Каким должно (не должно) быть ЗУ в идеале.

Автор Traveler, 19 Окт. 2010 в 03:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Traveler

 Здравствуйте, вопрос ко всем и прежде всего к А.Сороке. На форуме очень часто используется слово "кипятильник" при упоминании различных ЗУ. Насколько я понимаю, таковыми считаются все ЗУ, работающие по классической схеме - стабилизация тока(осн. заряд) и стабилизация напряжения (адсорбция или добивка). Кипение электролита происходит в основном при добивке снижающимся током при постоянном напряжении порядка 14,4-14,7В. Но рекомендуемый А.Сорокой Ctek тоже ведь имеет этот режим. Значит и его тоже считать кипятильником? И какой тогда вывод? Что после основного заряда либо не должно быть вообще никакой дозарядки (но тогда получаем недозаряженный аккумулятор), либо дозаряд с помощью импульсов/качелей? Правильно я все понял или нет, разъясните пожалуйста. 

Traveler

 И есть ли вообще хоть одно ЗУ, кроме изготавливаемых А.Сорокой, которое после основного заряда включало бы дозаряд сразу именно импульсами?

Alex_Soroka

"Кипятильник" - это те кто имеет тупо трансформатор + диодный мост - и выход под 21В ...  :ak: в таких "кипятильниках" вы имеетет гарантированное кипение в конце заряда.
К "кипятильникам" я так-же отношу и "на компараторах" сделанное ЗУ китайцами - оно просто не калибруется никак, и вместо 14.4В может выдавать 15В или даже 16В :( ...не говоря про "вечный заряд"...

Цитата: Traveler от 19 Окт. 2010 в 12:29
И есть ли вообще хоть одно ЗУ, кроме изготавливаемых А.Сорокой, которое после основного заряда включало бы дозаряд сразу именно импульсами?

нету ни одного.
Из всех мне известных, в том числе в рекламе позиционируемых как "импульсные, с процессорным управлением" - ни одно не делает "добивки".
Все исключительно работают по Евро-стандарту CICU (постоянный ток - потом постоянное напряжение).

"СТЕК" - это "обычные качели" - т.е. зарядив по стандарту CICU акб до 14.4В он отключается и ждет 12.7В. Т.е. если у вас "собственное" напряжение АКБ 12.9--13.1В то вы никогда не получите "вторую порцию"... :( я про СТЕК писал еще год назад.

Требование Евросоюза - полностью соответствовать стандарту зарядки :( и все производители тоже дают "стандарт" как единственное решение...

Alex_Pchelkin

Цитата: Alex_Soroka от 19 Окт. 2010 в 15:33
нету ни одного.
Есть. Я поддерживаю. На выбор. Хоть классика , хоть адаптивная добивка для 12В SLA - не боги горшки обжигают. Переключение одной кнопкой.
Измерение характеристик аккумулятора. Селекция способов заряда, разряда и восстановления. natrim.ru
Мои сообщения - утверждения и задачи без флуда.

Traveler

  Получается, что самым правильным будет 3-х этапный процесс:
1. Заряд постоянным током - набор примерно 80% емкости.
2. Заряд снижающимся током при стабилизированном напряжении - набор около 100% емкости.
3. Дозаряд импульсами/качелями
И полное отключение - никаких поддерживающих токов!
Мое ЗУ заряжает первыми двумя этапами и полностью отключается. Напряжение стабилизации при заряде 14,4 В. Но вода похоже частично выкипела - напряжение на клеммах через 4 часа после заряда 13,33 В.
Или чтобы судить о выкипании мерять напряжение через большее время после заряда?

