avatar_acyd

10 ведущих велозаводов СССР. Я нашел тут два своих велика. А вы ? :))

Автор acyd, 12 Апр. 2016 в 05:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

acyd

1. Минский мотоциклетно-велосипедный завод
Велосипед Аист ММВЗ. " Я хорошо помню, как мы расшифровывали аббревиатуру ММВЗ: "Малых молокососов возить запрещено", — причем не особо задумываясь, что фраза — про нас самих и есть."  :laugh:
Свою историю он ведет с 1945 года, а первые изделия этого белорусского завода поступили в продажу уже в 1947 году. Его оборудование было вывезено из Германии, поэтому велосипеды, а с 1951 года и мотоциклы (легендарный «Минск», который и поныне составляет производственный арсенал), отличались надежностью и долговечностью.

2. Харьковский велосипедный завод (ХВЗ)
Украина
Самый «непотопляемый» завод, сумевший выстоять и в тяжелые военные, и послевоенные, и в лихие 90-е годы. За счет талантливых конструкторов и инженеров, постоянно обновляющегося ассортимента и уже зарекомендовавших себя за долгие годы эксплуатации велосипедов, таких как «Турист», «Украина», сошедших с конвейера еще в 30-е годы, завод смог конкурировать с продукцией Китая, США и Европы.

Мужской дорожный велосипед В120 "Украина" – наиболее известный велосипед, выпускавшийся на Харьковском велосипедном заводе. Первые версии начали изготавливать ещё в 1926 году. Модель 1961 года. В отличии, от В110, велосипед В120 имел удлинённую раму, усиленные цепные вилки и стойки. Крепление стоек было сделано на болтах, вместо сварки. Втулка переднего колеса имела цельную конструкцию, что обеспечивало концентричность шариковых дорожек. Был установлен дополнительный ручной тормоз нового клещевого типа на обод колеса. Седло усиленное с дополнительной пружиной впереди и каркасом большей толщины. Багажник с цельнометаллическим корпусом без сварки и усиленными стойками. Передняя шестерня имела новый дизайн рисунка. Тормозной рычаг задней втулки крепился с помощью хомута.
Предусмотрены натяжки цепи на заднем колесе. Сумка для инструментов нового типа для удобной эксплуатации. Для улучшения внешнего вида были разработаны новые рисунки рамы и передней вилки.

Мужской легкодорожный велосипед В-31 "Турист" выпускался в Харькове на велосипедном заводе имени В. И. Петровского. Велосипед предназначен был для езды по дорогам с твердым покрытием и на проселках с укатанным грунтом.

Устройство легкодорожного велосипеда В-31 "Турист" :hello:
- вилка – закрытая, паяная из стальных труб;
– рама – закрытого типа стальная;
– руль – спортивного типа или дорожный;
– колёса – коробчатые обода из алюминиевого сплава;
– передний тормоз – ручной, клещевой;
– задний тормоз – ручной, клещевой;
– втулка заднего колеса – бестормозная с трещоткой на 3 звёзды;
– переключатель передач – параллелограмного типа;
– педали – облегчённые с литым корпусом с возможностью установить туклипсы;
– седло – с мягкой или жёсткой покрышкой.

3. Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)Завод с вековой историей, мощности которого большую часть времени были направлены на оборонную промышленность. Тем не менее долгие годы (пик производства приходится на начало 40-х и середину 50-х годов прошлого века) выпускал мотовелосипеды марки 16-В, модификации 16-В1 и 16-ВМ, на базе которых был разработан легкий мопед МВ-18 (1972-1975).

Велосипед дорожный для взрослых 10 – В ЗИФ выпускался на Пензенском ПО "Завод имени Фрунзе".
Устройство велосипеда 10 – В ЗИФ
- вилка – из стальных труб;
– рама – закрытого типа, трубчатая;
– руль – поворотный, дорожного типа с возможностью установки вверх или вниз;
– колёса – стальные обода, покрышки с проволочными бортами;
– переднее колесо – 32 спицы 300 мм;
– заднее колесо – 36 спиц 294,5 мм;
– тормоз – барабанного типа во втулке заднего колеса;
– втулка заднего колеса – со свободным ходом, тормозная;
– педали – дорожные с резиной;
– седло – жёсткий каркас с кожаным верхом, с тремя пружинами;
– задний багажник – трубчатый с пружинным прижимом.

4. Московский велосипедный завод (МВЗ) Самый прославленный завод, на котором был разработан для спортивных соревнований гоночный велосипед «Москва-80». На нем объезжали свои треки участники олимпиады 1980 года в Москве. Конструкторами были учтены перегрузки, поэтому применялись колеса с ободьями из профилированных труб, сделанные из сверхпрочных сплавов, чтобы выдерживать езду по различным участкам дороги.

