avatar_andreym

Lada Ellada от andreym

Автор andreym, 06 Июль 2015 в 22:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

andreym

ЧАСТЬ 1. 1500km on single charge, или как проехать на электромобиле 1500км за чуть более чем сутки....

История началась с обсуждения в zello одного интересного предложения на авито по продаже Ellada аж в Перми....
Недолго думая я созвонился с продавцом и попросил рассказать побольше об аппарате, оказалось продавец это дилер Уаза, видимо случайно купивший машинку у предыдущего дилера. По итогам переговоров выяснилось что у машины пробег 560км и остаточная емкость батареи 61ач из 90номинальных

После недолгих раздумий было решено ехать смотреть машину, прихватив с собой дата-кабель и лэптоп для подклчения к бмс и проверки реального состояния батарей. Поскольку пробег в лучшем случае составлял бы ~160км, а от Перми до Москвы ни много ни мало аж 1500, нужен был вариант по доставке машины альтернативным способом... Изучив разные варианты по доставке автовозом или поездом, пришел к выводу что накрайняк автовоз подойдет, как по цене, так и по срокам.
Однако мы же не ищем легких путей и после нескольких дней обсуждения было решено попробовать притащить тазик на галстуке.  :-D
Мы подумали что если нам не понравится процесс, то мы в любой момент можем отказаться от затеи и в любом более менее большом городе погрузить машину на автовоз а самим вернуться обратно.

Вобщем 26июня рано утром трое безумцев в лице меня, [user]Lion[/user], и [user]radikrf[/user] двинули в сторону Перми на дизельной Škoda Octavia.


Дорога туда в итоге заняла около 22 часов с несколькими оставновками на заправку и перекусить. Под утро 27го мы были уже в Перми.
Благодаря Ивану [user]iii 59[/user] на месте нас уже ждал забронированный хостел на троих, коим мы и воспользовались поскольку 22 часа в дороге вымотали нас неслабо.

Было решено отоспаться до обеда и после обеда двинуть к дилеру, где стояла машина. Проснулись около часа дня, сразу собрались и поехали смотреть аппарат.
На месте нас ждало это:


После утрясания мелких деталей в виде остутствия запаски и щеток дворников, доливки антифриза, а также замены концевика капота автомобиль был фактически готов предстоящему путешествию. Проверка батареи показала что все ячейки заряжены одинаково до примерно 3.55 это внушало надежду на то что возможно с батареей полный порядок и только у бмс слетели калибровки из-за долгого стояния... Преудсмотрительно накачали колеса до 2.6 атмосфер для лучшего наката :)
Оформив документы, страховку и прикупив прямо на местном рынке необходимые мелочи, мы двинули в город чтобы там пообедать и пообщаться. Заодно устроили небольшой тестдрайв.

Убедившись что ничего не отвалислось и не сломалось, поставили машинку на зарядку прямо около нашего хостела, использовав ебайкерский удлиннитель, который я предусмотрительно взял с собой  :-)
Изначальный план был выспаться до раннего утра и стартовать уже на следующий день часа в 4-5 чтобы максимально использовать световой день.
Однако поскольку с утра нам удалось неплохо поспать, единогласно решили выезжать вечером и проехать хоть какую то часть пути в тот же день, а потом встать на ночлег там где решим что устали и захочется спать.
Тем более что к моменту нашего решения потраченные амперчасы уже практически восполнились и было почти 100% заряда.

Попрощавшись с Иваном, выдвинулись неспеша из города своим ходом, я решил проверить на сколько нам хватит батареи.
Сначала ехали 60-70, потом случайно нашелся спонсор....  :-D

Правда проехали за ним недолго, он куда-то свернул.
Дальше остановились пофоткаться на фоне начинающегося заката



И снова двинули в путь: навигатор говорил что ехать нам оставалось еще 1344км...

тем временем согласно показометру "бак" фактически был пуст, а мы проехали уже 167км на зарядке, но поскольку показометр думал что у нас 61ач, а в реальности оказалось чуть больше, мы продолжали движение своим ходом.


Еще какое то время спустя на очередном подъеме ток упал до такого значения что двигаться самостоятельно уже не получалось.
К тому моменту уже горела табличка "Ограничение мощности", что означает что батарея почти разряжена

Итого на одном заряде пройдено 198.7км и реальная емкость батареи оказалась равна 82.2ач....