Alex_Pchelkin

Цитата: Traveler от 19 Окт. 2010 в 18:32
Мое ЗУ заряжает первыми двумя этапами и полностью отключается. Напряжение стабилизации при заряде 14,4 В. Но вода похоже частично выкипела - напряжение на клеммах через 4 часа после заряда 13,33 В.
Или чтобы судить о выкипании мерять напряжение через большее время после заряда?
Мне нередко попадались аккумуляторы, когда их владельцы умышленно доливали электролит повышенной плотности. Этим наверное хотели "восстановить" нормальную плотность. Напряжение отстоя там было как у вас. 4 часа, больше или меньше - важно заметить прекращение падения напряжения, например, при измерении каждые 10 минут.
Измерение характеристик аккумулятора. Селекция способов заряда, разряда и восстановления. natrim.ru
Мои сообщения - утверждения и задачи без флуда.

Traveler

  Alex_Pchelkin, хочу уточнить, ваше ЗУ после заряда постоянным током что делает? Дозаряжает снижающимся током, импульсами, или и тем и другим?  

Traveler

 Значит так, проанализировав материалы форума и особенности разных ЗУ и алгоритмов заряда, могу утверждать:
1. Кипение воды в аккумуляторах при заряде увы неизбежно! Ее выкипание ведет к потере емкости аккумулятора!
2. Из п.1. следует, что АБСОЛЮТНО ВСЕ ЗУ в той или иной степени - кипятильники! Каждый цикл заряда отнимает у аккумулятора какой-то процент емкости из-за кипения!
3. Наиболее злостным кипятильником являются ЗУ с компенсацией саморазряда малым током - вода продолжает кипеть и после полного набора емкости. Такие надо выключать как можно быстрее после полного заряда.
4. Интенсивность кипения/выкипания воды зависит от тока заряда, текущего напряжения и уже набранной емкости. Чем меньшим током заряжаем, тем меньше воды выкипит, но больше время зарядки.
И вывод из вышесказанного: требуется ЗУ с большим диапазоном регулировки зарядного тока и с полной отсечкой тока в конце заряда. Режим добивки не столь важен, если будем заряжать током <0.01C. Добивка видимо и нужна при токах от 0.01C и выше. Но и кипение во время нее тоже идет. Так что чем дольше и медленнее заряжаем аккумулятор, тем меньше теряем его емкости при каждом цикле заряда - меньше воды выкипит! 

Alex_Pchelkin

Цитата: Traveler от 20 Окт. 2010 в 03:18
Значит так, проанализировав материалы форума и особенности разных ЗУ и алгоритмов заряда, могу утверждать:
1. Кипение воды в аккумуляторах при заряде увы неизбежно! Ее выкипание ведет к потере емкости аккумулятора!
2. Из п.1. следует, что АБСОЛЮТНО ВСЕ ЗУ в той или иной степени - кипятильники! Каждый цикл заряда отнимает у аккумулятора какой-то процент емкости из-за кипения!
Да. Даже теретически нельзя зарядить без хотя бы одной разложившеяся молекулы воды. Ведь электролиз - процесс вероятностный, зависящий от напряженности поля  в растворе/раствор-электрод.

Цитировать
3. Наиболее злостным кипятильником являются ЗУ с компенсацией саморазряда малым током - вода продолжает кипеть и после полного набора емкости. Такие надо выключать как можно быстрее после полного заряда.
Собака зарыта в "как можно быстрее". На машинах аккумуляторы стоят годами под таким напряжением. Кипеть да, будет. Но здесь начинают работать экономические соображения время-деньги.

Цитировать
4. Интенсивность кипения/выкипания воды зависит от тока заряда, текущего напряжения и уже набранной емкости. Чем меньшим током заряжаем, тем меньше воды выкипит, но больше время зарядки.
Вот отсюда и выросли ноги у знаменитого тока заряда 1/10С. Но ведь у аккумулятора есть возраст и разный по качеству производитель. Никто ведь не заставит пенсионера пробежать стометровку как в молодости? Так и с аккумулятором. Адаптивные методы не смотрят на паспортную ёмкость,  как у  человека возраст по паспорту. Адаптивные методы дают аккумулятору как раз столько заряда в единицу времени, сколько он ещё может "съесть". А принцип очень простой и следует из минуса "кипятильников" - не допускать кипения в процессе набора ёмкости при любом её уровне. Кто сказал, что аккумулятор не умеет кипеть и при меньших напряжениях на нём?