Что нам известно о том времени, когда в середине 70-х СССР получил право на проведение олимпиады 1980 года? Естественно, тогда партия и правительство решили использовать этот факт в идеологических целях тоже, а еще советская промышленность получила огромный стимул и финансирование для того, чтоб это мероприятие успешно осуществилось. Карусель завертелась знатная.
Среди всего этого из ЦК прошла мысль — наши спортсмены должны выступать на отечественном инвентаре. Сказать-то сказали, да как это осуществить.

Я думаю, не один тренер различных сборных искал пути того, как эту мысль ЦК избежать. И, видимо, это удалось, используя формулу «нельзя гарантировать высокий спортивный результат на инвентаре не прошедшем должной апробации». Наверное, с облегчением вдохнули и многие спортивные НИИ, понимая, что, даже имея свои наработки догнать за один олимпийский цикл зарубежных производителей не удастся. И еще, видимо, на тот период в СССР сформировалось сильное лобби зарубежных производителей спортивного инвентаря.

Теперь ближе к велосипеду — на чем выступали наши сборные в то время? На треке это RIH, De Rosa, Cinelli, CNC. На шоссе — тут почти 99% Кольнаго. Приятным исключением из этого правила была сборная Эстонии, которая выступала на De Rosa – очень достойном велосипеде.
Думали ли в руководстве велосипедных сборных менять что-то в инвентаре? Да нет, конечно! И это правильно.

А тут появляется настырный человек из ЦКТБ г. Харьков и что-то пытается сделать и доказать. Этим специалистом был Георгий Иванович Панин. И «М-80» мы обязаны именно ему. Он начинает постоянно наведываться в сборные, пытаясь понять, предугадать, а то и просто выполнить «капризы» их руководства. Не являясь гонщиком, ему подчас просто тяжело и он находит единственно возможный на тот период путь для решения задачи: раму нужно делать из импортных труб (на тот момент это были трубы фирмы Witberg), оборудование будет склонировано с Campagnolo, а за прототип рамы был взят Colnago Mexico (на этой модели сборная СССР победила на олимпиаде 1972 года в Мюнхене).

Выбор прототипом Colnago Mexico (велосипеда, предназначенного для командной шоссейной гонки на 100 км.) обусловлен тем, что данный вид шоссейной программы для СССР был превалирующим – победы на олимпийских играх 1972, 1976 и ЧМ того периода.

И началось: Панин с сотоварищами делает, Капитонов и сборная смеется. Панин переделывает — и все повторяется снова. Капитонов и сборная так и не поняла главного — своим отношением к проекту «М-80» они очень сильно помогли Панину в его работе. В общем, можно сказать, что Панин сборную таки достал.

Окончательный вариант 4-х велосипедов для командной гонки были привезены им в тренировочный лагерь сборной. Капитонов на свое усмотрение передает эти образцы наиболее атлетичным гонщикам сборной: Пикуусу, Чуканову, Чаплыгину, Журавлеву с напутствием сломать велосипеды в течение недели (неделя это срок командировки Панина). Несмотря на такой подход со стороны руководства сборной сломать велосипеды не удалось. В этих испытаниях лопались только экспериментальные титановые спицы.

После этого следующая партия велосипедов решением спорткомитета СССР была передана для следующих испытаний в спортивный клуб «Локомотив» г. Ленинград тренеру А. А. Кузнецову. Велосипеды были переданы весной 1979 года в канун сочинской гонки. Эти велосипеды также были предназначены для командной и индивидуальной гонок.

Но решением тренера Кузнецова велосипеды эксплуатировались в горных условиях Сочинской гонки. В результате чего лопнули следующие детали:
пустотелые титановые валы каретки;
облегченные шатуны.
А ведь данные детали, как и велосипед, предназначались для использования в командных и индивидуальных гонках.

Через своего патрона Романова Кузнецов пожаловался в ЦК в результате чего Г. И. Панин был уволен. При этом в расчет не приняли экспериментальный характер работ и использование титана — инновационный на тот момент материал.

Указанные выше велосипеды весили менее 8 кг. На лицо было и переоблегчение, и неадекватное использование.

С этого момента мелкосерийный выпуск шоссейных велосипедов «М-80» сворачивается и до конца 1979 года изготавливаются единичные экземпляры по индивидуальным заказам отдельных гонщиков, спортивных команд и спорткомитета.