Дальше мы прицепились на патриотический трос(купленый на рынке с расцветкой триколор) и потащили электромобиль на галстуке, попутно выясняя как работает реген и подбирая наилучший режим движения на буксире.
Некоторое время спустя остановились в придорожном кафе на ужин, поскольку уже стемнело и было решено после ужина искать ночлег...


Отъехав от кафе несколько километров, решили ночевать прямо в поле, поскольку в 2 машинах втроем это можно сделать вполне комфортно и погода была отличная.
На всякий случай у нас с собой были палатки и спальники, однако они не пригодились. Легли мы около часа ночи, к тому моменту в электромобиль нарегенилось около 40% заряда  :-)

Проснувшись утром, практически сразу двинулись в путь, решив что попьем кофе на ближайшей заправке. Тем более что дизель уже требовал долива топлива :)
Поскольку дорожное покрытие было не очень, решили ехать на тех 40% что были своим ходом и снова цеплять галстук по мере улучшения дорожного покрытия...
В этот раз без спонсоров снова не обошлось, ебайкерские привычки дают о себе знать  :-D


После заправки, повисев некоторое время на галстуке, поскольку дорожное покрытие пришло в норму, аккумулятор почти зарядился.
В этот момент GPS в электромобиле нас немного удивил, предложив зачем то проложить маршрут до ближайшей заправки )))


Поскольку до Казани оставалось не так далеко, было решено проехать ее своим ходом, так как по городу удобнее ехать отдельно.
Конечно же не обошлось без спонсора и здесь  :-D


Въехав в город я созвонился с местными е-байкерами и предложил им встретиться для тест-драйва неведомой конструкции :)
Они охотно согласились, а мы решили пока посетить местный фастфуд и восполнить силы :) Электромобиль тем временем жарился на солнышке.
Мне даже пришла мысль а не закатать ли крышу гибкими солнечными панелями, тем более что площадь этой самой крыши достаточно внушительная...


Покатавшись по Казани немного высадили батарейку, и кончилась она у нас почти перед постом гаи на выезде ))) По традиции сели на хвост нашему дизелю


К этому времени у нас уже выработалась некоторая стратегия: в гору или более менее по прямой я ехайл на нейтрали, реген в этом случае был отключен и включался только по нажатию педали тормоза. Под небольшой уклон включал D и отпускал педаль газа, в данном режиме активируется первая ступень регена (около 50ампер на 80-90кмч и около 30-35 ампер на 60-70кмч) и в случае необходимости затормозить Радик моргал мне стопарями кратко, я нажимал тормоз и тормозил оба автомобиля второй ступенью регена (около 100ампер на 60-70кмч) Батарея и двигатель при таких нагрузках практически не грелись, максимум что я видел на батарее было около 42°С при забортной под 35.
Шкода тоже не особо чувствовала электромобиль по прямой на нейтрали: расход вырос буквально на 0.5-1литр на сотню. При регене расклад был уже другой - разница в расходе была около 2-2.5 литров на сотню при скорости около 70-80кмч.

Дорога от Казани до Москвы прошла достаточно однообразно, трасса местами была 4 полосная (по 2 в каждом направлении) так что ехать на галстуке было довольно комфортно. Перед Нижним Новгородом нас застал дождь, и весь Нижний мы проехали своим ходом, объехав часть пробки на въезде через какую то деревню. Было довольно забавно попасть по сути в сельскую местность после трассы и насладиться свежим воздухом и природой :)

На выезде из Нижнего остановились на заправке, перекусили бутербродами и заправили дизтоплива. Дождь накапывал все меньше и вдали виднелся просвет. Хоть и был уже вечер, настроение было приподнятое поскольку уже чувствовалась близость нашей цели и мы понимали что сегодня ночью мы точно доедем до места назначения...

На подъезде к Москве электромобиль зарядился фактически до 100% и из Балашихи мы со Львом поехали до меня своим ходом, Радик же помчал через центр, поскольку была глубокая ночь и фактически пустой город. Пролупив по МКАД-у и впервые попробовав разогнаться до заявленной автовазом максималки в 130кмч, прибыли на место назначения почти под утро уже. Лев решил что не будет брать отпуск на понедельник а пойдет в 8 часов на работу..
Спать оставалось около 4 часов...

