 Ампер (возможно, зимой у Вас  замёрзшей Акк  , пытался выдавить и больше).
После выхода на режим , думаю порядка 100А.
При таком токе даже 30% отдачей (Не КПД)  он проработает 15-20 минут.
А при скорости в 60км/ч это 20 км.
Можно сбросить, полавину, что у него 60-ка.
А если поставить ШИМ, который не будет вгонять стартер в неэкономичный режим, то можно и больше проехать, без дыма от проводов.


Legeor

ЦитироватьПри таком токе даже 30% отдачей (Не КПД)  он проработает 15-20 минут.
ну значит у меня совсем старая 60-ка :)
будь отец мой жив, он может быть и вспомнил, когда купил этот аккумулятор на свою машину... хотя врядли. Ну вот и еще один момент в нашем деле назрел - починить привод (я уже писал, что отвалился шкив), и найти аккумулятор посвежее. на нем и испытать величину пробега! буду искать.
и завтра пойду к умельцу спаявшему шим. посмотрю как он там спаял. повторить за ним у меня пока не получилось, моя схема не заработала. паял на TL494
Люблю своё Преображение

Влад Мак

Цитата: Legeor от 19 Июль 2010 в 15:47
ЦитироватьПри таком токе даже 30% отдачей (Не КПД)  он проработает 15-20 минут.
ну значит у меня совсем старая 60-ка :)
будь отец мой жив, он может быть и вспомнил, когда купил этот аккумулятор на свою машину... хотя врядли. Ну вот и еще один момент в нашем деле назрел - починить привод (я уже писал, что отвалился шкив), и найти аккумулятор посвежее. на нем и испытать величину пробега! буду искать.
и завтра пойду к умельцу спаявшему шим. посмотрю как он там спаял. повторить за ним у меня пока не получилось, моя схема не заработала. паял на TL494
60ка, конечно , на издохе.
Но, думаю с ШИМ   сможет км пять проехать, раз до магазина  хватает и так.

Legeor

ЦитироватьНо, думаю с ШИМ   сможет км пять проехать
У меня как раз от работы до дома 4 с небольшим км :)
Люблю своё Преображение

Влад Мак

Цитата: Legeor от 20 Июль 2010 в 01:32
ЦитироватьНо, думаю с ШИМ   сможет км пять проехать
У меня как раз от работы до дома 4 с небольшим км :)
Вы ему (акк) сделайте КТЦ, заодно прикините сколько у него емкости осталось.
Может Вам все обмотки возбуждения на стартере последовательно соединить.
А ещё лучше, увеличит количество витков в обмотках возбуждения.
На случай , если контроллер не потянет нагрузку, то используйте как у Арекса схему управления.

TRO

Прикладываю схему собственной разработки. Эта схема стабилизирует ток на двигатель, он выставляется переменным резистором. В качестве токоизмерительного шунта выступает провод который идёт от схемы к мотору (у меня пол метра сечением 4 квадрата). Для кручения стартера, транзисторы нужно подобрать с сопротивлением канала меньше 3 миллиом и желательно по парочке в паралель(я ставил по 2 штуки SPP100N03S2L-03, не обязательно их, просто их есть у меня). Схема обеспечивает постоянный ток через двигатель при помощи ШИМ. Т.е. тяга будет одинаковая на всём пути ускорения. Я думаю что в такой схеме ручка газа не нужна совсем, но её роль может легко выполнять переменный резистор задающий ток. Вся прелесть стабилизации тока в том, что двигатель работает всё время в номинальном тепловом режиме (не перегреваясь и не сжигая ламели) тем самым обеспечивая наилучший КПД. Ну и аккумулятор работает без перегруза.

Wahoo 2012 29er, +собран складной двухосис на раме"Land Rover" 69er с эл. мотором, и и МОНОКОЛЕСО