Цитировать
И вывод из вышесказанного: требуется ЗУ с большим диапазоном регулировки зарядного тока и с полной отсечкой тока в конце заряда. Режим добивки не столь важен, если будем заряжать током <0.01C. Добивка видимо и нужна при токах от 0.01C и выше. Но и кипение во время нее тоже идет. Так что чем дольше и медленнее заряжаем аккумулятор, тем меньше теряем его емкости при каждом цикле заряда - меньше воды выкипит! 
Ну вобщем то да. Если заряжать нормальным током до 13.6-13.8, а затем снизить его до малой величины и отключить заряд совсем при достижении 14.5В.
Но при этом аккумулятору не будет проведена оздоравливающая терапия как при заряде адаптивно-импульсным методом.
Если не нужен универсальный прибор для нескольких типов аккумуляторов, то я бы рекомендовал вам купить ЗУ имени Сороки. Почему? Я выигрываю в универсальности, а он в совершенстве алгоритма для 12В SLA.
Измерение характеристик аккумулятора. Селекция способов заряда, разряда и восстановления. natrim.ru
Мои сообщения - утверждения и задачи без флуда.

Alex_Pchelkin

Цитата: Traveler от 19 Окт. 2010 в 18:50
 Alex_Pchelkin, хочу уточнить, ваше ЗУ после заряда постоянным током что делает? Дозаряжает снижающимся током, импульсами, или и тем и другим?  
Один и тот же 12В СА можно заряжать как классикой с ограничением тока и/или напряжения, так и с адаптивной добивкой=импульсы в конце. На выбор.
Измерение характеристик аккумулятора. Селекция способов заряда, разряда и восстановления. natrim.ru
Мои сообщения - утверждения и задачи без флуда.

Alex_Soroka

Цитата: Alex_Pchelkin от 20 Окт. 2010 в 07:58
Цитата: Traveler от 20 Окт. 2010 в 03:18
И вывод из вышесказанного: требуется ЗУ с большим диапазоном регулировки зарядного тока и с полной отсечкой тока в конце заряда. Режим добивки не столь важен, если будем заряжать током <0.01C. Добивка видимо и нужна при токах от 0.01C и выше. Но и кипение во время нее тоже идет. Так что чем дольше и медленнее заряжаем аккумулятор, тем меньше теряем его емкости при каждом цикле заряда - меньше воды выкипит! 
Ну вобщем то да. Если заряжать нормальным током до 13.6-13.8, а затем снизить его до малой величины и отключить заряд совсем при достижении 14.5В.
...и при этом с большой вероятностью вы попадете в "вечный заряд" :(

Посмотрите на "классические кривые заряда" SLA - там математическая кривая = экспонента. Т.е. она бесконечно приближается к "напряжению отсечки", и если вы попадете в равновесный процесс "зарядка+электролиз" то получите "вечный заряд"... и будет он как раз на всеми рекомендуемых "малых токах" :(

Alex_Soroka

Цитата: Alex_Pchelkin от 20 Окт. 2010 в 08:11
Ещё расскажите как вы ЗУ СТЭК не изучали.

:) СТЕК изучал.
Но там нечего изучать - там "классические качели", что было известно еще с времен СССР - вот по таким поделкам:
http://www.diagram.com.ua/list/zarjd.shtml

"поделку" эту я честно спаял еще лет 10 назад - и проверял ее в бою на нескольких АКБ - она не сильно-то и помогала ... Потом попался в руки СТЕК - который все то же самое делал (но без тупого 50гц "восстановления") но был оснащен "процессорными мозгами" :) и дикой ценой...