Итог поездки:  1536км пройдено фактически на одном заряде от розетки. Время в движении 25 часов 33 минуты. Средняя скорость 60кмч.


Электромобиль прибыл в место постоянной дислокации и готов к уже запланированным апгрейдам  ;-)



Чуть позже будет несколько видео, ну и описание изменений уже внесенных в конструкцию.

andreym

#1
Часть 2. Напилинг.

Практически сразу по приезду стало ясно что штатные шины Кама-217 никуда не годятся,
во первых рисунок протектора слишком "всесезонный" во вторых сама резина достаточно пластиковая, при каждом старте со светофора, если чуть порезче нажать педаль акселератора, происходила пробуксовка. Конечно отчасти в этом есть вина переднего привода, однако было решено поставить альтернативные покрышки...
После долгих обсуждений с Игорем на тему, какие же покрышки лучше, и чтения разных отзывов и обзоров
выбор пал на Yokohama BluEarth AE-01 R14 175/65 82T


После замены резины и балансировки колес во первых ушло биение при прямолинейном движении, сцепление на старте и в поворотах значительно улучшилось и субъективно улучшился накат. Давление в покрышках по традиции накачал по 2.6 атмосферы.

вот пара скриншотов по которым можно оценить расход при движении по Москве примерно с крылатского до метрогородка:

Учитывая среднюю точку в 250 вольт, потрачено примерно: ( 49.7ач - 38.9ач ) * 250 вольт = 2700 ваттчасов
пройдено 92.8км - 67.5км = 25.3км
Средний расход за поездку: 2700/25.3= 106.7 ваттчасов на км.
Считаю это достойным результатом для автомобиля массой 1.3 тонны при движении без особой экономии на скоростях 60-80кмч.


Пару дней назад поставил автомобиль на учет, точнее "внес изменения в регистрационные данные", поскольку с учета сейчас машины не снимают, а лишь меняют собственника. Решил оставить оригинальные пермские номера :)
Итого процедура регистрации заняла около 2 часов и стоила 950рублей с учетом 100р комиссии автомата по приему платежей, который находится на почти на территории ГАИ.
Сотрудник органов, сверяющий номера кузова был невозмутим, его почти не заинтересовало что автомобиль электрический,
зато тетка при заполнении документов очень удивилась что это за Лада с электродвигателем, но после разъяснений что к чему, продолжила заполнять бумажки.
В СТС мне зачем то написали цвет автомобиля "Желтый" хотя в ПТС указано "бело-желтый перламутровый".
Также в особых отметках указан типа двигателя "электрический", так что есть надежда что штрафы за парковку в центре Москвы приходить не будут  ;-D


После ГАИ подумалось, что еще не лазил в редуктор и неплохо бы туда залезть на предмет замены масла,
тем более у Игоря слилась черная субстанция и у меня были подозрения, что та же участь ждет и мой редуктор.
Масло было куплено по советам с API GL5 для высоко нагруженных редукторов и задних мостов:

Договорился заехать на подъемник к местным механикам, ну и заодно посмотреть, все ли на месте и все ли болты закручены ))))
Как и предполагалось, в редукторе было залито черное нечто, цвет такой же как у Игоря на фото  :facepalm:
Я вообще не понимаю что туда заливал Автоваз, наверное олейну, чтобы подешевле.
Вобщем после замены масла звук редуктора немного изменился и субъективно стало потише, а может это эффект плацебо, я не знаю.
Зато теперь я уверен что шестеренки вертятся в масле а не абы в чем от автоваза...
Попутно закрутили один отсутствовавший винтик крепления защиты двигателя. Пошатал рычаги, пощупал сайленты, пока вроде ничего не болтается....


