Перемотка якоря коллекторного двигателя.

Автор Влад Мак, 09 Март 2016 в 01:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Влад Мак

Давно была мечта попробовать свои силы в перемотке якоря.
А тут понадобилась дисковая пила, а в наличии только с неисправныя якорем.
Пытался аккуратно размотатьчтобы снять схему намотки, но компаунд настолько прочный, что даже с прогревом на газовой плите не удалось.
Обмотки снял, 14 пазов и 28 ламелей.в пазу, насчитал порядка 60 витков.
С завода было намотано двуххордовой намоткой.
Есть у кого то опыт в этом вопросе?

ups-power

До того как удалять обмотки,нужно делать определенные манипуляции со снятием параметров,с занесением в такую таблицу

ups-power

Начинаем заполнять первые четыре параметра соответственно рисунку

Влад Мак

Цитата: ups-power от 09 Март 2016 в 07:32
До того как удалять обмотки,нужно делать определенные манипуляции со снятием параметров,с занесением в такую таблицу
Эту картинку я до потрошения видел, но комаунд был мутным и в одном месте я его до этогорасковырял ( пытался соединить отгоревшие от ламелей проводники).
И даже снос по коллектору снять не удалось.
Потом уже паяльником удалось проследитьк какому пазу идет провод от первой/последней ламели.
Но, это было единственоое, т.к. из паза провод оборвался и двльше поторошил варварскими методами.
Это уже сейчас нашел рецепт - поварить несколько часом в щелочи и компаунд размягчится.
Есть справочник молодого обмотчика, так там пасписано, как мотать с нуля любой якорь.
Но, расписано не четко.
Если еще с последовательной намоткой разобрался, а параллельной ( двуххордовое или " елочкой" ) - есть  неоднозначности.

ups-power

У "елочки",катушка делится на две и наматывается из одного паза в два других.Например:паз1в пазы 4 и 5.Паз1 заполняется на половину,а пазы 4и5-на одну четверть.Следующая катушка из паза2 в пазы5и6,после паз2 заполняется на половину,а паз5 также на половину,а паз6-на одну четверть.Таким образом,в пазах обмотка располагается не в два,а в четыре слоя.При намотке в "елочку"нельзя соединять петли с пластинами коллектора.После намотки надо петли разрезать и концы катушек соединить в порядке их расположения на якоре

Влад Мак

Цитата: ups-power от 09 Март 2016 в 18:29
У "елочки",катушка делится на две и наматывается из одного паза в два других.Например:паз1в пазы 4 и 5.Паз1 заполняется на половину,а пазы 4и5-на одну четверть.Следующая катушка из паза2 в пазы5и6,после паз2 заполняется на половину,а паз5 также на половину,а паз6-на одну четверть.Таким образом,в пазах обмотка располагается не в два,а в четыре слоя.При намотке в "елочку"нельзя соединять петли с пластинами коллектора.После намотки надо петли разрезать и концы катушек соединить в порядке их расположения на якоре
Видно, что Вы в теме.
цепляю рисунок, что у меня получился от попыток размотать.
точно известно какая первая и последняя ламель заводской обмотки.
и на какой паз приходил провод от последней катушки (или полусекции).
Может как практик уточните из какой ламели приходил провод от этой крайней катушки?
и по предыдущей полусекции где было начало и конец ?

ups-power

Вы спрашиваете  о определении смещения первой ламели относительно первого паза.
Пишите название и маркировку пилы

ups-power

1паз укладываем в 7 и 8,  2 паз в 8 и 9.Укладываем в 7паз слева в 8паз справа

Влад Мак

Цитата: ups-power от 10 Март 2016 в 00:15
1паз укладываем в 7 и 8,  2 паз в 8 и 9.Укладываем в 7паз слева в 8паз справа
А направление движения провода вокруг вала имеет значение ?

ups-power

Слева на права мотаем(моя ставка),половины катушек разделяем через вал Если очень надо,то 0,4 сечение найдется.Обмотки с двигателя не в утиле еще?Взвесить и сколько грамм

Влад Мак

Цитата: ups-power от 10 Март 2016 в 07:53
Слева на права мотаем(моя ставка),половины катушек разделяем через вал Если очень надо,то 0,4 сечение найдется.Обмотки с двигателя не в утиле еще?Взвесить и сколько грамм
Первые два с половиной "блина" - комом.
Мотать начал по другой (симметричной, приведенной выше схемы), посчитав - что там картинка размотки последней катушки, а первая должна мотаться в обратную сторону.
Мотал проводом от петли размагчивания телевизора.
Но, с петлёй легко распустить не получилось, надо было карусель делать и начал распутывать на две катушки).
Ну, а раз две примерно одинаковые получились, то решил мотать двуххордовую с двух концов двумя отдельными проводами.
В общем, не понятно, чем мозги были заняты (терпение и усидчивость - никогда не были моими достоинствами), но намотал чёрти что - и по количеству витков в полуобмотках и по пазам и даже одну ламель пропустил :-D .
Даже не стал подпаивать провода к ламелям, а сразу размотал.
Второй раз решил , что для первой перемотки якоря всё таки надо начать самой простой последовательной намотки.
Но и тут не обошлось без казусов почти таких же.
Во втором случае решил всё таки все пропаять без пропитки и подключить.
Проверял пониженным питанием через транс (36 В).
Ничего не закрутилось. Гудел как трансформатор , только якорь залипал к статору.
Смена полярности подключения щеток - тоже ничего не дала. если не учитывать, что при включении в разных положениях ротора он всё таки поворачивается на некоторый угол, но при разных положениях - крутится в разные стороны.
Перемотал тем же проводом (места оголённые для подпайки к ламелям заизолировал малярным скотчем)  :laugh: .
Постарался максимально быть внимательным, но боюсь , что мне это не дано.
Хотя, надеюсь. что максимально что в этот раз напортачил - намотал везде не по 15 витков полуобмотки. а 14-16.
Но и в этот раз ничего не завертелось и даже изменение полярности щеток и положения якоря вообще никак не влияли.
Напоследок, решил поиграть положением щеток относительно ламелей коллектора, дабы узнать - вообще глухо или может не то "опережение зажигания" и не в ту сторону сдвиг и направление намотки.
Как ни странно - все закрутилось в положениищёток по 80 градусом он номинального положения.
Правда , ещё и крутилось в обратную от нужной стороны.https://youtu.be/hiTOG-U6M9I
Вот теперь и дилемма - придумать как закрепить щётки в работающем положении или перемотать новым  B-) (вернее другим) проводом по другой схеме.(той что изначально собирался , а не отзеркаленной (приверенной в этом сообщении).


