avatar_yokneamcity

Поломка зарядника

Автор yokneamcity, 05 Июль 2010 в 21:31

« назад - далее »

новичек1 и 1 гость просматривают эту тему.

zap

#36
Продолжаю мыльную оперу "починка зарядника" :) Извините, если кому-то надоел уже.

Последние дни выпаивал детали и проверял, по возможности заменяя детали на аналогичные, если они имелись у меня в загашнике. Заодно меняю номиналы исходя из желания попутно поднять выходной ток зарядника ампер хотя бы до 7-8, а лучше 10. По идее это не должно повредить лиферу на 20 ампер-час, я правильно понимаю?

Сначала заменил все крупные банки конденсаторов. Низковольтный конденсатор 1000мкф/50В заменил на две параллельные банки 680мкф/50В, а высоковольтный 220мкф/450В заменил на две последовательно соединённые банки 1000мкф/200В. Там на плате есть специальные дырки под такой вариант - либо одна банка на 450 вольт (эконом-вариант), либо две на 200В. Заодно впаял резисторы (тоже на плате разведено, но не запаяно) для разряда конденсаторов после выключения зарядника.

Заодно заменил входной фильтр на другой, выпаянный из дешёвого компутерного блока питания (в дорогих стоят огроменные железные штуки, они не влезут). Старый дроссель имел две обмотки по 4 миллигенри, новый - две по 33 миллигенри. Вроде искра при втыкании блока в розетку стала меньше.

Вот на картинке пометил всё что заменил:



Ещё выпаял силовые транзисторы и проверил. Есть подозрение, что с одним плечом что-то не так, потому что на входе трансформатора T2 (там, где его дёргает плата управления) сигнал имеет несимметричную форму на верхнем и нижнем плече:



Сначала подумал на диоды D4 и D5, но они, похоже, целые (во всяком случае, насколько можно замерить батарейкой и светодиодом). Потом выпаял транзисторы Q1 и Q2, вроде тоже целые. На всякий случай на их место впаял практически аналогичные транзисторы D209L, выпаянные из компутерного блока питания. Они в корпусе TO247 (на плате просверлены дырки под такой корпус тоже), надеюсь, будут лучше охлаждаться.

После всех издевательств "больному стало легче", но он, увы, всё ещё не выздоровел. Вот осциллограмма напряжения на выходе 11 и входе 15 микросхемы TL494 (то же самое, что в предыдущем посте), с нагрузкой на чайник:



Если сравнить с предыдущим постом, стало гораздо лучше. Собственно, от электрочайника теперь уже блок не "жужжит", хотя напряжение на ноге 15 иногда и заходит в отрицательную область но, видимо, операционник не успевает сработать.

А вот при подключении к аккумулятору зарядник всё равно, сволочь, жужжит, правда звук сменился. Ток зарядки теперь показывает 5.04 ампер - то есть, почти норма (теоретически должен выдавать 5.64 ампер, я писал выше). Раньше выдавал около двух ампер при подключении к аккумулятору, при этом жужжание было громким и ровным. Сейчас он как бы "похрюкивает". Но всё равно не понимаю, хоть убей, причину этих "прострелов" в графике тока.

Гм, вот сейчас подумал - ещё кажутся подозрительными "проседания" управляющего сигнала для ключей (на графике выше хорошо видно, примерно в середине цикла напряжение "проседает" примерно на половину амплитуды). Как раз в это время второй ключ открыт, а это "приседание" приоткрывает первый транзистор, то есть часть тока тупо пропускается через оба силовых ключа без пользы. Странно, отчего бы это могло происходить...
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Ампервел

#37
Всем привет! У меня что то с ЗУ .РАньше заряжалось за 1ч 20мин и диод с оранжевого менялся на зеленый, типа усё. А седня вот воткнул уже 3 часа прошло, оранжевый так и горит. Напряжение на батарее 52в .Жаль вчера не посмотрел сколько оставалось на аккуме, щас и не могу сказать - заряжает ли она вообще...
У кого нить было такое?
Только что разобрал ЗУ ,включил в сеть и слышу звук посторонний, типа шипит что-то. Думал куллер, отключил его и ясное шипение идет со стороны катушки 48в...

yokneamcity

На форуме уже писали,но повторюсь.
Иногда нужно поставить конденсатор 0,1 мкф на выходе зарядника,если зарядка не идёт до конца.Я тоже с этим столкнулся.
Хотя если есть шипение,то это аномалия.Какой ток проходит от зарядки к батарейке?