Всего было выпущено около 52-х велосипедов для различных видов гонок на треке и шоссе. Таким образом «М-80» «выжил» и занял свою нишу среди велосипедов, выпускаемых по индивидуальному заказу. А параллельно с этим у руководства сборной (речь идет о шоссейной команде) решался вопрос, на велосипедах какой фирмы ехать олимпиаду. Это напоминает нынешние тендеры, но тогда, как и сейчас, не все участники тендера одинаково равноправны. Быть спонсором хоть и сильной сборной, но без гарантий на победу некоторые опасались. Colnago рискнули, даже не рискнул, он просто продолжал делать свое, не первый год начатое дело. А вот Bianchi испугались. Лично я думаю, им этот испуг до сих пор «аукается». Остальные игроки были не настольно финансово сопоставимы с Colnago и тоже не рискнули. А может их просто и не выбрали в силу разных обстоятельств...

Что же получилось из темы «М-80»? А получился высокого европейского уровня велосипед (европейские страны тогда были законодателями велосипедной моды и мировыми лидерами велопроизводства).
Если учесть, что из стали на этом велосипеде, кроме рамы и вилки, естественно, были изготовлены только тросики, спицы (в дальнейшем), дорожки и тела качения и еще чуть-чуть, то заявленный вес 8,25 кг. при росте рамы 56-58 более чем реален. Как пример, задний переключатель «М-80» вместе с болтом крепления весил 175 грамм, для сравнения, на тот момент самый легкий задний переключатель Campagnolo без болта крепления весил 182 грамма. В титановой трещетке отыгрывали еще несколько десятков грамм. И так можно продолжать по каждой детали.

Правда, такое облегчение не могло не сказаться на ресурсе и выводило эти велосипеды из тренировочного процесса только в соревновательный. Тут появляется хороший повод для перехода на международную кооперацию по комплектующим, но на тот момент, наверное, это было невозможно и лишило бы «М-80» определенного шарма. :)
Р. И. Воронцов подключился к проекту «М-80» сразу по приходу на работу в ЦКТБ велостроения в конце 1978 года, т.е. на завершающем этапе работ. И больше занимался модификациями трековых вариантов «М-80».

«Тахион» не является продолжением темы «Москва-80». Рамы различных моделей этого велосипеда разрабатывались без упора на иностранные аналоги. Первичная направленность шоссейных рам «тахион» — использование их в групповых, горных гонках и критериумах. Ради экономии времени на первом этапе этой темы использовалась техническая документация на некоторые комплектующие от «М-80».

5. Авиационный завод имени Чкалова (ЗиЧ), НовосибирскШедевром отечественного «велопрома» бесспорно можно считать велосипед «ЗиЧ-1». Эта марка позиционировалась как самый технически оснащенный велосипед того времени. Этот велосипед мог похвастаться стальной рамой, подкрылками, механизмом переключения скоростей, багажником и спортивным рулем. Такие характеристики обеспечили «ЗиЧ-1» любовь профессионалов.

Особенности в конструкции велосипеда ЗИЧ-1
- ручные задний и передний тормоза;
– картер цепи;
– спортивный руль;
– система переключения 3-х передач;
– фара на переднем крыле;
– динамо (генератор электричества);
– оригинальный дизайн.

6. Завод имени КироваВыпускал велосипеды КВД, предназначенные для детей от 4-х до 8 лет. Для удобства и безопасности заводом-производителем предусматривались опорные ролики, что гарантировало устойчивость. Эти велосипеды стали прототипом всех современных велосипедов для детей.
О да, у нас такой еще жив ))) Гонять на нем было здорово, хотя усилий требовалось больше на педалях, чем тем, кто их крутил на "Салюте" или "Каме"  :~-( :sorry:

Устройство детского велосипеда КВД
- вилка – сварная из стальных труб;
– рама – прямотрубная, сварной конструкции;
– руль – регулируемый по высоте;
– колёса – стальные обода с пневматическими шинами;
– передний тормоз – поршневого типа;
– задний тормоз – ?;
– втулка заднего колеса – тормозная, со свободным ходом;
– седло – пластмассовое, регулируемое по высоте.

7. Шяуляйский велосипедно-моторный завод Литовской ССРПрославился тем, что долгие годы производил подростковый велосипед «Орленок» (на литовском «Эрелюкас») и велосипед для девочек «Ласточка» («Крегждуте»). По всем показателям эти «байки» были прочными, легко ремонтирующимся и оснащены дополнительно фарами, багажником, звонком, насосом и генератором питания.
Велосипеды предназначались для поездок по любому дорожному покрытию. Завод укомплектовывал велосипед аптечкой для ремонта шин, маслёнкой, насосом со шлангом и насосодержателем, сумкой с инструментом и звонком. На велосипеды для мальчиков устанавливался багажник, а на велосипед для девочек защитная сетка с крючками и сеткодержателем, а также щиток для цепи.
Часть велосипедов за дополнительную плату комплектовалась генератором с фарой, счётчиком пройденного расстояния, зеркалом заднего вида и щитком цепи.