Дальше было решено что-то сделать с ячейкой которая портит нам жизнь, а точнее имеет минимальную емкость из всех.
Последний раз когда разряжал автомобиль до отсечки, бмс сообщала что ячейка под номером 45 имеет напряжение ниже остальных:


В соответствии со схемой расположения ячеек

выяснили что находится эта зараза под задним левым задним пассажирским сиденьем.
Вскрытие показало что физически с ней все в порядке, болты закручены хорошо, и на винипуха она тоже не похожа. Значит делаем вывод что она просто напросто имеет емкость ниже своих собратьев, а значит нужно этой емкости добавить...
Примеряем дополнительную емкость(из тех что выжило при пожаре, напряжение на банках было примерно по 3 вольта):

Подготовка и спайка банок (варить стало лениво да и подумал что лиферу всеравно нихрена не случится от 5 секунд нагрева  :-D)

Зарядка и проверка на емкость и вшивость нагрев:

6 банок всосали около 5.8ач, и были слегка теплые в конце заряда.
Теперь пробуем разместить их в нашем батарейном отсеке:


При работе с высоковольтной батареей главное ничего никуда не замкнуть  :-D ну и руками особо не лазить за крайние контакты не браться.
Гальванически батарея развязана с корпусом автомобиля, так что за одну-две ячейки браться можно без риска получить электрошок..
Лев был на стреме, чтобы при случае отдернуть меня, если я вдруг "прилипну".

Еще один нюанс заключается в том, что когда откручиваешь один из болтов, бмска фактически остается подключена к одной части батареи минусом и плюсовой клеммой к другой части батареи, то есть через платку запросто может пойти ток в обратном направлении, если имеется хоть какая то нагрузка.
Иначе говоря перед началом работ нужно убедиться что силовой контактор разомнут и желательно еще выдернуть силовой предохранитель на всякий случай. Поскольку на улице было мокро и лезть под капот не очень хотелось, да и размыкать цепь ячейки нам не требовалось, мы просто подсунули провода под шайбы, удерживая силовую шину на контакте в прижатом состоянии(для этого требуется помощь второго человека).
Вообщем все прошло хорошо и банки были успешно подцеплены.

Теперь дело за малым: выкатать полностью батарею и проверить сколько емкости получится выжать при полном разряде, а заодно понять есть ли еще слабые ячейки в батарее или одна 45я портила нам жизнь....

UPD: 08.07.2015

Сегодня заряжали одну Элладу от другой такой же  :-D всетаки 260вольт постоянки это сила.
Нужно будет себе такой же переходник сколхозить...


заодно залезли в батарейку под капотом и проверили затяжку болтов:



Ну и прикрутил ДХО чтобы не тратить зазря электроэнергию днем, получилось вроде неплохо


Наконец то удалось разрядить батарейку до отсечки, правда с измерением амперчасов пока непонятка:
похоже что при езде в течение нескольких дней и включений-выключений зажигания много раз амперчасы считаются коряво. Так что честной емкости я пока не знаю.
Однако теперь мы знаем список паршивых овец )))) Вот они:



Это с учетом того что в параллель к 45й уже подцеплен наш бустер пак на ~5.8-6ач. Суммарная емкость должна получиться в районе 87-88ач
Вобщем пока буду ездить так, дальнейшего улучшения пробега малой кровью вряд ли удастся добиться.
Постараюсь как нибудь выкатать от начала до конца батарею за 1 пробег чтобы точно знать емкость.


UPD: 08.07.2015

Выкатали батарейку до отсечки по дороге в Рязанскую область


а потом дорязрядили печкой последние 10%, получилось с учетом моих патчей следующие значения:


Кстати на 211.8км по дороге ТУДА ушло всего 79ач:


После полного разряда и подсчета фактической емкости получилось что если бы мы продолжили движение до отсечки, то пробег бы составил около 240км на одном заряде. Уж не знаю как там тестил максимальный пробег автоваз и почему у них получилось проехать только 207, наверное они за фурами ездить не умеют  :-D

По дороге обратно все оказалось не так радужно: во первых мы практически не пользовались фурами(одна была в середине дороги километров в течение 5 максимум и одна на мкаде, тоже 4-5км) Почти всю дорогу ехали своим ходом 60-65кмч, местами 70-75, минут 45-50 стояли в пробке, тоесть режим старт-стоп и объезд куска пробки через развязку дополнительно около 3км. Правда с учетом того что на обратной дороге мы поехали полпути через Бронницы и потом уже выехали на объездню, удалось немного сэкономить расстояние и общий пробег получился 212.3км и осталось еще 3% заряда по свежеоткалиброванному показометру. 


Итого дорога туда: расход 79ач*252.8в/211.8км=94.6 ваттчас на км
дорога обратно: 87.3*252.8в/212.3км=103.95 ваттчас на км

На данный момент максимальный фактический пробег на одном заряде составляет 212.3 км.