Ампервел

Цитата: yokneamcity от 17 Авг. 2010 в 20:24
На форуме уже писали,но повторюсь.
Иногда нужно поставить конденсатор 0,1 мкф на выходе зарядника,если зарядка не идёт до конца.Я тоже с этим столкнулся.
Хотя если есть шипение,то это аномалия.Какой ток проходит от зарядки к батарейке?

Судя по всему 5А. Седня разбирались с другом - поняли ,что тупо дорожки там слишком близко и поэтому замыкает. Завтра сфоткаю и подробнее будет все ясно.

zap

Если шипит то это стопудово та же болезнь, что и у меня - срыв генерации ШИМ из-за срабатывания защиты по току. Я ещё не разобрался в чём проблема, хотя уже моск сломал :( как только ни крутил обратную связь по току - всё равно шипит. Обратился за помощью к спецам на форуме ремонтников, если не зачморят, может наведут на правильную мысль ;)

Попробуйте соединить проводками электрочайник к заряднику, по идее на низких токах (у меня чайник потребляет чуть меньше двух ампер при 45В) шипеть не будет.

Насчёт искрения между дорожками - сильно сомневаюсь.

Похоже, у этих зарядников имеется ошибка в ДНК разработчиков, недаром китайцы их даром раздают впридачу к аккумуляторам. Кстати, кто-нибудь, у кого зарядник ещё рабочий - не могли бы попробовать включить велик на зарядку, временно отключив вентиллятор (за 20 секунд радиатор не успеет сильно нагреться). Меня интересует, есть ли там даже малейшее шипение - в обычных условиях вой вентиллятора заглушает всё на свете. Сначала включите зарядник без нагрузки (в этом режиме у него вообще ничего внутри не греется), затем воткните штеккер в аккумулятор и вытащите пару раз, обращая внимание, не появляется ли шипение/стрекотание/жужжание?

Кстати, обычный амперметр покажет примерно 5 ампер даже в режиме "жужжания". Проблема только в том, что там в это время ток скачет от трёх до семи ампер, с частотой несколько сот герц.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Vetal

Может там просто электролиты подсохли,потеряв значительную емкость,китайские большинство не очень. Еще есть пленочные(цветные такие),тоже китайские очень хорошо емкость теряют(сталкивался в лампах энергосберегающих) Проверить Вы говорите нечем, ну просто попробуйте их заменить,раз уж Вы ее раскурочили,они не дорогие,дороже время терять ковыряя не зная что и почему.

Ампервел

Я точно помню ,что шипения не было, только еле слышный шелест кулера. Это точно я уверен , сколько раз на балконе засыпал рядом с ней. И с ним... :) С элевелом то есть.

DarthGray

Как же это всё меня достало! :aq:
Пока идут элементы на замену убитых почтой, решил располовинить батарею. Всё равно перекомпоновывать надо будет
Думаю, покатаюсь пока на 10-ти амперной, всё таки 3 сезона на таком свинце отъездил
Включаю зарядник - НЕ РАБОТАЕТ! Горит только зелёный диод, напряжение на выходе - 0
Подключаю аккум - сыпятся искры и загорается красный, зелёный при этом гаснет, тока нет
Открываю - дроссель болтается на одном проводе.
Я конечно понимаю, что при таких ударах, от которых банки коротятся, отвалиться может всё, что угодно
Но детали то надо крепить как следует, особенно тяжёлые. А то намазали кругом своего гавналина, и думают что всё надёжно закреплено. Иногда да, батарею резать я замучался, но тут...
Ща буду опять телегу в ОСН катать, хоть сжему зарядника из них выбить попробую на всякий случай
Не выйдет - сам сдеру. Всё равно всё разбирать и пропаивать надо, ничего как следует сделать не могут :aq:

Да, искры сыпятся потому что на выходе ёмкость 470,0х100в без всякого диода и аккум в первый момент подключается практически на к.з.
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

zap

Вчера вечером победил зарядник. Теперь опять заряжает и не жюжжит, что радует. Сегодня утром впервые зарядился новым старым зарядником, чему безмерно рад  :bs:

Рассказываю что к чему.

Конкретная причина жужжания - срыв генерации ШИМа из-за самовозбуждения TL494 через обратную связь по току. Вот по этой осцилограмме всё становится предельно ясно:



Красный график - напряжение на базе одного из двух маломощных ключей Q3/Q4. Синий график - напряжение на 3й ноге TL494 - выход обоих операционников (в некоторых даташитах нога называется feedback - FB). Чем выше напряжение на этой ноге, тем меньше заполнение ШИМа: при <1В ширина импульсов максимальна, при >3.5В ширина нулевая (импульсы попросту исчезают).

Хорошо видно, что вместо того, чтобы устаканиться на каком-то среднем уровне, напряжение начинает колбасить вверх-вниз. Происходит это из-за заторможенности реакции выходного тока на изменение заполнения ШИМа. В результате начинает жужжать силовой трансформатор, из-за того что нагрузка на него неравномерна (импульсы то мощнее, то слабее, то исчезают, то появляются).

Для подавления самовозбуждения в схеме есть цепочка R25C11, которая давит высокие частоты в сигнале обратной связи. Изначально там стоит C11 на 22n. Я впаивал разные C11 - от 2.2 нф до 1 мкф, а вместо R25 впаял переменник на 68 ком. Если крутить переменник, то видно, что при определённых значениях самовозбуждение начинает исчезать. Если крутить дальше, его начинает опять колбасить, то есть имеется некое оптимальное значение R25 для каждого C11. Я не совсем понимаю, почему это влияет на самовозбуждение, но это факт. В итоге, заменил C11 на 100 нф, R25 на 22 ком и зарядник заработал без возбуждения на любых токах. Правда, в момент включения и выключения он иногда хрюкает, видимо, где-то там что-то проскакивает. Но это неважно.

Есть мысль заменить D6 на диод Шоттки (D6 греется больше всего), тогда можно будет заменить R28||R30 на 2 x 1.5к или даже 2 x 1.2к и увеличить ток до ~6-7 ампер - если я правильно понимаю, 48-вольтовый зарядник сделан на той же элементной базе, значит запас по насыщению сердечника силового трансформатора у него есть. Ключевые транзисторы, правда, тоже сильно греются - наверное, их можно заменить на какой-нибудь IRF730, только надо будет резистор им в затвор-сток воткнуть. Это я попробую как-нибудь на досуге.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Ампервел

Цитата: snoag от 18 Авг. 2010 в 00:17
Цитата: yokneamcity от 17 Авг. 2010 в 20:24
На форуме уже писали,но повторюсь.
Иногда нужно поставить конденсатор 0,1 мкф на выходе зарядника,если зарядка не идёт до конца.Я тоже с этим столкнулся.
Хотя если есть шипение,то это аномалия.Какой ток проходит от зарядки к батарейке?

Судя по всему 5А. Седня разбирались с другом - поняли ,что тупо дорожки там слишком близко и поэтому замыкает. Завтра сфоткаю и подробнее будет все ясно.

Все оказалось просто. Сгорел кондер на 63в, заменили на 100в и все отлично - работает! Справа внизу кругляк черный ,вид сверху.

Ампервел

Заряжает 1ч 20мин батарею 48в 10ач, до 61в 12ач
Шипела та желтая штука где написано 48в. Как не сгорела,чудо просто. Защита рядом стоит хорошая, что странно для китайской зарядки.