Технические характеристики велосипедов "Орлёнок и "Ласточка"
- База (расстояние между центрами втулок колёс) – 975 мм.
- Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) – 460 мм.
- Длина шатунов – 140 мм.
- Размер шин – 533 х 37 мм (24″ х 1,1/2″).
- Число зубьев передней звезды – 44.
- Число зубьев задней звезды – 19.
- Цепь – втулочно – роликовая 12,7 х 3,4 со 100 звеньями.


8. Жуковский велосипедный заводВ-925 – комбинированный трёхколёсный спецвелосипед выпускался на Жуковском велосипедном заводе. Назначение: для людей пожилого возраста и перевозки грузов. Мог быть быстро переоборудован в двухколесный и наоборот
Этот велосипедный завод, находящийся в г. Жуковка Брянской области, изготавливал такую популярную марку велосипедов, как «Десна». Первоначально это был велосипед для взрослых с закрытой рамой, позже к модельному ряду добавился велосипед дорожный, складной — «Десна» 113-221. Вместо прямой рамы он имел изогнутую, а также колеса меньшего диаметра.

устройство велосипеда "Десна" В 140 ;-)
Рама – стальная, закрытая.
Передняя вилка – стальная.
Руль – из стали, полувысокий, с штампованным выносом.
Колёса:
– шины – бортовые;
– обода коробчатого сечения, стальные.
Задний тормоз – барабанный во втулке колеса.
Задняя втулка – тормозная, свободный ход.
Седло – подпружиненный каркас, мягкое покрытие.
Педали – дорожные с резиной и светоотражателями.
Багажник – усиленный, с цельными стойками и пружинным прижимом.

9. Пермский машиностроительный заводУрал  :exactly: :run: УРАЛ жил, Урал жив, Урал будет еще жить! Правда, с нашим могучим великом двоюродный племяш умудрился под колесо авто угодить...пострадал только велик - колесо было похоже на восьмерку по форме  :-D
Производил «рабочих лошадок» для жителей многих отдаленных сел страны, где мужской дорожный велосипед «Прогресс», велосипед для взрослых «Урал», складные велосипеды «Кама» и «Салют» оставались самым доступным видом транспорта.

Устройство дорожного велосипеда В 110 Кама "Прогресс"
- вилка – сварная из стальных труб;
– рама – трубчатая, сварная;
– руль – дорожный;
– колёса – коробчатые, стальные обода под покрышки с проволочными бортами;
– переднее колесо – 32 спицы длиной 300 мм;
– заднее колесо – 36 спиц длиной 294,5 мм;
– тормоз – барабанного типа во втулке заднего колеса;
– втулка заднего колеса – тормозная, со свободным ходом типа "Торпедо";
– педали – дорожные с резиной;
– седло – кожаное, с двумя вертикальными пружинами;
– багажник – штампованный с пружинным прижимом.
- Вес (без дополнительного оборудования и принадлежностей) – 14,6 кг.

:kidding:
Устройство складного велосипеда 114—912 "Салют″
- Вилка передняя – из стальных труб с круглого сечения;
– Рама – открытого типа, стальная с литым замком складывания и поперечной трубой жёсткости между нижней и подседельной трубой;
– Руль – высокий стальной, с литым удлинённым выносом и регулировкой по высоте;
– Колёса – обод стальной коробчатый;
– Шины – бортовые;
– Педали – дорожного типа, стальные;
– Втулка задняя – со свободным ходом, тормозная;
– Тормоза передние – ручные кантилеверного типа;
– Тормоза задние – барабанного типа;
– Седло – регулируемое по высоте на стальном каркасе, пружинами и полужёстким покрытием из кожзаменителя;


10. Горьковский автомобильный заводГорьковский завод, выпускающий велосипед «Школьник» для детей от 10 до 14 лет, на долгие годы сделал его полноправным хозяином многих улиц и дорог. «Школьник» имел специальные бугристые шины для прочной сцепки с любым покрытием – даже со скользким песком или глиной.