Продолжение следует....

andreym


илс

Андрей, поздравляю с покупкой!
С учетом новостей от LICC, сегодня, урожайный день на Эллады  ;-D

Отрадно, что такие автомобильчики становятся частью российского пейзажа. И что можно ловить профит в виде экономии на платных парковках. :eureka:

Хотя с зарядкой от квартирной розетки надо что-то делать. В этом смысле частный дом (в Губкине), явно лучше подходит для неспешных ночных зарядок. :ah:

Отчет о поездке понравился.  :wow:
Особенно порадовал навигатор и бортовой компик.  :bravo:
Как обстоят дела с шумностью в салоне?
Троллейбусный гул слышен?

X-project

[user]andreym[/user],  Андрей если не секрет сколько она стоит в салоне?

andreym

Спасибо, Сергей :)

Да - с зарядкой буду придумывать решение.
Звук двигателя в салоне есть если очень прислушиваться, но он даже прикольный, не напрягает вобщем.
Гораздо сильнее слышно реген, чем звук при разгоне.
Шумность в салоне пока имеется от самого салона, это же тазик всетаки, так что до замены передних стоек и проклейки дверных карт шумкой на иномарку мало похоже. Зато радует отсутствие запаха топлива как и необходимости посещения заправочных станций в целом  ;-)
А еще есть фишка, в пробке при полной остановке если выключить вентилятор печки, слышишь 3-4 саундртрека из соседних авто одновременно  :-D

Добавлено 06 Июль 2015 в 23:20

Цитата: X-project от 06 Июль 2015 в 23:14
[user]andreym[/user],  Андрей если не секрет сколько она стоит в салоне?
не уверен, продается ли она сейчас официально у автоваза, но последний раз цена новой была 1.250 тыр.
Вроде ходят слухи что сейчас будут выпускать вторую версию на базе Калины 2, и цена там будет чуть выше,
зато обещали кондиционер в стандартной комплектации.

Mikl

круто! и безбашенно!
ну и самое интересное : что "это" такое?
сырой продукт? или вполне рабочий автомобиль?
на сколько он поддаеться тюнингу?  :pardon:
(для меня вазик - это прошлый век, который портит автомобильную промышленность.... это мое мнение, субьективное)
самокак это то что само ...
1300 w в колесо и будет оно катить как надо

spb-e

Подпишусь интересно цену  лады не увидел инет плохо рабтает страница недогруженная
Помогу со сборкой, ремонтом батарейки и прочего...
9II-I82-78-78

andreym

Автоваз считает это законченным продуктом, однако мы то понимаем что это всего лишь конструктор Лего для взрослых  :pardon:
иначе говоря допиливать и допиливать еще....
У меня в планах увеличение запаса хода до ~500км, и возможно доводка подвески и салона по необходимости...

СТЛ

Прикольно,  если так ездить на двух электричках , или ,,горючках,, на длительные расстояния ,такую-же систему можно применять и на двухколесных с рекупераций или без нее - просто на буксир при разрядке

andreym

Цитата: СТЛ от 06 Июль 2015 в 23:28
Прикольно,  если так ездить на двух электричках , или ,,горючках,, на длительные расстояния ,такую-же систему можно применять и на двухколесных с рекупераций или без нее - просто на буксир при разрядке
Буксировка 2 колесных ТС запрещена по ПДД

se80

поздравляю!
PS сегодня проехался на авто с массажем в кресле и понял что это просто мастхэв! :)

andreym

Цитата: se80 от 06 Июль 2015 в 23:34
сегодня проехался на авто с массажем в кресле и понял что это просто мастхэв! :)
Сначала нужно довести пробег до той цифры, после которой задница начнет уставать, а потом уже думать о массаже  ;-)

_claw

лучший массаж это ухабы!

sergek1985

[user]andreym[/user], ну все, можно считать байки забросишь. Телепортатор то достроишь?

andreym

Цитата: sergek1985 от 07 Июль 2015 в 01:02
[user]andreym[/user], ну все, можно считать байки забросишь. Телепортатор то достроишь?
что значит заброшу? Это всего лишь замена бензиновому авто, ебайк всеравно останется как идеальное ТС для города  ;-)

magnarum

Как машина адаптирована к зиме? в своей базовой комплектации, есть подогрев батарей?

acyd

уж не ради кругосветки всё это?