Traveler

  На мой взгляд, одной из причин кипения при заряде является наличие нескольких (в 12-вольтовом АКБ 6) банок/аккмуляторов. Из-за некоторого неизбежного дисбаланса между ними одни заряжаются раньше других и раньше начинают кипеть, что ведет к еще большему снижению их емкости. Замкнутый круг, увы. Самым правильным было бы наличие балансира на каждой банке, но ведь экономически неоправдано!
  По поводу адаптивно-импульсной добивки. Что дозаряд идет импульсами/качелями - понятно. А в чем все-же суть адаптивности? Что верхняя/нижняя границы качелей не фиксированы и могут меняться, в зависимости от конкретного АКБ?

METAL

Кипение бывает разным,с выделением пузырьков газа которые уносят с собой активную массу,в следствии чего и падает ёмкость,а бывает плавное разложение,и пузырьки не успевают образовыватьсю,диффузия однако.ИМХО.
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

Legeor

Цитата: Traveler от 20 Окт. 2010 в 13:01
А в чем все-же суть адаптивности? Что верхняя/нижняя границы качелей не фиксированы и могут меняться, в зависимости от конкретного АКБ?
Именно это я и стал подмечать, коммутируя вручную зарядник, наблюдая за амперами, вольтами и таймером....
Люблю своё Преображение

sykt

Цитата: Legeor от 02 Дек. 2010 в 04:46
Цитата: Traveler от 20 Окт. 2010 в 13:01
А в чем все-же суть адаптивности? Что верхняя/нижняя границы качелей не фиксированы и могут меняться, в зависимости от конкретного АКБ?
Именно это я и стал подмечать, коммутируя вручную зарядник, наблюдая за амперами, вольтами и таймером....
Адаптивность - термин сложный для понимании в нашем применении.
Зарядник Сороки определяет и емкость аккумулятора и динамику процессов в результате чего принимает решение о работе с аккумулятором. Точного алгоритма не опубликовано. Держится в секрете как НОУ-ХАУ.
Сайт популяризации технического творчества: http://samodelkin.komi.ru/index1.html

METAL

Как мне кажется- сделать адаптивный зарядник(со всеми его алгоритмами, "умом") под силу только человеку, полностью знающему обо всех примудростях работы СК АКБ, а иначе даже и заморачиваться не стоит, а то получится- либо нулевой результат, либо приближенно к классике. Ну а чтобы знать все их примудрости, нужно как минимум потратить десятилетия на изучение и опыты, по этому и не существует фирм выпускающих действительно классные ЗУ. :(
Гоняю на стартере, с дымком! :D
И не только! ;)

xaoyag

Я аккумулятор всегда представлял как банку воды, которую можно наполнить быстро или медленно, по капле или линув за несколько раз. Самый эффективный метод пока считают зарядку с использованием шим. А вот какой шим нужен аккумулятору? мало кто знает, да и у аккумулятора не спросишь как ему лучше. Но тем не менее (не знаю как там на счет стандартов ) а есть модели и производители которые применяют именно этот метод зарядки. И понятно по чему, он оправдывает себя, и частично помогает избавить от сульфатации, а частично не дает закипеть ( скажем в меньшей мере ) тому что есть внутри.
Теперь об остальном, заряжать постоянным током до отсечки то же что пытаться с одного раза налить в банку определенное кол во воды, или не дольешь или перельешь ( если будеш лить большим напором ) вот по чему потом чтобы дотянуть его до нужного количества нужна добивка.
По восстановлению, там по другому по этому я пропущу этот пункт. ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ СЧИТАЮ самым оптимальным вариантом использование зарядки со стабильным напряжением, ( со стабилизатором напряжения в схеме ) там все происходит по переменной, сперва пока акб разряжен на него идет ток со стабильным напряжением, по мере зарядки напряжение растет а ток падает, и в конце стабилизатор за час полтора дотягивает его до выставленного напряжения. Свою идею никому не навязываю и ни в коем случае не утверждаю что это самый лучший вариант, просто он простой для меня и судя по практике меня устраивает.
Если нужна помощь по техническим вопросам пишите