Велосипед "Школьник" предназначался для мальчиков и девочек до 10 – 11 лет. Выпускался на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения "ГАЗ". Один из самых популярных велосипедов среди детей в Советские времена.
У велосипеда была открытая рама, задняя втулка имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жёстким каркасом. Ранние модели для мальчиков выпускались с закрытой рамой. Годы выпуска 1979-1993.

Что еще из популярного мы забыли ? Всех моделей не перечесть...но любимые марки остаются в памяти и в жизни!  :eureka: :run: :run:

ReSharVladimir

С отрочества пользую В-138 "Минск" минского велозавода. (По сути аналог "Украины") Сейчас, правда, заменена задняя втулка, покрышки и раму сменил на складную. (Старая рама висит в сарае на даче). Состояние рабочее.
И еще: если мне память не изменяет, у горьковского велозавода первые партии велосипедов с открытой рамой назывались "Школьница", в отличии от велосипедов с традиционной рамой - "Школьник".
Кто хочет делать - находит средства, кто не хочет - ищет оправдание. (С.П.Королев)
Качественные электросамокаты, мотор-колеса для самокатов, велосипедов и мотоциклов продаются тут.
http://elsamokat.narod.ru/

Steel RAT

В деревне катался на Орленке. Фото 1985 г.

Ломучий ужасно. Рама сварена у стакана.
Заднее крыло не родное.
Седло горизонтально не держалось никак.
Клинья расшатались, педали разваливались, каретка люфтила.
Щиток, багажник... не, не знаю такого. 
Вот так делали в СССР.  ;-D
Массовая культура - синоним низкого качества.
Люди... они какие-то странные. По одному и тому же поводу каждый думает что-то своё.

acyd

Цитата: Steel RAT от 12 Апр. 2016 в 20:59
В деревне катался на Орленке. Фото 1985 г.

У нас Салют еще живехонек! подростковый на вырост удобный ) жив и Урал  с черной рамой и кожаной аптечкой  :exactly: Гоняем летом по полям! Детский Школьник, увы, пришлось пока убрать в архив - очень трудно было найти нужную резину. Мелочь гоняет на новом внедорожном детском - не жалуется, ножки тренируют )

yuri

В детстве гонял на "Орленке". Сейчас купил дачу, среди хлама бывшего хозяина нашел старую раму, похожую на раму от "Украины" (но судя по каретке похоже на Минск), восстановил велосипед и теперь катаюсь по дачному кооперативу, хотел сделать электрическим, но жаль было портить раритет.
Электротаврия 28S6P (28 консерв Ниссан-лиф+28S2P LG e63). ДС3.6 37000 км

Slider

Я, помниться, в школьном возрасте "школьника" разломал напополам ;)
Eltreco TT - компактность и комфорт. 70 в + MaxController + МАС 6Т = 55 км/ч. Электросамокат Е-Twow S2 Booster plus.

Толян

Салют до сих пор живой, как ни странно, снял с него сиденье с пружинами и поставил на ашанвел :)
Производство, ремонт, тюнинг.
С уважением, Анатолий.

Optima Watson

Передний MXUS 01F; 48V, 750W, Контр. GP-1200W синусный, 48V, 30A. Литий-ион XL Panasonic 48V, 16Ah, 30А.
Задний КТ-GTS1000; 48V, 1000W, Контр. GP-1500W синусный, 48V, 45A; LCD8HU; Литий-ион Tesla 21700 48V, 20Ah, 50А.
Донор Optima Watson-2014, 26". Макс. до 60 км/ч. Вес 40 кг.

DEN

Сколько заводов делали велосипеды и сколько названий, сложно перечесть..
про Горьковский велозавод могу чуть рассказать, его корпуса стоят на окраине Нижнего Новгорода, отдельно от самого автозавода Газ.
ранние версии великов этого завода, кроме школьника, я не помню по названиям, тк еще молод был. Знаю, что последними его моделями были Кузя(детский), Каскад, Лама, Пони, Олень(взрослый, редко видел), возможно еще другие были. Лама и Пони по-моему были схожи, может Пони чуть побольше была, не помню точно. Больше распространены были Каскад Люкс и Лама Люкс их рамы были разборными в середине. Дядька там работал, ему делали втулки нестандартные, с большими фланцами, была там ванна для хрома, он почти мотовилку хромировал всю. Лет десять назад завод уже не работал как Вело, потом там возили какие-то автокомпоненты, но не долго, он стал банкротом, его много раз продавали, но не купили, сейчас цеха полупустые и территория полностью заброшена, но вроде охраняется.
https://www.youtube.com/watch?v=dYRLA-_rW7c
если найдете на нашей карте меня, то я стою ровно по центру горьковского велозавода ;-)