Ампервел


zap

Цитата: snoag от 19 Авг. 2010 в 19:11
Заряжает 1ч 20мин батарею 48в 10ач, до 61в 12ач
Шипела та желтая штука где написано 48в. Как не сгорела,чудо просто. Защита рядом стоит хорошая, что странно для китайской зарядки.
Нет там никакой защиты, просто схема дубовая отработанная десятилетиями. По этой схеме компутерные блоки питания ещё с восьмидесятых годов делают. Там даже в случае пробоя силовых транзисторов ничего страшного не будет.

Та жёлтая штука называется силовой трансформатор, там на высокой частоте 310 вольт превращаются в 45/58. Шипение только на слух страшное, на самом деле он может часами шипеть, ничего страшного не будет. Ничего хорошего, правда, тоже.

Видимо, у Вас из-за чуть подсевшего конденсатора TL494 начинала глючить так же, как у меня. Но у меня замена выходного конденсатора не помогла.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

FAS_r7

Цитата: zap от 19 Авг. 2010 в 18:44
Вчера вечером победил зарядник.
....
Ключевые транзисторы, правда, тоже сильно греются - наверное, их можно заменить на какой-нибудь IRF730, только надо будет резистор им в затвор-сток воткнуть. Это я попробую как-нибудь на досуге.
Молодец, что разобрались в схеме, и смогли устранить проблему. Для меня такие неисправности самое сложное. когда что-то явно сдохло найти легче.  +1 Вам.

заменить силовой транзик идея хорошая, но зачем резистор с затвора на сток?  это опечатка и имелся ввиду исток, или я туплю?  поясните.

Ампервел

Вот я думаю у меня кондёр закоротился...
Напряжение без запаса, рабочее 63в, а зарядка на холостом даёт 60в!
Экономия китайцев опять...

DarthGray

ЦитироватьЩа буду опять телегу в ОСН катать, хоть сжему зарядника из них выбить попробую на всякий случай

Никакой схемы мне ОСН конечно не прислали. Типа: мы зарядники не делаем, а берём у другой фирмы и никакой схемы у нас нет. Можете переслать нам назад, мы отошлём им, они опять нам, а мы опять вам...
Щас! Вчера весь вечер потратил на сдирание схемы зарядника. Пока вертел туда-сюда отвалились ещё два элеутролита и один провод. Паять китайцы совсем не умеют, я в детском саду так паял... Всю плату однозначно пропаивать буду
Зато полностью ободрал всю схему почти со всеми номиналами. Она значительно отличается от вышевыложенной, хотя в основе та же ТЛ494, но управление преобразователем выполнено не по классической схеме
Когда приведу в читабельный вид - выложу
Различие между теорией и практикой на практике гораздо больше, чем в теории.

zap

Цитата: FAS_r7 от 19 Авг. 2010 в 23:57
заменить силовой транзик идея хорошая, но зачем резистор с затвора на сток?  это опечатка и имелся ввиду исток, или я туплю?  поясните.
На исток, конечно же - туплю здесь я. Вместо резистора можно попробовать стабилитрон, лишь бы не сгорел - будет фронт сигнала круче.

Там на выходе промежуточного трансформатора ЕМНИП размах напряжения вольт под двадцать, с лихвой хватит на открытие мосфета.
С уважением,
Андрей

Поражаю масштабностью некопмпетентность (ц) из лички

Vetal

Цитата: zap от 20 Авг. 2010 в 15:20

Там на выходе промежуточного трансформатора ЕМНИП размах напряжения вольт под двадцать, с лихвой хватит на открытие мосфета.

А вот лихвы там явно не надо.Максимально допустимое напряжение затвор-исток  у большинства +-20в(бывают и 30конечно). Но выше 15 для 20в-вых лучше не пользоваться,должен запас быть.
А с каких пор стабилитроны формируют крутизну фронта?