   

ups-power

"Бог,любит Троицу"
Если надо,дам провода.В граммах или в метрах

Влад Мак

Цитата: ups-power от 15 Март 2016 в 20:41
"Бог,любит Троицу"
Если надо,дам провода.В граммах или в метрах
Да, проводов - хватает, тем более, что вы далеко живете.
Лучше рабочую схему скиньте какой либо пилы.
Ну или уточните-распишите ту что нашел на одном из сайтов:
- - " ... шаг 1-8. 8 витков 0.71 проводом. можно 0.67. работать будет не хуже. мотаешь провод по часовой стрелке,секции укладываешь в левую сторону. начало схемы сдвиг от центра паза 1.5 ламели в право."

Карман

Цитата: Влад Мак от 09 Март 2016 в 01:13
Давно была мечта попробовать свои силы в перемотке якоря.
...
Был у меня моцик, ЯВА 6-вольтная (с генератором постоянного тока). Не впечатлял меня этот постоянник, и слабоват и ток заряда на акк давал при сравнительно высоких оборотах. Загорелся идеей, решил вручную перемотать якорь "шоб стало лучше", но пообщавшись со спецами которые занимаются перемоткой двигателей, трансов и другой подобной техники, порывшись в литературе, я както приуныл - настолько это было сложно. Тут и подбор провода (сечение/длина), и сам провод должен быть не абы каким, а потом заливка компаундом с последующим вакуумированием и сушкой, а потом еще и балансировка - в общем головняк, и потренироваться было не на чем. Короче забросил я эту идею.
Ну раз уж вы взялись и у вас есть подопытный то могу  только пожелать удачи. И терпения.

Влад Мак

#14
Цитата: Карман от 17 Март 2016 в 15:19
Был у меня моцик, ЯВА 6-вольтная (с генератором постоянного тока). Не впечатлял меня этот постоянник, и слабоват и ток заряда на акк давал при сравнительно высоких оборотах. Загорелся идеей, решил вручную перемотать якорь "шоб стало лучше", но пообщавшись со спецами которые занимаются перемоткой двигателей, трансов и другой подобной техники, порывшись в литературе, я както приуныл - настолько это было сложно. Тут и подбор провода (сечение/длина), и сам провод должен быть не абы каким, а потом заливка компаундом с последующим вакуумированием и сушкой, а потом еще и балансировка - в общем головняк, и потренироваться было не на чем. Короче забросил я эту идею.
Ну раз уж вы взялись и у вас есть подопытный то могу  только пожелать удачи. И терпения.
В вашем случае, наверняка можно было обойтись без перемотки якоря, а просто увеличть количество витков в обмотках возбуждения.
Причем, можно было бы поставить переключатель, для подключения и отключения дополнительных витков.
В сети нашел пост, кде пишется о возможности снятия схемы намотки якоря без его потошения ' так называемым "колдуном".
Он представляет собой замкнутый магнитопровод с вырезанным сектором для установки якоря ( http://lib2.podelise.ru/docs/27307/index-97167.html ).
Обычно его используют для поска обмоток с КЗ витками.
Но, автор утверждал, что им можно определить расположение пазов обмотки по индуциремому напряжению на подключенной к ней ламелям.
Я в общем то так и пытался определтьь до разборки, но однозначных результатом не получил.
( правда, измерения производил по обратному алгоритму - подавал переменное напряжение на две соседние ламели и подковобразным индуктором ( посути, тем же "колдуном") с подключенным телефоном искал гудящую обмотку.
Но, так и не понял, где должно сильнее гудеть - возле паза с обмоткой или в среднем пазу между двумя пазами в которые уложена обмотка).
Хотел даже отдельную тему создать о этому вопросу к теоретикам электропривода.
Вроде и у самого образование близкое по профилю, но что то весь в сомнениях.
Была мысль обмотать якорь бумагой.
Подключить к двум ламелям постоянной напряжение.
Поднести якорь к железным опилкам и посмотреть распределение поля на лубцах и пазах.
Ну или еще был вариант с кучей компасов или просто иголок, окружающих вертикально стоящий якорь.

P.S.  О, елки-палки!
Если звенит полотно возле катушки с КЗ витком, то тогда замыкая две соседние ламели, можно определить местоположение обмотки с ними соединенные.